Здравствуй, дорогой друг. Знаешь ли ты, что такое парапсихология? Это пачка разнообразных псевдонаучных дисциплин, направленных на изучение всяких сверхъестественных психических способностей у людей и не только. Когда-то изучением этой темы занимались серьезные ученые мужи, а сейчас она активно эксплуатируется для создания разнообразного развлекательного контента. И вот одна студия решила взять тему сверхспособностей, настоять ее на не менее благодатной теме холодной войны и добавить щепотку порабощения мира. А о том, что же у них получилось мы и поговорим сегодня, поэтому устраивайся поудобнее, а я расскажу тебе про Psi-Ops.
Начнем по традиции с информации о игре:
В 2004 году студия Midway Games, что создала такие игры как Area 51 и целую стопку игр из серии Mortal Kombat, выкатила на полки американских магазинов свой шутер с видом от третьего лица приправленный всякими сверхспособностями под названием Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy.
Стоит отметить, что 2004 год был очень щедр на разнообразные шутеры: Far Cry, Painkiller, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, Doom 3, Killzone, Half-Life 2, Metal Gear Solid 3: Snake Eater. И не смотря на столь высокую конкуренцию Psi-Ops была принята весьма тепло и смогла получить как хорошие отзывы критиков, так и любовь геймеров.
И видимо финансовый успех у игры был настолько велик, что в 2007 году как гром среди ясного неба прогремел судебный иск против Midway Games. В суд на именитого издателя подал писатель по имени Уильям Л. Кройфорд III, на сколько я понял, он работал сценаристом в сериале Star Trek: Deep Space Nine и фильмом Психопат 1991 года. Претензия была весомая: злобный издатель обвинялся в воровстве сценария, персонажей и их способностей. Оказалось, что данный писатель еще в 1998 году написал сценарий с таким же сюжетом про правительственных агентов с пси-способностями и назвал его “Psi-Ops”. Как-то слишком много совпадений. Ко всему прочему Уильям утверждал, что пытался неоднократно продать свой сценарий, и даже обсуждал его с Midway. Свой ущерб Уильям оценил в полтора миллиона вечнозеленых долларов и многие были уверены, что он их получит, но в 2008 году окружной суд штата Калифорния вынес решение в пользу игровой студии, поэтому Midway продолжила намазывать на себя доллары толстым слоем. Хоть и не долго — в 2009 году студия обанкротилась.
Видимо на радостях от победы в суде все в том же 2008 году Midway games начинает распространять Psi-Ops бесплатно: любой желающий мог бесплатно без регистрации и смс скачать и полностью пройти игру. Однако в игре присутствовала реклама, и для ее отключения нужно было кидать деньги в монитор.
Первоначально Psi-Ops разрабатывалась на уже доживающие свой век PS2 и Xbox, а потом уже портирована на ПК. Данный факт крайне отрицательно сказался на визуале игры: графика откровенно слабая, модели угловатые, анимация дерганая, а управление на боярской платформе иной раз подкидывает сюрпризов. Хотя кривости анимации, как и проблемы с управлением, могут быть обусловлены некачественным портом.
Но в противовес корявенькой визуальной части — в игре весьма качественный звуковой ряд, который грамотно и гармонично дополняет происходящее на экране. Ко всему прочему к созданию саундтрека приложила руку американская рок-группа Cold, что записала для игры 4 трека, выступала с ними на выставке Е3, а в дальнейшем выпустила клип на одну из песен.
Русских геймеров данный проект посетил только в декабре 2005 года под названием “Psi-Ops: Врата разума”, локализатором и издателем выступила компания «Новый Диск». Локализация получилась удачная: голосов много, звучат прилично и критичных косяков нет. Есть конечно наигранность и излишний пафос, но это вполне вписывается в общую атмосферу игры.
Перейдем же к сути:
Сюжет игры хоть не шедеврален и сильно отдает боевиками категории В, но следить за ним приятно. Каноны жанра однозначно соблюдены: крутой и пафосный герой со своей подругой против крутого и пафосного злодея. Предательства и предсказуемые “неожиданные повороты” и все это сдобрено каноничным злобным смехом.
Сам сюжет начинается во времена холодной войны: две сверхдержавы использовали все средства для превосходства над противником, поэтому в определенный момент США и СССР запустили проекты по изучению людей со сверхспособностями и использованию этих граждан в военных целях.
Вообще ходят слухи, что подобные исследования реально были и в интервью разработчики утверждали, что собирали информацию об этих исследованиях и чуть ли не общались с причастными к ним людьми.
Как данная программа называлась в стране серпов и молотов не известно, а в США данный проект был назван Mindgate (врата разума). Руководил этой всей затеей генерал Уильям Крейгер. Способностями данный персонаж не обладал, но благодаря идеальному послужному списку был поставлен во главу проекта. По итогу был создан одноименный отряд бойцов, обладающих разнообразными сверхсилами. В этот элитный отряд боевых экстрасенсов попадает главный герой игры — Ник Скрайер.
К концу холодной войны финансирование прекратилось и проект “Врата разума” закрылся. Товарища генерала данный факт не устроил и он создал организацию под названием “Движение”, куда смог привлечь преданных людей с “Врат разума”, а в дальнейшем завербовал мощных псиоников со всего мира. Миссией организации является, кто бы мог подумать, установление власти над миром определенного круга пси-элиты.
Ник отказался принимать участие в этой авантюре и ему стерли память о всех событиях проекта “Врата Разума”. Теперь он стал простым, но очень крутым, сержантом, а генерал и его организация начала свой путь к мировому господству.
Спустя какое-то время целая армия бойцов “Движения” атакует разнообразные промышленные и военные объекты, захватывая в плен всех подряд. И как не сложно догадаться Ник Скрайер оказывается на базе организации в роли пленника. С этого момента и начинается игра.
Стартует она правда с не самой лучшей своей части: первое время игра пытается изображать стелс и заставляет игрока прятаться, красться и тихонько постреливать солдат. И делать это абсолютно не интересно.
Начнем с того, что стэлс не вызывает положительных эмоций: разработчики конечно наделили недругов зрением и слухом, но работают они не очень. В результате враг то в упор не видит Ника, то замечает ползающего в тени героя на большом расстоянии.
Со стрельбой все тоже не очень хорошо: в результате не качественного порта игры на ПК мы имеем стрельбу с неким подобием автоприцела, что крайне не удобно.
Ко всему прочему Ник таскает на себе только два оружия, причем одно из них пистолет, а его полезность фактически никакая. В целом у любого оружия эффективная дальность заканчивается метрах на 10, а дальше дикий разброс и убойная сила как у пенопласта. У снайперской винтовки показатели несомненно лучше, но при лицезрении врага через перекрестие оптического прицела складывается впечатление, что Ник с похмелья и удержать винтовку ровно не может. Прибавим к этому дерганное управление мышкой и убийство со снайперской винтовки начинает представлять challenge.
Там же на этой базе нам встречается боевая подруга героя со времен проекта “Врата разума” — Сара, которую Ник не узнает по причине амнезии. Девушка оказывается агентом правительства, что желает развалить всю организацию изнутри и хочет помочь Нику спастись. А в подтверждение своих благих намерений она выпускает героя из камеры и вкалывает ему препарат, который постепенно вернет память и соответственно все суперсилы. Вернет конечно же не сразу — воспоминания размазаны по игровому таймлайну ровным слоем, и каждая способность всплывает в памяти в нужное для игры время.
Первой сверхсилой, которую Ник вспомнил, является Телекинез. И с его появлением игра преображается и полностью меняет темп. Разработчики прописали всем объектам на локации физические свойства, а движок Havok 2.0 показывает на что он способен и отрабатывает эти свойства по полной. Герой, как заправский джедай, отправляет в полет ящики и взрывающиеся бочки, втыкает солдат в стены, попутно подтягивая к себе патроны и аптечки. Все это выглядит и ощущается крайне круто: у тушек солдат есть не только простой рэгдолл, они еще пытаются брыкаться, а некоторые и отстреливаться, пока герой поднимает их в воздух силой мысли. Ящики ломаются, стекла разбиваются, бочки взрываются, а запущенный в коридор огромный мраморный шар с грохотом размазывает встретившихся на пути солдат. Огнестрел на долгое время отойдет на второй план, ведь зачем вступать в перестрелки, страдая от кривой реализации оружия, теряя крайне скромный боезапас и здоровье, когда можно взять и шваркнуть недруга тумбочкой по голове? С первоначальными врагами это действо сильно напоминает избиение щенков.
Отпадает необходимость в стелсе — враги не успевают нанести Нику серьезного урона, до того как начнут летать по локации.
По началу разгуляться с телекинезом особо не выйдет: у героя есть энергия, которая расходуется на использование способностей и кончается она довольно быстро, а контейнеры с местной манной попадаются не часто. Но через какое-то время нам дают новую способность: опустошение разума. С помощью этой способности мы просто высасываем из вражеских солдат так нужную нам энергию, попутно взрывая бедолаге голову. Но для наилучшей эффективности обрабатывать нужно живого врага, ибо выдаст такая “батарейка” больше энергии чем мертвая, а если в пылу битвы у нее в голове окажется свинец, то придется искать новую жертву. No brain — no drain.
Телекинезом и Опустошением разума список способностей не ограничивается, всего их 6:
Удаленное видение позволяет покинуть физическое тело и погулять по локации в виде бестелесного духа. В этом виде героя никто не замечает, а он может проходить сквозь двери. Но причин использовать эту способность часто попросту нет. Есть несколько сюжетных моментов, когда нужно проникнуть в закрытое помещение и подсмотреть код открытия двери, но в остальном способность бесполезна, по крайней мере на нормальном уровне сложности.
Контроль над разумом — Ник берет управление вражеским солдатом, при этом тело Ника остается беззащитным. Способность весьма полезная и используется частенько: можно захватить солдата и убить пару соратников, а затем самовыпилиться. Используется и в сюжетных моментах, например когда нужно нажать 2 кнопки в разных концах коридора, а времени всего 5 секунд.
Пирокинез — Герой кидает перед собой нечто вроде огненной волны. Весьма полезный инструмент экстерменатуса вражин. К тому же в игре реализована фишка с горением предметов: если поджечь один ящик — то через короткий промежуток времени загорятся ближайшие к нему, а если рядом есть взрывоопасная бочка или баллон, то он несомненно рванет.
Просмотр ауры — последняя способность, которую получает Ник. Данная способность отправляет героя в наркотрип дает возможность видеть за пределами человеческих возможностей: Ник сможет видеть скрытые проходы, секреты, недоступные человеческому взгляду, ауру людей и сможет обнаружить невидимых врагов.
Несмотря на удобство и смертоносность телекинеза, придется использовать все способности, а во второй половине игры даже взять в руки огнестрел, ведь враги хоть не разнообразны, но многочисленны.
Большую часть игры нам будут противостоять простые солдаты. Это захваченные организацией “Движение” люди, которым промыли мозги. Под действием гипноза эти ребята без лишних вопросов выполняют приказ руководства, не обращая внимания на усталость, боль или отсутствие конечностей. Таких марионеток в игре 3 вида:
Первый — самая простая и многочисленная каста солдат, которым просто форматнули мозг, скромное вооружение и броню компенсируют численным превосходством. Используют в основном пистолеты-пулеметы и дробовики.
Второй — более серьезные противники, которым не только почистили мозг, но и провели некоторое внушение. В результате это более хитрые и умные противники, которые способны стрелять в Ника, даже болтаясь в воздухе под действием телекинеза. Вооружены серьезнее чем первый тип: кроме ПП и дробовиков владеют автоматами и гранатометами. По факту те же тупые болванчики, просто чуть умнее и толще.
Третий — самый опасный. К перепрошивке мозгов этих ребят подошли конкретно, в результате получились суперсолдаты, обладающие серьезными навыками. Вооружены в основном автоматами и дробовиками, но попадаются ребята с гранатометами и огнеметами. Облачены они в прочную и герметичную броню. Всегда настороже и в режиме боя не подвластны действию телекинеза или управления разумом, так же их броня способна нейтрализовать один заряд пирокинеза, а второй уже нет хе-хе.
Ближе к окончанию игры появится новый враг: твари ауры. Это энергетические монстры, призванные в наш мир из другого измерения одним из псиоников “Движения”. В состоянии покоя невидимы для человеческого глаза и просто плавают по локации, уныло завывая, но стоит подойти ближе и они с пронзительным криком материализуются и кидаются на героя, как хипстер на айфон. Атакуют всегда вблизи либо крайне мощным ударом, либо охватывают героя и одним движением выгрызают весь мозг, прям как твоя бывшая. Умирают быстро — достаточно пары пуль из любого оружия, но ситуацию усугубляет то, что они крайне быстрые, а их крик привлекает 5-6 таких же тварей.
К одушевленным недругам можно отнести еще Лаборантов и техников. Лаборант вредит тем, что может включить тревогу, а техник всеми силами пытается втащить гаечным ключом, но и те и другие слабы и особой опасности не представляют.
Есть еще пара вредоносных штук — автоматические турели и силовые мины. Турели, хоть и способны нанести существенный вред, но умирают быстро и встречаются крайне редко. Мины тоже встречаются всего пару раз за игру, но нервы могут потрепать. Начнем с того что они невидимы в обычном режиме — нужно использовать “видение ауры”. К тому же они висят в воздухе, причем большими группами. Не реагируют на любые неорганические объекты, но при контакте с человеком, даже мертвым, — последнего сразу разрывает в кровавый туман. Причем хитбокс у этой штуки бывает кривоват и Ника может изничтожить даже если он просто прошел слишком близко к этой штуке.
Этот малый список врагов разбавляют боссы, коих здесь не мало, а битвы с ними обмазаны пафосом чуть более чем полностью.
Чего стоит слепой монгол по имени Иов Леонов, что своим сознанием подчинил своей воле целую армию и ловко ею управляет?
Или мастер телекинеза — Эдгар Баррет. Огромный негр в малиновом пиджаке с непомерным эго, ненавистью к людям и проблемами с управлением гневом, который будет силой мысли кидать в героя вагоны, цистерны и контейнеры.
А как на счет бывшей наемной убийцы на службе у правительства Китая? Мастера иллюзий, по имени Вей Лу, причем действительно мастера — ее способности настолько сильны, что она без труда скрывает в центре мегаполиса два гигантских небоскреба. Данная милая особа сначала заставит героя побегать по лабиринтам галлюцинаций, сталкиваясь с призраками убитых им солдат, а потом превратится в трехголовое, плюющееся ядом существо.
И это я замечу еще не все. Боссы тут разнообразные, неимоверно крутые и харизматичные, к тому же против каждого нужна своя тактика и нужно ее придерживаться. Единственный кто разочаровал — это главный злодейский злодей — генерал Крейгер, ибо битва с ним весьма скучна.
И может показаться, что воевать с таким небольшим разнообразием супостатов, хоть и с достаточным количество боссов, может быстро надоесть, но есть тут одна деталь. Дело в том, что продолжительность игры — три часа. Даже с моей криворукостью, частыми смертями и переигрыванием больших кусков уровня потому что забыл сохраниться — четыре часа. Поэтому когда наступает конец мало того, что геймплей не успевает приесться, так его еще и не хватает. Конечно в игре есть бонусные уровни, аркадный режим и всякое прочее, но это уже не так интересно. С другой стороны возможно разработчики приняли верное решение, что не стали растягивать игровой процесс и втыкать вышки, ведь с такой короткой продолжительностью надоесть игра точно не успеет. Ко всему прочему в игре открытая концовка и to be continued.
Стоит сказать, что в 2010 году Psi-Ops был отмечен в книге “1001 видеоигра, в которую вы должны поиграть, прежде чем умереть”. Также она попала в такие списки как “123 игры с неиспользованным потенциалом франшизы” и “25 игр, нуждающихся в продолжении”, ведь несмотря на хорошие оценки и финансовый успех сиквел так и не появился.
По итогу имеется очень годный шутерок на вечерок, который приятно поиграть и сейчас, жаль правда, что с продолжением так и не срослось.
А на этом у меня все и до скорых волнующих.
Лучшие комментарии
Хотя продолжению я тоже был бы весьма рад, но по ходу изучения сабжа я не нашел упоминания кому принадлежат права.
Спасибо за обзор, устанавливать игру я, конечно же, не буду х)
А то выглядит интересно, но у меня приобретенная фобия кривых портов с консолей.)
торрентахи вообще везде, но руки пока так и не дошли. Но благодаря этой статье мне стало ещё интереснее, что из себя представляет Psi-Ops — может опробую как-нибудь в ближайшее время.На самом деле, интересный ход — не припомню других случаев на то время, когда сюжетно-ориентированную AAA-игру делали абсолютно бесплатной, причём без всяких «раздач» и ограничений по времени.
Дли распространения игры — ход интересный, хоть и спустя долгое время после ее выхода. Плюс опять же вшитая реклама чуток доллара приносит. Но об успешности данной фишки отчитаться к сожалению особо уже и не кому )