2003 год. Миру явилась первая Call of Duty, в 2004 году удостоившаяся звания Игры года, обойдя на этом поприще даже Max Payne 2. Ещё десятилетие с этой серией будут сравнивать абсолютно любую игру про вторую мировую войну. Исключением из этого правила не стала и Commandos: Strike Force.
Вышла игра в марте 2006-го, через полгода после выхода Call of Duty 2 и за полгода до выхода Call of Duty 3. Естественно, что данный шутер от первого лица в декорациях второй мировой войны неизбежно стали сравнивать с более известным соседом по жанру. Но интересно то, что недовольна детищем испанцев из Pyro Studios была не только уже многочисленная фанбаза CoD'еров, но и фанаты предыдущих игр серии «Commandos». Видите ли в чём соль… Pyro Studios сделала дерзкий выпад на территорию конкурентов, изменив саму концепцию Commandos, что, собственно и расстроило фанатов. Но и сделать достойного конкурента в глазах фанатов CoD не смогла: все ругали игру за устаревшую графику, недалёкий ИИ, отсутствие какого либо уважения к законам физики и неинтересный сюжет. Что ж, веские заявления, давайте разбираться, что к чему!
Прежде чем разложить всю игру на составляющие, приступив непосредственно к обзору, я бы хотел прояснить некоторые моменты. Честно говоря, я никогда не питал какой бы то ни было любви к колде, и её фанатом себя не считал. Скорее даже наоборот, к ней я всегда относился несколько снисходительно, как к дешёвому тиру, где тебе дают на выбор воздушку или пневматическую винтовку и отправляют стрелять по зайчикам и филинам. Еле осилив даже первую часть, я тут же о ней забыл. Но вот Commandos: Strike Force я в своё время прошёл с захлёбом и не раз впоследствии возвращался к нему, пока не потерял диск с игрой у одного из своих друзей. Меня действительно подкупала её вариативность в прохождении уровней и предоставляемые игрой тактические возможности — во времена господства Medal of Honor и Call of Duty даже такая вариативность в шутере от первого лица была чем-то действительно невероятным. И ради этого обзора я перепрошёл её ещё раз.
Вообще серия Commandos изначально была стратегией в реальном времени, и во многом поэтому фанаты отвернулись от серии с выходом шутера. Теперь игра не предоставляла той тактической свободы, что раньше, на замену шести разных видов пехотинцев из последней части серии пришло всего трое, сама сюжетная кампания ощущалась куда короче… по сравнению со своими предшественниками это был полный провал, надо признать. Но поспешу заметить, что я пришёл сюда сравнивать SF с CoD, а не предыдущими частями серии и в этом плане игра действительно впечатляет.
Начнём со спорных аспектов, для затравки. Действительно, графика в игре 2006 года уже была, мягко говоря, устаревшей. Особенно комично картинка выглядит, если вспомнить тот факт, что в 2007 году на свет вышел Half-Life 2. Но при этом же хочу заметить, что эволюция графики как раз в период 2006-2008 годов была просто колоссальной. Для примера: в 2006 году вышла Prey, в 2007 — Orange Box, а в 2008 — Crysis. Поспевать за новыми тенденциями не могли ни разработчики, ни ПК-геймеры, чьё железо неумолимо оставалось не при делах. Как говорится, «мы выживали, как могли». Да и к тому же, графика даже приятнее, чем в колде того времени, у тел есть своя «тряпичная» физика падения, а так же могу отметить постановку катсцен, которые тут хотя бы есть.
Но давайте тогда вспомним и об ИИ. Помните тот хитрющий интеллект из CoD, который постоянно прятался в укрытиях, не лез под пули, постоянно заходил вам за спину… в общем, проявлял признаки высшего разума? Нет? Странно, я тоже. Весь этот фарс лишь для сравнения, естественно, но в нём есть доля истины — ИИ CoD никогда не блестал сообразительностью, у него был простейший скрипт, благодаря которому враги просто давили тебя числом, если ты вёл себя слишком дерзко и изображал из себя Рэмбо. В Commandos же, благодаря стелсу и социальной системе ИИ выглядит на порядок живее. Но в бою он ведёт себя так же нелепо, как и в Зове Долга. Парадокс выходит, часы лежат, но идут, как говорится. Особенно глуп ИИ во время заданий по принципу сдерживания осады: боты идут напролом по проложенному им пути, из точки А в точку Б, вообще ничего вокруг не замечая. Пошатнуть их волю сможет только лишь пуля. Но за пределами военных действий каждый занимается своим делом, создаёт эффект присутствия и погружения в «быт» фрицев, хотя бы за это его можно действительно похвалить разработчиков.
И тут мы плавно затрагиваем сюжет. Он вполне себе заезженный и непримечательный. С самого начала игры нас коротким предисловием вводят в курс дела. Мол, существует Ударный Отряд, которого боится весь Третий Рейх, и который на протяжении всей игры успешно помогает союзным войскам приближать войну к победе. Из трёх человек, да, но зато каких! Зелёный Берет — типичный вояка-стреляка, всегда с хмурым лицом и приступами недоверия в самых неожиданных ситуациях. У него всегда есть чем угостить фрицев, ведь этот парень совершенно не может в стелс, хоть и носит с собой пафосный охотничий нож, и почти каждая миссия за него — это чистой воды боевик со взрывами танков, стрельбой из пулемётов и гранатами — «каловдютщина», хоть и приятная. Снайпер — такой добродушный трудяга, с которым и на войну, и в баре пивка попить. Знает себе цену, ведь у него «дар от Бога», и в его присутствии всегда можно услышать что-то вроде «один выстрел — один труп» или «быть бесшумным, быть смертельным». Но, по правде говоря, играть за него сплошное удовольствие, этот парень может и с высокой колокольни показать всем немцам кузькину мать, и самыми опасными ножичками ever перерезать целый приграничный пост. Ну и наконец, звезда игры, тот, игры за кого вы будете ждать постоянно и с завидным нетерпением — Шпион. Ооо, этот чертяка бессовестно ворует каждую минуту игры за него: холодный, расчётливый, неумолимый, целеустремлённый… ариец. Но немецкая философия оказалась ему не по душе, и он подался в шпионаж для другой стороны. И это, кстати, единственный персонаж, кто так глубоко прописан. Вообще, чувствуется, что игра практически только для него одного и делалась, но где-то в середине разработки парни поняли, что, вообще-то, надо для канона серии ещё героев накидать, ну, и накидали, написали им пару средних миссий с отстрелами врагов — и всё. Наш Штирлиц же прекрасно владеет удавкой и монетками, а так же ему совершенно не составляет труда одеть чью-либо чужую форму и щеголять в ней куда заблагорассудится…
Но вот тут мои нахваливания резко переливаются в геймплей. И это то, зачем я и возвращался раз за разом в эту игру. По сравнению с «однокнопочными» шутерами тех времён, Commandos была как глоток свежего воздуха и чего-то действительно нового. Смесь бодрого шутера со снайперской деятельностью… а что, игры со снайперами можно даже сейчас по пальцам пересчитать!.. и работающим как надо стелсом. Не таким отличным и сложным, как в Thief, но ближе к Hitman. И всё это в одной игре! Да в ней даже побочные задания есть, которые можно смело пропускать или выполнять по усмотрению! Понимаю, сейчас это всё звучит, мягко говоря, нелепо, на фоне той же Far Cry 5, но практически всё то же самое было в игре десятилетней давности. Я до сих пор с замиранием сердца вспоминаю, как я первый раз проходил шпионом занятный немцами французский город, это была одна из первых миссий за него. И там был такой размах возможностей к прохождению, побочных квестов и всего такого прочего, что до сих пор при входе глаза разбегаются! Можно задушить первого попавшегося унтер-офицера и в этом костюме пройти все миссии, благоразумно обходя стороной офицеров и гестапо. А можно первым делом пойти и выловить какого-нибудь гестаповца и щеголять уже в его форме куда только вздумается. Или можно обычным солдатом попередушить каждого встречного-поперечного фрица. Ну, или на крайний случай поиграть в Рэмбо и с МР40 наперевес перестрелять весь город, благо патрон на это точно хватит, а стрелять тут вполне приятно. В общем, полная свобода в выборе стиля прохождения, а так же в выборе как последовательности выполнения заданий, так и в выборе выполнения их вообще. Вот этим вот всем игра знатно подкупает и затягивает в происходящее.
Подводя итог, хочу сказать, что неважно, насколько плоха эта игра в глазах истинных фанатов серии, неважно тем более, как она плоха в глазах фанатов CoD — это игра другая, и всё тут, её нужно принять такой, какая она есть, абстрагировавшись от всего лишнего и ненужного и насладившись игрой, а не продолжением серии или очередным клоном колды. И тогда, возможно, и вы найдёте в ней ту изюминку, что я нашёл для себя десять лет назад, и которую вижу до сих пор…
Послесловие: На сей раз прислушался к гласу народа и выбрал не такую хайповую тему или игру, а решил показать что-то новое и многим незнакомое, а возможно и забытое. Буду, как всегда, рад любой критике в свой адрес и готов мотать на ус, спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
И критика. Подозреваю, что тут найдутся и причины, по которым блог заминусили.
1. Название. Я так и не понял, на кой ляд нужно было сравнивать игру с CoD. Сначала думал, что это просто кликбейт. Потом увидел, что в тексте сравнение тоже проскакивает, но зачем оно надо, так и не понял. Ну а называть C:SF клоном это вообще очень-очень странно.
2. Про картинки под спойлером уже говорилось. А подпись к первой же «Смотрим» — очень неудачное решение. Вкуче с кликбейтовым заголовком наводит на мысль, что автор — один из ютуб-спамеров. Суровая реальность нынешних блогов :(
3. Личная просьба. Не надо таких оборотов. Пожалуйста. Не буду говорить о своём отношении к подобному, т.к. не смог придумать нематерных характеристик. Скажу только что вызывает негатив, направленный в сторону автора.
4. Маловато про саму игру сказано. Вернусь к ненужным сравнениям с CoD. Лучше бы просто полноценный обзор был :)
5. Я не согласен с некоторыми пунктами, но это уже просто разница в личных ощущениях от игры. Например, стеллс тут работает ни черта не адекватно, как по мне. Те же монетки-сигаретки вообще не работали. С хитами сравнивать не хочу (не тот калибр изначально), но в какой-нибудь «Смерть Шпионам» или «K.Hawk — Survival Instinct» он намного прикольнее. Стрельба неплохая (вот её действительно ругали зря, вполне себе уровень среднячка тех лет). Снайперские миссии неплохие, но и не сказать чтоб очень хорошие. Они вот как бы сделаны с упором на постановку, но постановка частенько хромает, и получается не совсем то, что должно. В общем, мне в IGI больше нравилось снайперить. А в целом получилась странноватая штука. Где попытались совместить три типа геймплея, но каждый сделали слишком посредственно. За это игру и ругали. Ну а побочки я даже не пытался проходить, если честно))
Да фиг с ними с плюсиками)
P.S. Поставил бы "+" под комментарием, но опущенный рейтинг никак не позволяет, извиняй ;)