Меню
StopGame  Блоги Блог malorndrake История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1

Самое актуальное

  • Обзор игры Insane Robots
  • Анатомия жанра ролевых игр / Что такое RPG? Часть 2
  • Обзор игры Adventure Time: Pirates of the Enchiridion
  • Экспресс-замес во всё подряд
  • Lost Planet 2. Вдвоём теплее!
  • Dig or Die. Копай-убивай!
  • «Инфакт» от 20.07.2018 — Анонс EXAPUNKS, GTA V: After Hours, хардкорный режим в Ghost Recon: Wildlands, «бета» Egress…
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Touhou: Scarlet Curiosity
  • Обзор игры Octopath Traveler
  • Обзор игры Warhammer 40,000: Gladius — Relics of War
  • Видеообзор игры Neverwinter: Ravenloft
  • Darkwood. Один день в Бийске
  • Трудности перевода. Detroit: Become Human
  • Обзор игры Shining Resonance Refrain
  • Обзор игры Captain Toad: Treasure Tracker
  • Анабиоз: Сон разума. Пятница, 13-е, снег, лёд…
  • The Elder Scrolls V: Skyrim VR. Прошли?
  • The Elder Scrolls V: Skyrim VR. Есть ли конец?
  • Обзор игры Kingdom Come: Deliverance — From the Ashes
  • Не чёртова дюжина — 13 лучших игр полугодия
  • Пользовательский обзор недели
  • Рефанд?! — Moonlighter, OVERWHELM, The Chambers, TANKS, Up Left Out, ECHOPLEX, Teleportals…
  • Tom Clancy’s The Division. Покажем, где раки зимуют!
  • Never Alone. Утомлённая снегом
  • Нужна ли играм система репутации? к игре Overwatch
  • Обзор игры The Crew 2
  • Видеообзор игры Next Car Game
  • World of Tanks Console — всё об обновлении «Наёмники»
  • Обзор игры Hollow Knight

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1

+28

Думаю, мало кто ни разу не слышал такое название, как «Призрак в доспехах» или же Ghost In The Shell. Сейчас это признанная классика аниме, не устающая будоражить умы многих поколений… но с чего же все начиналось и вообще – сколько всего существует вариаций на тему Призрака?

Своё начало «Призрак в доспехах» берет в 1989 году. Именно тогда в Японии были выпущены отдельные отрывки из манги за авторством Масаму́нэ Си́ро. Важно отметить, что в Японии манга выходила совсем под другим названием — «Мобильная бронированная полиция общественного порядка» (хотя Сиро и предполагал с самого начала дать название «Призрак в доспехах»). Знакомое же нам всем имя манга получился при переводе на английский язык.

Свою первую мангу, «Black Magic», Масамунэ Сиро выпустил в 1983 году. Произведение это было довольно примитивным, но она привлекла внимание издателей, потому следом выпускаются куда более удачные и известные произведения (в частности, «Appleseed»). Но всё же самым популярным творением Масамунэ до сих пор остается Призрак.

В своих произведениях Сиро умудряется сочетать довольно своеобразный набор жанров: киберпанк (с присущей ему философичностью), полицейский боевик-детектив и меху. И, что еще поразительнее, всё это не выглядит как набор чужеродных элементов, сшитых белыми нитками. Произведения абсолютно органичны и очень интересны.



Действие Призрака разворачивается в недалеком будущем (примерно середина XXI века). Место действия – Япония. Технологический прогресс достиг таких высот, что позволяет создавать полных киборгов, в которых от человека остается разве что сознание, которое здесь и именуется призраком. На самом деле, при таком объяснении, я несколько упрощаю факты. Призрак – это, по факту, все то, что составляет нашу индивидуальность. Наверное, его можно было бы назвать душой, но это слишком нематериальное и неконкретное понятие, потому я и называю призрак сознанием. Главная героиня всей серии – Мото́ко Кусана́ги – как раз и является одним из таких полных киборгов (хотя у нее ещё сохранилась часть головного и спинного мозга). Она работает в 9-ом отделе. По сути своей, это внутренняя разведка, призванная устранять нежелательных субъектов и расследовать те дела, которые не по плечу полиции. Здесь работают лучшие из лучших, каждый является экспертом в своих областях. Среди них, естественно, и Мотоко (которую здесь все зовут просто Майор), являющаяся полевым командиров, отличным солдатом и превосходным хакером.

Перед нами вполне классический киберпанковский мир – кибернетизация населения, высокие технологии, но при этом социальное расслоение и всё в этом духе. Вдаваться здесь в бо́льшие подробности я не буду.

Итак, манга снискала свою славу и в 1995 году получила первую адаптацию – полнометражный аниме-фильм, снятый студией Production I.G. Впрочем, прославилась не столько студия, сколько её режиссёр – Мамо́ру О́сии. Хотя я бы выделил не только его, но и композитора – Кэ́ндзи Ка́ваи, создавшего поистине невероятный саундтрек. Но будем последовательны.



Сюжет аниме рассказывает нам о деле Кукловода. После перехода на полную кибернетизацию стал возможен так называемый взлом мозга – человеку могли изменить память, заставить видеть то, чего на самом деле нет и так далее. Вообще эта тема – тема хрупкости человеческого сознания и личности в мире, где правят машины – является очень важной и для манги. Но я отвлекаюсь. Итак, в мире появился гениальный хакер по прозвищу Кукловод, который, собственно, занимается взломом мозгов, за что и получил своё прозвище. Мотоко вместе со своими коллегами пытается выследить загадочного преступника. Говорить о сюжете что-то большее попросту не хочется – лучше ознакомьтесь сами! Мы же движемся дальше.

Первое, что хочется отметить – аниме вовсе не является стопроцентной адаптацией манги. Режиссёр сделал своё творение куда более мрачным, серьёзным и философичным. Выражается это хотя бы в том, что здесь вы не найдёте по сути символ всей серии – роботов татиком, поскольку они слишком комичны для данной адаптации. Кроме того, абсолютно справедливо, Осии оставил часть персонажей за кадром дабы дать главным героям время раскрыться полнее и лучше. И это сработало на все 100%. В центре повествования, по факту, остаются всего два героя – это сама Мотоко и, наверное, единственный человек, которого она может в полном смысле назвать своим другом – Бато́, ещё один полный киборг, работающий в 9 отделе. Все остальные персонажи оказываются в большей степени второстепенными, но от того не менее колоритными. И достигается это, зачастую, за счет каких-то небольших, но очень важных деталей. Например, То́гуса в кадре находится от силы минут 10 экранного времени. Но даже одного диалога с Майором оказывается достаточно, чтобы зритель навсегда запомнил этого персонажа.



В аниме довольно мало экшена, гораздо больше времени отводится диалогам. И, на самом деле, это идет только на пользу, потому что переизбыток батальных сцен мог запросто разрушить такую хрупкую и эфемерную штуку, как атмосфера. Здесь же она ощущается очень и очень сильно. Тягостная и вязкая атмосфера Призрака мало с чем может сравниться. И создаётся она на разных уровнях: и диалоги, и постановка сцен, и музыка… всё это идёт в общую копилку и лишь усиливает эффект воздействия.

Содержательно, аниме посвящено поиску ответа на вопрос – а кого в мире, где люди без имплантов и кибер-улучшений величайшая редкость, можно считать человеком в полном смысле? Что считать индивидуальностью? Да и вообще – можно ли в таком обществе быть отдельным от системы или же, волей-неволей, ты все равно станешь ее частью, как Майор, оказавшаяся заложницей собственного кибер-тела? Именно глубиной идей и диалогов Призрак 1995 года и покоряет своего зрителя.

Графически аниме привлекает не столько красотой картинки, сколько постановкой и режиссурой сцен. Для своего времени аниме было просто революционным (например, именно здесь был впервые использован прием замедленной съемки). И просто для справки: именно отсюда черпали большую часть своего вдохновения родственники Вачовски при съёмках «Матрицы».



В визуальной составляющей Призрака заложено немало символов и тонких аллюзий. Вспомнить хотя бы сцену, где тяжёлый танк расстреливает изображение древа жизни, словно подчеркивая этим победу машин над природой в этом мире. Но не только символизмом знаменит Призрак, но и контрастами. Чего только стоит знаменитая сцена, когда Мотоко плывёт по каналам Японии будущего. Думаю, это сочетание великолепия с общим упадком вам надолго запомнится. Ну а говорить что-то о музыке после этого даже и не нужно. Кэндзи Каваи наделили GitS просто великолепным саундтреком.

Именно таким и получился Призрак 1995 года – мрачным, серьёзным, полным символики и философии. Это невероятно глубокое и довольно сложное произведение, но каждый сможет найти здесь что-то для себя.

Популярность этого аниме описать очень сложно. Его любят и восхваляют по всему миру. Что и говорить, в своё время Призрака даже транслировали по телевидению (в рамках программы «Закрытый показ»). Потому, нет ничего удивительного в том, что в 2004 году аниме получило продолжение – «Призрак в доспехах: Невинность». И во многом, это аниме шагнуло даже дальше предшественника.



Сюжет разворачивается через несколько лет после событий фильма 1995 года. Главные герои теперь Бато и Тогуса, занимающиеся расследованием дела о самоубийствах гино́идов (то есть андроидов с подчеркнуто женской внешностью).

Содержательно определить главную тему этой части оказывается не так-то просто. Здесь заложено очень много подтекстов и смыслов. Наверное, в самом общем виде, можно сказать, что аниме о важности и значимости жизни… но даже это будет невероятным упрощением. Пожалуй, каждый увидит здесь что-то своё и прочтёт сюжет по-своему. Безусловно, тот же тезис касается и сюжета аниме 1995 года, но, по моим личным наблюдениям, Невинность всё же более сложное произведение и куда тяжеловеснее для восприятия. Некоторые сцены и эпизоды и впрямь необходимо по-хорошему обдумывать.

Графика в аниме стала более красивой и добавилась компьютерная анимация. И вновь особое внимание притягивает постановка сцен. От некоторых кадров просто дух захватывает. Ты прямо-таки на себе ощущаешь высоту, скорость и тому подобное. И опять же, в визуальном ряде заложено немало символов и игры со зрителем.



Атмосфера Призрака здесь никуда не делась, а в чем-то даже и усилилась за счёт смены главного героя. Депрессивность и отстранённость Бато передаются абсолютно гениально. В частности, в одной из сцен допроса вы будете слышать… ничего, поскольку Бато просто-напросто всё равно что там происходит. Будет казаться, что вас контузило, что какие-то отдельные звуки прорываются словно сквозь густую пелену… но содержания разговора вы так никогда и не узнаете. Вообще авторы мастерски умеют передавать то, что мы должны ощутить. Например, в сцене с обследованием уничтоженного гиноида у вас точно пробегут мурашки по спине. Кроме того, атмосфера обогатилась некоторыми ретро-мотивами, поскольку Бато – большой любитель этого.

Одним словом, «Невинность» — это просто потрясающее произведение. Да, она очень сложна для восприятия как визуально, так и содержательно, но если вы оценили фильм 1995 года, то и «Невинность» просто обязаны посмотреть.

Кроме всего вышесказанного, должен обратить внимание еще на два момента.

Во-первых, в 2008 году вышел аниме-фильм «Призрак в доспехах 2.0». Это переиздание аниме 1995 года. Отличается улучшенным звуком и тем, что несколько сцен заменены на компьютерную 3D анимацию. Честно говоря, последний факт оставляет слегка смешанные чувства. С одной стороны, эти сцены безумно красивы и эффектны… но в одном ряду с классической графикой 1995 года смотрятся как-то чужеродно.

Во-вторых, существует роман «Ghost in the Shell 2: Innocence — After the Long Goodbye», являющийся приквелом к «Невинности». И… честно говоря, я смог найти его только на японском. Весьма жаль.



Подводя итог, можно быть банальным: «Призрак в доспехах» — это та самая никогда не стареющая классика. В его сюжете, содержании и визуальной части заложено столько деталей, нюансов и смыслов, что он никогда не перестанет быть живой легендой. Но можно и отойти от столь затертых до дыр слов.

Я считаю «Призрака» поистине гениальным и потрясающим произведением. Даже если вы не любите аниме, посмотреть «Призрака в доспехах» вы просто обязаны, хотя бы фильм 1995 года. Потому что настолько органичные, красивые и продуманные произведения сейчас уже вряд ли кто снимает. И вряд ли какой-то другой фильм сможет дать вам столько новых эмоций, впечатлений и просто пищи для разума. В конце концов, «Призрак в доспехах» — это аниме, которое любит ставить вопросы, право поиска ответ на которые оставляет за вами.

Смотрите (читайте) следующую часть здесь — stopgame.ru/blogs/topic/89070
[автор текста: GodofPlague]
Комментарии (13 шт.)
Полнометражку посмотрел раз 5, так и не оценил должным образом. Хотя посмотрел и прочёл массу материала о режиссуре, философии и скрытых смыслов. А вод Синдром Одиночки является одним из любимых тайтлов. И сюжет приземлёний. И дизайн Мотоко более привлекателен. От чего жаль, что решили запилить приквел в виде Arise, который не очень. Надеюсь франшизу не забросят.
Учитывая мягко говоря не самый удачный фильм и прохладно встреченный перезапуск в Arise (что в манге, что в аниме) — скорее всего, забросят, увы. Фильм провалился, а нынешним боссам нужно одно — деньги. И раз франшиза их приносить не может, то и нет смысла её развивать. Такие дела.
В манге вообще было много веселья — не так может много как в танквой полции, но то же было. Наиболее близкая адаптация манги это игра на пс1. Там и дизайн и характеры героев, ближе к оригиналу. Из фильмов лучше всего был 1-й, да там много спгс и философии, но еще и экшен был неплохой. Во 2-м все уже сильно дало крен в философию.
Вот таким должен был быть призрак
www.youtube.com/watch?v=x0UBycyZb6w
Должен? Я извиняюсь, но с моей точки зрения аниме вообще никому и ничего не должно. Это адаптация, к тому же, абсолютно другой жанр со своими законами. Автор увидел Призрака таким образом и мне этот вариант очень даже нравится. Но эта точка зрения тоже имеет право на жизнь, просто каждому своё.
Честно говоря GITS и к аниме-то сложно отнести. «Японская анимация», возможно. Я не люблю японщину, но призраком проникся от и до. Классический, невероятно глубокий киберпанк, наполненный идеями Гибсона (а он сам вдохновлялся японской культурой). Это фундаментальная штука.
Спасибо за видео. Очень сильно не хватает серьёзных полнометражных аниме. Перечислять можно долго: Призрак, Акира, Паприка и т.д. Заметил интересную тенденцию. Многие оценивают аниме по грёбаным сериалам. Где 4-5 серий ниндзя могут прыгать по лесу, а потом развернуться и столько же серий скакать назад (эт я о «Наруто»).
Сейчас вообще стало «модным» поднимать много шума вокруг абсолютно пустых и скучных сериалов типа Токийского гуля или Ре: зеро. Но до их Обсёра… кхм, я хотел сказать обзора, я ещё дойду, всё впереди с:
Но сериал по Призраку очень хорош. Огромное количество тем не затронутых в полном метре, там прекрасно отражено.
На него только что выпустили обзор, если мы об одном и том же сериале говорим)
Об одном и том же, Синдром одиночки и Second GIG.
Дык, куча полнометражек так и не выходят к широкой аудитории или делают это с большим запозданием. И не потому что они не популярны, а потому что выходят очень ограниченным прокатом. Зато подростковые сериалы докатываются практически в полном объёме и оперативно. Собственно, поэтому и оценивают по ним.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка одного натуралиста
Блог курилок и длинных разговоров
StopGame Live — июль
Блог StopGame
На личном опыте: Серия The Elder Scrolls. Arena
Персональный блог ruslan1003
Обзор игры Assassin's Creed
Блог обзорщиков
Всемирная история игровой индустрии
Персональный блог великого комбинатора
История Troika Games
Персональный блог Gabriel'a Lambert'a
Противостояние Кодзимы и Конами
Персональный блог PixelSmile
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Danganronpa… Всё (Часть 2)
Персональный блог «Независимая Конторка»
Обзор игры Doki Doki Literature Club
Блог обзорщиков
Warhammer Online — Apocalypse
Персональный блог Блог MisterVitya
Обзор SOMA.
Блог обзорщиков
Вот эту японщину стоит ждать StopGame и всем нам
Персональный блог японского помощника
Наверх ↑