3 июля 2018 3.07.18 13 6156

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1

+1
 

Думаю, мало кто ни разу не слышал такое название, как «Призрак в доспехах» или же Ghost In The Shell. Сейчас это признанная классика аниме, не устающая будоражить умы многих поколений… но с чего же все начиналось и вообще – сколько всего существует вариаций на тему Призрака?

Своё начало «Призрак в доспехах» берет в 1989 году. Именно тогда в Японии были выпущены отдельные отрывки из манги за авторством Масаму́нэ Си́ро. Важно отметить, что в Японии манга выходила совсем под другим названием — «Мобильная бронированная полиция общественного порядка» (хотя Сиро и предполагал с самого начала дать название «Призрак в доспехах»). Знакомое же нам всем имя манга получился при переводе на английский язык.

Свою первую мангу, «Black Magic», Масамунэ Сиро выпустил в 1983 году. Произведение это было довольно примитивным, но она привлекла внимание издателей, потому следом выпускаются куда более удачные и известные произведения (в частности, «Appleseed»). Но всё же самым популярным творением Масамунэ до сих пор остается Призрак.

В своих произведениях Сиро умудряется сочетать довольно своеобразный набор жанров: киберпанк (с присущей ему философичностью), полицейский боевик-детектив и меху. И, что еще поразительнее, всё это не выглядит как набор чужеродных элементов, сшитых белыми нитками. Произведения абсолютно органичны и очень интересны.

Действие Призрака разворачивается в недалеком будущем (примерно середина XXI века). Место действия – Япония. Технологический прогресс достиг таких высот, что позволяет создавать полных киборгов, в которых от человека остается разве что сознание, которое здесь и именуется призраком. На самом деле, при таком объяснении, я несколько упрощаю факты. Призрак – это, по факту, все то, что составляет нашу индивидуальность. Наверное, его можно было бы назвать душой, но это слишком нематериальное и неконкретное понятие, потому я и называю призрак сознанием. Главная героиня всей серии – Мото́ко Кусана́ги – как раз и является одним из таких полных киборгов (хотя у нее ещё сохранилась часть головного и спинного мозга). Она работает в 9-ом отделе. По сути своей, это внутренняя разведка, призванная устранять нежелательных субъектов и расследовать те дела, которые не по плечу полиции. Здесь работают лучшие из лучших, каждый является экспертом в своих областях. Среди них, естественно, и Мотоко (которую здесь все зовут просто Майор), являющаяся полевым командиров, отличным солдатом и превосходным хакером.

Перед нами вполне классический киберпанковский мир – кибернетизация населения, высокие технологии, но при этом социальное расслоение и всё в этом духе. Вдаваться здесь в бо́льшие подробности я не буду.

Итак, манга снискала свою славу и в 1995 году получила первую адаптацию – полнометражный аниме-фильм, снятый студией Production I.G. Впрочем, прославилась не столько студия, сколько её режиссёр – Мамо́ру О́сии. Хотя я бы выделил не только его, но и композитора – Кэ́ндзи Ка́ваи, создавшего поистине невероятный саундтрек. Но будем последовательны.

Сюжет аниме рассказывает нам о деле Кукловода. После перехода на полную кибернетизацию стал возможен так называемый взлом мозга – человеку могли изменить память, заставить видеть то, чего на самом деле нет и так далее. Вообще эта тема – тема хрупкости человеческого сознания и личности в мире, где правят машины – является очень важной и для манги. Но я отвлекаюсь. Итак, в мире появился гениальный хакер по прозвищу Кукловод, который, собственно, занимается взломом мозгов, за что и получил своё прозвище. Мотоко вместе со своими коллегами пытается выследить загадочного преступника. Говорить о сюжете что-то большее попросту не хочется – лучше ознакомьтесь сами! Мы же движемся дальше.

Первое, что хочется отметить – аниме вовсе не является стопроцентной адаптацией манги. Режиссёр сделал своё творение куда более мрачным, серьёзным и философичным. Выражается это хотя бы в том, что здесь вы не найдёте по сути символ всей серии – роботов татиком, поскольку они слишком комичны для данной адаптации. Кроме того, абсолютно справедливо, Осии оставил часть персонажей за кадром дабы дать главным героям время раскрыться полнее и лучше. И это сработало на все 100%. В центре повествования, по факту, остаются всего два героя – это сама Мотоко и, наверное, единственный человек, которого она может в полном смысле назвать своим другом – Бато́, ещё один полный киборг, работающий в 9 отделе. Все остальные персонажи оказываются в большей степени второстепенными, но от того не менее колоритными. И достигается это, зачастую, за счет каких-то небольших, но очень важных деталей. Например, То́гуса в кадре находится от силы минут 10 экранного времени. Но даже одного диалога с Майором оказывается достаточно, чтобы зритель навсегда запомнил этого персонажа.

В аниме довольно мало экшена, гораздо больше времени отводится диалогам. И, на самом деле, это идет только на пользу, потому что переизбыток батальных сцен мог запросто разрушить такую хрупкую и эфемерную штуку, как атмосфера. Здесь же она ощущается очень и очень сильно. Тягостная и вязкая атмосфера Призрака мало с чем может сравниться. И создаётся она на разных уровнях: и диалоги, и постановка сцен, и музыка… всё это идёт в общую копилку и лишь усиливает эффект воздействия.

Содержательно, аниме посвящено поиску ответа на вопрос – а кого в мире, где люди без имплантов и кибер-улучшений величайшая редкость, можно считать человеком в полном смысле? Что считать индивидуальностью? Да и вообще – можно ли в таком обществе быть отдельным от системы или же, волей-неволей, ты все равно станешь ее частью, как Майор, оказавшаяся заложницей собственного кибер-тела? Именно глубиной идей и диалогов Призрак 1995 года и покоряет своего зрителя.

Графически аниме привлекает не столько красотой картинки, сколько постановкой и режиссурой сцен. Для своего времени аниме было просто революционным (например, именно здесь был впервые использован прием замедленной съемки). И просто для справки: именно отсюда черпали большую часть своего вдохновения родственники Вачовски при съёмках «Матрицы».

В визуальной составляющей Призрака заложено немало символов и тонких аллюзий. Вспомнить хотя бы сцену, где тяжёлый танк расстреливает изображение древа жизни, словно подчеркивая этим победу машин над природой в этом мире. Но не только символизмом знаменит Призрак, но и контрастами. Чего только стоит знаменитая сцена, когда Мотоко плывёт по каналам Японии будущего. Думаю, это сочетание великолепия с общим упадком вам надолго запомнится. Ну а говорить что-то о музыке после этого даже и не нужно. Кэндзи Каваи наделили GitS просто великолепным саундтреком.

Именно таким и получился Призрак 1995 года – мрачным, серьёзным, полным символики и философии. Это невероятно глубокое и довольно сложное произведение, но каждый сможет найти здесь что-то для себя.

Популярность этого аниме описать очень сложно. Его любят и восхваляют по всему миру. Что и говорить, в своё время Призрака даже транслировали по телевидению (в рамках программы «Закрытый показ»). Потому, нет ничего удивительного в том, что в 2004 году аниме получило продолжение – «Призрак в доспехах: Невинность». И во многом, это аниме шагнуло даже дальше предшественника.

Сюжет разворачивается через несколько лет после событий фильма 1995 года. Главные герои теперь Бато и Тогуса, занимающиеся расследованием дела о самоубийствах гино́идов (то есть андроидов с подчеркнуто женской внешностью).

Содержательно определить главную тему этой части оказывается не так-то просто. Здесь заложено очень много подтекстов и смыслов. Наверное, в самом общем виде, можно сказать, что аниме о важности и значимости жизни… но даже это будет невероятным упрощением. Пожалуй, каждый увидит здесь что-то своё и прочтёт сюжет по-своему. Безусловно, тот же тезис касается и сюжета аниме 1995 года, но, по моим личным наблюдениям, Невинность всё же более сложное произведение и куда тяжеловеснее для восприятия. Некоторые сцены и эпизоды и впрямь необходимо по-хорошему обдумывать.

Графика в аниме стала более красивой и добавилась компьютерная анимация. И вновь особое внимание притягивает постановка сцен. От некоторых кадров просто дух захватывает. Ты прямо-таки на себе ощущаешь высоту, скорость и тому подобное. И опять же, в визуальном ряде заложено немало символов и игры со зрителем.

Атмосфера Призрака здесь никуда не делась, а в чем-то даже и усилилась за счёт смены главного героя. Депрессивность и отстранённость Бато передаются абсолютно гениально. В частности, в одной из сцен допроса вы будете слышать… ничего, поскольку Бато просто-напросто всё равно что там происходит. Будет казаться, что вас контузило, что какие-то отдельные звуки прорываются словно сквозь густую пелену… но содержания разговора вы так никогда и не узнаете. Вообще авторы мастерски умеют передавать то, что мы должны ощутить. Например, в сцене с обследованием уничтоженного гиноида у вас точно пробегут мурашки по спине. Кроме того, атмосфера обогатилась некоторыми ретро-мотивами, поскольку Бато – большой любитель этого.

Одним словом, «Невинность» — это просто потрясающее произведение. Да, она очень сложна для восприятия как визуально, так и содержательно, но если вы оценили фильм 1995 года, то и «Невинность» просто обязаны посмотреть.

Кроме всего вышесказанного, должен обратить внимание еще на два момента.

Во-первых, в 2008 году вышел аниме-фильм «Призрак в доспехах 2.0». Это переиздание аниме 1995 года. Отличается улучшенным звуком и тем, что несколько сцен заменены на компьютерную 3D анимацию. Честно говоря, последний факт оставляет слегка смешанные чувства. С одной стороны, эти сцены безумно красивы и эффектны… но в одном ряду с классической графикой 1995 года смотрятся как-то чужеродно.

Во-вторых, существует роман «Ghost in the Shell 2: Innocence — After the Long Goodbye», являющийся приквелом к «Невинности». И… честно говоря, я смог найти его только на японском. Весьма жаль.

Подводя итог, можно быть банальным: «Призрак в доспехах» — это та самая никогда не стареющая классика. В его сюжете, содержании и визуальной части заложено столько деталей, нюансов и смыслов, что он никогда не перестанет быть живой легендой. Но можно и отойти от столь затертых до дыр слов.

Я считаю «Призрака» поистине гениальным и потрясающим произведением. Даже если вы не любите аниме, посмотреть «Призрака в доспехах» вы просто обязаны, хотя бы фильм 1995 года. Потому что настолько органичные, красивые и продуманные произведения сейчас уже вряд ли кто снимает. И вряд ли какой-то другой фильм сможет дать вам столько новых эмоций, впечатлений и просто пищи для разума. В конце концов, «Призрак в доспехах» — это аниме, которое любит ставить вопросы, право поиска ответ на которые оставляет за вами.

Смотрите (читайте) следующую часть здесь — stopgame.ru/blogs/topic/89070
[автор текста: GodofPlague]


Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2004)

Платформа
PS2
Жанр
Дата выхода
4 марта 2004
70
3.8
30 оценок
Моя оценка

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2005)

Платформа
PSP
Жанр
Дата выхода
15 сентября 2005
38
3.2
11 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Дык, куча полнометражек так и не выходят к широкой аудитории или делают это с большим запозданием. И не потому что они не популярны, а потому что выходят очень ограниченным прокатом. Зато подростковые сериалы докатываются практически в полном объёме и оперативно. Собственно, поэтому и оценивают по ним.
Спасибо за видео. Очень сильно не хватает серьёзных полнометражных аниме. Перечислять можно долго: Призрак, Акира, Паприка и т.д. Заметил интересную тенденцию. Многие оценивают аниме по грёбаным сериалам. Где 4-5 серий ниндзя могут прыгать по лесу, а потом развернуться и столько же серий скакать назад (эт я о «Наруто»).
Но сериал по Призраку очень хорош. Огромное количество тем не затронутых в полном метре, там прекрасно отражено.
На него только что выпустили обзор, если мы об одном и том же сериале говорим)
Сейчас вообще стало «модным» поднимать много шума вокруг абсолютно пустых и скучных сериалов типа Токийского гуля или Ре: зеро. Но до их Обсёра… кхм, я хотел сказать обзора, я ещё дойду, всё впереди с:
В манге вообще было много веселья — не так может много как в танквой полции, но то же было. Наиболее близкая адаптация манги это игра на пс1. Там и дизайн и характеры героев, ближе к оригиналу. Из фильмов лучше всего был 1-й, да там много спгс и философии, но еще и экшен был неплохой. Во 2-м все уже сильно дало крен в философию.
Об одном и том же, Синдром одиночки и Second GIG.
Полнометражку посмотрел раз 5, так и не оценил должным образом. Хотя посмотрел и прочёл массу материала о режиссуре, философии и скрытых смыслов. А вод Синдром Одиночки является одним из любимых тайтлов. И сюжет приземлёний. И дизайн Мотоко более привлекателен. От чего жаль, что решили запилить приквел в виде Arise, который не очень. Надеюсь франшизу не забросят.
Учитывая мягко говоря не самый удачный фильм и прохладно встреченный перезапуск в Arise (что в манге, что в аниме) — скорее всего, забросят, увы. Фильм провалился, а нынешним боссам нужно одно — деньги. И раз франшиза их приносить не может, то и нет смысла её развивать. Такие дела.
Должен? Я извиняюсь, но с моей точки зрения аниме вообще никому и ничего не должно. Это адаптация, к тому же, абсолютно другой жанр со своими законами. Автор увидел Призрака таким образом и мне этот вариант очень даже нравится. Но эта точка зрения тоже имеет право на жизнь, просто каждому своё.
Честно говоря GITS и к аниме-то сложно отнести. «Японская анимация», возможно. Я не люблю японщину, но призраком проникся от и до. Классический, невероятно глубокий киберпанк, наполненный идеями Гибсона (а он сам вдохновлялся японской культурой). Это фундаментальная штука.
Читай также