Нет ничего полезного в разбивании досок.
Доски не могут дать сдачи.
Брюс Ли
В 90-е экраны родного ТВ заполонили заморские диковинные зрелища: тут вам были и Дисней, и аниме, и «магазин на диване»… Кроме прочего наш зритель мог приобщиться и к анимации про роботов, преимущественно японской рисовки. За примерами далеко ходить не надо — те же самые «Трансформеры». Тематика роботов весьма любима японцами, таких меха-аниме можно найти много разных для просмотра; продукт 1994 года выпуска — стилизованный файтинг One Must Fall 2097 — явно вдохновлялся ими. Здесь грозные человекоподобные (впрочем, не только такие) машины сами по себе не автономны, а управляются людьми. На ПК к тому времени уже был, к примеру, реализован симулятор боевых пилотируемых машин — мехов, из знаменитой вселенной BattleTech. Но там и будущее ещё более отдаленное (31 век), и сам принцип роботов несколько иной, а в данном случае плоды научной мысли людей служат более приземленным целям — проведению боевых турниров.
Итак, окружение One Must Fall 2097: будущее и новый вид спорта про который можно сказать, что тут реализуют себя своего рода киберспортсмены — люди, тренирующиеся управлять роботами для участия в различных турнирах, которые проводятся в рамках тех или иных чемпионатов с денежными призами и последующим восхождением к вершинам славы и мастерства в этих побоищах. Рождению этого спорта предшествовал проект колонизации спутника Юпитера — Ганимеда. Руководителя колонизацией решили избрать оригинальным способом, как раз устраивая сражения упомянутых выше роботов, называемых к слову HAR’ами (Human Assisted Robots — Управляемый Человеком Робот).
Игровое меню встречает нас отменной заглавной темой.
Можно играть сразу против компьютерного противника; либо вдвоем, разделив клавиатуру с другом; или по сети. Перед стартом поединка выбираем пилота, одного из десяти доступных — это не только красивый анимешный аватар, но и определенный набор характеристик, который будет влиять на сражение. Основных параметров три и их названия говорят сами за себя:
Power (мощность) — каждый попавший по противнику удар будет эффективнее
Agility (гибкость) — лучше скорость атак, робот для вас как «второе я», что помогает успешнее блокировать атаки.
Endurance (выносливость) — не только аналог брони: у роботов есть полоска жизней и полоска энергии, по истечении запаса которой некоторое время машина будет «нокаутирована», а данный параметр оберегает и от этой неприятности.
На заметку: как и многие другие старые игры времён MS-DOS, One Must Fall 2097 хорошо запускается на эмуляторе DOSBox. Но даже на нём игра может пойти с неимоверным ускорением на современных системах; к счастью, в игровых настройках существует опция, чтобы убавить скорость и восприятие геймплея придёт в норму.
После выбора своего альтер-эго, наступает очередь выбирать модель боевого робота. Вот их параметры почему-то не выведены в виде каких-то графиков или числовых показателей, но все роботы также отличаются не только внешне, но и своими качествами — одни проворнее, другие мощнее и так далее. Это становится понятно после собственноручного управления разными моделями и сражений с другими противниками.
Следует сказать пару слов и об аренах, на которых проходят поединки. Разнообразия локаций маловато, к сожалению, зато каждая из них чем-то интересна.
Бетонная комната. На этой арене всё спокойно и никаких сюрпризов: обычная коробка, внутри которой можно спокойно биться. Разве что тесновато.
Пустыня могла бы быть и просторнее… но нет — сражающиеся роботы ограничены стенками, создаваемыми силовыми установками, а сверху временами налетают какие-то штурмовики и полосуют очередью зону боя.
Ещё одна ограниченная коробка, но из дальней стены в сторону сражающихся роботов периодически выдвигаются металлические штыри, которые несложно избежать и, заметив заранее их движение, заманить под удар противника.
На этой арене царит инфернальное настроение, а ещё временами снизу выстреливает горячей струей — какие же там бурлят процессы, что такие брызги летят! Соответственно наносится урон при попадании в робота.
Пожалуй, моя любимая арена — в отличие от бетонной коробки, здесь стены под напряжением и можно бросать на них противника, тем самым нанося ему дополнительный урон.
В игре есть два режима для одиночного прохождения. Один из них в One Must Fall 2097 сценарием преподносится как борьба за право возглавить колонизацию Ганимеда. Роботы в этом случае изначально мощные, да и соперники будут иметь над игроком значительное преимущество, поэтому бои проходят быстро — каждый удар наносит серьёзный урон.
Пожалуй, более интересным должен оказаться режим карьеры пилота HAR'а: в этом случае игрок начинает зелёным новичком в мире роботизированного спорта, со стартовым капиталом и стартовой моделью робота Jaguar. Первые поединки будут нужны для заработка солидного бюджета, который пригодится для модернизации робота (торопиться с покупкой новой модели тут не следует).
Карьера начинается с того, что придумываем себе имя, выбираем свою аватарку и уровень сложности. Параметры нашего пилота в этом случае уже не связаны с выбором аватарки: они будут развиваться своим чередом, так что если хочется создать свой стиль игры, своего пилота с другими параметрами и по-другому модифицированного робота, то режим карьеры вполне способен предоставить немного творческой свободы в этом направлении.
С самого начала доступен выбор из нескольких чемпионатов несколько, но начинать в любом случае предстоит с малого, хотя бы потому, что иначе не хватит денег на взнос за участие. Ради дополнительного заработка все прошлые чемпионаты можно переигрывать, заодно и напоминать всем там, кто всё ещё чемпион. И достоин своего звания!
Что собой представляет экран для управления профилем в режиме карьеры?..
Выбор чемпионата, можно прервать текущий на достигнутых успехах и пойти заработать денег на состязаниях попроще;
Начать битву со следующим по рангу соперником в текущем чемпионате;
Режим тренировки. Весьма полезная вещь: во-первых, возможность пробного поединка с любым участником текущего чемпионата; во-вторых, о каждом доступна информация параметров его робота и самого пилота;
Тренировка пилота. Именно тут за плату мы «качаемся»;
Покупка улучшений для робота: скорость ног или рук, их мощность, также покупка другого робота. А ещё здесь можно покрасить модель на свой вкус.
Всё просто — продажа сделанных усовершенствований, может стать спасательным кругом, если проигрываете и срочно нужны деньги.
Все наши поединки впоследствии освещаются в местных СМИ бойкой ведущей. В зависимости от характера поединка можно услышать (ну, точнее всё же прочитать) различные отчёты, и в духе «Казалось, чемпион удержит свой титул и поставит на место амбициозного новичка, но тот сумел на истерзанной машине добиться своего» или «Это было ошеломительно! Он не давал сопернику ударить себя и справился без царапины!» и тому подобные по ситуации. Также эти репортажи оформлены кадрами прошедшего поединка, в том числе заключительного решающего удара по побежденному.
Для чистой статистики будут полезны комментарии механика, изображение нашего робота (насколько он истерзан после боя) и статистическая информация о проведенном поединке и заработанных кредитах. Если удастся подолгу не прерывать серии ударов и сохранить робота в достаточно высокой целостности, то получим отдельно за всё бонусы сверху выплаты за саму победу.
За что мной так любим One Must Fall 2097, ведь казалось бы сколько есть файтингов? Но всё дело в заложенном в игру потенциале, который разработчики успешно смогли раскрыть. Роботы уникальны — Jaguar, выдаваемый в режиме карьеры, универсален, хотя и слабоват. Pyros — робот мощный, но им сложнее выбивать серии ударов, зато это легче за быстрого Shadow. И вспомним ещё про пилотов с их навыками — сколько же получается тогда накладываемых друг на друга комбинаций параметров пилота и модели робота! А между тем ИИ в игре завязан на личности пилотов, поэтому встречая одного и того же персонажа в разных моделях роботов можно тем не менее узнать его манеру поведения, стиль схватки.
Если на первый взгляд игра могла показаться всего лишь «очередным файтингом, но с роботами», то при внимательном изучении здешних турниров, правил и механики геймплея, раскрывается перед игроком заложенный более хитрый механизм и игровой баланс. Таким образом, перед нами вполне себе заслуживающая звания классики игра, в которой можно играть спокойно и взвешенно, а не перебирая лихорадочно клавиши в надежде выбить хитрый приём.
Лучшие комментарии