In the year 3535, ain't gonna need to tell the truth
Tell no lies
Everything you think, do and say
Is in the pill you took today
In the year 4545, ain't gonna need teeth
Won't need your eyes
You won't find a thing to chew
Nobody's gonna look at youZager and Evans — In The Year 2525
Ни для кого не секрет, что футуризм и попытки заглянуть в будущее являются излюбленными и популярными темами на сегодняшний день. Режиссёры заигрываются с киберпанком, радуя искушённый зрительский взгляд стильными видами на сверкающие современные мегаполисы, а вот писатели, зачастую, таким оптимизмом не брезгуют и рисуют в подсознании читателя довольно пессимистичные картины того, чем станет мир в ближайшие или далёкие годы. Разработчики игр также не видят в «прекрасном далёком» ничего прекрасного и предрекают его весьма жестоким — сейчас нынче в моде осыпать виртуальную землю каким-нибудь катаклизмом и устроить настоящий постапокалипсис… Или, что ещё хуже, показать процесс того, как планета постепенно превращается в кладбище из серых коробок в виде полуразрушенных домов.
Обычно, я не привык рассматривать модификации как отдельные игровые произведения. При детальном взгляде всё же чувствуется, что это не более, чем набор карт, сделанных по готовому шаблону и соединённых в одно целое полотно. Редко какие творения мододелов можно назвать выходящими за рамки любительского труда — пожалуй, первым на ум приходит небезызвестный Cry Of Fear, являющийся прекрасным примером того, как можно перевернуть привычный «Халф-Лайфовский движок» и сделать из него оригинальный и интересный проект, который можно смело продавать как отдельную полноценную игру.
Впрочем, сегодня я поведаю вам совершенно другую историю. В ней не найдётся места бабайкам, выскакивающим из темноты, но будет кое-что пострашнее. И поверьте мне — хоть речь пойдёт и о модификации для Half-Life 2, но она уж точно заслуживает вашего внимания.
Немного о создателе сего творения.
Процесс создания G-String можно смело назвать таким же нестандартным и бьющим по шаблонам, как и сам мод. Даже больше — многие действительно удивятся тому, что модификация является результатом долгой и кропотливой пятилетней работы всего одного человека, а не горсткой энтузиастов. Этим человеком является жительница Японии с никнеймом MyoHyo (сейчас вы её можете обнаружить на YouTube и Mod DB под именем Eyaura). Много ли вы знаете представительниц прекрасного пола, занимающихся моддингом и проживающих в государстве, в котором такое занятие считается весьма нетривиальным из-за его банальной непопулярности?
Японский подход к делу чувствовался ещё на стадии разработки, протекавшей под правилом «Меньше слов, больше дела». Создательница неохотно делилась подробностями модификации и, фактически, выпустила её в свет неожиданно, в декабре 2011 года. К сожалению, малое количество информации о G-String на тот момент негативно повлияло на известность — большинство просто пропустило его мимо себя и мало кто вообще догадывался о его существовании. Это вдвойне печально, учитывая, каким глубоким и интересным получился G-String — чувствуется большая заинтересованность и любовь автора к своему детищу, чем могут похвастаться далеко не все мододелы.
Бегущая в доспехах
G-String встречает нас катсценой с постепенно отъезжающей от мониторов камерой и бьющим по мозгам звуковым оформлением, погружая в крайне неблагоприятную обстановку не такого уж и далёкого будущего. Большая часть Азии ушла глубоко под воду, Европа резко похолодала, а Африка с Южной Америкой лишились важных природных ресурсов, среди которых — запасы нефти. Загрязнения воздуха привели к массовому отравлению флоры и фауны и угробили климат, сузив и так небольшую территорию для благоприятного существования всего до нескольких городов. Казалось бы, что хуже обстановки просто не может быть, но тут на сцене появляется новая проблема — взбунтовавшиеся андроиды. Правда в отличии от грядущей Detroit: Become Human, их разум запрограммирован только на одно — уничтожать и разрушать всё, что движется. Ну и куда же без всевидящего ока, намёки на которого мы будем видеть едва ли не чаще, чем вышеупомянутых андроидов.
Естественно, список неприятностей на этом только начинается. Столь резкая смена климата повлияла на организмы людей не лучшим образом — некоторые индивиды получили в подарок от мёртвой природы изменённую структуру ДНК и, как следствие, особые сверхспособности, вроде телекинеза или метания файерболов. Такие счастливчики стали мгновенной мишенью для правительства, регулярно отлавливающего их для использования в своих тёмных экспериментах. Тем же, кому удалось избежать подобной участи, живётся ничуть не легче — открытая ненависть общества привела к тому, что им приходится жить в самых бедных районах города, где нет ничего, кроме тотальной разрухи.
Наша главная героиня — 18-летняя Мио Хиори — является одной из таких избранных, и её судьбе нисколь не позавидуешь. Мало того, что родные ей люди, включая мать, отошли на покой, так ещё и правительство на мозги капает, не давая расслабиться — неожиданно кто-то узнаёт о сверхспособностях девушки, и за ней начинается охота, в результате которой Мио приходится покинуть родной дом и отправиться в долгие бега по некогда живому северо-американскому городу Токиотвайс. Тернистый путь героини пройдёт сквозь разрушенные поселения, мрачные лаборатории с подземными комплексами и сверкающий неоном центральный район — единственное место, где хоть как-то продолжает протекать жизнь обычных граждан.
Первое, что хочется отметить при детальном рассмотрении G-String — высочайший уровень проработки и оригинальности. Практически весь контент сделан вручную и не был откуда-то позаимствован — ни одной знакомой текстурки из Half-Life 2 и остальных игр на движке Source вы не заметите. Колоссальный объём работы чувствуется практически сразу, как вы оказываетесь на задворках полуразрушенного жилого дома — в небе витают голографические плакаты с надоедливой рекламой, а сквозь небольшие тучи едва прослеживаются лучики солнца. Впрочем, такая обстановка для вас будет являться скорее праздником жизни, чем обыденностью — большую часть времени мод демонстрирует настолько печальное зрелище, что скорбное уныние готово само забраться в голову к игроку, заставив прочувствовать весь страх и ужас до последней капли. Серые промышленные зоны и тёмные аллеи, где некогда бурлила людская жизнь, переполнены отчаянием и находиться в них порой бывает очень тяжело. Вторая половина модификации немного оттесняет депрессивную обстановку на второй план — на первый выходят просторные виды и огромные небоскрёбы, вверх по которым вам предстоит залезать для продолжения своего пути. Финальные же главы — настоящая дань киберпанку и выглядят чертовски стильно.
Поддерживает общую атмосферу и подача истории, поражающая странными находками и пудрящая мозги похлеще любого артхаус фильма — весь мод буквально пронизан какими-то жуткими звуками и видениями, зачастую настолько непонятными, что местами превращается в заправский триллер. Советую не удивляться, если сквозь гробовую тишину вам неожиданно послышится некий голос с призывом: "Говорит Москва, слушайте Москву!". Дополняет картину и весьма специфичная озвучка — большинство персонажей вещает прокуренными, едва живыми голосами, и разобрать их речь довольно тяжело. Ко всему прочему, несмотря на наличие немногочисленных диалогов, автор не удосужился снабдить их субтитрами — если вы не очень хорошо воспринимаете на слух английскую речь, то с пониманием некоторых из них могут возникнуть трудности и можно легко упустить нить повествования, оставшись в полном непонимании происходящего на экране.
Отдельным абзацем хотелось бы выделить музыкальное наполнение мода. По сути, его можно разделить на две части — атмосферный эмбиент и, неожиданно, треки от сторонних исполнителей. Судя по всему, создательница мода не боялась наложить на своё творение клеймо в виде нарушения авторских прав, поэтому собрала в G-String все жанры, которые только можно услышать — начиная от классической музыки с психоделическим роком, и заканчивая… Японской электронной попсой. Как ни странно, но использованные песни не только отлично ложатся на геймплейные события, но и зачастую неплохо сочетаются со смыслом и сюжетом модификации. Один из сильнейших эпизодов — напряжённая перестрелка посреди разрушенной промзоны под легендарную композицию Загера и Эванса «In The Year 2525», текст которой как раз-таки вынесен в начало статьи и описывает наше возможное будущее, не менее загадочное и ужасающее. Буду честен — в этот момент у меня бежали мурашки по спине, а после окончания мне просто хотелось встать и поаплодировать за столь удачное наложение песни на происходящее.
Что же до самих перестрелок и геймплейной канвы в целом, то тут всё без откровений — физика и механика стрельбы позаимствованы из оригинальной Half-Life 2, пускай и с мелкими переработками. Прицел в середине экрана куда-то испарился, поэтому приходится учиться палить по разного рода вражине без него. Автор не позабыл и о том, что играем мы за молодую девушку, поэтому живучестью и пуленепробиваемостью героиня похвастаться не может, да и падения с большой высоты могут оказаться фатальными, а то и вовсе к смерти привести. Противники же, напротив, с удовольствием прожёвывают пол-обоймы и не стесняются закидывать протагонистку гранатами. Никуда не делись и стандартные для большинства модов нотки дисбаланса — ближе к финалу градус сложности боёв подскакивает до предельно высокой отметки, но к счастью два ваших верных друга по кличке «Сэйв» и «Лоад» спасают нервные клетки и не дают перестрелкам скатиться в акт садомазохизма.
Однако, на стороне героини тоже есть сильные преимущества в виде упомянутых раннее сверхспособностей. Мио способна замедлять время и зрелищно расстреливать негодяев, аки Нео из Матрицы, причём данное умение не ограничено каким-либо таймингом, так что в тяжёлые моменты такая возможность оказывается невероятно полезной и необходимой. А вот вторая способность, позволяющая наносить удары файерболами, выглядит чуть менее эффектно из-за того, что этими самыми файерболами трудно попасть по кому-либо вообще.
Впрочем, истинный «хардкор» в G-String зарыт вовсе не в экшен-составляющей — серьёзный вызов поджидает там, откуда его совсем не ждёшь, а именно в геймдизайне, по-японскому изощрённом и хитро сконструированном. Уровни получились невероятно запутанными и многослойными, что зачастую не идёт на пользу игроку — буквально каждые 10 минут вы будете постоянно задавать себе вопрос: «Куда, чёрт возьми, идти дальше?» Практически все локации переполнены пустыми комнатами и ненужными объектами, будто специально созданными для того, чтобы запутать игрока и заставить его блуждать меж трёх сосен в течении часа. Порой выход из осточертевшего коридора может оказаться настолько неочевидным и абсурдным, что хочется трижды проклясть автора мода и бросить процесс прохождения на полпути, не увидев самого интересного. С другой стороны, подобные геймдизайнерские извращения вынуждают хоть иногда включать воображение и оказываются весьма оригинальными.
К сожалению, замах на масштабность сыграл с G-String весьма злую шутку — вскоре выясняется, что чем дальше мы заходим в футуристический лес, тем скучнее в нём находиться. 12-15 часов для модификации — крайне хороший показатель, однако не в случае, когда эту цифру искусственно растягивают, будто слоёное тесто, и всеми силами удлиняют и так довольно продолжительное повествование. С каждой последующей главой геймплей перестаёт удивлять какими-то неожиданными ситуациями и ударяется в самоповторы. Откровенно лишней чувствуется последняя треть мода, сделанная по плохим заповедям какого-нибудь польского шутера — слева враги, справа враги, впереди турель, вот так и выкручивайся, дружище. Да и сюжет, каким бы интригующим он не был, совершенно никак не двигает игрока вперёд, поскольку ближе к финалу разобраться во всей чертовщине становится очень трудно и нередко ловишь себя на мысли, что играешь исключительно ради красивых видов на Токиотвайс.
***
G-String крайне необычен, самобытен, но вместе с тем странен, запутан и не всегда очевиден. Как и любое японское творение, он может отпугнуть легкомысленного геймера и потребовать слишком щепетильного отношения к себе. Геймплей модификации большинству покажется скучноватым и вряд ли многие из вас дотерпят до финальных титров — бросаются в глаза сильные провисания и отсутствие сюрпризов по мере прохождения. Да и техническая сырость вкупе с порой уж очень странными геймдизайнерскими находками выдают в G-String модификацию, пусть и с заделом на что-то отдельное и самостоятельное — всё же видно, что для такой масштабной конверсии одного человека слишком мало.
Но, положа руку на сердце, вынужден признать, что настоящая душа G-String скрывается вовсе не за геймплейной составляющей — она в атмосфере. Мрачный киберпанковый нрав городка Токиотвайс запоминается и не отпускает даже после прохождения. Это едва ли не лучший пример того, как можно со вкусом использовать возможности движка Source и выдумать интересный, оригинальный мир, живущий по своим законам — после G-String перестаёшь всерьёз воспринимать остальные творения мододелов и начинаешь восхищаться проделанной работой скромной девушки из Японии.
Поэтому в качестве завершения моего объёмного рассказа я предлагаю вам одно — скачайте и поиграйте в G-String… Или хотя бы попробуйте поиграть. Особенно, если вы неровно дышите к мрачным приключениям в неприветливой и жестокой обстановке и вам не чужда эстетика киберпанка. Благо, для этого многого не потребуется. Достаточно лишь:
1) Скачать архив с самой модификацией.
2) Распаковать её в Steam/steamapps/sourcemods
3) Запустить клиент и найти в библиотеке строчку с названием G-String, после чего автоматом скачается Source SDK 2006, необходимый для запуска мода.
4) Погрузиться в мрачный киберпанковый Токиотвайс.
Кто знает — возможно, для вас G-String станет лучшей модификацией из всех когда-либо выпущенных.
Небольшой постскриптум :
Так уж получилось, что концовка модификации вышла частично «сломанной» — после того, как закончится предфинальная локация, вы не доберётесь до финальных титров и будете просто дрейфовать в воздухе. Для этого нужно ввести в консоль команду map end_3.
И даже не пытайтесь делать это перед прохождением самого мода — вы просто ничего не поймёте…
Хотя… Кого я обманываю — вы и после него ничего не поймёте.
Если вам не по душе особый кинематографичный приём в виде чёрных полосок сверху и снизу экрана, то вводите в консоль r_screenoverlay shadertest/sl_grain.
Да здравствует необрезанное изображение!
Небольшой постпостскриптум :
Не спешите закрывать статью и ставить плюсик в карму, поскольку есть одна интересная новость, о которой я не могу не рассказать…
Тот G-String, обзор которого вы только что прочитали, судя по всему является лишь началом долгого пути к полноценному финальному релизу. На сайте Mod DB он помечен как «G-String BETA», а значит, что...автор лживый говноед и пытается набрать классы Нас ожидает возвращение отважной азиатской девушки со сверхспособностями.
Уже довольно продолжительное время ведётся работа над новой версией модификации и изменения в ней, судя по скриншотам и видеороликам, проделаны невероятные. Локации стали ещё атмосфернее, визуальная часть — симпатичнее, а сюжет — гораздо более простым для понимания благодаря полноценным катсценам и (наконец-таки!) долгожданной поддержкой субтитров к диалогам. Пожалуй самым неожиданным нововведением можно назвать космические баталии, правда как они будут реализованы — пока не совсем ясно.
Однако, как и прежде, разработка ведётся одним человеком. По крайней мере, основная часть работы всё так же лежит на Eyaura, а значит увидим мы новый G-String ещё ой как нескоро. Хотя создательница обещала завершить работу в этом году и выпустить окончательную версию где-нибудь в декабре… Но как известно, лучше не превышать ожидания, чтобы потом не разочароваться.
Лучшие комментарии
На моменте описания местных карт вы прибедняетесь, потому что они не большие и запутанные, они ОГРОМНЫЕ И НЕПОНЯТНЫЕ. Как по мне, так это самые большие и открытые для исследования карты, когда либо созданные на движке Source. Серьёзно, я проверял в Hammer и заброшенные высотки тут занимают почти всё разрешённое пространство. Несколько раз в самой игре распрыжкой я даже выходил за пределы карты и падал в никуда, потому что всюду можно лазить, и никогда не ясно до конца, куда именно надо лазить, а куда нет. Что уже говорит о том, какой тут дизайн карт.
Про фаерболлы тут кстати зря написали что бесполезные: их можно выстреливать под ноги а потом телекинезом, аки гравипушкой, очень мощно пулять в противников, пока они не прогорели до конца. Я так вертолёты на крыше карал, когда ракеты кончились.
Ещё хотелось бы отметить что весомую часть атмосферы игры составляет то, что она в своём визуале очень сильно опирается на абсолютно поехавшие теории заговора, иллюминатов и картиночки с сайтов американских конспирологов-консерваторов. Поначалу очень люто отвлекают плакаты про «прививки-убийцы» и «киберГУЛАГи», но потом втягиваешься.
Из минусов могу отметить то, что тут почти у всех предметов включена физическая коллизия с игроком и в результаты ты регулярно спотыкаешься об валяющийся на земле мусор, через который в hl2 ты спокойно проходил насквозь. А ещё дофига игроков не смогли выйти из начальной квартиры, потому что
10 из 10 короче, автор годноту на свет вытащил, рекомендую поиграть на самом деле. Уникальный, во всех отношениях, и действительно незабываемый опыт.
Правда блуждать там действительно придётся много, но я считаю, что это того стоит, да и Ютуб никто не отменял)
З.Ы. Картинка после «И помните» вызвала вьетнамские флэшбэки о концовке Danganronpa V3, но это не по теме.
И здесь я почувствовал мрачность атмосферы мода)
А так очень интересно, спасибо за информацию о таком необычном моде. Но, раз уж создаётся ремейк/релиз, дождусь его. Ты, главное, сделай и его обзор, когда выйдет))
Благодарю за внимательность и добрые слова. О ремейке/релизе (или ремейке-релизе) обязательно выскажусь, когда он появится ;)