6 мая 2018 6.05.18 4 104K

В плену бесконечных циклов – явная и скрытая история Бесконечного лета

+7

Чудные нынче времена на Stopgame… Игры, никогда не имевшие особой популярности среди аудитории, неожиданно становятся актуальными после одного единственного стрима, а люди, равнодушно относившиеся к жанру визуальных новелл, обретают желание глубже погрузиться в причудливые миры, созданные сценаристами.

«Хмм, а не написать ли по такому поводу краткий пересказ Бесконечного лета?» подумал я. Наивный… Кто-то явно не учел того, что история в это игре обладает «некоторой» долей нелинейности, и это еще не говоря о втором дне, ради которого, собственно, мы все здесь собрались. Ну чтож… позади «Совенок», отступать уже некуда (да и не хочется, честно говоря) – постараюсь кратко поведать про ту историю и тех персонажей, которых создатели решили показать, либо наоборот, запрятали для любителей докапываться до истины. Итак, сегодня речь пойдет про

Перед началом рассказа хочу сделать небольшое отступление, и пояснить несколько важных моментов:
1. Это разбор именно сюжета, а не всей игры в целом. Другими словами – это не обзор, не история разработки и не личное мнение (разве что самую малость). Если есть желание почитать про все перечисленное – на старом добром Лукоморье висит златая цепь хорошая тематическая статья про игру.
2. Объективность. Не гарантирую ее. Совсем. Пусть все написанное и будет опираться на то, что нам показали и рассказали в новелле, но интерпретация информации все же остается за зрителем, поэтому возможно расхождение во мнениях.
3. Подача информации. Это краткий пересказ, поэтому в нем могут быть опущены некоторые моменты, не сыгравшие значительной роли в истории (в основном это касается выборов персонажа на карте лагеря). Более глобальные расхождения, касающиеся рутов, будут описаны по отдельности.
4. Источники. За основу повествования взята информация из «Бесконечного лета» и официального мода «История одного пионера», поставляемого в комплекте с игрой. Приятного прочтения!

Все, описанное в данном разделе, является пересказом основных событий игры в рамках одного прохождения. Если вы играли в нее хоть раз, то можете не найти там чего-либо нового, и сразу смело переходить дальше.

«Мне снова снился сон. Этот сон. Каждую ночь одно и то же. Но наутро, как обычно, все забудется». Именно с этой реплики начинается рассказ Семена – молодого человека, обнаружившего себя спящим лицом на клавиатуре компьютера, в пустой комнате, в безлюдной квартире и в обычном городе, медленно покрывающемся слоем снежных хлопьев, характерных для этого времени года. Кто он? Заурядный человек, не более. Такой же, как и все вокруг – плывущий по течению и проводящий свои дни без цели и без желаний, довольствуясь посещением различных имиджбордов и случайными заработками, позволяющими обеспечить скромную жизнь асоциального члена общества. Этакий Обломов XXI века, если можно его так назвать.
Впрочем, сегодняшний день отличается от вереницы ему подобных – вечером ждет встреча с выпускниками, людьми, с которыми Семен общался до того, как забросил учебу и окончательно заперся в четырех стенах своей квартиры. Нужна ли она ему? Едва ли, но, все же, поддавшись на уговоры одного из немногих товарищей, оставшихся с тех лет, он накидывает пальто и идет в сторону остановки, обуреваемый миллионами мыслей, среди которых невозможно выудить хоть одну стоящую. Среди них промелькивают и воспоминания о юности – времени, когда все было намного проще, когда тяжелые сейчас решения не казались таковыми, времена первой любви, надежды и веры в будущее. Именно с этими мыслями Семен заходит в салон подъехавшего автобуса №410, мчится по улицам ночного города,

 

Оказывается в новом мире, который изменит его жизнь навсегда.

В глаза ударил яркий дневной свет, освещая внутреннее убранство потрепанного автобуса. Не того, в который Семен садился часом ранее – на смену старому ЛИаЗу пришел Икарус, мирно стоящий в окружении загородного пейзажа. Не понимая, что происходит, Семен выскакивает наружу, оказываясь у старых железных ворот, на которых красуется надпись «пионер лагерь Совенок». На десятки километров вокруг расстилается чистое поле, усеянное лишь вышками ЛЭП, в воздухе разносится пение птиц и, что самое главное, стоявшая на дворе зима сменяется самым настоящим летом.

Сначала протагонист впадает в панику, не понимая, что это за место и как он в нем очутился, потом, немного успокоившись, пытается анализировать ситуацию, но в итоге его потуги прерываются… девочкой. Вернее – светловолосой девушкой в пионерской форме, вышедшей из-за ворот лагеря и окликнувшей его. Ожидая угрозы, Семен заводит (или не заводит) с ней диалог, подмечая, что она не реагирует на него, как на что-то… странное. Посоветовав обратиться к вожатой, девушка уходит, а герой, так или иначе, оказывается в лагере.
Поплутав по территории в поисках домика вожатой и успев повстречать большую часть местных обитателей, Семен все же достигает пункта назначения, но вместо ответов его ждет лишь еще один сюрприз – Ольга Дмитриевна (так зовут вожатую) заявляет, что он является опоздавшим пионером, которого они ждали с самого утра. Выбор оказывается не велик – так как вожатая уклоняется от ответов на его вопросы, Семену остается лишь влиться в жизнь лагеря и выяснить все самому. Впрочем, сказать проще, чем сделать – ближе познакомившись со встреченными ранее пионерами и попав в пару передряг, новоиспеченный пионер укладывается спать, так и не узнав ничего нового.

Новый день – новые сюрпризы. Облачившись в пионерскую форму, Семен понимает, почему никого не смущал великовозрастный мужчина на роли пионера – из отражения в зеркале на него смотрит мальчишка 17-18 лет, напоминающий его самого времен окончания школы-поступления в институт.

Посетив местную линейку, протагонист отправляется выполнять возложенную на него миссию – подписать обходной лист, врученный ему вожатой. И снова никаких ответов на вопросы, но, по крайней мере, юноше удается посетить те места, в которых он до этого не бывал – различные кружки, медпункт и библиотеку, в которых он знакомится с оставшимися обитателями лагеря. Конец дня знаменуется участием в местной народной забаве – карточном турнире по игре, придуманной Электроником (одним из двух местных непризнанных научных талантов). От удачливости Семена будет зависеть, как он проведет остаток дня:

играя на воображаемой гитаре или подглядывая за девушкой, полностью ставшей одним целым с природой. В любом случае, снова проведя день впустую, герой отправляется спать.

Примерный пионер должен быть примером во всем! Даже если он сам не особо этого хочет. Новый день радует принудительными общественными работами на благо лагеря, навязанными Ольгой Дмитриевной. Пытаться сбежать – бесполезно, работа все равно тебя найдет, пионер! Поэтому пионер, в лице Семена, бежать даже не пытается: тем или иным образом приняв участие в работе, а затем, устроив погром в столовой, протагонист незаметно для самого себя снова отвлекается на повседневную рутину, забыв о поиске ответов.
Исход дня в этом плане оказывается не лучше – сделав выбор между

Семен в очередной раз возвращается в свой домик и засыпает.

Иииии… Нет, в этот раз не обычная рутина – в лагере произошло ЧП, пропал пионер. Некто Шурик вышел с утра из домика и не вернулся, поэтому весь лагерь поднят на уши в попытках его найти. И нет бы заняться поиском ответов, как герой того и хотел… но нет, конечно же его снова привлекают, несмотря на полное несогласие. Впрочем, в поисках он все же не поучаствует – опять попав в переделку (в одну из четырех – на выбор), остаток дня Семен проведет в образе медбрата, читая журналы мод эпохи позднего Совка и помогая страждущим.
Традиционные народные гуляния прилагаются и сегодня – правда в этот раз они ограничиваются террористическим актом рыжего бандформирования местного разлива. Впрочем, вопреки обыкновению, день на этом не заканчивается: на закате уже знакомый Электроник находит след пропавшего пионера – буквально, в виде потерянной тем обуви. Один, либо в сопровождении одной из девушек, Семен отправляется к месту находки – в старое заброшенное здание лагеря, оставленное много лет назад.

Разрушенный дом в лесной глуши, засыпанный остатками утвари и обвалившейся отделкой – что может быть лучше. Пробравшись внутрь и обследовав его, удается найти люк, ведущий куда-то вниз, в пыльный бетонный коридор, стены которого буквально увешаны связками проводов.

Вскоре он выводит к еще одной неожиданной находке – толстой двери со знаком радиационной опасности, за которой находится старое бомбоубежище. В нем обнаруживается другая дверь, аналогичная первой, но далеко пройти по открывшемуся глазам тоннелю не удается – в полу зияет широкая дыра, ведущая еще ниже, в старые шахты, стены которых могут рухнуть в любой момент. Поблуждав по ответвлениям старых копей, Семен и его спутница наконец находят Шурика – некогда спокойный и прилежный пионер теперь пребывает не в себе, едва ли не набрасываясь на новоприбывших.

Вразумить его получается не всегда, но придя в чувство, злополучный искатель приключений расскажет, что пришел в местное бомбоубежище в поисках запчастей для создаваемого в местном кружке робота.
Однако, на этом его история не заканчивается: едва найдя детали, Шурик услышал за дверью, ведущей в старый лагерь, сонм криков, плача и голосов, будто бы преследовавших его. В страхе пионер бросился за противоположную дверь, закрыв ее за спиной, а потом и в отверстие – но тут все стало лишь хуже, и голоса, раздававшиеся теперь из ниоткуда, несколько часов водили несчастного парня по хитросплетениям тоннелей, пугая и запутывая его, пока тот не наткнулся на подсобное помещение, в котором они, наконец, затихли.
Общими усилиями пионерам удается выбраться на поверхность через вентиляционную решетку, выводящую их прямо в центр нового лагеря, и на этом этот чертовски длинный день, наконец, заканчивается.

«Мы бежали… Бежали из последних сил… Так бежит человек, отчаянно цепляющийся за жизнь. Обреченный человек, который знает, что ему уже не суждено спастись, но все равно борется с неизбежным, с судьбой…» Пятый день в пионерском лагере «Совенок» знаменуется кошмаром о ядерном аду, в центре которого оказался Семен и таинственная спутница, сгинувшая вместе с ним в глубинах посещенного давеча бомбоубежища. Измотанный волнениями прошлого дня, парень решает отдохнуть от поиска ответов на вопрос о том, как он тут оказался… но, конечно же, это не оберегает его от неприятностей и хлопот пионера, оказавшегося не в том месте и не в то время. Чудом сбежав от пионерок, за купанием которых Семен случайно подглядел, он тратит остаток дня на помощь в приготовлении торта, приуроченного к возвращению Шурика.
По устоявшейся традиции, день снова оканчивается самодеятельностью – Ольга Дмитриевна ведет своих подопечных в культпоход, становящийся переломным моментом в истории Семена и его отношений с обитательницами лагеря…

Да, мы сделали это – я наконец дописал самую скучную часть, а вы ее успешно прочли. Все последующие события в оставшихся днях будут различаться в зависимости от полученной концовки, поэтому разбирать их также нужно отдельно друг от друга. Но прежде, для полноты картины, стоит рассказать о том, чего я старался не касаться на протяжении своего рассказа – о персонажах, их характерах и влиянии на главного героя.

Основная тема персонажа: фатализм, бездействие
Молодой человек 23-25 лет, бесцельно прожигающий жизнь в качестве затворника, избегающего любого общения вне просторов интернета. В своем возрасте уже полностью утратил какие-либо стремления, продолжает жить исключительно по инерции, даже не пытаясь собрать волю в кулак и попытаться что-либо изменить – обычно оправдывая это тем, что у него все равно ничего не выйдет.
Силой обстоятельств оказывается заброшен в таинственный пионерский лагерь, затерянный во второй половине XX века, где, снова становясь молодым, получает шанс все исправить.

Характер: долгое отчуждение сполна сыграло свою роль – утратив опыт общения с людьми, Семен с трудом находит с ними общий язык, постоянно вступая в конфликты, теряя самообладание, вплоть до панических атак, и часто совершая поступки, бесящие как окружающих, так и самого игрока. По ходу игры, в зависимости от принятых решений, может измениться к лучшему, но так случается не всегда.

Основная тема персонажа: ненужность, замкнутость
Молодая девушка с ярко-рыжими волосами, завязанными в два коротких хвоста, типичная бунтарка и хулиганка, с первой встречи всячески докучающая Семену своими выходками. Коротает дни актами вандализма и нарушениями правил лагеря, от воровства до серьезных проступков – именно она в четвертый день попыталась подорвать стоящий в лагере памятник.

Характер: полная противоположность всему описанному. Множество комплексов перед сверстницами заставили ее нацепить маску полного безразличия ко всем окружающим, отгородившись от них стеной напускной грубости и бунтарского духа. Все, чего она хочет от Семена на протяжении игры это понимание, нападки же – не более чем попытки привлечь внимание того, кто, по ее мнению, сможет разглядеть истину сквозь весь налет шелухи, увидев на месте хулиганки ранимую и любящую девушку, не знающую, как иначе выразить свои эмоции.

Влияние на персонажа: будет ломать стереотипы Семена на всем протяжении истории, постепенно меняя отношение к ней от настороженности до глубокой симпатии. Отношения с Алисой заставляют персонажа вылезти из своей раковины, брать инициативу в свои руки и меньше полагаться на других – даже если они не придут к счастливому финалу, этот урок Семен запомнит на всю жизнь.

Основная тема персонажа: замкнутость, любовь, двуличность
Невысокая девушка с темно-фиолетовыми волосами, собранными в два торчащих в стороны хвоста. По асоциальности не уступает главному герою, крайне скромна и застенчива, предпочитает времяпровождению со сверстниками чтение романов. Испытывая определенную симпатию к главному герою, чувствует себя вдвойне неловко в его присутствии.

Характер: как и раньше – полная противоположность всему описанному. Для людей естественно носить маски, но иногда это достигает такой степени, что человек теряет настоящего себя. Пожалуй, это как раз про Лену – девушку, которая была настолько ущемлена мнением окружающих и боялась их неодобрения, что создала образ, полностью противоречащий ее истинному «Я». По мере развития отношений с данным персонажем, раскрывается ее скрытая личность – уверенная, хладнокровная, способная на поступки, граничащие с жестокостью, если ей это потребуется. Да, она тоже хочет любви, но откроет сердце только тому, кто не побоится докопаться до самого дна – и этот человек для нее встанет выше всех остальных.

Влияние на персонажа: первое впечатление от этого персонажа – разрыв шаблона, и чем дальше будут заходить ее отношения с Семеном, тем сильнее он будет. Безобидная на первый взгляд девушка с каждым следующим днем будет на глазах преображаться, и когда ее перевоплощение достигнет апогея – все будет только в руках главного героя. Это не тот персонаж, отношения с которым могут кончиться банальным «не срослось», чтобы помочь ей открыться, Семену придется взять себя в руки и научиться ставить свои потребности ниже, чем желания дорогих ему людей.

Основная тема персонажа: поддержка, уверенность
Голубоглазая золотовласая девушка, заплетающая волосы в две длинные косы. Наилучший образец примерного пионера – ответственная, добрая, отзывчивая, большую часть времени проводит, помогая вожатой и разрешая конфликты между обитателями лагеря. Зачастую приходит на помощь Семену, выгораживая его перед вожатой или помогая выпутаться из передряг.

Характер: в этот раз без залежей скелетов в шкафу, Славяна действительно является той, кем хочет казаться на людях, хоть и не без своих особенностей – может иногда пользоваться доверием работников лагеря, обманывая их или оборачивая ситуацию в свою пользу, что немного рушит образ «спортсменки, комсомолки и просто красавицы». В это же время, у нее, как и у остальных, есть скрытая сторона, которую она не любит демонстрировать, хоть и не особо ее стесняется.

Влияние на персонажа: сосредоточив внимание на Славе, герой постепенно становится увереннее в себе, не спеша идти на попятную при возникновении трудностей – беспрекословно следовавший желаниям вожатой пионер под конец истории решается дать ей отпор, отстаивая свою точку зрения. С другой стороны, пожалуй, это единственная линия, не вносящая глобальных изменений в жизнь Семена – он лишь начинает смотреть на свою жизнь под другим углом, воспринимает ее в более светлых тонах.

Основная тема персонажа: беззаботность, дружба
Девочка 12-14 лет, с темно-рыжими волосами, заплетенными в два толстых хвоста. Веселая, непоседливая, источник большинства проказ в лагере, совершаемых ею вместе с Алисой. Пожалуй, самый искренний из основных персонажей.

Характер: как и положено ребенку ее возраста, любознательна, общительна, не может долго держать обид на других, но и не всегда осознает последствия своих поступков. Несмотря на постоянные издевки над окружающими, не обделена добротой.

Влияние на персонажа: в отличие от остальных персонажей, является отдушиной для Семена, позволяя ему снова погрузиться в беззаботные юношеские годы, когда он еще не так боялся сближаться с людьми и творить вещи, которые могли бы показаться странными в глазах окружающих. Эти семь дней в последующем оказывают большое влияние на его жизнь, становясь первым шагом к возвращению к обществу.

Персонаж второго плана, молодая девушка с длинными циановыми волосами, затянутыми в два хвоста. Жизнерадостна, позитивна, обладает огромным талантом к музыке, но не играет ощутимой роли в истории.

Характер: никогда не унывает, всегда рада поддержать беседу, но ее излишняя болтливость и открытость отталкивает окружающих, из-за чего Мику часто остается в одиночестве.

Влияние на персонажа: отсутствует. Семен практически не пересекается с Мику в течение игры, а события ее концовки рассказывают о других персонажах, не имеющих ничего общего с главными героями.

Персонаж второго плана, невысокая темноволосая девушка в очках, коротающая жизнь в лагере, курсируя между столовой и местной библиотекой.

Характер: нелюдима, крайне раздражительна, даже самая безобидная беседа с ней может быстро перерасти в скандал. Предпочитает книги общению с реальными людьми.

Влияние на персонажа: не оказывает, эпизодически принимает участие в событиях нескольких дней.

Вожатая пионерского лагеря «Совенок», девушка 25 лет, отличающаяся достаточно привлекательной внешностью: по словам самого Семена «природа не обделила ее формами», да и зеленные глаза, обрамленные пышными каштановыми волосами, не портят общего вида.

Характер: пытается казаться образцом для подопечных, поддерживая образ строгой и ответственной вожатой, но ей не особо это удается. С первого дня пользуется Семеном в качестве персонально слуги, поручая ему всяческую работу в лагере.

Влияние на персонажа: косвенное, хоть и не подает идеального примера, но под ее влиянием персонаж становится более собранным и, возможно, немного более ответственным. Хотя, это может быть связано и со страхом получить выговор от вожатой.

Медсестра в пионерском лагере. Привлекательная женщина средних лет, ее отличительными чертами являются длинные черные волосы и глаза разных цветов.

Характер: сказать про Виолу особо нечего – персонаж служит скорее для удовлетворения игроков, чем для участия в сюжете. При каждой встрече заигрывает с Семеном, но дальше этого их отношения не заходят.

Влияние на персонажа: не оказывает, эпизодически принимает участие в событиях нескольких дней.

Персонаж второго плана, образ которого явно скопирован с другого «Шурика», бывшего знаменитым во времена СССР.

Характер: педантичен, собран, живет по расписанию и старается его не нарушать. Увлечение наукой всецело поглощает его, заменяя собой общение с большей частью обитателей лагеря.

Влияние на персонажа: практически не оказывает, но его пропажа в четвертом дне вносит некоторый вклад в понимание происходящей ситуации.

Основная тема персонажа: решительность?
Еще одна отсылка к советской классике, товарищ Шурика в кружке кибернетики.

Характер: простоватый парень, разделяющий со своим товарищем любовь к науке, хоть и в менее фанатичной манере. Достаточно общителен, но его открытость иногда выходит ему боком – особенно во время общения с Алисой.

Влияние на персонажа: играет ощутимую роль лишь при развитии отношений с Леной, его беспримерные попытки признаться в любви Жене, вечно заканчивающиеся провалом, оказывают сильное впечатление на Семена, заставляя его пересмотреть свои взгляды на отношения.

Культпоход длится недолго, заканчиваясь привалом в паре сотен метров от лагеря. Пионеры разводят костер, разделяются на группы и начинают травить байки, а Семен, в кой-то веки, остается предоставлен самому себе.

Вскоре его внимание привлекает ссора между Алисой и Леной – девочки о чем-то жарко спорят, переходя на повышенные тона. Попытка узнать причину ставит героя перед неожиданным открытием – сам того не подозревая, он оказался втянут в любовный треугольник между ним и двумя девушками. Услышав много нового, как в свой адрес, так и в адрес Лены, и проведя остаток дня в попытках заставить Алису извиниться, Семен отправляется на боковую.
Следующий день не вносит в ситуацию ясности – несколько раз встретившись с Алисой и успев поучаствовать в истории с пионерами, медсестрой и бутылкой водки, протагонист под вечер обнаруживает себя… в домике Алисы, где он и хозяйка сначала напиваются, а потом и оказываются в постели, предавшись непотребствам.
И нет бы его злоключения на этом закончились, но на следующий день, проспавший все на свете и страдающий от похмелья пионер, в добавок получивший разгром от Алисы, узнает, что шанс сбежать из этого лагеря снова ускользнул из его рук – ведь сегодня последний день и все пионеры уже уехали. Попрепиравшись по этому поводу, забытые молодые люди решают пешком добраться до ближайшего райцентра.
Дальнейшие события зависят от Семена – если он все же пересилит себя и сумеет убедить Алису в искренности своих чувств, то они наконец достигнут взаимопонимания и, сев в проезжавший мимо автобус, уснут в обнимку, оканчивая свое длинное путешествие. Если же консенсус достигнут не будет – герой столкнется лишь со стеной непонимания и презрения со стороны Алисы, выслушивая ее заслуженные издевки и обвинения.
Вне зависимости от случившихся событий, Семен проснется уже в своей старой квартире – один одинешенек. Но прожитые семь дней не пройдут для него даром: вдохновленный примером девушки, запавшей в его сердце, ценой многий усилий и усердным трудом, молодой человек организует небольшую музыкальную группу, за несколько лет сумевшую прорваться до уровня выступлений на серьезных площадках и выпуска собственных альбомов. Встретит ли он Алису? Все может быть…

Вскоре его внимание привлекает ссора между Алисой и Леной – девочки о чем-то жарко спорят, переходя на повышенные тона. Попытка узнать причину ставит героя перед неожиданным открытием – сам того не подозревая, он оказался втянут в любовный треугольник между ним и двумя девушками. Услышав много нового в свой адрес, увидев Лену с абсолютно другой стороны и проведя остаток дня в попытках заставить Алису извиниться, опустошенный Семен отправляется спать.
На следующий день ситуация становится лишь хуже – Лена пропала и никто в лагере теперь не заинтересован в том, чтобы броситься на поиски исчезнувшей девушки. День поисков и размышлений главного героя на тему его роли в происходящих событиях ни к чему не приводит – Лена обнаруживается лишь вечером на футбольном поле, тренирующейся игре в бадминтон, как и в одну из их первых с Семеном встреч.
Разговор не особо вяжется, Лена срывается на протагониста, а с вмешательством обнаружившей их Алисы дело принимает еще более неожиданный поворот. Оказав помощь рыжеволосой, Семен решает отложить разбор полетов до утра.

И снова планам злополучного попаданца не суждено сбыться – проснувшись лишь ближе к вечеру, он обнаруживает, что в лагере не осталось никого, кроме него самого и Лены, упросившей вожатую оставить их в лагере из-за «незаконченных дел». Оставшись наедине, молодые люди наконец приходят к взаимопониманию (и даже к чему-то «большему»), Семен даже признается, кто он и как оказался здесь – чему девушка, на удивление, верит. Снова уснув, герой оказывается… в том же дне, в который они выяснили отношения – но сейчас лишь начало дня и никто еще не уехал, а значит и всего произошедшего в итоге не было, хоть рядом и сидит абсолютна спокойная и понимающая Лена(мистика!). Собравшись, они вместе покидают лагерь, но Семен не возвращается в свое время – следующие несколько десятков лет он ведет новую жизнь в новом мире, идя по ней рука об руку с Леной.

Хорошая концовка, да? Как бы ни так. У этих отношений может быть и иной финал – оставшись наедине, парочка снова ссорится из-за Алисы и Лена предлагает покинуть лагерь. Отправившись в свой домик и забрав нехитрые пожитки, Семен замечает, что девушка задерживается – и в ее домике он находит пионерку, вскрывшую себе вены кухонным ножом. Проводив ее в последний путь, полностью сломленный протагонист покидает лагерь на автобусе, заснув в котором он снова возвращается в свое время, где, не в силах смириться со случившимся, отправляется вслед за ней...

Вскоре он обнаруживает, что Славя куда-то пропала и отправляется на ее поиски. Девушка обнаруживается на пляже – по своему обыкновению она решила устроить ночной заплыв и немного побыть в одиночестве. Впрочем, даже летом такое купание оказывается не лучшей затеей – у помощницы вожатой проявляются симптомы простуды и Семен предлагает ей отправиться в медпункт. Медсестры на месте не оказывается, и молодые люди остаются в помещении на ночь, мило беседуя на отвлеченные темы, а потом и расположившись на одной кушетке – из-за болезни и отсутствия одеяла Славя страдает от озноба. В этой пикантной позе молодых людей и находит вожатая – после чего, не слушая никаких оправданий, отправляет их под домашний арест.
В течение всего следующего дня Семен делает несвойственные ему вещи – вопреки запретам вожатой, он направляется в медпункт, забирает Славя и сбегает вместе с ней в окружающий лагерь подлесок, где они проводят почти весь следующий день наедине, а позже и censored. Пережив вечером того же дня неприятный разговор на тему отношений с нашедшей их Леной (и заметив в ее руке что-то подозрительно сверкавшее под светом Луны), на следующий день Семен решает вернуться. Дав решительный отпор очередным проповедям вожатой и заявив, что они не сделали ничего плохого, пионер вместе со всеми принимает участие в сборах и покидает лагерь, в течении дня полностью расставив все точки над «и» и признавшись Славе в любви.

И вновь – стены родной квартиры, в которой нет никого, кроме Семена. Каких-то великих перемен или неожиданных откровений не последовало, все та же жизнь затворника, разбавляемая походами в магазин и воспоминаниями о прожитой неделе в пионерском лагере. Впрочем, не совсем – Семен все же научился позитивнее смотреть на мир, чаще выжимая из себя улыбку и больше не ленясь покидать стены родной квартиры. Одна из таких прогулок снова привела его на остановку памятного автобуса №410. Ночь, хлопья снега медленно покрывают улицы, а под козырьком виднеется женская фигурка, плотно закутавшаяся в пальто…

Заскучав, пионер отправляется проведать Ульяну, в наказание за провинность оставшуюся в лагере под домашним арестом. Девочка радуется его компании и предлагает подшутить над пионерами – переодевшись в привидений и ворвавшись на их маленький праздник жизни. Шутка, к сожалению, выходит боком самой проказнице – пионеры, вместо того, чтобы испугаться, поднимают ее насмех, и расстроенная Ульяна сбегает в лес, где ее находит и успокаивает Семен.

На следующий день произошедшее забывается, и вечером ребята пробираются в кружок кибернетики, чтобы тайком посмотреть кино и, после просмотра, остаться там ночевать – но, к сожалению, наутро их ловит Славя, рассказывающая о своей находке Ольге Дмитриевне. Получив выговор от вожатой, пионеров разделяют – хоть Семену и удается объяснить ситуацию, Ульяну сажают под домашний арест. Последний день в лагере герой проводит, скрашивая наказание девочки своим присутствием или занимаясь своими делами – после чего, один или в ее кампании, покидает лагерь на автобусе, по пути уснув и оказавшись у себя в квартире.

Несколько недель уходят на попытки понять, что произошло, и как Семен оказался в «Совенке», но поиски оказываются тщетными. Но все же, больше сидеть в четырех стенах он не может – заразившись оптимизмом девочки, в обществе которой он провел последнюю неделю, молодой человек восстанавливается в университете и решает получить высшее образование. Не для галочки, для себя, ради того веселья, которое он испытывал, когда-то будучи на первом курсе. И, возможно, после одной из пар новоявленному студенту предстоит встретиться с молодой девушкой, до боли кого-то ему напоминающей…

Что ж, на этом заканчивается история таинственного лагеря, затерянного в неизвестном времени и месте и дающего второй шанс тем, кто, казалось бы, окончательно разочаровался в своей жизни.

Для тех, кто дошел сюда и читает сейчас эти строки – попытайтесь ответить на простой вопрос: каждый раз, начиная новую историю, делая выборы, ведущие к различным исходам и наблюдая за итогами своих действий, смотрели ли вы на мир глазами одного и того же протагониста, проживающего один из возможных вариантов развития событий, либо разных персонажей, никак не связанных между собой? Хотите знать, каков правильный ответ? Ни один из перечисленных… и оба сразу. Да, звучит, как бессвязный бред, но для того, чтобы прояснить ситуацию, на историю придется взглянуть под несколько иным углом. Надеюсь, вы хорошо усвоили то, что было описано выше, потому что теперь вам придется откинуть в сторону все то, что я до этого говорил о сюжете – ведь на место простенькой истории приключения длиной в неделю отныне становится рассказ о бесконечных блужданиях одного человека в хитросплетениях бесконечных циклов.

Пожалуй, стоит извиниться перед моим читателем: описывая историю «Совенка» и возможные исходы событий, я брал в расчет лишь 8 из 13 возможных концовок, намерено сокрыв оставшиеся 5 финалов и появляющихся в них персонажей. Зачем это было сделано? Ну, часть из них вы все равно не сможете встретить, проходя игру в первый раз, да и картина получится целостнее, если вместо описания этих исходов я расскажу о скрывающейся за ними целостной истории. Что ж, начнем.

Итак, неведомая сила, занесшая Семена в другое время и место, наконец, ослабила свою хватку – неудачливый путешественник, возвращается в настоящее время, получив бесценный опыт общения с одной из красавиц, населявших лагерь. Но, зная характер Семена – не логичнее было бы такому затворнику, добровольно сгноившему себя в четырех стенах, и далее пытаться отгородиться от всеобщего внимания? Что ж, такой вариант не исключен – и именно с него начинается знакомство с потаенной стороной этого странного лагеря.
Не преуспев в общении ни с одной из девушек, на шестой день Семен начнет краем глаза замечать вокруг себя странности – тут и там ему будет встречаться ранее не виданный в лагере пионер, перебрасывающийся с Семеном на первый взгляд ничем не примечательными, но в то же время метящими прямо в его подвешенное положение фразами. Лицо пионера всегда скрывается в тени или солнечных бликах, исчезает он всегда также внезапно, как появляется, а другие обитатели лагеря не подозревают о его присутствии, даже когда он находится рядом с ним – этот пионер словно призрак… и такой призрак здесь не один.

Со временем незнакомец начинает все более агрессивно относиться к Семену, особенно после того, как тот встречается с еще одним похожим гостем, призывающим героя не верить другому пионеру. Но, даже среди бесконечного потока издевок можно услышать нечто ценное – постепенно Семену начинает раскрываться правда о том, как устроен местный мир. По словам пионера, он, в отличие от Семена, далеко не в первый раз переживает те 7 дней, отведенных ему в пионерском лагере – проблема лишь в том, что каждый раз, вне зависимости от выбранного исхода, цикл начинается сначала и история заходит на новый виток. Так было уже множество раз, может 200, может 300, но все всегда повторяется — попытки сбежать ни к чему не приводят, а любой из выбранных вариантов ведет в тупик, будь это любовная история, бегство из лагеря или суицид. Поначалу незнакомец также пытался искать выход, но с каждым новым циклом все больше разочаровывался, постепенно переходя от мирных методов к издевательствам над обитателями лагеря, которых он уже не считает за людей. К слову, самих лагерей, как он утверждает, также множество, и в каждом из них повторяется одна и та же история – просто некоторые из их обитателей со временем обретают способность видеть чужие миры и взаимодействовать с ними.

Развязкой истории является выбор Семена в конце седьмого дня – он может последовать за пионером, советовавшим ему не доверять незнакомцу, либо сесть в автобус и попытаться уехать. В первом случае протагонист сам станет подобием того пионера и отправится в новый цикл, во втором – получит иллюзию спасения: Семен проснется в своей квартире через несколько часов после ухода.
Судя по сообщениям на почте, никакого лагеря не существовало, и вечер он провел в компании друзей, но этот обман развеивает сообщение от неизвестного адресата, сообщающего ему, что тот скоро вернется. В этот момент воспоминания о «Совенке» стираются из памяти протагониста, и он снова направляется на «встречу выпускников»…

Является ли это концом истории? Зависит от вашего упорства. Раз за разом, начиная новый цикл, Семен, пусть и теряющий воспоминания о прошлых сменах в «Совенке», начинает неосознанно влиять на этот мир, привнося изменения как в него – открывая новые возможные пути, так и в самого себя: опыт и влияние девушек, встреченных здесь, понемногу перестраивают уже устоявшийся образ.

Сначала это проявляется лишь в качестве неизвестной девушки, вечно ускользающей от него, но принимающей участие в местных событиях, но позже Семену удается впервые повторить трюк своего старого знакомого пионера – и заснувший в шахтах под лагерем парень переносится в другое место и время. На дворе уже не восьмидесятые, а пионеры уже не пионеры – теперь это съемочная группа провинциального университета, выехавшая на работы в заброшенный пионерский лагерь. Местный Семен – противоположность уже знакомого хикки, у него другая история и нет проблем с перемещениями во времени, но это, конечно же, не мешает ему ненадолго окунуться во времена СССР – правда на этот раз лагерь, внезапно ставший местом массовых убийств и разгула нежити, оказывается всего лишь сном.

 

Долго ли все это продолжается? Неизвестно, но наконец, пройдя через все возможные варианты развития событий, Семен вплотную приближается к тому, чтобы раскрыть тайну пионерского лагеря – а может и всех их сразу.

Сначала ничего не предвещает беды – очередной Семен, очередной цикл, снова четыре дня в лагере, в один из которых исчезает Шурик. Но в этот раз, отправившись на его поиски, герой находит ту, что была до этого лишь голосом, преследовавшим злосчастного ученого в переплетениях тоннелей – хрупкую девушку с кошачьими ушками, коротающую время за ловлей мышей.

Отныне она уже не просто размытый образ и Семен начинает понемногу вспоминать о том, что видел ее раньше – да хотя бы в салоне автобуса, привезшего его сюда. В следующие дни она, как и незнакомые пионеры когда-то, начинает все чаще выходить с Семеном на контакт – во время этих встреч юноша узнает, что она была здесь с самого начала и видела уже множество Семенов, приезжавших и уезжавших из лагеря. Но, в этот раз все не так как обычно – и неожиданно возникший на горизонте мегаполис, пришедший явно не из этого времени, красноречиво намекает на то, что цикл пошел немного не по плану.

Остальные обитатели лагеря ошарашены не меньше Семена – никто не понимает, что происходит и откуда посреди чистого поля появился город. Немного успокоившись, пионеры, во главе с протагонистом, решают дойти до него, но, сколько бы они не шли, тот так и остается на уровне горизонта, заставляя всех, кроме героя, повернуть назад. Именно здесь наступает момент критического выбора – снова появившаяся из ниоткуда девушка, получившая, к слову, имя Юля, предлагает герою повернуть назад.

Согласившись, тот обнаруживает, что покинутый им не так давно лагерь пуст и, судя по всему, давно заброшен – свет не горит, пионеров нет, да и город, мелькавший на горизонте, куда-то снова исчез. Хотя, насчет обитателей можно и поспорить – ведь в этом цикле своим присутствием нас решил почтить уже знакомый пионер. На непонимание Семена тот отвечает упреками, говоря тому, что все, что происходит сейчас, является целиком и полностью его виной – ведь герой недостаточно старается, чтобы выбраться из лагеря! Впрочем, помимо этого, незнакомец открывает ему и известные нам уже истины: о циклах, о бессмысленности выбора и о том, кто он, собственно, такой – еще один Семен, один из множества, проживающих разные жизни в разных лагерях. Вскоре после этого пионер исчезает.
Не имея иных вариантов, протагонист и Юля решают остаться в лагере и дождаться окончания смены. Постепенно девушка рассказывает о том, что за роль ей предназначена в этом мире: наблюдателя, одновременно смотрящего со стороны на жизнь всех Семенов во всех лагерях, но не вмешивающегося в события до тех пор, пока что-то пойдет не так. По ее словам, текущая версия Семена является первой, с кем она вышла на контакт. О собственном прошлом Юлия ничего не помнит – с самого начала она жила в окрестностях лагеря, собирая грибы и подворовывая вещи у пионеров в ожидании грядущей зимы, которая так никогда и не наступала: каждый раз, когда оканчивалась очередная смена, все просто возвращалось в исходное состояние.

Постепенно Семен и девушка сближаются (пожалуй даже слишком) и, в конце концов, протагонист предлагает ей покинуть этот лагерь вместе с ним. Сев в автобус, как и всегда появившийся в конце очередного цикла, герои уезжают вдаль… Но, конечно же, не все так просто – когда на мир опускается тьма, салон заполняет неясными силуэтами.

Все они молчат, никто их них ничего не предпринимает и никак не реагирует на оклики – кроме назойливого Пионера на переднем сидении. Он объясняет, что все они, и даже больше, ведь не все видны взору, являются пленниками лагерей, решивших последовать вслед за тем, кто, возможно, сможет найти выход из этой ловушки – даже если итогом его путешествия станет смерть. Вслед за этими словами, как и всегда, Семен проваливается в сон.
Всепоглощающая пустота – ни звуков, ни ощущений, ни света. Единственное, что существует в этой реальности, это два голоса – один принадлежит Семену, а второй – ему же, но уже спустя неисчислимое количество времени. Старший голос поздравляет своего младшего товарища – тот, наконец, дошел до конца, завершил цикл и отыскал выход наружу, и теперь память обо всех прожитых витках, запертая на дне его памяти, наконец-то вырывается. Какова была цель всего этого? По словам старшего, лагерь был чем-то вроде испытательного полигона, идея которого принадлежала ему, но над ходом которого тот был не властен. Каждый человек – бесконечная вселенная, и из того, как он поведет себя в той или иной ситуации, зависит его дальнейшая судьба – видимо это и была главная идея, хотя, по словам Старшего, Семен все равно не сможет осознать всего целиком. Попрощавшись, голос дает протагонисту последний выбор: теперь, помня обо все прожитых циклах, он может наконец выбрать, в каком из них он хочет остаться.

Яркий свет бьет в глаза, освещая кровать, на которой лежат мужчина и женщина – и один из них только что проснулся ото сна, мучавшего его каждую ночь. Сна, в котором некий голос заставлял его сделать какой-то выбор – хотя вариантов тот уже не вспомнит. Перевернувшись на другой бок, он желает своей женщине доброго утра…
У каждой истории есть начало и конец, своя канва, синопсис, содержание, ключевые моменты, прологи и эпилоги. И нет такой книги, в которой при каждом новом прочтении не открывались бы вещи, на которые раньше не обращал внимания. Но у каждой книги есть и своя последняя, переверну которую, мы ставим книгу на полку. Чтобы завтра открыть новую…

Семен все же решает продолжить свой путь в сторону города, и Юля оставляет его. Вскоре парня нагоняет автобус, в котором обнаруживаются все обитатели лагеря – во главе с Ольгой Дмитриевной, сначала устраивающей пионеру разгром, но позже предлагающей сесть в автобус и добраться до города вместе. Несмотря на странное поведение вожатой, Семен соглашается, решив, что все нормально, пока им по пути. Вскоре его глаза начинают смыкаться, он засыпает и…
Обнаруживает себя в стенах родной квартиры. Очередной цикл? Не похоже: молодой человек помнит все, что произошло с ним, причем далеко не одно развитие событие – воспоминания о разных циклах путаются, угрожая оставить в голове звенящую пустоту. Впрочем это не успевает произойти — размышления прерываются звонком в дверь. На пороге стоят девушки, которых он не так давно встретил в лагере, но их облик определенно отличается от того, который помнит протагонист: все пятеро, даже Ульяна, стали старше, да и присущие им черты претерпели изменения.

Минутное неловкое молчание прерывается радостным приветствием – девушки определенно помнят, кто перед ними, и рады его видеть. В ходе разговора выясняются неожиданные подробности: оказывается, что лагеря были далеко не у одного Семена, и каждая из присутствующих здесь также прошла тот же путь, что и он. Сначала это были просто сны, но постепенно их обитатели начали становиться реальнее, а позже, не без помощи Семенов, обитавших в каждом из миров, девушки обрели способность путешествовать между разными вариантами лагеря – сначала Алисе удалось попасть в мир к Маше (Мику), а позже, общими усилиями, все они сумели собраться в одном цикле и отыскать выход.
Последним шагом, после нахождения друг друга в реальном мире, стал поиск Семена: по словам девушек, «уговорить» его копии в иных мирах было не так уж и сложно, да и осознал он все произошедшее гораздо позже. Все еще не получивший ответы на множество своих вопросов, ошарашенный Семен предлагает девушкам зайти…

По мере прохождения игры, на пути протагониста будут становиться персонажи, напоминающие его знакомых из лагеря, но обладающие иными чертами характера в связи с принадлежностью к другим мирам. Рассмотрим их подробнее.

Воплощение Семена из другого лагеря, пережившее множество циклов и сумевшее сохранить воспоминания о пережитом. Данный «пионер» встанет на пути героя, когда тот начнет совершать нечто, выходящее за рамки привычных витков – не последует обычным сценариям или вовсе начнет ломать циклы. Его облик и голос, что неудивительно, совпадают с Семеновыми, поэтому обычно пионер скрывает лицо. Может взаимодействовать с другими жителями лагеря, но обычно невидим для них.
По ходу повествования Семен встречает несколько различных «пионеров», находящихся на разных временных отрезках в своих лагерях. Первый из них, окончательно разочаровавшийся в поиске выхода, будет издеваться над главным героем, подрывая его веру в спасение, но в то же время, являясь источником ценной информации. Судя по всему, он уже окончательно сошел с ума. История второго «пионера» раскрывается в дополнении «История одного пионера», в отличие от первого, тот сумел найти в лагере якорь в лице Жени – реального воплощения сварливого библиотекаря, оказавшейся вместе с ним в одном мире. Некоторое время он и поддерживали друг друга, встречаясь из цикла в цикл, но в итоге, посреди одного из них, девушка сменилась на привычную бездушную куклу, сбросив молодого человека в пучины отчаяния. Этот пионер встречается лишь единожды – прячась на автобусной остановке, он просит протагониста не сдаваться и искать выход.
Впрочем, и его ждет счастливый финал – оказавшись в нестандартном цикле, пионер подвергается нападкам других обитателей лагеря, но в итоге его находит Женя, с которой тот сбегает в реальный мир. По словам других пионеров, данный Семен в свое время не смог сбежать вместе с другой своей версией, встретившей Юлю – а значит, история лагеря так и не подошла к финалу после окончания сюжета игры.
Также есть и «Старший» — третий Семен, стоящий над всеми остальными.

Реальное воплощение библиотекаря, избегающего общения с Семеном из основной новеллы. Сильно отличается от своего двойника характером, гораздо более мягкая и любящая. О ее жизни в циклах известно не так много – Женя возникала в лагере на неделю раньше Семена и брала на себя обязанности двойника, раз за разом спокойно проживая цикл. В одном из витков своим поведением обратила на себя внимание Пионера, заметившего различия в поведении куклы и девушки, после чего они сблизились. Исчезла из лагеря на следующий день после «свадьбы», устроенной ей и пионером, но потом смогла отыскать своего возлюбленного среди других лагерей – после чего они вместе покинули лагерь и нашли друг друга в реальном мире.

Воплощение Мику из лагеря, события которого разворачиваются в иных декорациях – предположительно, лагеря самой Маши. Отличается от копии гораздо более спокойным и даже капризным нравом, часто выражает свое недовольство происходящим вокруг. В отличие от прототипа, учится в кинематографическом университете, ранее состояла в отношениях с Семеном, но они кончились печально. О подробностях ее цикла мало что известно, но была одной из первых, осознавших нахождение в нем.

Реальные воплощения девушек, встречавшихся в лагере на протяжении игры. Также как и Семен, они были заперты в циклах, но, в отличие от него, имели лишь одну вариацию – все остальные девушки в других лагерях были куклами, служащими определенной цели. В определенный момент времени осознали свое положение и сумели собраться в одном из лагеря, после чего сбежали и отыскали Семена в реальном мире. Их отличия от копий неизвестны, но Семен явно улавливал знакомые нотки в поведении оригиналов. По их словам, Семен в их лагерях также вел себя по-разному. Наличие реальных воплощений каждой из героинь может означать, что и все прочие обитатели «Совенка» также являлись реальными людьми в своих мирах.

Кошкодевочка, обитающая в окрестностях лагеря «Совенок», является своеобразным наблюдателем, следящим за циклами и вмешивающимся по мере необходимости. Не знает, кто она и откуда, вплоть до собственного имени, но при этом имеет доступ ко всем возможным лагерям. Впервые встречается Семену, сумевшему значительно отклониться от сценария, при некоторых обстоятельствах помогает ему выбраться. Как оказывается в итоге, она – воплощение внутреннего мира главного героя, принявшее материальную оболочку в пределах лагеря, но при этом это не мешает ей, при соответствующем выборе, оказаться, за его пределами в виде настоящего человека. Вне зависимости от исхода, остается в сознании главного героя, другие девушки знают о ней только со слов встреченных ими «пионеров».

Итак, подводя итог — что же представляет пионерский лагерь «Совенок»: испытательный полигон, созданный для неизвестных целей, коллективную галлюцинацию или сон, неизвестным образом вобравший в себя сознания множества людей? Ответа на это – я не знаю, наибольшее количество намеков по ходу повествования указывает на то, что это не более чем сон, но при этом он способен оказывать влияние и на объективную реальность. Другая версия – подсознание Семена и всех прочих, в котором тот пытается найти и принять себя. Ну и, для любителей теорий заговоров – те же яйца, но с примесью параллельных реальностей, связанных между собой. Окончательное решение остается за вами, буду рад выслушать. Теперь о том, о чем говорилось прямо.

Известные случаи взаимодействия обитателей различных лагерей

Количество лагерей точно не определено, но оно строго зафиксировано, в отличие от числа пионеров – неизвестно, переживают ли циклы все Семены или их число постепенно меняется. В каждом из лагерей есть один Семен, считающийся оригиналом для каждого лагеря и отличающийся поведением в каждом из них, если судить по словам «Старшего» — все они одновременно проживают разные варианты развития событий. В это же время, сбежавшие из лагеря девушки называют ключевым того Семена, что сумел тем или иным образом выбраться из цикла. К слову о девушках: в отличие от главного героя, истинной является лишь одна барышня в одном лагере, все остальные – бездушные куклы, служащие определенной цели и работающие по заданному алгоритму.
Длительность одного цикла может составлять до нескольких десятков лет – выбрав Лену, Семен прожил с ней около 20 лет, но в итоге события откатываются до исходной точки, воспоминания о прожитом блокируются и все начинается снова, даже если выбор привел к смерти протагониста. Попытки сбежать из лагеря также не увенчаются успехом, потеряв сознание, Семен вновь окажется в автобусе №410.
Место и время, в котором находится лагерь, не указывается – на любой литературе отсутствуют даты выпуска, нет календарей, телефонов и любых других средств связи с внешним миром. Некоторые предметы интерьера могут указывать на время действия, но в это же время в закоулках Совенка есть вещи, наличие которые в лагере вызывает недоумение.

Единственным замеченным природным явлением можно считать смену времени суток – по словам Юли, «Совенок» не подвержен смене времен года и самостоятельно обновляется с наступлением новой смены. Найти поблизости населенные пункты не представляется возможным – хоть они и упоминаются некоторыми обитателями, в пределах одного цикла попытка сбежать с территории лагеря будет приводить к возвращению к нему, блужданию по бесконечным лесам или тянущейся вдаль дороге, находящийся за которой город будет находиться на одном расстоянии. Единственным исключением является поломка цикла.


Лучшие комментарии

Как мне кажется, главное преимущество бесконечного лета над его конкурентами, то, что сделало его для многих визуальной новеллой №1 — это то, что разработкой руководил настоящий писатель, который не просто придумал захватывающий сюжет, но и написал отлично.
Да? Я думал это коллективное подсознательное порождение Двача
Если я правильно помню, я слушал подкаст с автором (человеком, который координировал работу всех остальных). Он говорил, что пришёл на проект уже когда он был в разработке, но сюжета не было, как и хорошего писателя, а он как раз писатель.
Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также