Что будет, если объединить постапокалипсис и стимпанк? Безысходный, угнетающий, мрачный и холодный градостроительный симулятор от 11 bit studios я сразу заприметил. Градостроительный симулятор, где можно включить своего Уинстона Черчилля и править в самые тёмные времена для всей Британии. Frostpunk стремится показать, что в первую очередь трудные времена это страдания. Стараясь угодить одним можно вызвать жесточайшие страдания других. В этом и есть цена быть лидером.
Сюжет игры берет своё начало в 1886-м году. Мир игры — альтернативная Земля, где царит столь любимый и столь ненавидимый многими стимпанк. Особенным мир игры делает объединение стимпанка с постапокалипсисом. На Земле прогремели самые мощные вулканы, а Солнце частично потухло. Планету окружила пелена из пепла. Британские учёные (лол) предсказывали это ещё десятилетия назад, поэтому Англия ринулась на север строить огромные генераторы, что будут отапливать новую Британию, когда родной дом станет покрыт мглой. Решение уйти на север, где, казалось бы, должно быть холоднее, вполне обосновано. Там огромные залежи угля. Все знают, что уголь в стимпанке это как нефть у нас. История мира Frostpunk раскрывается через экспедиции, которые игрок волен отправлять в снежные дали. Лор действительно интересно изучать, потому что параллельно с изучением предыстории вы увидите некоторое дерьмо, интересные истории а также добудете немало ресурсов…
А ещё вы встретите Теслу, огромные машины, американцев, дикарей и другие очешуительные истории.
Дабы не повторять один и тот же шаблон действий во Frostpunk предусмотрены сценарии. В каждом из них отдельные локации, события и люди. Подобно предыдущей игре студии This War Of Mine во время выживания периодически на игрока будут обрушиваться из ниоткуда глобальные проблемы. В пример можно привести первый сценарий и событие, когда ваши разведчики доберутся до первого ближайшего населенного пункта. Они обнаружат, что всё поселение замерзло насмерть. Это обрушит надежду ваших жителей в ноль и создаст пласт населения, желающего вернуться назад в Лондон. Как говорится, кувыркайся с этим как хочешь, игрок.
По факту, Frostpunk довольно казуальный градостроительный симулятор. Количество зданий там не зашкаливает, как в каком-нибудь Citites Skylines. Территория, доступная игроку, не блещет масштабами. Ресурсов для добычи мало и их освоение это дело пары кликов. Но сказать, что Frostpunk ничем не выделяется от остальных я не смогу благодаря следующей фишке: сердцем вашей общины является огромный генератор, вырабатывающий тепло. Вокруг него строится всё ваше сообщество. Город строится по круговой системе и чем дальше от генератора строение, тем холоднее там будет. Дабы жители, живущие вдали, не замерзли игрок может построить паровые мини-генераторы или изучить отопление отдельных зданий.
Жизнь будет скапливаться вокруг тёплых зон и этим необходимо пользоваться.
Почти весь менеджмент заключается именно в том, чтобы согреть нужные строения. Все здания отопить не выйдет — у вас не хватит угля. Всегда приходится чем то жертвовать и эта жертва, рано или поздно, проявит свои последствия. Также контролировать приходится показатель надежды и недовольства народа. Дабы рабочие не сдались и не сложили инструмент, а то и взбунтовались, необходимо повышать их веру в светлое будущее. Делается это путём принятия новых законов, решением локальных проблем, итог которых станет общественным достоянием или контролем отопления на их рабочих местах. Недовольство растёт из-за поступающих проблем в виде холода, плохого обеспечения ресурсами города и страхом перед туманным будущем. Если не контролировать общественные настроения, то вас выгонят с поста.
В один момент игры вам откроется выбор одной из двух новой ветки закона. По умолчанию вам доступна книга законов “Адаптация”, в которой вы вольны принимать решения, которые позволяют экономить ресурсы или же рабочую силу. Далее откроется “Порядок” или “Вера”. Оба варианта, если развивать их до абсолюта, приведут или к полицейскому государству, или к сектантскому строю. Законов не так много, но все они влияют друг на друга со временем. Прописаны законы отлично в своей неоднозначности, что делает их приятие целой внутренней дискуссией с самим собой.
Последствия этого закона более неожиданные, чем вы думаете.
Главная фишка игры, заставляющая игрока буквально рвать волосы на седалище. Дабы регулировать общество будущей новой Англии, лидеру дана возможность принимать законы. И они все плохие. Но при всём этом, законы работают на народ — их негативные аспекты проявляют себя сугубо в перспективе. Вы запретили детский труд, чем уменьшили свою рабочую силу. В итоге вам будет не хватать рук и в перспективе начнётся дефицит ресурсов. Вы решили не держать пациентов с обморожением в больницах и делать им ампутацию — это освободит койки, но в будущем количество неработоспособных инвалидов будет только расти. Вы принимаете всех беженцев к себе в город и перед самой страшной бурей вам придется делать запасы действительно эпических масштабов, а также готовиться к штабелями замёрзших насмерть людей.
Выслушивая очередной каприз очередных бунтарей хочется сказать им: “Ненавижу! Вы для меня не милее трупов, что начали смердеть! Я изгоняю вас!”. Но благодаря маленьким инцидентам и историям в городе этих людей понимаешь. Группа людей хочет отправиться назад в Лондон и зазывает других. Но они делают это не из-за ненависти к вам, а потому что до города дошла весть о соседнем поселении, замерзшем насмерть. Frostpunk ставит самым главным ресурсом для людей не еду или теплый кров, а надежду. Ведь без надежды нет цели жить в столь темный час. Когда проще умереть, чем понимать, что все старания напрасны!
Глупец! У нас быстро кончится уголь, если мы замедлим машины!
Эмбиент в купе со звуками метели создаёт завораживающий напряжённый саундтрек. Постанывание скрипки напоминает главную тему фильма “Список Шиндлера”, что привносит свою нотку в атмосферу. Сидишь перед монитором и чувствуешь этот холод до того, что хочется налить себе ведро чая и закутаться в самое толстое одеяло. Звук — одно из главных достоинств Frostpunk. Ветер постоянно дует, иней закрывает собой окна, производства работают — всё это прекрасно слышно и создаёт картину живущего через силу города. Он словно стонет, желая умереть, замерзнув.
Сразу вспоминаю ночные зимние посиделки с друзьями.
Дизайн и графика выглядят сногсшибательно. Вы, скорее всего, заметили это, но тут нужно видеть картину в динамике, а не статике. В городе все свистит, двигается, шелестит, покрывается снегом, тает, испускает пар. В морозные времена город словно замирает и пытается согреть себя любыми способами, а в теплые (Если -20 для вас тепло) расцветает во всей своей красе. В -80 половина города собирается у генератора погреться, при этом окраины города пустеют.
Frostpunk это коктейль из страданий, мороза и моральных терзаний. Завораживающий мир, интересный дизайн и звуковое сопровождение не дадут заскучать ушам и устать глазам. Постоянные моральные дилеммы, сюрпризы от людей и история мира игры будут держать игрока в напряжении. Градостроительный элемент сделан добротно и не перетягивает на себя одеяло внимания. Лидеру государства не нужно постоянно следить за всеми тумблерами и ежесекундно проверять температуру. Темп игры отлично выверен и один сценарий можно пройти за пять-шесть часов, после чего перейти к следующей истории. Разработчики будут со временем дополнять Frostpunk новыми сценариями. Не замерзните там, шапку хоть наденьте перед игрой!
Конец, просто показывающий титры на фоне прогресса вашего поселения, заставляет уйти душу в пятки, если у вас богатая фантазия или вы принимали плохие решения.
Лучшие комментарии
Ну и раз уж отписался. Обзор понравился и читается легко/непринужденно…
Так и знал!
Справедливо. Единственное что замечу — не всем нравится хардкор. Мне, как человеку, не осилившему ни один сценарий в Simcity, отсутствие дотошного менеджмента и мозговыносящего управления даже нравится. Иногда просто хочется окунуться в атмосферу игры чем заниматься просчитываем таблиц в Excel :)
Ну а так причины могут быть разные. И я призываю всех кто прочитает етот коммент: по возможности объяснять авторам причины своего негодования, чтоб он мог в следующий раз сделать лучше.
Люди умирают? — ну и что, зато теперь можно отключить генератор.
Мало жратвы и много больных? — пффф, одна единственная сортировка решит все ваши проблемы.
Сложные и непростые решения? — назовите плиз, хоть одно сложное решение? При том что в итоге они ни на что не повлияют. Их никак не отразят в концовке.
Действия имеют последствия? — хер там! Ну привёл я выживших борцунов с Теслой в свой город. Хотя сам я диктатор. И чё? — а ничего. НУ впустил я часть лордов… и ничего.
Не успеваешь собрать нужное число пайков перед бурей? — ну что, всё равно народ зимой бунтовать не будет.
И вот мы подошли к главной проблеме игры — она ни разу не сложна. Если такой нуб в подобном жанре как я сумел пройти её без ЛЮБЫХ проблем — то…
И это при том, что я совершил столько ошибок, сколько было можно. По итогу, мне правда интересно, что надо сделать, чтобы проиграть. Видимо специально стараться.
Можно подумать, что я не сумел проникнуться атмосферой холода… но нет. Атмосфера — это единственное к чему не было вопросов по ходу игры.
И вдвойне обидно, когда понимаешь — часть этих проблем идёт прямиком из прошлой игры студии.
Даже выживание по большей части сводится к поддержанию 6 параметров — еда, здоровье, жилье, надежда, недовольство и надежда. РЖУНИМАГУ. В том же Тропико одних только фракций 6)