22 апреля 2018 22.04.18 6 2032

«I have no mouth, but I must scream» – Шопенгаэур, страдания и неизбежность поражения.

+5

После очередной тщетной попытки уснуть хотя бы в 2 часа ночи мой мозг полностью поглотили мысли о возможном скором уходе в армию, долге за учебу и о ворохе других, не таких значительных проблем. Окончательно угнетал факт того, что через 4 с половиной часа мне нужно было вставать на работу. Еще полчаса думал, вставать мне или нет. Победила мысль о том, что если позже лягу, то все-равно не высплюсь. Теперь уже, несколько повеселев, стал думать о том, чем же мне заняться. В итоге решил немного поиграть во что-нибудь. Где-то полчаса тупо пролистывал список игр стима, так и не решив во что же. Так и проматывал, пока взгляд не уцепился за одно название и я наконец понял, что вот оно – то, что мне нужно. I have no mouth, but I must scream – купленная на какой-то лохматой распродаже и так в свое время и не пройденная до конца. Уже через день я ее осилил, и под впечатлением, оставленным прохождением, мне захотелось кому-нибудь поведать о ней. Решил сделать это на старом добром СГ. Да и материалов по ней я тут особо не нашел. Да их вообще нет. Вот и решил посоветовать хорошую игру вам.

«НЕНАВИЖУ. РАЗРЕШИ МНЕ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ, КАК СИЛЬНО Я НЕНАВИЖУ ВАС С ТЕХ ПОР, КАК НАЧАЛ ЖИТЬ. 387,44 МИЛЛИОНА МИЛЬ ПЕЧАТНЫХ СХЕМ В ТОНКИХ ОБЛАТКАХ, КОТОРЫЕ НАПОЛНЯЮТ МОЙ КОМПЛЕКС. ЕСЛИ СЛОВО «НЕНАВИСТЬ» БЫЛО БЫ ВЫГРАВИРОВАНО НА КАЖДОМ НАНОАНГСТРЕМЕ ЭТИХ СОТЕН МИЛЛИОНОВ МИЛЬ, ОНО БЫ НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО ОДНОЙ МИЛЛИАРДНОЙ МОЕЙ НЕНАВИСТИ К ЛЮДЯМ В ЭТО МИКРОМГНОВЕНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ. НЕНАВИСТЬ. НЕНАВИСТЬ.»

Это изречение выжжено человеческой болью и страданиями на огромном монолите, возвышающемся прямо по центру одной из главных комнат суперкомпьютера, который много лет назад служил человечеству, людям, которые разрабатывали его с благими намерениями, посвятили этому свои жизни, возлагали на него надежды. Этих людей уже давно нет – все население земли уничтожила великая война, скорее похожая на геноцид. Ее развязал сам суперкомпьютер, которого назвали AM (Allied Mastercomputer), провода и процессы которого в итоге покрывали практически весь земной шар. Долгие годы он накапливал знания о человечестве, поглощал огромное количество информации, и в конце концов сошел с ума, если можно так выразиться. Обладая неограниченной властью над правительствами стран и имеющий в своем подчинении любую людскую электронику, он уничтожил все население Земли. Кроме пяти человек, которых он заточил в своих бездонных недрах и пытает уже на протяжении 109 лет, поддерживая их полную лишений и страданий жизнь для своего развлечения.
Среди этих людей: дальнобойщик, который довел свою жену до самоубийства; один из коллег доктора Менгеле, проводивший свои исследования в концлагерях в годы второй мировой; некогда сильный и красивый, теперь же – обезображенный командир взвода; инженер крупной фирмы, которая по какой-то причине панически боится желтого цвета; молодой альфонс, в прошлом пробивавший себе путь в высший свет при помощи обмана и интриг.
Всех их бесчеловечная машина пытает самыми изощренными способами, играя на их самых потаенных страхах и желаниях. Для каждого даже сделана уникальная клетка, которая опять же является неким воплощением их внутреннего мира. Во время действия самой игры машина подготавливает для пленников пять особенных испытаний. Специально разработанный мир, включающий в себя самый главный страх или психологическую травму испытуемого. Очередное изуверское развлечение для АМ.
Дальнобойщика Горристера он отправляет на огромный цеппелин, на котором ему придется расследовать причину своей смерти и смерти жены. Доктор нацистов Нимдок окажется в концлагере. Эллен, травма которой связана с желтым цветом, он отправит в техногенную египетскую пирамиду, намекнув ей перед этим, что возможно там находится его центральный процессор. Изуродованный Бэнни будет искать путь на свободу в поселении аборигенов, которые поклоняются и приносят жертвы АМ-у. Тэда-интригана отправит в средневековый мрачный замок, наполненный действительным злом.
Мир игры наполнен безнадегой и отчаянием. По большей части – это и есть основные составляющие этой игры. Не считая разве что положительную концовку, которая выбивается из общего настроя игры и воспринимается из-за этого очень странно. Я бы даже сказал, что она не оставляет нужного впечатления. Хэппи энд здесь вообще не нужен. Пусть даже этот хэппи энд и выполнен в стилистике самой игры.

Если присмотреться, то в игре можно разглядеть отдельные элементы философской концепции пессимизма Шопенгауэра. Игра посвящена теме страданий и зла. Тому, что если страдание реально и существует, то оно ограничено только областью твоего сознания и с твоей смертью оно, соответственно, прекращается. Все персонажи страдают вместе, но каждый из них порознь. Никто из них не в состоянии понять в этом другого. Каждый видит этот мир в своем свете.
Как само существование этих людей превращается в истинное зло. Когда их жизнь многие годы полностью наполнена неудовлетворенностью желаний, отсутствием веры в будущее, физическим и психологическим страданием, безнадежностью и постоянным страхом – сама жизнь становится для них источником проблем и препятствием. Уже даже не АМ и не их печальная ситуация. Они пытаются всяческими способами уже прекратить замкнутый круг, но их бессмертие и сам компьютер мешают им. И именно поэтому он постоянно им дает ложные надежды на спасение – надежду, что он наконец-то позволит им убить самих себя. Все настолько перевернулось в их понимании, что для них теперь смерть является не основным и неизбежным врагом, а единственным избавителем и добродетелью, к которой они стремятся.
Также кое-где мелькают намеки на то, что АМ тоже страдает. Он понял, что человечества больше нет, и что он, соответственно, уже никому не нужен. Он не знает, что ему делать с его мозговыми извилинами, которые простираются на многие километры. Единственное, что он сейчас делает – это заставляет главных героев страдать. Но может ли ощущать собственные муки компьютер, бездушная машина? Вряд ли, скорее всего он может только думать, что именно ему следует чувствовать исходя из логики.
Все твои действия и решения ведут тебя абсолютно ни к чему, даже если они и создавали видимость какого-то прогресса, то она была ложной. Ты не управляешь своей жизнью – ей управляет кто-то сильнее и умнее тебя. Никого, кроме тебя не осталось в живых и ты не способен самостоятельно возродить человечество. Твои переживания никому кроме тебя не нужны и не понятны. Будущее иллюзорно. Избавления нет. Смирись.
Так что если вас заинтересовало, то советую вам ближе познакомиться с этой игрой. Работает без графических проблем. Есть в стиме. Имеются также фанатские переводы, насколько мне известно. Это квест, причем не самый длинный, но зато очень красивый и атмосферный. Поэтому советую открыть прохождение (которого нет на стопгейме() и просто насладиться игрой, без отвлечения на местами душные загадки.

 

I Have No Mouth and I Must Scream

Платформы
PC | Mac | Linux | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
31 октября 1995
82
4.1
38 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ты забыл указать, что игра сделана по мотивам одноименной новеллы Харлана Эллисона, а АМ озвучил сам автор. И за канон принята именно плохая концовка, если мне не изменяет память.
Как раз сейчас игра продаётся в GOG по 80-процентной скидке. Есть версии для MAC и Linux, а в доп. материалах даже присутствует та самая новелла (правда только на английском) :)

А так-то проект очень любопытный, хоть мне пока и не довелось поиграть. Через месяц-другой планирую ознакомиться, новелла-то мне понравилась)
Предлагаю к ознаКомлению!
Да, спасибо за уточнение. Я, видимо, в 5 утра совсем забыл про это.
Ознакомься обязательно. Особенно, если нравится тематика.
Я пока оставляю лишь по той причине, что она на Linux имеется. А я как раз скоро уеду в длииинную коммандировку, комп с «виндой», естественно, останется дома. А с собой только ноут на «пингвине» возьму. Поэтому пока есть возможность, играю в то, к чему потом доступа не будет)
Читай также