Ночь темна, холодна и наполнена различными историями, то греющими душу, то заставляющими застывать от ужаса. Как часто ты, путешественник, останавливаешься вздремнуть у хлопкового поля, пытаешься проскочить зайцем на поезд, рискуешь шкурой, пробираясь ночью в город, полный опасных людей?
Dim Bulb Games появились впервые на сцене игровой индустрии с игрой Where the Water Tastes Like Wine – весьма любопытным приключением в своеобразном сеттинге, охватывающем Соединенные Штаты времен Великой депрессии, глубокие истории, разбросанные по огромной карте, и мистику карт таро, окружающих вуалью загадочности каждую встречу на пути.
Куда только не ступала нога человека…
А человека ли? Сложно назвать нашего рассказчика таковым, ибо он изображен (не по своей воле) скелетом в соломенной шляпе и с котомкой на плече, вероятно, олицетворяя вечность историй и преданий, передаваемых из уст в уста на протяжении веков. Хотя его внешний вид не только метафора, ибо это не единственный персонаж, наделенный необычной внешностью, которая не удивляет окружающих: отдельного упоминания стоит Хозяин.
Хотя стоит начать с первой сцены после включения игры. Ни меню, ни введения – игрок сразу бросается в пучину повествования, не совсем понимая, почему он здесь. Зато точно знает, кто он и где: уставший путник у порога маленького деревянного домика, точно такого же, как и прочие на его пути. За дверью слышны голоса, и герой входит, понимая, что ему будут рады. И действительно, он не единственный путник, — за столом собралась компания, увлеченная игрой в покер.
Кажется, людей тут еще меньше, чем можно было предположить.
Наш герой уверенно присоединяется к игре, подметив, что вокруг нет почти ни одного стоящего игрока: вот леди с сильными картами, не понимающая, как ей везет, рядом мужчина, обращающий внимание только на крупные карты, а вот сидит… некто в сером костюме, видимо, победитель последних нескольких раундов. С каждой новой игрой окружающие бросают попытки выиграть, уже лишившись всех своих сбережений, и вот путешественник остается один на один с тем мужчиной в костюме, чье лицо скрыто в тени. Видна лишь улыбка во мраке. Последний раунд, карты сильные – роял-флеш, он мог бы победить, но… тут мужчина повышает ставку. Эта сумма нашему герою не по карману, потому он готовится сбросить карты, но замирает, впервые услышав чужой голос: «Я могу дать тебе недостающую сумму, если ты вернешь долг и сдержишь свое слово. Только пообещай выполнить все, что бы я ни попросил». Кто бы устоял? И герой клянется своей кровью, настолько заманчив выигрыш.
Клятва на крови – сильнее любой другой, это мы знаем из множества книг и фильмов.
Неожиданно, раскрыв карты, путник с ужасом понимает, что у него в руках не победный расклад, а набор карт таро. Хозяин зажигает спичку, раскрывает лицо и, хохоча в лицо оторопевшему герою, комментирует: «Рука у тебя была сильная, но, увы, не для той игры. Боюсь, теперь ты мой». Волк между делом сдирает с путника кожу для легкости передвижения, но это абсолютно никого не смущает. А желание у Хозяина простое – ему нужна История. Вся земля построена на Истории, состоящей из множества маленьких, и вот они являются правдой, тогда как их сумма – в большинстве своем ложь, что мы знаем и по настоящему времени. Рассказы, песни, легенды и мифы… они передавались, росли и изменялись, превращаясь в то, что мы знаем сейчас. И вот чем отплатит наш герой: будет искать истории, пересказывать их другим блуждающим душам, слушать новые версии «зерен», посаженных им в благодатную почву земли, истосковавшейся по чему-то новому – грустному, жизнеутверждающему, дарующему надежду.
Расскажи-ка, милая, где была
И расскажет. На крайний случай – покажет.
Историй в игре будет действительно много – 219, рассортированных по 16 темам, что тоже немаловажно для успешной игры. Имеются как и короткие, простые истории, о путнице с письмом, на котором несуществующий адрес «какой-нибудь город», так и волшебные, где герой остановился напиться у реки, а неподалеку пасется козел с огромными кожистыми крыльями. Фантастическая изюминка задает настроение всему путешествию, и ты не представляешь, чего ждать в следующем поле – изнемогающих от жажды селянок или огромного разговаривающего быка с короной на голове. Кстати, поначалу значком также будет обозначаться ворон, который постепенно введет в основы геймплея и расскажет об особенностях.
Иногда игра будет предоставлять выбор: например, спокойно напиться водой рядом с животным или подойти к нему ближе.
Далеко не в каждом доме происходит что-то интересное, так что придется пройти немало миль в своем паломничестве к месту, где вода на вкус как вино, что обещал в конце путешествия нам Хозяин. На пути будут не только маленькие домики – имеются и крупные города, где можно заработать денег, прогуляться, прикупить еды и сесть на поезд на железнодорожном вокзале. К сожалению, своя особенная история в каждом городе всего одна, а квесты заработка повторяются. Набор еды весьма странный и, к тому же, сразу несколько печалит проблемой с текстом в единственном блюде, поправляющем здоровье (это краб).
Три индикатора справа в понятной графической форме отображают состояние персонажа.
Что уже понятно из интерфейса, даже скелету требуются деньги, крепкие кости и немного сна. Раз о первых двух вещах уже было упомянуто, стоит перейти к третьей. Игра подстраивается под игрока, подсовывая тому на карте домики с особыми отметками, где он может получить то, в чем нуждается. Это упрощает игру, хотя минимум здоровья процессу не мешает. Главное – истории. Каждая из них отмечается особой иконкой иллюстрации, помогающей ориентации в пространстве без открытия карты.
Имеется смена дня и ночи, но небо всегда будет выглядеть так странно.
Символ с глазами обозначает ключевого персонажа в игре. Только таким особым персонажам можно рассказывать истории, которые затем расходятся по всей территории, а он, в свою очередь, поведает рассказ о своей жизни. У каждого свой характер и предпочтения: маленькому бродяжке и так несладко жить в мире, ему нравится слушать истории о любви и доброте, азартная женщина предпочтет захватывающие истории и страшилки, а несколько циничному проповеднику подавай разные жуткие и жестокие истории. Всего героев столько же, сколько и тем – 16, и далеко не каждому легко угодить: например, мне одна история кажется жуткой и мистической, а персонаж скажет: «И что, ты хотел меня разжалобить этой скучной историей?» Также нельзя рассказать одну и ту же историю персонажу, и, если в каждой теме истории исчерпали себя, их можно заменить в особой вкладке интерфейса.
Мальчик-бродяга, переживший множество трудностей, все равно остается ребенком.
Встреча с каждым из них отнюдь не единична, в конце разговора он обязательно расскажет и покажет, куда двинется дальше. За каждую встречу можно поведать всего несколько историй, и, если ему понравятся несколько из них, интерфейс даст знать о полном расположении персонажа к игроку открытым в верхней части экрана глазом и при следующей встрече начнется новая глава, где персонаж продолжит рассказывать свою историю. И именно эта цепочка – история-персонаж-волк – имеет самое важное значение, так как Хозяина интересуют только эти 16 историй. Ведь с ним тоже можно и нужно открывать новые главы повествования, когда путник встречается с волком после…
Можно неожиданно умереть, будучи побитым злыми селянами или справедливыми контролерами поезда.
…смерти. Но это не плохо, просто так сложилось. Персонаж появится в последнем городе, в котором успел остановиться. К сожалению, это не слишком удобно, ибо ты мог пройти уже парочку штатов и придется долго идти обратно, что еще печальнее из-за нередкого отсутствия дороги в нужном направлении.
Шаг влево, шаг вправо – расстрел
Не расстрел, конечно, но сразу коснусь самого большого недостатка в игре. Ходьба. Да, мы играем за путешественника, пересекающего границы штатов – то есть весьма большие территории – и это добавляет атмосферности, но… как же это долго. Единственный дополнительный вариант поблизости – попутки, но, во-первых, не каждая решится подобрать скелета-путника, во-вторых, машину никак не остановить, пока он не доедет до своей цели, то есть до города. Мучительно нудно топать по плохим 3д-моделькам зданий и смотреть на одно и тоже, пусть даже путешествие скрашивает прекрасная музыка.
Цветные линии обозначают границы штатов, хотя по геймплею в этом нет необходимости.
Еще небольшой недостаток – перевод. О проблеме с текстом в меню уже было сказано, но сейчас затрону тему перевода. Там, где он есть – он хорош, пусть даже краткое описание истории не всегда полно отражает произошедшее, а шрифт совсем не подходит прекрасным 2д иллюстрациям (в английском он не настолько ужасен). Увы, имеются не только небольшие упущения в переводе городов и некоторых действий – я говорю об отсутствующем переводе некоторых историй. Иногда это вся история только на английском, иногда – лишь пара блоков текста в середине рассказа. Не то чтобы они сильно мешали, но сбивают атмосферу и темп чтения, да и банально расстраивают, если игрок плохо знаком с языком.
Такие вставки происходят не часто, но приходится серьезно отвлекаться, отчего страдает восприятие сюжета.
Также стоит упомянуть карту. Она, черт возьми, действительно огромная. И пустая, по большей части. Ты можешь идти, идти, идти… а вокруг – ни одной истории, ни одного города. Лишь мерцающий вдалеке огонек костра персонажа, где, наконец, можно остановиться и поболтать. На карте в меню значки можно отключать, но они все равно настолько большие, что карта превращается в мешанину символов и картинок, наложенных друг на друга. Несложно поначалу идти, куда глаза глядят, но как представлю, что придется возвращаться назад через всю карту в поисках последней затерявшейся истории… И при том, что персонаж топает по домам, дорогам и огромным лужам-водоемам, он не может просто взять и перейти реку. Нет, нужно найти определенное место, как и вокзал, где переход возможен.
На карте со всеми включенными символами ориентироваться невозможно.
Из поначалу непонятных деталей можно выделить инвентарь. Если я могу понять потребность во сне, чтобы игрок не занимался безостановочным сбором историй, не распространяя их, и искусственное растяжение геймплея с помощью медленной ходьбы, то смысл наличия целой вкладки в меню понять пока не в силах, так как с единственными поначалу предметами – игровыми костями – взаимодействовать нельзя. Вероятно, 16 вещей будут открывать по мере прохождения истории персонажей, и подобное можно было разместить в индивидуальном окошке каждого из них. Но… такие окна тоже отсутствуют. Показан только характер, имя и прогресс его прохождения. Никакой анкеты с постоянно заполняющимися пробелами, из-за чего игрок, ненадолго забросивший игру, может просто забыть начало множества историй. Или это только у меня такая плохая память?
На этой же вкладке отображено состояние персонажа.
Вы же не думали, что я буду только о плохом? Мы дошли до самых «вкусных» вещей в игре.
Композитор игры – Райан Айк – до мелочей уловил атмосферу игры и заставил саму историю звучать по мере прохождения. Предложенные в самом начале текста композиции далеко не единственные. Кстати, также он композитор Red Awakening, Gunpoint, Frog Fractions 2.
«Голоса уникальным персонажам подарили известные актеры озвучения и знаменитости, в том числе Стинг, Дейв Фенной (The Walking Dead: A Telltale Game Series), Сисси Джонс (Firewatch), Кимберли Брукс (Mass Effect), Сара Элмале (Gone Home), Мелисса Хатчиссон (The Walking Dead: A Telltale Game Series), Элизабет Максвелл (The Legend of Zelda: Breath of The Wild) и многие другие», – о чем гордо повествует нам страничка игры в стиме. К слову, Стинг озвучил самого волка.
О художниках и писателях, к сожалению, имеется информация только на страничке игры и на английском языке соответственно. Но они проделали действительно отличную работу. Например, истории писали и маленькие фрилансеры, и большие люди из индустрии: Jolie Menzel, сценарист South Park: The Fractured But Whole, Austin Walker, главный редактор сайта Waypoint, Anne Toole, работавшая над The Witcher, и многие другие.
Какой же конец ожидает нас?
Игра может подвисать, подкидывать текст на английском языке, ломать глаза жуткими шрифтами, усыплять неторопливой походкой черепоголового по крышам зданий, но… в первую очередь, это игра об Истории. И все те рассказы, из которых она состоит, потрясающие, каждый по-своему, с индивидуальными иллюстрациями. Яркие характеры, наполненные мельчайшими подробностями и сопровожденные безумно атмосферными и попадающими в точку голосами. Игрок становится центром этой истории, постоянно делая выбор – в его власти может быть жизнь человека, даже если он того пока не подозревает. И именно ты можешь стать носителем фольклора целого материка, наполняя его жизнью в столь беспросветные времена.
Лучшие комментарии
А музыка так вообще сказка, 100% попала во вкус. В альбоме композиций 30 примерно.
Спасибо постоянному читателю за комментарий, всегда оставайтесь с нами с: