17 апреля 2018 17.04.18 46 2829

Терри Пратчетт, Нил Гейман — «Благие знамения»

+38

Автор сих строк должен стыдливо признаться, что до этой книги не был знаком ни с творчеством Пратчетта, ни с произведениями Геймана, хотя фамилии обоих давно на слуху (думаю, о «Плоском мире» знают многие, а уж про «Американских богов» после выхода сериала должны знать и подавно). Мешало всякое – то попадалось что-то более актуальное для меня в данный момент времени, то этого самого времени в целом не хватало, но знакомство откладывалось, пока не выдался случай, когда прочесть книгу, вот именно эту, просто было нужно. И я нисколько об этой необходимости не пожалел, ибо влюбился в произведение буквально с первых строк. Ну и решил поделиться с другими своими впечатлениями.

Завязку романа можно назвать банальной – силы Рая и Ада готовятся к финальному противостоянию на Земле, для чего туда будет ниспослан Антихрист, сын Люцифера, которому и предстоит начать финальную битву. Небанальность же заключается в том, что демон Кроули, которому поручили проконтролировать приход адского дитя в мир, не особо горит желанием увидеть конец света, ведь очень уж ему за эти тысячи лет полюбилась Земля и установленный тут порядок вещей. Как полюбилась она и Азирафалю, ангелу, который за эту тысячи лет из врага Кроули превратился в некоего, скажем так, делового партнера. Они научились относительно мирно существовать и делить сферы интересов, понимая, что все дрязги, в основном – прихоть вышестоящего начальства. Хотя я бы просто назвал их друзьями, которые просто кривят душей перед друг другом. В вопросе с Антихристом они приходят к единому мнению – изначально мальчик не несет ни зла, ни добра, и если как-то воспитать так, что бы его душа не склонилась к какой-то стороне, то конца света может и не случится… Однако в мире часто происходят нелепые случайности (думаете, больница, где должен родиться ТОТ САМЫЙ ребёнок, должна была стать исключением? Ха!), и задуманное партнерами пошло несколько не так, как планировалось. С этого момента мир больше не станет прежнем, ведь в нем начинают происходить удивительные вещи… Или знамения, если угодно.
А дальше мы погружаемся в мир юмора, чудесных открытий, и достаточно мрачных эпизодов, которые, однако, благодаря общему легкому тону произведения не пугают, разве что заставляют поежиться. Да, тут будет кровь, насилие, просто пара морально неприятных моментов (в небольшом количестве, ведь книга не об этом, но тем не менее). И авторы умело завернули всё таким образом, что прочитанное не воспринимаешь с отвращением, ибо тебя не бьют этим в лицо с размаху, а преподносят аккуратно, обезличенно, с минимум подробностей и, опять же, порцией юмора, после чего на губах остается разве что печальная усмешка.

Но действительно делают эту книгу ценной участники событий. Помимо Кроули и Азирафаля здесь имеется ещё несколько сюжетных линий, некоторые из которых, по началу, не очень понятны, но к концу мозаика складывается. И каждый герой – удивительно живой, проработанный, и ты симпатизируешь им, будь это один из Всадников Апокалипсиса или просто недовольный падением нравов современного общества председатель местного совета жителей Нижнего Тадфилда. Да что там, я тут даже за пса переживал (да-да, я сейчас не шучу). Конечно, господа Гейман и Пратчетт – далекое не первые, у кого в книгах несколько героев, но чаще всего после прочтения ты не упомнишь и половину. В «Знамениях» же многие герои – даже не главные, им отведена буквально пара сцен, но при этом надолго застревают в памяти после прочтения (слава простому курьеру UPS, честно выполняющему свою работу). Мне кажется, что это – особый вид магии, использовать который может далеко не каждый автор, но освоившего эту магию действительно можно назвать великими. В господах Пратчетте и Геймане ваш покорный слуга даже не сомневался.

Если окинуть взглядом историю целиком, вычленить её суть, то всё достаточно просто, понятно, местами даже банально и ничего нового… Но это – как вырвать косточку из персика, и положить её под микроскоп. Что делать с данным произведением вовсе не надо, ведь дьявол, как известно, кроется в деталях. Поэтому при прочтении смакуйте «мякоть» медленно, получая удовольствие от каждого укуса, обращайте внимания на мелкие детали, забавные мелочи, «случайно» брошенные фразы (особенно незнакомцами в парке) и обязательно читайте сноски. Именно благодаря вкусной подаче, ярким героям и своей простоте произведение западет в сердце.

***
В «Благих Знамениях» нет каких-то откровений (хотя казалось бы, сам Бог велел), вся мораль лежит на поверхности. Поднимаются не раз и не два замусоленные обществом вопросы. Истина, которая давно известна. Проста и понятна. Но мы по-прежнему стыдливо закрываем глаза, делая вид, что проблемы нет. Продолжаем играть в войну, в богов, в великих бизнесменов. А устами ребенка в очередной раз глаголет истина. И если уж после слов ТАКОГО ребёнка ничего не изменится и люди не начнут задумываться, то что ж… пожалуй, человечество действительно заслужило Апокалипсис.


Лучшие комментарии

Не про «Плоский Мир» у Терри Пратчетта есть трилогия про нормов: «Угонщики», «Землекопы» и «Крылья». Правда эти книги скорее из детской и подростковой литературы.
1. Если понравился автор, всегда приятно копнуть его библиотеку поглубже, понять как автор владеет своим жанром. Гейман со своим фантазмо-мистическиим справляется на троекратное ура, хотьв формате комиксов, хоть книг. А тут в соавторстве с Пратчеттом, который в некотором роде культовый автор. Попробуйте почитать, ничего ведь не теряете.

2. Значит просто не ваш автор, не подходит вам его стиль изложения. Решить эту проблему по мановению руки нельзя. Ну разве что попробовать почитать что-то отстранённое. Если «Кот без прикрас» не понравился, почитайте что-нибудь из Плоского мира или нечто более фантастическое.

Сериал по «Богам» великолепен. Да, расхождения с книгой имеются, но мы вроде как не за стопроцентной дословностью идём смотреть. Смотреть однозначно стоит, если любитель миров Геймана. Очень живые визуальные образы в сериале. Хотя тут есть и недостаток: уж очень медленно качели сюжета раскачиваются. Увы, это минус сериалов, им же надо растягиваться на несколько сезонов, этот не стал исключением. Посему лучше сначала прочесть книгу, а там вдруг и второй сезон подтянется.
И кстати, посоветуйте, какими книгами стоит продолжить ознакомление с обоими авторами (кроме «Американских Богов» и «Плоского мира», естественно).
По Нилу Гейману советую спин-офф «Американских богов» — «Дети Ананси». Из названия понятно, что там собственно про детей Бога-Паука, забавная история. Ещё есть крайне необычная мистическая история про Лондонский иной мир — «Никогде». Посоветую фентезийный роман, совсем не в духе Геймана, но тоже интересный — «Звёздная пыль». Если читал/смотрел «Коралину», то к обязательному ознакомлению «История с кладбищем». Для более общего знакомства с Нилом Гейманом, безусловно нужен его сборник рассказов «Хрупкие вещи».

По Пратчетту посложнее, «Плоский мир» это его основная работа, которая завязана на циклах. Тут недавно спустя чуть ли не десять лет перевели один из его романов — «Изумительный Морис и его учёные грызуны». Она про цинично-юморного кота, который зарабатывает на крысах с помощью фальшивого крысолова. И раз уж я затронул тему котов, было бы бессовестно не упомянуть книгу «Кот без прикрас» — мини-энциклопедия о котах, с фирменных юмористическим взглядом Пратчетта.
По Нилу Гейману советую спин-офф «Американских богов» — «Дети Ананси». Из названия понятно, что там собственно про детей Бога-Паука, забавная история. Ещё есть крайне необычная мистическая история про Лондонский иной мир — «Никогде».
У нас по этому спин-оффу проходила, кстати говоря, ролевая игра живого действия, на которую я не попал, правда, так что название на слуху. Ну и «Никогде» мне неоднократно на глаза попадалось.

Ну и в целом спасибо за рекомендации, про кота я однозначно почитаю)
У меня тоже есть кот, но книга Пратчетта никак не задела мои котолюбские чувства)
Вот! Аналогично))
Знакомство с творчеством Пратчетта я начал совсем не давно по совету моего друга. И начал именно с плоского мира. Серия весьма обширна, и когда я ещё доберусь до других серий, для меня для самого загадка.
AlexDante, Inian, спасибо, я понял :)
Он самый. У Пратчетта все циклы разбиты по главнейшим персонажам Плоского мира. И они кочуют из книги в книги порой, связывая ниточки романов друг с дружкой.
Я не только про кастинг. Больше про то, как персонажи в исполнении актёров вкупе с антуражем и сценарием вплетаются в полотно всего произведения, органично. В «Экспрессе» вот как раз иной случай, когда много хороших актёров, но сплошь отыгрывающие маски, не взаимодействуя с атмосферой. Ну разве что парочка персонажей. В «Богах» все персонажи это взаимодействие показывают и выдерживают, даже некоторая сценарная отсебятина играет на руку, заставляя глубже верить в мифических героев.
Если понравился автор, всегда приятно копнуть его библиотеку поглубже

И у любого можно найти провальный проект или просто тот, который не зайдёт вообще ни как. Мой личный пример — Гарри Гаррисон. Особенно мне нравятся серии «Стальная крыса» (она же «Крыса из нержавеющей стали») и «Смертельные миры». Но книжка «Билл — герой галактики» мне совершенно не зашла и дочитав её чисто из принципа я избавился от книжки при первой возможности.
У Геймана «Все новые сказки», а у Пратчетта цикл о «Плоском мире» настолько обширен, что и советовать толком нечего. Есть ещё «Страта» (добротная научная фантастика) и «Народ», но они не столь круты.
Продолжу тогда с Геймана, пожалуй. Спасибо за рекомендацию.
Хм. Вот насчёт неудачной русской версии я подозревал. Но всё равно не уверен, что она понравилась бы мне в оригинале.
Ну и «Кот без прикрас», мягко говоря, не самая удачная книга автора.
Видимо мне не повезло начать знакомство с автором именно с неё. Да и блин, люди-то от «Кота» в восторге, видели бы вы, как мне эту книгу нахваливали)) Наверное одна из причин почему не понравилось, слишком высокими были ожидания.

Ок, посмотрю, что у него ещё есть, и попробую прочитать ещё какую-нибудь книгу.
Кажется, во второй книге, где Ринсвинд падал с края мира, к нему пришел кто-то одетый как Смерть и оказалось что тот слишком занят чумой, прислав другого. В книге есть и другие отсылки, что не всегда за всеми приходит сам Смерть. В книге «Мор, ученик Смерти» говорят о его книге (Смерти) и о миллионах песочных часов, указывая, что самолично Он должен прийти за конкретными людьми, чтобы все не сломалось. Их он вычислял по книге. И хоть прямым текстом частенько говорили что Смерть приходит за всеми, это не так.
В оригинале Претчетта даже не стоит и пробовать. Если твой английский не божественен, то навряд ли сможешь читать в удовольствие. Он очень сложный. Главным образом сленгом и оборотами.
Сорян, не туда тыкнул. Странно. Но это ответ к другому комментарию.
Перепутал ответы и настрочил в другой коммент.(
Короче суть в том, что не за каждым и в книге про ученика Смерти это прямо показано.
Читай также