Рассказываю про эксклюзивную игру Shadowkey для N-Gage. Игра входит в серию TES, то есть The Elder Scrolls и относится к подсерии Travels. Это Тамриэль — тот же мир, что в Morrowind или Skyrim.
От вашей реакции во многом зависит, увидите ли вы новые, подобные этой, темы на Stopgame. Если материал воспримется хорошо, я продолжу публикации здесь.
Из этой темы вы узнаете про:
1. создание скриншотов с N-gage;
2. захват видео с N-Gage и инструменты для этого;
3. разработку и создание игры Shadowkey;
4. другие сопутствующие темы: журналы, сообщество и т. д.
Текстовая версия для тех, кто по каким-то причинам не смотрит видео:
Введение.
Привет друзья, с вами снова Павел Чар. Всё началось с того, что я посмотрел подкаст old-games. В нём рассказывалось про N-Gage, некоторые игры меня заинтересовали. Особенно захотелось попробовать Shadowkey, тем более в комментариях писали, что игра не должна тормозить, если использовать патч.
Я человек любопытный, мне интересно было поиграть на неизведанной платформе, ведь она не эмулируется. Обзоров на неё мало, а я люблю всё необычное.
Я захотел классический N-Gage, но как на грех подвернулась возможность купить N-Gage QD. На фотографиях мне всё понравилось, когда я спросил про недостатки, продавец сказал, что только клавиши потёрты. Он скромно умолчал про хрипящий динамик, битый пиксель, сломанный корпус и отсутствие локализации. Телефон оказался восстановленным.
Поначалу я конечно расстроился, когда получил посылку, но всё равно стал разбираться.
Забавно было смотреть, как я пытался включить Nokia: кнопка располагается справа под резинкой. Дальше меня ждала надпись, что без симки телефон не включится. Покопавшись минут 15, нашёл старую карточку. Карточка уже блокирована, и чтобы не всплывали предупреждающие окошки, я поставил телефон в автономный режим.
Захват скриншотов.
Я попробовал записать видео на планшет. Вышло ерундово и я решил сначала пройти игру, а там что-то придумать. Благо есть встроенная в телефон программа, позволяющая снимать скриншоты во всех играх и приложениях. Замечательная вещь! Она может снимать копии экрана в мыльном JPEG и в чётком MBM. Первые несколько часов я делал снимки в JPEG, но потом решил разобраться с неизвестным форматом MBM. Это стандартный формат графических файлов в Symbian OS.
Всё очень просто. Запущенный в фоне скриншотер ожидает от вас нажатия комбинации клавиш. Затем вводите имя или оставляете стандартное, и сохраняете. Процесс занимает около 10 секунд. Согласен, долго, но не смертельно.
Всё сохранённое можно посмотреть прямо на телефоне, покрутить, приблизить. Это здорово, можно делиться своими скриншотами! Похвастаться перед друзьями, причём не голословно, а с подтверждением. Или использовать эти снимки для написания статей и прохождений. Современные портативки не дают делать скриншоты без плясок с бубном, ту же 3DS вспомните.
Остаётся только сохранить файл в удобное место, а на компьютере перевести его в нужный формат.
Вуаля! Вот вам картинка, увеличенная втрое без потери качества. Во время игры я снимал скриншоты, а затем отправил их на мой любимый сайт GameFAQs, прохождением с которого я пользовался. Русские скриншоты на зарубежном сайте. Забавно, зато больше людей получат представление об игре. Странно, с N-Gage так мало хороших скриншотов в сети, даже на игровых сайтах.
Как я получил свою единственную игру для N-Gage.
Хотелось бы заполучить оригинал, но я играл с обычной карточки. Утешением мне стал русский перевод. Он в целом неплохой, хотя есть опечатки.
У меня пока только одна игра, зато попавшая ко мне невероятным образом. Я вступил в сообщество поклонников N-Gage. Там проводился конкурс. Один из коллекционеров с Украины, Михаил, решил расшевелить сообщество. Нужно было просто написать свой ник в сообщениях на телефоне, сделать фотографию, и отправить её организатору. А дальше дело решал случай и бочонки из лото.
Михаил: Сейчас будет финал. Всё что было до этого — это чисто поиграть. Эту детку мы должны разыграть. Поехали. *достаёт бочонок лото из мешка* Двадцатый номер выигрывает игру Tomb Raider, Павел Чар! Павел, мы тебя поздравляем с победой! Такой вот был розыгрыш неплохой.
Потом часть призов приехала в Россию через другого коллекционера, Тимура.
Тимур: *достаёт игру из коробки* Tomb Raider, кажется, получает Павел Чар.
Про журналы о мобильных играх.
Призов вообще было много. По моему приглашению, в конкурсе участвовал Игорь с канала Binary Edge, ему тоже улыбнулась удача. А дальше N-Gage нас увлекла, и вместе мы искали литературу по теме. Удалось отсканировать несколько страниц про мобильные игры из довольно редкого журнала Videogames Inside. Их мы выложили в своих группах. Гораздо круче был официальный журнал от самой Nokia: N-Gage Insader. Предназначался он для распространителей продукции. Первый выпуск очень редкий, я даже обложку только такую нашёл. В сети есть фотографии второго и третьего выпусков. Так что если у вас есть эти журналы, отсканируйте их или высылайте мне. А первый хотя бы сфотографируйте. Сделаем их доступнее.
О захвате видео с N-Gage.
Вернёмся к захвату картинки. Старенькие, «ветеранские» смартфоны от Nokia, тянущие игры N-Gage, не обзавелись ТВ-выходом.
Благо, что это именно смартфоны, а значит есть много разных устройств для них. Выходом может стать Bluetooth-клавиатура и хорошая камера со штативом. Родная клавиатура — Nokia SU-8W. Довольно редкая, ищу себе такую. Поначалу играть будете топорно, но зато ничего не будет трястись в кадре.
«По-царски» конечно играть на классической N-Gage с разогнанным процессором. Из других телефонов отлично подойдут N70, 7610, 3230, 6680 или, как в нашем случае, 6630. Он, пожалуй, лучше всего по совместимости. Именно в Shadowkey будет отсутствовать звук, но учитывая качество звука в этой игре — невелика потеря. С большинством игр от N-Gage, 6630 справляется без нареканий. Обратите внимание, как плавно идёт на нём игра. Это неудивительно: процессор здесь вдвое мощнее, чем на N-Gage.
Можно захватить картинку софтом MobileWays Remote S60 Professional v2.68, но будут заметны проседания частоты кадров.
Это быстрее, чем снимать скриншоты, если вам не слишком важно качество и важен точно пойманный момент. Звук придётся захватывать отдельно и потом совмещать. Но далеко не все игры работают корректно, а частота кадров оставляет желать лучшего. Для записи работы софта, программа подойдёт идеально.
Вариант видеозахвата для элиты — это DevKit. В таком телефоне есть промежуточный шлейф между экраном и платой. Картинка уходит по шлейфу на специальную железку. И если DevKit ещё можно найти при желании, то сама чудо-коробочка ужасно редкая. Она попала к полякам и ребята начали творить добро: захватывать геймплей с N-Gage и выкладывать футажи для свободного использования. Готовя ролик, я узнал, что они прямо с N-Gage ведут стримы на втором канале. Это чудо! В общем, использованы сторонние футажи, чтобы не ломать ваше зрение.
Обзор игры Shadowkey.
Я назову сильные и слабые стороны игры и постараюсь остаться объективным. Иногда игра реально начинает злить, а порой ловишь себя на мысли, как же она хороша. Это противоречие сложно объяснить логически.
Как обычно, вам предоставят выбор между несколькими расами и классами. В первой половине игры разница незаметна. Кроме различий в статистике, этот выбор почти ни на что не влияет.
Приключение начнётся в небольшой деревне, которую захватили бандиты. Нужно отправится к ним в логово и спасти односельчан.
В этом мире вновь разразилась очередная война. Напавшие на деревню были лишь пешками в руках могущественного боевого мага. Кого он разыскивает по всему Тамриэлю? Какие планы вынашивает? Почему именно возле нашей деревни огромный кратер? Это мы узнаем позже, столкнувшись с загадочными ключами теней, неведомой доселе магией и потерявшим память волшебником. Он объяснит, что пробуждается древний и могучий демон. Все ужасы войны ничто по сравнению с ним: под угрозой судьба мира. Остановить его могут лишь осколки звезды, собранные воедино. Только они способны ослабить древнее зло, которое нужно победить. Этим мы и будем заниматься.
Музыка — это знакомые темы из Морровинда, но ужата, отчего теряет в качестве. Звуки средние, к тому же их мало. Повторяющийся предсмертный вопль для большинства врагов ужасно нелепо звучит, приедается и наскучат довольно быстро. Звукоряд относится к слабым сторонам игры и в целом мало примечателен.
Большая часть игры — это сражения. Бои незамысловатые, нажимаете на кнопку 5 и персонаж бьёт топором, мечом или колдует заклинание, в зависимости от вашего выбора.
Есть оружие дальнего боя, например луки, арбалеты, метательные кинжалы. Запас метательного оружия безграничен, поэтому такое оружие годится в качестве основного.
Расходные материалы, всякие там зелья, используются кнопкой 7, что удобно во время боя.
Но я играл магом и зелья вообще никакие за всю игру не использовал. Даром что ли у меня магия лечения была?
Плюс — полностью настраиваемое управление: вы можете назначить кнопки, как захотите.
Инвентарь неудобный. Нужно постоянно перебирать все вещи, чтобы взять новую. Если возьмёте новый меч, то старый не удалится автоматически.
Нападать на врагов довольно сложно, потому что невозможно понять, отчего зависят попадания.
Боевая система игры ущербна из-за недостаточного контроля и кривых попаданий. Вам придётся использовать клавиатуру телефона вместо мышки на компьютере. Удары зависят от капризов игры. Заклинания ненадёжны, потому что даже прямое попадание не значит, что враг получит урон. Когда вы попадаете во врага, он иногда становится красным и издаёт стон. Но иногда он не получит никакого ущерба вовсе.
Особенно это заметно, когда один за другим выпускаешь несколько файерболлов. Что и говорить, заклинаниям мешают даже стены и столы. Игра завязана на боях, они повсюду, поэтому вскоре кривизна попаданий начнёт раздражать.
Звуки волшбы выдают врагов за стенами. Похоже, они начинают бой, когда игрок приближается к ним. И не важно, что на их пути: стена или дверь. С дверьми они вообще не ладят: сами открыть не могут. Так что можете заманивать врагов в комнаты и запирать. Для игры, где всё завязано на боях, это недопустимо.
Из врагов выпадают одинаковые мешочки с вещами, причём не важно, человек это или волк. Все носят мешочки. Обычно в них расходные материалы, изменяющие на время параметры, или лечебные предметы. Иногда вещи лежат в ящиках или столах, надо подходить и смотреть внимательно. Пару раз вещи были в «железной деве», которая вообще является декорацией. Поэтому ко всем столам, шкафам и ящикам надо подходить и проверять надпись «осмотреть» или «взять».
Говоря про прокачку. Я всегда прокачивал лишь один параметр: разум. А так как я был очень разумным магом, то продал редкий арбалет за 20000 золотых.
На выручку я нанял учителей в гильдии магов и повысил параметры. Это я к тому, что не испытывал особых сложностей от неправильного выбора статистики, для прохождения игры понадобится лишь терпение.
Пожалуй, главная неприятность — небольшая дальность прорисовки, из-за чего достаточно сложно найти нужные места или персонажей. Скриншоты выглядят хорошо со стороны, но поверьте, когда вы начинаете играть, всё гораздо хуже.
Представьте, стоите возле факела, отошли на несколько шагов, а впереди лишь темнота. Глупо выглядит. N-Gage не хватает ресурсов для отображения больших трёхмерных пространств. Пришлось уменьшить дальность прорисовки. Кругом царит сумрак.
Разработка игры и уникальные особенности.
Кстати, была специальная подсерия для мобильных платформ: Travels. Первые две игры также пойдут на N-Gage. Они сделаны на старой версии Java.
Марк Джонс участвовал в разработкаe мобильных игр серии. Но N-Gage была зверем посложнее и позволяла использовать трёхмерные модели. На своём сайте mjonesgraphics.com, Марк рассказывает подробности разработки. Он отвечал за создание и дизайн персонажей, оружие и заклинания от первого лица, создание и текстурирование уровней. Также создал обложку.
Эта игра одна из самых объёмных в игротеке устройства. Чтобы поместить всё на карточку, экономили место. Ради этого многие модели использовались повторно, но с другими текстурами. За счёт этого старались разнообразить врагов.
Конечно, они были малополигональными: 150–200 полигонов с текстурами 64×64. Говоря о текстурах, пришлось повозиться: с таким разрешением даже один пиксель может иметь большое значение.
Марк рассудил, что больше всего внимания привлекает лицо персонажа и решил стоит пожертвовать текстурами тела. Так что четверть текстуры исключительно для лиц.
Почему нет доступного всем эмулятора.
Чтобы убрать тормоза, упростили анимацию. Поэтому она такая топорная. Тесты дали хорошие результаты. Вот ранняя версия игры из рекламы. Она запущена на эмуляторе для разработчиков, которого на публике не было.
Если раздобыть этот эмулятор, то чужие игры на нём не запустишь. Он требует исходники и компилирует их под х86 процессор. То есть можно лишь написать игру с нуля.
Поэтому, чтобы создать общедоступный эмулятор N-Gage, нужна версия эмулятора для разработчиков и исходники какой-то игры. Вероятность найти такой клад почти нулевая.
Может показаться, что игру искусственно затормозили. Это не так. Эмулятор использовался для разработки и отладки на компьютере. Просто никто не заморачивался с эмуляцией процессора телефона.
Модели персонажей и окружения хороши для мобильной игры, и обидно, что телефон не вытягивает картинку.
В графике есть некоторый шарм. Вражеские модели детализированы и даже немного пугают. Текстуры хорошие, явных швов не видно. Особенно впечатлила меня геометрия мира. Здесь полно холмистых областей, различных возвышений, куда можно забраться. Оружие и руки игрока пререндерены, показываются в виде спрайтов. Всё остальное трёхмерное.
С самого начала можно свободно бродить в любой точке мира, даже если ваш персонаж слишком слаб.
Камеру при прыжках необходимо наклонять, чтобы посмотреть, куда приземлитесь. Мне прыжки разонравились после Ледяной пещеры. Там запросто можно было не рассчитать и улететь в пропасть. Если вы погибнете, то придётся перенести томительное ожидание, вновь загружая игру. Нужно ждать загрузку всего уровня, и так при каждой смерти. Обидно упасть в очередную пропасть, зачистив перед этим всю пещеру и обнаружить, что сохранялся ты лишь на входе. С другой стороны, перед каждым прыжком делать сохранения — не спортивно и утомляет.
Помимо основных заданий, выполнение которых влияет на продвижение по сюжету, можно выполнять дополнительные задания. Разнообразия здесь не так много, сплошь классика: «принеси-подай», то есть поиск предметов, или «найди-победи», то есть уничтожение врагов. Или смесь этих составляющих.
Простенькие диалоги угнетают.
Уровни очень большие, постарался их создатель: каждое место уникально, лабиринты не повторяются, мир интересно исследовать. Порой встречаются красиво оформленные уголки, дающие понять, что вот здесь сторожка, а здесь склад с припасами.
Чтобы не заплутать, приходится постоянно открывать игровую карту. Она простая, не показывает важные места и не содержит отметок.
Пригодится идущая в комплекте бумажная карта мира: ведь придётся пешочком мотаться между городами и пещерами.
Если на несколько дней отложили игру, то поможет встроенный журнал. Обычно описания задач расплывчаты, в нём остаётся лишь короткая заметка, но это лучше, чем ничего.
Про мультиплеер.
Грег Горден, главный дизайнер игры, в интервью признавался, что разработка заняла около 9 месяцев. Небольшая команда из 4 человек постепенно разрослась до 50, включая переводчиков. Создавать игру было непросто: трёхмерный движок был новым, появилась поддержка мультиплеера.
Всё верно, раньше эта серия была исключительно однопользовательской, потому выделяется одна из наиболее занимательных особенностей Shadowkey: совместная игра по Bluetooth. Изначально в рекламе показывали игру на четверых. Опытным путём мы выяснили, что играть можно лишь вдвоём. Забавный факт: указание количества игроков на обложке и мануале разное.
Один берёт квест, а второй помогает. После прохождения у него в журнале появляется отметка, что он тоже прошёл квест. Покупать вещи может только сервак, а гость может передавать деньги на покупки. Вещи выкидываются на землю, потом нужно эти мешочки подбирать. Скин оружия и модель меняеются. По сути, лишь один игрок может извлечь выгоду из этого союза. Пожалуй, единственный плюс игры вдвоём — возможность похвастаться внешним видом персонажа и повеселиться.
Мои выводы про игру.
Скажете, раз я так отзываюсь об игре, почему я её не забросил? Почему продолжил прохождение? Сложно сказать, но игра выдержана в таком темпе, что всегда интересно узнать, что дальше. Shadowkey заимствовал ключевые элементы серии: большой открытый мир, сражения.
Новые задачи появляются часто, затейливые подземелья интересно исследовать. Дело тут не в кривой прокачке или скучных боях. Сам дух путешествия, исследования витает в игре. Сценарий интересный, несмотря на невзрачное воплощение. Многое зависит от фантазии самого игрока, она раздвигает неуклюжие рамки этого мирка, добавляет красок.
Если бы над игрой потрудились немного больше, она стала бы жемчужиной в игротеке N-Gage. К сожалению, интересное приключение похоронено под ворохом недоработок и многочисленных уступок, связанных с новизной и ограничениями платформы. Но интересные игры забывать не стоит.
Заключение.
Приступая к этому ролику, я наивно полагал, что телефоны никто не собирает. Думал, зачем обычному человеку много телефонов? Не будет же он со всех звонить. Конечно, я ошибался. У Symbian множество преданных поклонников и по сей день. Иногда они даже собираются в Москве, чтобы вспомнить былые деньки и устроить сетевые баталии. Сообщество у них очень дружное и готово прийти на помощь новичкам.
Благодаря интересу к телефонам Nokia и Symbian OS, я узнал столько интересного и обзавёлся новыми друзьями. В создании ролика мне помогало множество людей, спасибо всем участникам и вам, дорогие зрители.
Конечно, что-то осталось за кадром: другие игры, опыт использования этого телефона. Если эта тема интересна, пишите. Расскажу. Загляните в описание к видео, там полезная информация. Буду рад вашим отзывам, пожеланиям и конструктивной критике.
На этом всё, пока.
Теперь всё.
Лучшие комментарии
Всё конфетно, спасибо за старания :)
Сама Nokia N-Gage QD на али стоит 2300 (восстановленная), это задает тон. На авито и юле всплывают от 1500 родные, финские.
Если не заморачиваться внешним видом, а брать чисто поиграть, то все доступно. Учитывая цену игры на современные платформы, можно позволить себе такую покупку. Эксклюзивов много, игры годные. буду смотреть в сторону Pathway to Glory.
Добавь к этому игры в .sis формате. Тоже для Symbian, тоже есть хорошие.
Звук — Ахиллесова пята, но я правлю это дело. По части именно звука я до сих пор новичок.
Rifts на очереди, как и Pathway to Glory. Нехватка времени всю малину портит.