18 марта 2018 18.03.18 11 3370

Подготовка сценария к съемке

+64

Многие начинающие режиссеры игнорируют важность раскадровки и подготовки к съемочному процессу. Считая что это лишняя трата времени. В этом ролике я хочу привести доводы, в пользу того что это не только трата времени, но и наоборот экономия.

 

+ мини взгляд на режиссерский режим в игре Steep в самом конце ролика. Который вполне может быть пригоден для машинимы.

«Формат разметки сценария» О. Смирнова

Всем привет с вами Антон. Сегодня я хотел бы поговорить о том, какую работу вам как режиссеру стоит провести перед тем как начинать съемки. Это местами нудный и скучный процесс. Но обычно такие процессы являются самыми важными.

Первое — это сценарий. Внезапно да? Я читал много сценариев, от начинающих режиссеров. Которые стремились привлечь меня в свои проекты. И они были написаны не как сценарий, а как книга. Если бы это был просто рассказ который прочел и все, то ок… Но для съемок такой формат не подходит. Так как в таком формате много воды и могут проникнуть элементы, которые просто невозможно визуализировать в кино.

Поэтому литературный нужно перерабатывать. Файл с описанием как правильно оформлять сценарий ищите по этой ссылке. Конечно там все довольно сурово и следовать я этим правилам советовал только тем кто свои сценарии будет отправлять на конкурсы или на студию с целью продать и т.д.

Но даже если вы пишите сценарий для себя. То оттуда можно подчерпнуть некоторые моменты как структурировать сценарий. Чтобы в нем можно спокойно ориентироваться. И давать вашим актером для репетиции.

Ну сценарий это ладно. В конце концов наличие его в любом формате не гарантирует хорошую работу на съемочной площадки.

А дело в том, что в сценарии написано что снимать, а не как.
Поэтому вы берете стопку листов, карандаш и пачку сигарет. Если не курите, то подойдет калькулятор повербанк или другой прямоугольный предмет и рисуете рамки кадров один под другим. Открываете сценарий и начинаете проигрывать фильм у себя в голове и по мере как картинка возникает, схематично накидываете каждый план в заранее заготовленные рамки. Также делаете пометки какое движение камеры будет в кадре и так далее.

Раскадровка
И в таком темпе делаете, пока не дойдете до конца фильма или пока вам не надоест. Качество картинок не имеет значение, лишь бы вы сами в них разбирались. Такая индивидуальная раскадровка получается.

Справа нужно сделать еще 2 столбца. Один назвать видео, второй аудио. В первом описываем все что будет видно в кадре или что происходит. Во втором все что слышим. В основном там будет текст диалогов. Но в идеале еще делать пометки на звуки по типу шелест травы, визжание покрышек, пердеж и выстрел из автомата. Иногда можно добавить еще один столбец с пометкой графика, куда то, что нужно добавить на компьютере, взрыв, субтитры, плашки, енота в трусиках, но это опционально.

Раскадровка+расшифровка аудио и видео информации
Для себя я иногда упрощаю эту схемку в особенности для клипов. Я просто накидываю нужные ракурсы а справа пишу строчки из песни. У меня этих блок-схемок целый ворох. Стороннему человеку они могут быть непонятны, но вот к примеру раскадровка к анимационному клипу. По которым я потом рисовал.

Также предварительная раскадровка поможет вам избежать кадров которые не могут состыковаться на монтаже. Нарушение восьмерок, нарушение направление движения и так далее. Так как карта съемок у вас будет на руках и останется только следовать по ней. Понятно дело что на площадке все равно будете отклоняться от курса, снимать немного по другому или наберете дополнительных клевых ракурсов. Но тот необходимый минимум который нужно снять, будет у вас в раскадровке.
Еще есть определенный моральный аспект когда есть на руках раскадровка. Когда я делал большой проект по графике. Я смотрел на него и как бы осознавал, что делов целая гора и как это осилить. Но раскадровка помогает разбить работу на подзадачи. На отдельные блоки-кадры. И у меня уже не мифическая гора работы. А допустим 30 планов которые нужно отрисовать. Плюс сразу понимаешь где можно срезать угол и использовать один и тот же задник 2 раза. И работать проще, видя как идет прогресс.
Так что время затраченное на раскадровку с лихвой окупается на съемкой потому что вы не болтаетесь как кот в стиральной машине, а целенаправленно работаете.

Я понимаю когда вы горите идеей снимать и некогда заниматься такими вещами как раскадровка, сценарий. Нужно бежать на локацию, запускать камеру и творить творить творить. Расскажу историю из личного опыта. Один раз я согласился помочь одному знакомому в качестве оператора. Приехал на локацию и понял какой трындец ожидает меня ближайшие несколько часов. Актеры были не подготовлены. Понимания что и где снимать не было. Режиссер бегал по лесу в поисках места для съемок. Не о каком выстраивание кадра и последовательности не было и речи. Я пытался как то скорректировать работу. Но закончилось все криками и наездами между актерами и режиссером. Материал в итоге мы отсняли. Сказать что горжусь — нет. Но это дало мне четкое представление о том, куда стоит вписываться, а куда нет.

Поэтому не игнорируйте важности подготовительного этапа. Потому что это даст вам уверенность и знания что нужно делать, когда начнутся съемки. Режиссер это капитан корабля. А вы можете представить капитана который повел корабль через тихий океан без карты и компаса. Надеясь что и так доплывает.


Лучшие комментарии

Здесь словосочетания «начинающий режиссер» использовано не как о человеке который получил профессию, а о тех, кто нигде ничему не учились, но имеют жгучие желание снимать и снимают свои фильмы как бог на душу положит.
Многие начинающие режиссеры игнорируют важность раскадровки и подготовки к съемочному процессу. Считая что это лишняя трата времени.

Если они так считают, то значит, они хреново учились режиссерскому мастерству. Как вообще можно снимать без раскадровки. Ведь ты не понимаешь, что ты снимаешь, у тебя нет виденья фильма. А с учетом того, что в нынешнем кинопроизводстве и на репетиции нет времени, то раскадровка спасает.
Смотря насколько оператор вовлечен в процесс. Он может не видеть картины в целом. У режиссера есть раскадровка цепочка из кадров которые увязываются друг с другом. Но оператор может этого не знать и просто предложить классную идею для кадра. Но этот кадр просто не будет монтироваться с соседними. Либо не подходить по настроению.

По сути это индивидуально у каждого режиссера. Какой у него стиль руководства и насколько он доверяет оператору,
Кстати интересует вопрос работы операторов. Раскадровка, по сути, даёт им установку того, как именно режиссер хочет видеть сцену, но всё же они так же имеют свой взгляд на неё и идеи. Интересно узнать как оператор работает с режиссёром. Часто ли ему дают право на своё мнение, часто ли работает принцип «эту сцену можно сделать так» и вообще на сколько много у него может быть свободы при работе
то нигде ничему не учились

В этом случае берешь, находишь книги по режиссуре и читаешь, учась. Я не спорю с полезностью ролика и с ее нужностью, но учиться так и так приходится, если ты конечно хочешь вырасти.
но имеют жгучие желание снимать и снимают свои фильмы как бог на душу положит.

Всегда можно сказать, что это был «артхаус».
Скорее всего тут все от обеих сторон зависит. Если режиссер демократичен и терпим к критике и вообще мнению из вне, то он прислушается, ну и кроме того хорошо бы оператору иметь вкус и опыт, чтобы к нему прислушивались.
Если готовиться к съемкам по уму, режиссер, оператор и, возможно, монтажёр, должны собраться вместе и простроить общую концепцию. Сценаристу лучше либо рисовать опорные моменты, на которых что-то завязано, либо вообще не лезть. Но зависит от проекта, конечно же.
Читай также