Меню
StopGame  Блоги Блог обзорщиков Kingdom Come: Deliverance [Review]

Самое актуальное

  • Видеообзор игры Jurassic World Evolution
  • The Elder Scrolls V: Skyrim. Ну очень особое издание!
  • Обзор игры Lust for Darkness
  • Видеообзор игры Vampyr
  • «Инфакт» от 22.06.2018 — Xenonauts 2 на Kickstarter, откровения FIFA 18, слив презентации Cyberpunk 2077, новая Scrolls…
  • Пользовательский обзор недели
  • Видеопревью игры Tom Clancy's The Division 2
  • Видеообзор игры Unravel Two
  • Трудности перевода. Far Cry 5
  • Итоги Е3 2018: внезапно — игры!
  • История Unreal. Рождение Tournament
  • Обзор игры The Dark Inside Me
  • Armored Warfare. Кавказ — дело громкое!
  • FIFA 18. Россия — Кекестан 5:0
  • E3 2018. Видеопревью игры Shadow of the Tomb Raider
  • E3 2018. Видеопревью игры Hitman 2
  • Обзор игры Sushi Striker: The Way of Sushido
  • E3 2018. Видеопревью игры Cyberpunk 2077
  • E3 2018. Чего вы не знаете о трейлере Cyberpunk 2077
  • E3 2018. Видеопревью игры Resident Evil 2 Remake
  • Jurassic World Evolution. Укрощение долбоящеров
  • Wreckfest. Дребезги
  • ЛЕТНИЙ ЛЕ-МАН 24: Splinter Cell (экспресс-запись)
  • ЛЕТНИЙ ЛЕ-МАН 24: Настолочке (экспресс-запись)
  • E3 2018. Видеопревью игры Metro: Exodus
  • E3 2018. Видеопревью игры Sekiro: Shadows Die Twice
  • E3 2018. Видеопревью игры Call of Duty: Black Ops 4
  • Обзор игры Football, Tactics & Glory
  • Обзор игры Shape of the World
  • E3 2018. Видеопревью игры Fallout 76

Kingdom Come: Deliverance [Review]

0

Пролог



В какие времена мы живём, раньше можно было вести дискуссию, а не получить без объяснений минус в профиль. А не, всегда так было



Сколько копий сломали друг об друга комментаторы Ютуба, вконтача, Реддита, обсуждая творения чехов из Warhorse — ролевую реалистичную игру Kingdom Come Deliverance. Были настрочены тумены комментариев, осуждающих разрабов, обманувших игроков с обещаниями; критикующие баги, битые скрипты, даже сюжетку. Игра свежая, патчей вышло пока немного, и конечно неплохо бы дождаться новых патчей, но раз игра уже на рынке – то надо, Индро, надо (писано при Божьем свете, патч 1.2.5).

Режиссёр и сценарист Mafia Дэниэл Вавра в компании ещё 13 ребят начал разрабатывать игру шесть лет назад. И он, кстати, не просил деньги за дизайн-документ, кхм-кхм. Игру не поддержал ни один издатель, хотя по словам Вавры всем она понравилась – что же, очень смешно теперь смотреть на продажи игры. Так или иначе, но с помощью Кикстартера разрабы собрали приличное, весьма и весьма приличное количество денег – ведь наобещали реализм, битвы, осады, вариативность, тру-РПГ, историческую достоверность. Компания привлекла много внимания, в итоге Warhorse расширила штат команды до 80 человек и нашла себе издателя. А бюджет с маркетингом достиг 36.5 млн. долларов.

При этом, чехи обещали выпустить игру ещё в 2015 году – ну, в наше время это даже нормально, хотя и неправильно нифига, но у чехов было время довести игру до ума и найти верный путь к релизу. Дело в том, что как в одном из дневников разработчиков сказал Дэниэл – Warhorse заявили слишком много и даже сделали, но часть сделанного материала качественно не соответствовала игре. А время, конечно, не вернёшь.

Так или иначе, но «кони» в той или иной степени сдержали обещания и выпустили на рынок уникальную в своём роде игру.

Все сравнения игры с «Ведьмаком» и прочими играми я хочу закончить сразу. Идите куда подальше, серьёзно, если система оценки – говно или щедевр – идите куда подальше. Творчество Гончарова, Тургенева, Лермонтова, Пушкина не станет хуже от того, что общепризнанный мировой гений – Достоевский.

Житие святого Индржиха



А ты докажи, что не святой



Королевство Богемия, Священная Римская империя, 1403 год от Рождества Христова. Игрок просыпается в роли сына кузнеца — Индржиха, обыкновенного деревенского паренька, чей кругозор не выходит за пределы родной деревни Серебряной Скалицы. А это значит, что время он проводит либо помогая отцу на работе, либо бухая с друзьями, либо бегая за местными доярками. Однако, Индро явно стремится к большему и как всякий юнец из романтических произведений Стивенсона хочет быть чем-то большим, чем простая деревенщина.

К сожалению, для героя, армия венгерского короля Сигизмунда разоряет Скалицу, вырезает большую часть жителей, а по вине подручного самовыдвиженца на богемский престол – Маркварта фон Аулитца погибают и родители героя. Так ненароком, венгерско-немецко-половецкая орда (иначе не назовёшь) помогает протагонисту вступить на путь приключений.

Задание на всю игру – найди Маркварта фон Аулитца и отомсти ему. Сполйер (нет) – месть плохо и ни к чему не приведёт. С развитием игры становится очевидно, что история Kingdom Come не о мести и поиски виновных, а о взрослении и развитии героя. Арка персонажа неплохо прописана: в начале — простой одинокий и нуждающийся юнец, которому не на что надеяться в жизни, в конце – закалённый воин, надёжный друг и помощник, самоотверженный, самостоятельный и инициативный. Поэтому весьма и весьма больно было читать комментарии, что сюжет дурацкий и месть – никакущая завязка. Ведь опять же, главное не месть, а то, как меняется протагонист в течение сюжета.

Сюжет при этом съедает приличный кусок прохождения игры и вплоть до последнего акта история почти всегда преподносит что-то новое – вот мы в роли челяди, а теперь расследуем резню (а внутри этого расследования тоже есть всякое интересное), вот мы… а не буду спойлерить, потому что сюжетка действительно отличается разнообразием событий и ситуаций, только в конце нам дают что-то как будто из второстепенных квестов – нудное, неуместное и невариативное.

При этом, сюжет игры хоть и линеен, однако возможностей достижения целей игра предоставляет множество. Никто не мешает отыгрывать краснобая, который решает все проблемы болтовнёй, никто не мешает решать всё силовым методом или чередуя это всё, добавляя какую-нибудь скрытность. Однако, здесь не получится быть самым крутым парнем на деревне во всём. Особенно, если это требует использования боевых навыков. Поэтому, как в настоящей ролевой игре придётся выбирать, что прокачивать и как развиваться.

Богемские развлечения




Но безусловно большую часть времени съедают развлечения опен-ворлда. Делятся они на три типа:
I. Развлеки себя сам, когда бродишь по округе и занимаешься всякой дурью вроде воровства, браконьерства, кулачных боёв, сбора травок или поиском разбойников (и ещё по мелочи).
II. Развлеки себя «занятиями» в котором выше перечисленное становится официальным времяпровождением и за которое в итоге получаешь награду.
III. Сайд-квесты, которых много.

Первый тип, положа руку на сердце, самый унылый и бесполезный – открытый мир KCD не отличается широтой размаха и проработки в плане развлечений. Да, НПС как в «Готике» живут по расписанию, да, уровень исторической проработки окружения на небывалом уровне для РПГ, да, бегать и осматривать всё вокруг, опробовать всё в игре первые несколько часов невероятно интересно. Однако чехи практически не предоставляют игроку возможности вмешаться в экосистему, развлечься чем-то кроме заданий и занятий.

«Занятия» – активности из опен-ворлда, поставленные на рельсы. Этих активностей приличное число, и они помогают осваивать механики и мир игры, но к сожалению большого разнообразия, внутри самих «занятий» нет – четыре раза убьём очередного главаря разбойников, потом столько же главарей только половцев, потом столько же, но мародёров. Вот три мельника и каждый по пять раз попросит что-нибудь стащить. Вот корчмари, охотники, простые НПС и все по несколько раз попросят принести шкуры и мяса. Хорошо это или плохо – уже вам решать. Меня же как человека, стремящегося изучить в игре всё — занятия этими активностями в перерывах между заданиями неплохо развлекали и давали освоить плохо развитые умения и навыки – вроде стрельбы из лука или карманного воровства. Сайд квестов, повторюсь, много и многие из них сделаны по принципам основной сюжетки – есть вариативность в достижении целей, но конец зачастую один. При этом разнообразие между самими заданиями немалое – ухажёрство, ограбление, подработка инквизитором, Сатаной, диверсантом и много, много чего ещё за что достижения не дают, но чем просто интересно заниматься. Особенно, ещё раз подчеркну, когда разработчики дают простор в достижении поставленного результата.

Небольшой спойлер – пан Ратае Гануш отправляет Индро разобраться с бароном-разбойником, который разоряет окрестности. Всё очевидно – идём убивать мерзавца, чего тут разбираться. Но поболтав с действующими лицами этого квеста и виновником торжества в том числе — становится понятно, что не всё так однозначно. Warhorse даёт выбор: можешь просто убить грабителей и не разобраться, можешь вызвать барона на дуэль, можешь заставить их уйти, а можешь заставить вернуть награбленное, да и сверху положить выкуп.



И тут время поговорить о том, как влияет прокачка и снаряжение на игровой процесс. Поверьте, даже изначальный болтун далеко не каждого сможет уговорить сделать так, как хочется вам. Не каждый непись поддастся на угрозы, не каждого очарует вид чистого ваффенрока и панских туфлей. Прокачка персонажа определяет подход в достижении целей — игру с большим скрипом, но возможно пройти никого кроме одного человека, не убив.

Навыков и умений много, большинство из них, конечно, предназначены для развлечений в опен-ворлде, но часть непосредственно влияет на игровой процесс или сюжет. К примеру, натренированный алкоголизм поможет избежать отходянков после сохранения, без чтения в сюжетке будут ставить палки в колёса. Внутри умений есть перки, которые добавляют какой-либо эффект – вроде баффа к навыкам при нахождении в городе, потной мужской сексуальности и более обычных вроде меньшей траты энергии при блоках.

Экипировка героя кроме непосредственного полевого применения пригождается и в диалогах – в чистой консервной банке с вами будут говорить охотнее, чем если бы вы были в крови и грязи. При этом, существует разделение на одежду парадную и боевую – опять же, если игрок не краснобай, то чтобы успешно выведать у человека информацию ненасильственным путём, придётся надеть пардно-выходной костюм. И это, конечно, дико смешно, когда ты переодеваешься на глазах у человека, чтобы получить плюсики к убеждению. Но, таковы уж условности.

Сама система экипировки весьма интересная – на голову вместо парадного тюрбана можно надеть три слоя брони – капюшон, подкладку и непосредственно шлем. Шесть слотов на тело, четыре на ноги работают по тому же принципу. При этом, понятное дело, если вы с ног до головы в кольчуге, то вор из Индро будет – как из Бабурина кандидат в президенты.

Такое отношение к снаряжению – одна из тех исторически достоверных мелочей, которыми наполнена Kingdom Come Deliverance. А радости рекона здесь предостаточно. В одном местном кодексе дано гигантское количество информации, и я как человек историей интересующийся провёл в местном глоссарии уж точно пару часов, изучая справки о жизни людей, о персонажах и исторических событиях. Игра действительно хорошо передаёт ощущение историчности действий – вот у нас есть вальденсы, вот в очередной раз упомянули Яна Гуса, вот придорожные и искупительные кресты, вот браконьер, которому запрещено охотиться на дичь больше зайца, вот пожирневшие и неблагочестивые священники, вот феодальный церемониал, вот распорядок жизни бенедиктинца, вот очевидно неграмотная и неотёсанная голь, вот неочевидно неграмотный пан и просто овер дофига подобных существенных и просто приятных деталей.

Ave Maria! Deus Vult! Срач!




Система сохранений KCD спорная и на любителя. Кому-то не нравится невозможность сохраниться раз в любое время раз и навсегда, но лично меня это не напрягает. Спасительный шнапс можно варить самостоятельно, благо алхимических лабораторий в игре предостаточно, а научиться читать можно ещё в начале игры, после пролога (ну или проходя попутно одно из сюжетных заданий первого акта). А кроме того, два гроша за кровать не такая уж и большая сумма, к тому же — спать и отдыхать в игре полезно для восстановления энергии и здоровья. Поэтому, я жалоб части сообщества на местную систему сохранений не понимаю и не принимаю, уж простите.

Также, не понимаю большей части претензий к аспектам боевой системы. Например, я согласен, что раз уж есть «звезда» направления ударов в ближнем бою, то неплохо бы иметь хотя бы жёлтую точку из небоевого режима для стрельбы из лука. Да ИРЛ нет прицела, но ведь в реале нет и «звезды» для кулачной драки во время пьянки. Поэтому чехи могли сделать прицел, немного упростив трясущуюся стрельбу. Но я также не согласен с претензией, что из лука стрелять невозможно и бессмысленно. Наоборот, с хорошим луком можно сделать не меньше, чем с мечом святого Георгия в руках, если даже не больше. Вот только нужно практиковаться и тренироваться, как в ИРЛ, как бы. Это, во-первых. А во-вторых, система ближнего боя не такая кривая и неинтутивная. Опять же – прокачка и практика, причём не только протагониста, но и самого игрока. Индро по единичному нажатию кнопки мыши не проведёт самостоятельно серию из четырёх ударов, это игроку нужно запоминать и тренироваться, как в ИРЛ. Большинство людей, которые ругают боёвку вряд ли наиграли в игру больше десяти-пятнадцати часов, ведь если силовой – ваш стиль прохождения, то боёвка станет гораздо удобней и приятней. Очевидно, что селюк, который не держал в руках меча не зачистит в открытом бою лагерь разбойников, очевидно, что здоровый мужик в латах ему не по зубам. Практика и тренировка. В-третьих, я отчасти согласен с претензией, что не дуэльные поединки неудобны из-за мельтешения противников на экране. Даже после тренировок и практики. Но опять же – в реальности всё не так просто.

И раз уж выше было упомянуто слово «кривое» … Ооох, это просто геноцид. Для начала я хочу всего один раз вспомнить такие названия как The Witcher 1-3, Arkham Knight, Gothic 1-3, Vampire the Masquerade: Bloodlines, KOTOR II, S.T.A.L.K.E.R., GTA 4, любые Корсары, Arma, Fallout New Vegas, приличная часть Total War’ов, Dark Souls, Skyrim. А знаете, что объединяет эти игры? Да знаете вы всё – плохое техническое исполнение на старте продаж (а в особых случаях без фанатского творчества до сих пор). Да, времена были другие – но просто, уж извините, не могу без слёз читать комментарии людей, которые сравнивают всё со всем, жалуются на техническую часть и которые забывают, что с играми, которые они ставят в пример далеко не всё было в порядке изначально. Разве кто-нибудь покусится на первого «Ведьмака» или на «Сталкера»? Причём в случае с последним ещё забавней – Явруновский много чего обещал, а попало в итоге в игру гораздо меньше.

Но это софистика и просто наболевшее, нужно говорить, по существу. В игре присутствуют непроходимые квесты и занятия. Кто-то жаловался, что напоролся на баг, мешающий прохождению сюжетки – с таким я не встречался вообще. Кто-то жаловался на поимку птиц – квест я выполнил без намёка на баг. А вот что общепризнанно невыполнимо – сдача печати нищему. Кроме того, неписи как конченные дятлы могут потерять путь и маршем зашагать об стену, чтобы в ней раствориться. Поехавший конь, зависший в воздухе – уже баян. Подгрузка текстур на ходу и окна диалогов – вообще наше всё. На подпрыгивание аки дубина великана из Скайрима я напоролся всего раз. В целом можно сделать несколько выводов по поводу нынешней ситуации: 1) стоит ждать патчей, 2) если ждать – не вариант, то битые скрипты могут лечиться перезапуском, 3) у всех всё по-разному.

В следствие последнего вывода, хочу от всей души посоветовать людям подождать патчей, если у них совсем всё плохо (хотя это может означать, что ПК у них не в порядке, если это пекарь, конечно) – Рим не сразу строился, что уж тут теперь поделать. Можно сколько угодно тыкать в 2018 и потраченные деньги, но тогда и не сравнивайте Kingdom Come Deliverance с выше упомянутыми играми. (Писано при Божьем свете, патч 1.2.5).

В последнюю очередь хочу выразить своё «фи!» насчёт русской локализации. Я не знаю с какого языка товарищи из «Буки» переводили игру – с чешского или английского, но судя по всему с чешского. Почему? Потому что несколько раз у меня проскакивали строчки диалогов на чешском. А кроме того нередко вы встречаете ситуацию, когда непись говорит ГОРАЗДО больше, чем написано в субтитрах. При этом, дело не только в том, что не вся часть предложения переведена – могут забить на единичное слово. Конспекты какие-то университетские, а не субтитры.

Итог




Фууух, чувствую, что если кто и напишет комментарий к обзору, то скорей всего посетует на техническую часть. У меня уже идёт седьмая страница в «ворде», было сказано много – пора выводы делать.

Можно долго говорить про ожидание-реальность, считать деньги, баги и пиксели, сравнивать игру со всем подряд. Никому не запрещается обсуждать именно это — плюрализм мнений, свобода слова, все дела.

Но ведь зачем топить игру, заслуживает ли этого игра? Warhorse сделали для индустрии примерно то же, что и Ninja Theory с Hellblade – выкатили АА-игру, которая уникальна в своём роде. Чехи сделали реалистичное, историчное, разнообразное, отлично поставленное и срежиссированное, с налётом хардкора, времяуничтожительное ролевое приключение, по отношению к которому работает принцип эмерджентности – целое не равно сумме его частей.

Но всё же, часть критики уместна: да, мир пустой, да есть свои кривости в боевой системе, да «занятия» типичный опен-ворлд, да анимация в окне диалогов не лучшего качества.

Если ставить стопгеймовскую оценку, то это что-то между «изумительно» и «похвально». А уж в какую сторону перевесит ваша чаша весов и важна ли оценка как таковая – решайте сами.

Пишите в комментариях, сколько косарей вам должны вернуть чехи, в чём вы со мной не согласны, в чём Вавра вас обманул, расскажите о каком-нибудь забавном баге, какой процент неписей должны составлять чернокожие. Ну или на крайний и критический случай скажите об игре что-нибудь хорошее. Спасибо за просмотр.
Комментарии (1 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
История Arkane Studios
Персональный блог Gabriel'a Lambert'a
Курилка фобий
Блог курилок и длинных разговоров
История Neversoft
Персональный блог Gabriel'a Lambert'a
Помогаем StopGame полюбить японщину
Персональный блог японского помощника
[ШОУ] Вопросы для «Что? Где? Когда?»
Персональный блог имени Плюшевого Динозавра
В чем проблема ЛГБТ в играх [развёрнутый блог-ответ]
Персональный блог Об играх — изнутри
Поможем главреду разобраться в Valkyria Chronicles
Персональный блог японского помощника
StopGame Live — июнь
Блог StopGame
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Один в поле не воин?
Персональный блог фанатичного эстонца
О некоторых комиксах и игровых адаптациях
Персональный блог великого комбинатора
Наверх ↑