1 марта 2018 1.03.18 7 1355

Готовый продукт?

-9

Нет, это не обзор Kingdom Come: Deliverance. Но выход именно этой игры, как я считаю, вскрывает уже довольно старую, но не очевидную для многих проблему в индустрии видеоигр. Данная индустрия доживает вот уже четвертое свое десятилетие, но все еще остается настоящим дремучим лесом, отсталым средневековьем, где разработчики и издатели это царь и бог, а мы, игроки — простые холопы, которые вынуждены терпеть все, что ни свалится нам на голову, да еще и за свои же деньги. Почему-то экономические законы, работающие на мировом рынке да и банальные правила отношений производитель-потребитель, либо слабо, либо вообще не работают в индустрии компьютерных развлечений.

Творение Warhorse Studio при всей своей чудовищной забагованности, малобюджетности, даунгрейде графики при ужасной оптимизации, несоответствии изначально обещанным вещам, имеет смелость вешать на себя ценник с полной стоимостью в $60. И это мы еще не рассматриваем её художественную ценность, как игры. Но что мы видим? Все игровые издания орут в один голос о возрождении индустрии, о 10 из 10 на кончиках пальцев, вот это все. А вслед за ним идет толпа из «промытых» игроков без собственной головы на плечах и поехавших реконструкторов, юных историков и прочих задротов (не в обиду данным группам людей). Больше ни слова об этой игре, она здесь для примера.

И парадокс в том, что, в наше время вседоступности интернета, игроки, выступающие в роли потребителя, просто проглатывают подобную пилюлю, которая отнюдь не первая и не последняя. Раньше, в начале-середине нулевых, когда даже картинки из интернета можно было загружать со значительной задержкой, когда разработчики перед релизом выдавали лишь крупицы информации об игре, когда ориентироваться приходилось в слепую, а вместо десяток обзорщиков у нас были либо друзья либо парочка статей в журналах (которые уже тогда не стеснялись писать чушь, если они вообще писали что-то другое), еще можно было «хавать» подобное.

Вспомните, сколько раз вам попадались действительно забагованные игры. Вспомните те же игры от Bethesda Softworks, ярых любителей продавать незаконченный во всех смыслах продукт, который остается таковым даже после дюжины патчей. Вы скажете, что разработка игры это жутко сложный процесс. А я и не утверждаю обратного. Баги это нормально. Но только в разумных пределах, и если все они без исключения исправляются ближайшими патчами. В противном случае продукт просто не может считаться законченным.

Представьте, что вы пришли в магазин, чтобы купить, например, телевизор. Купили, принесли домой, поставили на место, а он не включается. Вы постучали по нему (для некоторых будет шоком, но были бородатые времена, когда телевизоры представляли из себя здоровый пластмассовый, а то и деревянный ящик), подергали провод и вуаля, он включился. Но изображение рябит, а при попытке переключить канал кнопка запала, и вам пришлось выковыривать ее булавкой. А пульт вам вообще не продали и предложили купить его отдельно в качестве DLC. И вместо того, чтобы отнести этот мусор обратно в магазины, вы такой шлепнулись на диван, сказали, что, в принципе, все работает, и уставились в экран. Почему-то «сложность» разработки не является оправданием для японских игроделов, чьи игры в большинстве своем уже с релизной версии представляют из себя вылизанный и проверенный продукт, чем всегда меня восхищали. То же самое относится и к некоторым американским разработчикам. И почему-то, по традиции, хуже всего дела обстоят с играми от восточно- и западноевропейских девелоперов.

Проблема также и в том, что в нашей индустрии «сдать обратно» вам никто не позволит. В Стиме существует процедура возврата средств, но скажите мне, в какой игре вам хватит жалких двух часов, чтобы понять, что игра представляет из себя неотесанный кусок кода? Да в некоторых играх пролог + какое-нибудь первое задание уже выльется часа в полтора. И стоит заметить, что первые часы в любой игре обычно самые стабильные, вылизанные и яркие. А все изъяны появляются уже позже. А если мы на консоли? Не знаю точно, но слыхивал, что нужно пройти через 7 кругов ада, чтобы вернуть игру на PlayStation.

Баги это лишь самая очевидная проблема. Ценовая политика, бесчисленные DLC, оптимизация, производительность и новый тренд — микротранзации даже в синглплеере. Вроде бы, цена игры должна преимущественно зависеть от ее категории на основании бюджета. Но подобная классификация очень примитивна и не отражает реальной стоимости продукта. Даже в пределах одного класса бюджеты игр могут разительно отличаться, в одной будет крутая графика и хороший геймплей, а в другой — ни того, ни другого. Но обе вы купите за одинаковую цену. Почему одни разработчики выжимают все соки из движка и железа, демонстрируя красивую картинку и хорошую производительность, а другие при максимально халтурной работе получает не меньше почестей? Какие-то игры могут развлечь нас на десяток часов максимум, а в другие, более дешевые, непроизвольно растягиваются на сотни часов?

Почему одни разработчики делают большие, качественные DLC задолго после релиза основных игр, чтобы действительно расширить их, а другие стартуют продажи мелких дополнений уже на старте? А микротранзации в синглплеере — это уже просто нарушение этики.

Обещания, даунгрейды, пререндеренные «actual in-game footажи» или по простому лживые трейлеры и геймплейные видео — еще один способ обуть потребителей. Можно было бы провести аналогию с обычной телевизионной рекламой, где продукт всегда предстает в ярком красивом виде, с хорошим освещением и спецэффектами. Да вот только геймплейные трейлеры это вам не просто реклама, это должна быть демонстрация продукта в его натуральном виде. Представьте, как вы смотрите рекламу красивого автомобиля, который рассекает дороги под красивую музыку. А когда приходите в магазин, то видите там «тазик на колесиках» под фирменной маркой.

Только я хотел сказать, как принижают ПК-игроков убогими портами, ценами на железо и намеренно завышенными системными требованиями, как понял, что на консолях дела то обстоят не лучше. Как, например, при старте PlayStation 4 онлайн в играх стал платной услугой в рамках подписки PS+. И никого почему-то не заботит, что игрок, который все время проводит в мультиплеерных играх, и игрок, который в мультиплеер заходит раз в неделю с друзьями, а остальная библиотека у него забита исключительно синглплеерными проектами — заплатят одинаковую цену за подписку. Представьте, если бы какому-нибудь завсегдатаю бара продали целую бутылку пойла за полную цену, а вам за такую же цену налили лишь сто грамм? Каждый месяц в виде подачек игрокам раздают даже не факт что интересующие их игры, доступ к которым все равно закроется при неоплате подписки. И консольные игроки это просто «схавали». И самое убойное — это просто мировое обувательство, когда производители консолей и игр «зафорсили» 30 fps как норму, благодаря чему у нас теперь производительность банально не поспевает за графикой. И даже эту норму они не способны выполнить в полном ее объеме. А графика тем временем все равно ужасна, т. к. нынешнее поколение консолей заведомо спроектировано слабым и дешевым, дабы продать его как можно большему числу «подписантов». И последний камень в огород Sony — невозможность играть, как на Х-ящике, со своими игровыми девайсами. Ты либо играешь на геймпаде, либо не играешь совсем.

Порой бывает, что целые, на первый взгляд, хорошие игры, скатываются до уровня мусора благодаря каким-то ее отдельным элементам. Вот выходит игра, которую вы ждали, надеялись, и все бы ничего, но находятся такие изъяны, которые просто рушат все впечатление. А главное, что разработчики чихать на это хотели. И ладно бы, если дело поправимо парой патчей, а если проблема требует более серьезного вмешательства? Тем более в наше время цифровой дистрибуции, когда игра, как продукт, может быть и должна быть доработана и после ее релиза. Это не физическое производство, когда изъяны прошлых моделей можно исправить только выпустив новые. Поэтому перед производством реальных вещей, производитель вынужден продумывать наперед все до мелочей. Производители программного обеспечения свободны от подобных рамок, и это их губит. Например, For Honor, чья peer-to-peer система соединения между игроками просто загубила проект, который быстро полюбился многим. Допущена ошибка, усвойте, пожалуйста, урок. Но нет. Производитель больше не считает своим долгом серьезно подходить к поддержке игры после ее релиза. Ложка дегтя, как говорится, бочку меда портит.

И это индустрия цифровых развлечений? Это — тоталитаризм. Сюда пришли умные прагматичные дяди с большими деньгами, которые при этом в последнее время любят говорить, как им сложно и накладно делать игры, оправдывая тем самым сырые продукты и микротранзакции. А вот мы, игроки, все еще не консолидировались как большая группа потребителей, которая тоже может предъявлять свои условия и требовать защиты своих прав.


Лучшие комментарии

Топ кек лол, люблю читать про панические настроения. Годы идут, тезисы меняются, но видя наличие каких-то негативных тенденций (в обществе, литературе, кинематографе, игровой индустрии) люди по-прежнему продолжают строчить панические статьи о том, как всё плохо, ужасно, кошмарно и какие негодяи нас всех окружают. Приятно, что хоть что-то в этой жизни остаётся на своих местах )
Угу, только взвешенные и сдержанные суждения исключительно аналитического характера
Все игровые издания орут в один голос о возрождении индустрии, о 10 из 10 на кончиках пальцев, вот это все.


Это — тоталитаризм.

Причём тут тоталитаризм? Обычный капитализм. И кроме того, это касается не только игр и программного обеспечения в принципе. Реальные товары производят точно так же. Второпях и с изъянами. Порой даже намеренными.
Люди продают товары. И никто им тут этого не запретит. Приплетать тут «этику», приводить какие-то несуразные примеры с реальными вещами и уж тем более говорить что рекламные трейлеры кому-то там чего-то должны — несерьёзно. Тем более, что никто насильно ничего не втюхивает, а только намекает, как было бы круто прикупить тот или иной товар, а то что вы как лох.
Я вот, если честно, не согласен с тем, что экономические рычаги а аудитория не влияют на индустрию.

Ангар 13, или как они сейчас называются, претерпел таки кадровые чистки, равно как и ошметки Байоуэр.

Проекты Юбисофт после Юнити куда более стабильные, а после Уотч Догс их маркетинговый отдел куда более осторожен.

Во втором Баттлфронте временно отключили до переработки микротранзакции (ну или около того). Многие разработчики открыто заявляют, что не приемлют микротранзакции в одиночных играх.

Игры-сервисы намного прибыльнее классических игр, поэтому их количество растет. То есть на них есть спрос.

Экономика не может не влиять на индустрию.
Конечно влияет. Ведь вся продукция делается для неё и под неё. Но есть проблема общения между аудиторией и разработчиком с издателями. Напрямую нас спрашивают редко, по понятным причинам, а общение деньгами имеет свои недостатки.
Вот выходит Hearthstone. Хорошо продался? — значит новый тренд! Срочно всем делать ККИ!
Выходит PUBG — «Королевскую битву в каждый дом!».
И получаются кучи мертворождённых уродцев на пару тройку вменяемых игр, хотя об этом никто не просил.
Такое вот общение немого со слепым.
Читай также