Посвящается Глебу Мещерякову. =D
Только что я посмотрел историю своих блогов и меня слегка ввело в ступор то, что я увидел. Прошло уже более шести лет с тех пор как я увлёкся ретрогеймингом. 24 Августа 2012 года я опубликовал здесь свой первый материал на эту тему. За это время случилось много чего интересного, моё увлечение с переменным успехом набирало обороты и совсем недавно достигло своего пика. Теперь я с полной уверенностью могу сказать: «Сбылась мечта идиота!» «И горжусь!» Но давайте обо всём по порядку.
Заражение ностальгией
В начале 2012 года, незадолго до конца света, я наткнулся на фильм Павла Гринёва: «Проклятие Серого Слонёнка». Вскоре после просмотра я понял, что его творение произвело на меня неизгладимое впечатление, как и на многих других людей. Началась первая волна отечественного ретрогейминга, в которую меня затянуло по уши. Появились различные тематические сообщества и форумы… точнее, они были и до того, но стали активно посещаться именно после выхода ПСС. Народ обсуждал старые игры, вспоминал былые истории и делился советами по ремонту плат и телевизоров.
Тот самый фильм
У меня всё начиналось традиционно. Я загрузил себе эмуляторы приставок из детства (NES, Mega Drive) и начал проходить любимые игры. Увы, моя собственная консоль из 90ых ушла к кому-то из знакомых и пропала с радаров. Спустя некоторое время я твёрдо решил вновь разжиться нормальной Сегой с джойстиками и пошёл в ближайший торговый центр. К моему величайшему удивлению, я обнаружил там ту самую точку продажи дисков и картриджей, что и в начале 00-ых. Продавец как будто десять лет провёл в консервации и ничуть не изменившись, мирно стоял у прилавка. Создалось чувство, будто я переступил временной портал. Купив не дорогой клон приставки и два картриджа, я отправился домой. Увы, моя радость довольно быстро закончилась. Китайский «новодел» оказался просто отвратительного качества и куча встроенных игр не спасали ситуацию. Хуже всего были деревянные джойстики, реагировавшие только на сильные нажатия. Натерев мозоль на пальце, я выбросил это дерьмо на помойку и пообещал себе впредь связываться только с оригинальной продукцией, чего советую и вам. Как говорится: «Скупой платит дважды!»
Не покупайте этот кусок дерьма!
Я серьёзно! Не делайте этого!
Назад в 90-ые
Раздобыв наконец таки оригинальную Sega Mega Drive 2, я был в восторге. Приставка была увесистой и качественной, а джойстики с очень мягкими и чувствительными кнопками. Играть стало очень приятно и аутентично. Потихоньку я начал собирать свою собственную коллекцию картриджей. Главной целью для меня было не нагребать как можно больше, а вернуть только самые важные игры детства и поставить их на полку. Источником картриджей и консолей стали Ebay и местные барахолки.
Начало коллекции в 2012 году
Углубляясь в тему ретро игр всё дальше, моим следующим шагом стала покупка лампового телевизора. (Ну ок, ЭЛТ, просто «ламповый» лучше звучит) На тот момент я уже знал, что картинка со старых консолей намного лучше выглядит именно на ЭЛТ телевизорах, так как под них всё это дело и затачивалось. Объясняю почему: Во первых из за другого строения кадра, что выливалось в приятный scanline эффект. Во вторых, потому что новые телевизоры поголовно не умеют нормально увеличивать 240р. Это зачастую приводит к невероятно мыльному изображению, от которого хочется блевать. К тому же большинство производителей телевизоров и вовсе избавляются от аналоговых входов, в том числе важнейшего для нас SCART, о котором мы поговорим немного ниже. Таким образом, передо мною стояла задача найти не очень старый ЭЛТ телик с гнездом под SCART. Сделать это не составило труда, ибо объявлений по продаже громоздких телевизоров хоть жопой жуй. Лучшими из лучших считаются Sony Trinitron, особенно поздние модели с плоским экраном. Единственный минус этой технологии – вес. Мой небольшой Sony KV-21LT1B с диагональю в 21 дюйм весит гордых 45 килограмм! Зато картинка на выходе – просто потрясающая, при условии правильной настройки геометрии. В этом плане лучше всего искать железо начала 00-ых, это снижает шанс поймать плохой кинескоп и вздутые конденсаторы, влияющие на цвета и собственно геометрию изображения.
Sony Trinitron KV-21LT1B
Вот такую картинку он выдаёт
В погоне за качеством
Расширяя круг интересов, у меня появились Nintendo NES, SNES, Sega Dreamcast и Game Gear. Последние две были найдены в плачевном состоянии на барахолках. После генеральной чистки и нескольких вечеров в Sonic Adventures и Crazy Taxi я понял, что ранние 3D игры и портативки – это не моё. Таким образом, обе приставки были проданы. Остальные три остались. Время шло, а мои требования росли. Я хотел выжать все соки из своих любимых консолей и первым шагом к этому стали SCART кабели. Дело в том, что в отличии от антенного кабеля и «тюльпанов», то есть композита – SCART может передавать чистый RGB сигнал. Это значит, что все цвета (красный, зелёный, синий), а так же синхроимпульс передаются по отдельным проводкам. Это в свою очередь даёт на голову лучшее качество изображения, при условии, что сама консоль может выдавать RGB. Mega Drive и SNES это могут, NES — нет. Но и тут есть свои подводные камни. Покупая данные кабели на Aliexpress или Ebay, вы с большой вероятностью рискуете нажить себе дополнительные проблемы. Из за низкого качества материалов и отсутствия экранирования проводков, у вас скорее всего появляться посторонние шумы на изображении и лёгкий гул из колонок. Поэтому и здесь можно применить правило: «Скупой платит дважды!» Практика показала, что лучшие кабели делает английская контора RetroGamingCables. Они изначально задались целью – дать энтузиастам высшее качество за вменяемые деньги. В качестве альтернативы, если руки растут из правильного места, можно спаять годный кабель и вручную. Форумы Emu-Land и RetroRGB вам в этом помогут.
Коллекция в 2014 году
RGB SCART кабели от RGC
Итак, приставки — есть, игры – есть, телевизор и кабели – есть. Казалось бы, вот оно – счастье ретрогеймера. Можно было выдохнуть и остепениться… Но до полного удовлетворения было ещё далеко. Моей главной проблемой стали сами приставки, а именно их регион: PAL. Исторически так сложилось, что в Европе в основном использовался видеостандарт PAL на 576 линий и 50hz. Сам по себе он был во многих аспектах лучше американского стандарта NTSC на 480 линий и 60hz. Но приставки и игры к ним разрабатывались с оглядкой именно на NTSC, за счёт чего нам приходилось довольствоваться немного сжатой картинкой с цветными полосами снизу и сверху. Более того, сами игры работали на 17% медленнее задуманного, выдавая 50 кадров в секунду, вместо 60. Разработчикам нужно было оптимизировать или даже полностью переделывать свои игры для нашего региона, что повлекло бы за собой огромные убытки, так что всё ограничилось оптимизацией звука в более поздних проектах. В ранних играх, вроде Sonic The Hedgehog, даже музыка играет медленнее оригинала. Это просто капец. Но мы тогда ничего ещё не подозревали и хавали что было.
Наглядное сравнение PAL vs NTSC
Менять приставки и все игры на американки было бы глупо и очень дорого. К счастью, всё оказалось намного проще. Железо у всех приставок (кроме NES) было идентично в не зависимости от региона. Это позволяло подпаяться к плате и установить перемычки для регулировки региона и кадровой частоты. Дабы не портить внешний вид приставок, я воспользовался более продвинутыми гайдами от WolfSoft и установил на обе консоли так называемый Switchless Mod. Суть заключается в установке микроконтроллера, реагирующего на продолжительность нажатия кнопки Reset на консоли. Таким образом, переключение региона и развёртки осуществляется одной и той же кнопкой.
Вот так выглядит модификация
А вот как всё работает. Видео записывал сам. Обратите внимание на звук!
Результат – небо и земля. Приятным бонусом данной модификации является возможность играть во все картриджи, любого региона. JAP, EUR, US, AU – нашему комбайну всё по зубам и никакая защита его не остановит. Некоторые игры PAL региона могут неадекватно вести себя в 60hz, но большинство работает как часы. Достигнув границы в 45-50 картриджей, я перестал их покупать. Во первых, я не видеоблоггер и не коллекционер. У меня уже были почти все игры, которые я искал и даже больше. Во вторых, за последние несколько лет цены выросли до неприличных высот, а некоторые редкие экземпляры так и днём с огнём не найти. Так что было принято решение немедленно остановиться. Примерно год больше ничего не происходило. Иногда я даже подумывал продать всю коллекцию, учитывая что цены некоторых моих игр достигли на Ebay отметки в 175-200 евро. Это при том, что в 2013 году я покупал их за 25-30$. Но расстаться с этими сокровищами я так и не смог. =)
Коллекция в 2016 году
На этот новый год я сделал себе небольшой подарок и заказал у своего земляка, Игоря Голубовского (он же krikzz) флэш-картридж Mega Everdrive X5. Его картриджи уже давно известны за рубежом, как лучшие на рынке. Они дороже китайских аналогов, зато сделаны очень качественно и постоянно обновляются. Прошивки можно загружать с сайта производителя и за пару минут накатывать на SD карту. Такой флэш-картридж по сути полностью избавляет от надобности покупать отдельные игры. Скачал архив со всеми ромами, перетащил на карту памяти и можешь играть во всё, что душа пожелает. Загружать можно не только официальные игры, но и любительские переводы японских произведений, хаки, а так же совсем новые игры.
Krikzz Mega Everdrive X5
«Новые игры? Какие новые игры?» — спросите вы, ведь консоли перестали выпускать ещё 20 лет назад. В 2010 году на Mega Drive вышла игра под названием Pier Solar и создала небольшой фурор. После этого команда разработчиков взялась за ещё более амбициозный проект. Они решили сделать самый большой и красочный Beat-Em-Up, наследника почившей серии Streets Of Rage, о котором все так долго мечтали. Игра называется Paprium и должна выйти на картриджах в этом году. Помимо этого готовятся ещё как минимум две другие игры: Tanglewood и Xeno Crisis.
Трейлер Paprium
Tanglewood
Полный фарш
Стоило мне только подумать, что я выжал максимум из старой электроники и добился чего хотел, как на горизонте вспыхнул новый хайп. Началась массовая погоня за профессиональными видеомониторами. «Это ещё что?» — спросите вы. Пока все смертные сидели дома и смотрели телевизор — на телевидении, в студиях монтажа и в медицине на всю катушку использовались «профессиональные видеомониторы». Самыми известными из них стали линейки Sony PVM и BVM, расшифровано: Professional Video Monitor и Broadcast Video Monitor. Нам их никогда не показывали и не рекламировали, но на то были свои причины. Эти монстры имеют ещё более совершенные кинескопы, более дорогие детали и прозваны в простонародье «Неубиваемыми». Цена такого монитора варьировалась в зависимости от модели в рамках от 2000$ и вплоть до 40’000$ за экземпляр. Видеовходы у такого зверя были тоже не стандартные, в основном использовались байонеты (BNC). Поэтому для подключения консолей понадобится переходник – SCART to BNC.
SCART to BNC Breakout
После длительных поисков мне посчастливилось урвать себе из архива одного института Sony PVM-14L2. Монитор практически не использовался и выглядел как новый. Да, только 14 дюймов, но в условиях моей комнаты это превосходный размер. Прошуршав сервисную инструкцию и настроив геометрию под мои приставки, качество изображения вышло на новый уровень. Я себе и представить не мог, что игры начала 90ых могут выглядеть настолько хорошо. Как будто моё детство заиграло новыми красками. Убедитесь сами!
Sony PVM-14L2
Streets of Rage 2
Contra Hard Corps
Contra Hard Corps
Earthworm Jim
Подводя итоги
В эпоху фотореализма, ретро игры и связанный с ними «пиксель арт», это уже не просто пережиток прошлого. Это нечто большее… это отдельный пласт искусства. Многие инди-разработчики возвращаются к истокам и делают акцент именно на пиксельной графике, которая тоже умеет поражать. Взять к примеру Hyper Light Drifter, Axiom Verge, Fez или Shovel Knight. Продолжать можно долго. Тем приятнее видеть, что даже проекты 25-летней давности при правильном подходе могут удивить своей графикой и дизайнерскими решениями, осуществлёнными невзирая на катастрофически низкую мощность консолей. Это определённо стоит уважения.
Так как же в итоге выглядит идеальный набор энтузиаста ретрогейминга? Давайте составим список:
1.) Оригинальная консоль, с модификацией для запуска игр всех регионов.
2.) Качественные SCART/BNC кабели для вывода чистого RGB сигнала.
3.) Телевизор или монитор Sony Trinitron / PVM / BVM с RGB входом.
4.) Качественный флэш-картридж для загрузки игр.
5.) Стереонаушники или колонки.
6.) Для Nintendo NES придётся сначала устанавливать очень дорогую модификацию NESRGB, так как консоль не умеет сама выводить RGB.
Вот и всё, по сути. Это пик ретрогейминга и выше стремится попросту некуда. Конечно, было бы приятно раздобыть более мощные консоли, вроде Neo Geo, но это будет уже слишком дорого. Да и никаких ностальгических чувств я к ним не испытываю. Лучше остановиться на достигнутом и «вернуться в будущее». Ведь перед нами начали отрываться двери виртуальной реальности. На этот раз уже не в шутку, как это было в 90ых – а по-настоящему. Oculus Rift и HTC Vive сделали первый шаг в этом направлении и чёрт его знает, что нас ждёт дальше.
На этом я откланиваюсь. Спасибо за внимание и держите свои пиксели резкими, как бритву. =)
Лучшие комментарии
Какой же это пик когда существуют аркадные кабинеты.
Сейчас увы не имею возможности играть, ибо учусь не в родном городе, а приставка осталась дома. Потому решил купить себе адаптер для джоев и новые джои чтобы играть на эмуле сеги на компе. Заказал себе MayFlash USB адаптер для сеговских джоев и поехал купил еще джоев в том магазине в москве. Но в этот раз что-то пошло не так и толи адаптер фиговый, то ли джои хорошие кончились, но играть далеко не так удобно.
В общем такова моя история. Я правда все еще посматриваю картриджи к сеге (в частности очень ищу хорошую Дюну для сеги, ибо тот шлак что продают пираты постоянно играется на двойной скорости как и Демолишн Мен от тех же сранных пиратов), но покупать Everdrive всегда душит жаба (хочется максимальный набор, но блин как же дорого он стоит), да и он не заменяет чувства гордости за коллекцию оригинальных коробок с красивыми обложками.
Вот тут, господин Глеб, Вы попали в самую точку.
Несмотря на то, что я живу в относительной близости от Японии, у нас такую аппаратуру вряд ли найдёшь, разве что заказывать напрямую из страны восходящего солнца, что немного дико смотрится.
распи...разбиты, вдрызг! А каждый из них действительно стоит 3500$Списанная техника — лакомый кусок) Едва ли что-то вообще остается.
С удовольствием прочитал статью и получил свою порцию ностальгии. Спасибо.