18 февраля 2018 18.02.18 17 34K

«Ретрогейминг на максималках!»

+90
Лучший блог недели
1000 ₽

Посвящается Глебу Мещерякову. =D

Только что я посмотрел историю своих блогов и меня слегка ввело в ступор то, что я увидел. Прошло уже более шести лет с тех пор как я увлёкся ретрогеймингом. 24 Августа 2012 года я опубликовал здесь свой первый материал на эту тему. За это время случилось много чего интересного, моё увлечение с переменным успехом набирало обороты и совсем недавно достигло своего пика. Теперь я с полной уверенностью могу сказать: «Сбылась мечта идиота!» «И горжусь!» Но давайте обо всём по порядку.

Заражение ностальгией
В начале 2012 года, незадолго до конца света, я наткнулся на фильм Павла Гринёва: «Проклятие Серого Слонёнка». Вскоре после просмотра я понял, что его творение произвело на меня неизгладимое впечатление, как и на многих других людей. Началась первая волна отечественного ретрогейминга, в которую меня затянуло по уши. Появились различные тематические сообщества и форумы… точнее, они были и до того, но стали активно посещаться именно после выхода ПСС. Народ обсуждал старые игры, вспоминал былые истории и делился советами по ремонту плат и телевизоров.

Тот самый фильм
У меня всё начиналось традиционно. Я загрузил себе эмуляторы приставок из детства (NES, Mega Drive) и начал проходить любимые игры. Увы, моя собственная консоль из 90ых ушла к кому-то из знакомых и пропала с радаров. Спустя некоторое время я твёрдо решил вновь разжиться нормальной Сегой с джойстиками и пошёл в ближайший торговый центр. К моему величайшему удивлению, я обнаружил там ту самую точку продажи дисков и картриджей, что и в начале 00-ых. Продавец как будто десять лет провёл в консервации и ничуть не изменившись, мирно стоял у прилавка. Создалось чувство, будто я переступил временной портал. Купив не дорогой клон приставки и два картриджа, я отправился домой. Увы, моя радость довольно быстро закончилась. Китайский «новодел» оказался просто отвратительного качества и куча встроенных игр не спасали ситуацию. Хуже всего были деревянные джойстики, реагировавшие только на сильные нажатия. Натерев мозоль на пальце, я выбросил это дерьмо на помойку и пообещал себе впредь связываться только с оригинальной продукцией, чего советую и вам. Как говорится: «Скупой платит дважды!»

Не покупайте этот кусок дерьма!

Я серьёзно! Не делайте этого!

Назад в 90-ые
Раздобыв наконец таки оригинальную Sega Mega Drive 2, я был в восторге. Приставка была увесистой и качественной, а джойстики с очень мягкими и чувствительными кнопками. Играть стало очень приятно и аутентично. Потихоньку я начал собирать свою собственную коллекцию картриджей. Главной целью для меня было не нагребать как можно больше, а вернуть только самые важные игры детства и поставить их на полку. Источником картриджей и консолей стали Ebay и местные барахолки.

Начало коллекции в 2012 году
Углубляясь в тему ретро игр всё дальше, моим следующим шагом стала покупка лампового телевизора. (Ну ок, ЭЛТ, просто «ламповый» лучше звучит) На тот момент я уже знал, что картинка со старых консолей намного лучше выглядит именно на ЭЛТ телевизорах, так как под них всё это дело и затачивалось. Объясняю почему: Во первых из за другого строения кадра, что выливалось в приятный scanline эффект. Во вторых, потому что новые телевизоры поголовно не умеют нормально увеличивать 240р. Это зачастую приводит к невероятно мыльному изображению, от которого хочется блевать. К тому же большинство производителей телевизоров и вовсе избавляются от аналоговых входов, в том числе важнейшего для нас SCART, о котором мы поговорим немного ниже. Таким образом, передо мною стояла задача найти не очень старый ЭЛТ телик с гнездом под SCART. Сделать это не составило труда, ибо объявлений по продаже громоздких телевизоров хоть жопой жуй. Лучшими из лучших считаются Sony Trinitron, особенно поздние модели с плоским экраном. Единственный минус этой технологии – вес. Мой небольшой Sony KV-21LT1B с диагональю в 21 дюйм весит гордых 45 килограмм! Зато картинка на выходе – просто потрясающая, при условии правильной настройки геометрии. В этом плане лучше всего искать железо начала 00-ых, это снижает шанс поймать плохой кинескоп и вздутые конденсаторы, влияющие на цвета и собственно геометрию изображения.

Sony Trinitron KV-21LT1B

Вот такую картинку он выдаёт

В погоне за качеством
Расширяя круг интересов, у меня появились Nintendo NES, SNES, Sega Dreamcast и Game Gear. Последние две были найдены в плачевном состоянии на барахолках. После генеральной чистки и нескольких вечеров в Sonic Adventures и Crazy Taxi я понял, что ранние 3D игры и портативки – это не моё. Таким образом, обе приставки были проданы. Остальные три остались. Время шло, а мои требования росли. Я хотел выжать все соки из своих любимых консолей и первым шагом к этому стали SCART кабели. Дело в том, что в отличии от антенного кабеля и «тюльпанов», то есть композита – SCART может передавать чистый RGB сигнал. Это значит, что все цвета (красный, зелёный, синий), а так же синхроимпульс передаются по отдельным проводкам. Это в свою очередь даёт на голову лучшее качество изображения, при условии, что сама консоль может выдавать RGB. Mega Drive и SNES это могут, NES — нет. Но и тут есть свои подводные камни. Покупая данные кабели на Aliexpress или Ebay, вы с большой вероятностью рискуете нажить себе дополнительные проблемы. Из за низкого качества материалов и отсутствия экранирования проводков, у вас скорее всего появляться посторонние шумы на изображении и лёгкий гул из колонок. Поэтому и здесь можно применить правило: «Скупой платит дважды!» Практика показала, что лучшие кабели делает английская контора RetroGamingCables. Они изначально задались целью – дать энтузиастам высшее качество за вменяемые деньги. В качестве альтернативы, если руки растут из правильного места, можно спаять годный кабель и вручную. Форумы Emu-Land и RetroRGB вам в этом помогут.

Коллекция в 2014 году

RGB SCART кабели от RGC

Итак, приставки — есть, игры – есть, телевизор и кабели – есть. Казалось бы, вот оно – счастье ретрогеймера. Можно было выдохнуть и остепениться… Но до полного удовлетворения было ещё далеко. Моей главной проблемой стали сами приставки, а именно их регион: PAL. Исторически так сложилось, что в Европе в основном использовался видеостандарт PAL на 576 линий и 50hz. Сам по себе он был во многих аспектах лучше американского стандарта NTSC на 480 линий и 60hz. Но приставки и игры к ним разрабатывались с оглядкой именно на NTSC, за счёт чего нам приходилось довольствоваться немного сжатой картинкой с цветными полосами снизу и сверху. Более того, сами игры работали на 17% медленнее задуманного, выдавая 50 кадров в секунду, вместо 60. Разработчикам нужно было оптимизировать или даже полностью переделывать свои игры для нашего региона, что повлекло бы за собой огромные убытки, так что всё ограничилось оптимизацией звука в более поздних проектах. В ранних играх, вроде Sonic The Hedgehog, даже музыка играет медленнее оригинала. Это просто капец. Но мы тогда ничего ещё не подозревали и хавали что было.

Наглядное сравнение PAL vs NTSC
Менять приставки и все игры на американки было бы глупо и очень дорого. К счастью, всё оказалось намного проще. Железо у всех приставок (кроме NES) было идентично в не зависимости от региона. Это позволяло подпаяться к плате и установить перемычки для регулировки региона и кадровой частоты. Дабы не портить внешний вид приставок, я воспользовался более продвинутыми гайдами от WolfSoft и установил на обе консоли так называемый Switchless Mod. Суть заключается в установке микроконтроллера, реагирующего на продолжительность нажатия кнопки Reset на консоли. Таким образом, переключение региона и развёртки осуществляется одной и той же кнопкой.

Вот так выглядит модификация

 

А вот как всё работает. Видео записывал сам. Обратите внимание на звук!
Результат – небо и земля. Приятным бонусом данной модификации является возможность играть во все картриджи, любого региона. JAP, EUR, US, AU – нашему комбайну всё по зубам и никакая защита его не остановит. Некоторые игры PAL региона могут неадекватно вести себя в 60hz, но большинство работает как часы. Достигнув границы в 45-50 картриджей, я перестал их покупать. Во первых, я не видеоблоггер и не коллекционер. У меня уже были почти все игры, которые я искал и даже больше. Во вторых, за последние несколько лет цены выросли до неприличных высот, а некоторые редкие экземпляры так и днём с огнём не найти. Так что было принято решение немедленно остановиться. Примерно год больше ничего не происходило. Иногда я даже подумывал продать всю коллекцию, учитывая что цены некоторых моих игр достигли на Ebay отметки в 175-200 евро. Это при том, что в 2013 году я покупал их за 25-30$. Но расстаться с этими сокровищами я так и не смог. =)

Коллекция в 2016 году
На этот новый год я сделал себе небольшой подарок и заказал у своего земляка, Игоря Голубовского (он же krikzz) флэш-картридж Mega Everdrive X5. Его картриджи уже давно известны за рубежом, как лучшие на рынке. Они дороже китайских аналогов, зато сделаны очень качественно и постоянно обновляются. Прошивки можно загружать с сайта производителя и за пару минут накатывать на SD карту. Такой флэш-картридж по сути полностью избавляет от надобности покупать отдельные игры. Скачал архив со всеми ромами, перетащил на карту памяти и можешь играть во всё, что душа пожелает. Загружать можно не только официальные игры, но и любительские переводы японских произведений, хаки, а так же совсем новые игры.

Krikzz Mega Everdrive X5
«Новые игры? Какие новые игры?» — спросите вы, ведь консоли перестали выпускать ещё 20 лет назад. В 2010 году на Mega Drive вышла игра под названием Pier Solar и создала небольшой фурор. После этого команда разработчиков взялась за ещё более амбициозный проект. Они решили сделать самый большой и красочный Beat-Em-Up, наследника почившей серии Streets Of Rage, о котором все так долго мечтали. Игра называется Paprium и должна выйти на картриджах в этом году. Помимо этого готовятся ещё как минимум две другие игры: Tanglewood и Xeno Crisis.

 

Трейлер Paprium

Tanglewood

Полный фарш
Стоило мне только подумать, что я выжал максимум из старой электроники и добился чего хотел, как на горизонте вспыхнул новый хайп. Началась массовая погоня за профессиональными видеомониторами. «Это ещё что?» — спросите вы. Пока все смертные сидели дома и смотрели телевизор — на телевидении, в студиях монтажа и в медицине на всю катушку использовались «профессиональные видеомониторы». Самыми известными из них стали линейки Sony PVM и BVM, расшифровано: Professional Video Monitor и Broadcast Video Monitor. Нам их никогда не показывали и не рекламировали, но на то были свои причины. Эти монстры имеют ещё более совершенные кинескопы, более дорогие детали и прозваны в простонародье «Неубиваемыми». Цена такого монитора варьировалась в зависимости от модели в рамках от 2000$ и вплоть до 40’000$ за экземпляр. Видеовходы у такого зверя были тоже не стандартные, в основном использовались байонеты (BNC). Поэтому для подключения консолей понадобится переходник – SCART to BNC.

SCART to BNC Breakout
После длительных поисков мне посчастливилось урвать себе из архива одного института Sony PVM-14L2. Монитор практически не использовался и выглядел как новый. Да, только 14 дюймов, но в условиях моей комнаты это превосходный размер. Прошуршав сервисную инструкцию и настроив геометрию под мои приставки, качество изображения вышло на новый уровень. Я себе и представить не мог, что игры начала 90ых могут выглядеть настолько хорошо. Как будто моё детство заиграло новыми красками. Убедитесь сами!

Sony PVM-14L2

Streets of Rage 2

Contra Hard Corps

Contra Hard Corps

Earthworm Jim

Подводя итоги
В эпоху фотореализма, ретро игры и связанный с ними «пиксель арт», это уже не просто пережиток прошлого. Это нечто большее… это отдельный пласт искусства. Многие инди-разработчики возвращаются к истокам и делают акцент именно на пиксельной графике, которая тоже умеет поражать. Взять к примеру Hyper Light Drifter, Axiom Verge, Fez или Shovel Knight. Продолжать можно долго. Тем приятнее видеть, что даже проекты 25-летней давности при правильном подходе могут удивить своей графикой и дизайнерскими решениями, осуществлёнными невзирая на катастрофически низкую мощность консолей. Это определённо стоит уважения.

Так как же в итоге выглядит идеальный набор энтузиаста ретрогейминга? Давайте составим список:
1.) Оригинальная консоль, с модификацией для запуска игр всех регионов.
2.) Качественные SCART/BNC кабели для вывода чистого RGB сигнала.
3.) Телевизор или монитор Sony Trinitron / PVM / BVM с RGB входом.
4.) Качественный флэш-картридж для загрузки игр.
5.) Стереонаушники или колонки.
6.) Для Nintendo NES придётся сначала устанавливать очень дорогую модификацию NESRGB, так как консоль не умеет сама выводить RGB.

Вот и всё, по сути. Это пик ретрогейминга и выше стремится попросту некуда. Конечно, было бы приятно раздобыть более мощные консоли, вроде Neo Geo, но это будет уже слишком дорого. Да и никаких ностальгических чувств я к ним не испытываю. Лучше остановиться на достигнутом и «вернуться в будущее». Ведь перед нами начали отрываться двери виртуальной реальности. На этот раз уже не в шутку, как это было в 90ых – а по-настоящему. Oculus Rift и HTC Vive сделали первый шаг в этом направлении и чёрт его знает, что нас ждёт дальше.

На этом я откланиваюсь. Спасибо за внимание и держите свои пиксели резкими, как бритву. =)


Earthworm Jim

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | GB | GBA | NDS | SNES | WII | NSW | iOS | J2ME | BlackBerry | Browser | SMS | SMD | GG | SCD | WM
Жанр
Дата выхода
19 октября 1994
713
4.4
477 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Прогрузка Картинок может занять у вас немного времени. Я решил вбросить для наглядности оригиналы и они чертовски огромны!
"«Это пик ретрогейминга и выше стремится попросту некуда»"
Какой же это пик когда существуют аркадные кабинеты.
Вот только видеомониторы эти уже хрен где разыщешь :( Особенно если речь не о Москве.
Тоже снесло башню на фоне массовой истерии касательно видеомониторов. Правда, за двадцатидюймовым Sony PVM угнаться не успел по великой глупости (а может, и по великому счастью, ибо он уже тогда стоил больше 10 килорублей), поэтому остановился на видеомониторе от JVC, ограниченным наличием только S-Video, благо я быстро понял для себя, что существенной разницы в качестве между RGB и S-Video, стоящей значительной переплаты, всё равно не вижу. Что же касается монитора, то он крут, действительно очень хорошую картинку со старых консолей выдаёт. Немного портит картину слегка нарушенная геометрия изображения (картинка кажется немного «втянутой» вглубь экрана), но надо очень постараться, чтобы этот изъян заметить.

Отличная статья, глядя на Contra и Улицы ярости пустил ностальгическую слезу. До сих пор помню некоторые из проблем, описанных здесь. Автор, отличную коллекцию собрал!
Я получил свою сегу только в 2011-12 году (оригинал из америки прислали знакомые). До этого только в детстве играл на сеге двоюродных братьев. Но почти сразу же был жесточайше обломан тем, что кабели и адаптер питания нифига не подходили под наши телики. Я думал что смогу купить все на барахолках, но оказалось что нет. Купив несколько разных китайских новоделов (все страшно тозмознутые), включая одну китайскую поделку которая была в оригинальном японском корпусе (да я перерыл миллион интернетов чтобы найти гайды как отличить оригинальную сегу по корпусу), решил временно забросить. Потом году так в 13ом у меня наконец появилась возможность покупать на ебей самому и вот тут пошла жара: купил все нужные кабели и кучу игр в полных коробках (игра, коробка, мануал), а так же гейм джини чтобы играть вообще любые игры без впайки в консоль чего-то там. Самой большой проблемой для меня были джойстики. Дело в том, что знакомые не шарили в теме вообще и купили сегу с трехкнопочными джойстиками (я сам офигел когда такие увидел, они очень удобные, но с такими фиг в мортал погоняешь). В большинстве случаев довольно фигово в новых джойстиках сделана именно крестовина. Найти хорошие удалось только в «магазине из 90-ых» что в москве около коломенской станции. И блин там действительно были хорошие джои.
Сейчас увы не имею возможности играть, ибо учусь не в родном городе, а приставка осталась дома. Потому решил купить себе адаптер для джоев и новые джои чтобы играть на эмуле сеги на компе. Заказал себе MayFlash USB адаптер для сеговских джоев и поехал купил еще джоев в том магазине в москве. Но в этот раз что-то пошло не так и толи адаптер фиговый, то ли джои хорошие кончились, но играть далеко не так удобно.
В общем такова моя история. Я правда все еще посматриваю картриджи к сеге (в частности очень ищу хорошую Дюну для сеги, ибо тот шлак что продают пираты постоянно играется на двойной скорости как и Демолишн Мен от тех же сранных пиратов), но покупать Everdrive всегда душит жаба (хочется максимальный набор, но блин как же дорого он стоит), да и он не заменяет чувства гордости за коллекцию оригинальных коробок с красивыми обложками.
Особенно если речь не о Москве.

Вот тут, господин Глеб, Вы попали в самую точку.
Несмотря на то, что я живу в относительной близости от Японии, у нас такую аппаратуру вряд ли найдёшь, разве что заказывать напрямую из страны восходящего солнца, что немного дико смотрится.
Работаю на студии, у нас 2 проверочных монитора, прислали нам их из Казахстана и они оба распи... разбиты, вдрызг! А каждый из них действительно стоит 3500$
Можно поспрашивать на региональных телеканалах. Там наверняка что-то завалялось… если ещё никто не забрал.
если ещё никто не забрал.

Списанная техника — лакомый кусок) Едва ли что-то вообще остается.
Кто бы в те годы мог подумать, что на этих мониторах можно будет озолотиться.
Круто, я тоже рассматривал варианты от JVC, NEC и Barco, но они были дорогими и потрёпанными. А вот этот PVM достался мне почти даром. А как там у JVC обстоят дела с сервисными менюшками? Наверняка геометрию можно немного подправить. Настроек обычно тьма, нужно сидеть разбираться.
Помимо Dendy Junior была еще и более навороченная версия под названием Dendy Classic — у нее были выходы на тюльпан, может вам для завершения коллекции разжиться этой версией?)
Спасибо.За отличный пост.Ностальгия.Мои приставки.Жаль что раздал.Та где Волк ловит яйца.Тетрис.Рембо.Денди.Сега.PS1/2/3/ .PSP/Xbox 360/PC/
Тоже всегда хотел себе именно Sony Trinitron для ретрогейминга))
Эх, был у меня фирменный МегаДрайв2, дружбан на днюху себе выцыганил. Но с китайским клоном повезло, всё хорошо работает, без искажения изображения, без посторонних шумов, и читает все картриджи: паловские, энтеесёвые, родные и неродные. Повезло с джойстиками, они-то у меня родные, только изолентой шнуры подмотаны, как-никак им более двадцати лет… «Krikzz Mega Everdrive X5» меня очень заинтересовал, вот это классная вещь для олдскулл геймеров.
Блин, увидев столько игр из детства, даже прослезился. Aladdin, Streets of Rage (третья часть которой, у меня называлась Bare Knuckle), первый Jurassic Park, Road Rash 2 и Demolition Man. Блин, сколько тепла в этих воспоминаниях! Помню как с друзьями, зачем-то разобрали картридж с Light Crusader, и какое же было удивление, когда увидели в нём батарейку.
С удовольствием прочитал статью и получил свою порцию ностальгии. Спасибо.
Читай также