Когда-то суперскоростной ёж Соник был самым известным игровым персонажем наравне с водопроводчиком Марио. Сейчас, увы, о франшизе вспоминают редко и скорее из ностальгии, чем в свете новых релизов. Конечно и Nintendo сейчас нелегко приходится — конкуренты с других платформ напирают со всех сторон. Но серия Mario стабильно продаётся и приносит игрокам удовольствие, пусть изменения в новых играх и весьма условны. А вот проекты от Sonic Team больше похожи на «американские горки» и, увы, не только головокружительными трюками главного героя.
Да, парадокс — именно крутые изменения в играх про Соника привели к тому, что серия сейчас живёт в прошлом. Часть фанатов просто-напросто отказывается признавать Sonic Adventure и последующие «трёхмерные» игры. Для них синий ёжик навсегда останется таким, каким был на первом пике своей популярности в середине девяностых. И Sonic Mania была сделана специально, чтобы угодить этим людям.
Другие, наоборот, приобщились к «талисману» компании SEGA в середине нулевых — на втором пике его популярности. В то время, когда дилогия Sonic Adventure была переиздана на GameCube и за ней последовали Sonic Heroes, Sonic Riders и множество спин-оффов на портативных консолях. А на закуску было ещё аниме Sonic X, которое охватило тех, кто не играл, но тоже был не против комбинации милых зверушек, ОБЧР и сюжетов о дружбе, любви и других силах, способных уничтожить мир, оказавшись внутри военной машины. И Sonic Forces должна была стать подарком для них. Вроде как.
Sonic Generations №2
В одном аспекте новые трёхмерные игры про Соника действительно продвинулись. Управление и камера в них явно более отлажены, чем в дилогии SA. И чем в Sonic Heroes, где проблемы местами вызывали не в препятствия и враги, а неудобный ракурс обзора, к которому вдобавок были привязаны направления движения. Представьте, что во время прыжка вам нужно аккуратно сместиться вправо. Но как раз в этот момент камера начинает вращаться и «право» становится… в общем реакцию на очередное падение в пропасть цензурными словами не передать.
Вышедшая пять лет назад Sonic Generations себе таких дикостей не позволяла. Правда ради этого разработчики «спрямили» некоторые уровни, а местами вообще сделали геймплей совершенно плоским, как в двумерных платформерах. Но в целом, благодаря разнообразию в дизайне препятствий и интересным дополнительным заданиям, даже такой «упрощённый» процесс не приедался.
Многие даже сочли Sonic Generations слишком короткой. И в чём-то были правы — разработчики предлагали «Поколения» как возможность вернуться во времена старых добрых хитов о Сонике. Даже сюжет был сделан именно под эту идею. Но в игру из этих хитов взяли всего девять полноценных уровней — даже если забыть про спин-оффы, почему нельзя уж тогда было добавить по несколько уровней от каждой из девяти «основных» игр?! Ведь многим из них было чем удивить игрока или бросить вызов его реакции и смекалке.
Ну хорошо. Каждый из девяти уровней был представлен в двух вариантах — трёхмерном, для современного Соника и двухмерном, для «классического» Соника из прошлого. Но даже с подобным «раздвоением» игра чувствовалась короткой, а многие известные уровни (джунгли или ледяные, например) в игру в «Поколения Соника» так и не попали.
И с «боссами» тогда вышла накладка. Всего их было семь и как минимум два из последних не требовали ни особой тактики, ни рефлексов — лишь рутинное «увернись, а затем запрыгни и ударь». А в финальной битве даже и прыгать не надо было. И кстати, последний монстр — единственный противник, придуманный специально для Sonic Generations. Ведь остальные враги тоже были взяты из прошлого.
Теперь о Sonic Forces. А собственно всё то же самое. Только на этот раз разработчики местами перегнули палку со «спрямлением». Альтернативные маршруты на уровнях можно пересчитать по пальцам, а кое-где персонаж вообще начинает бежать на автомате. Прямо не игра, а интерактивный ролик на движке.
Есть, правда, несколько таких «как-сцен», где ещё надо быстро нажимать кнопки в строго определённые моменты. Но подобных QTE-эпизодов (это вообще новшество для франшизы если не считать Sonic Chronicles) всего три за всю игру и кнопка в них задействована всего одна. То есть потенциал даже этой новинки не раскрыт. И не её одной.
Например, возможность подката, когда вы жмёте отдельную кнопку, чтобы на бегу пригнуться проскользнуть в узкую щель появилась ещё в Sonic Adventure. И в Sonic Forces она есть, но используется только один раз. На одном из первых уровней. На необязательном маршруте.
Зато боссы получились очень неплохими. Ни один не позволяет расслабиться и все требуют вдумчивого подхода. Да, все три. То есть, конечно их больше, но битвы являются вариациями трёх базовых. В общем, как с остальными отличиями от Sonic Generations — один шаг вперёд, один назад. Ну, хоть финальная битва не разочаровывает.
Стоит ли удивляться, что на youtube есть прохождение большинства уровней одной рукой, а многие игроки жалуются на рутину и «автоматизацию»? И конечно же на двухмерные уровни для «классического Соника». Ведь от двухмерных порций за Соника современного они отличаются только меньшим количеством возможностей и менее удобным управлением.
Я, Соник
Зато с Оригинальным Персонажем авторы не обманули. Вы действительно можете создать своего «аватара» и он станет одним из героев сюжета наравне с Соником.
Бегать вы правда будете не так быстро и не сможете ускоряться. Зато у вас будет висп-пушка. Даже несколько. Все они позволяют в прыжке выпустить захват и притянуть себя к врагу (при этом убив его так же, как это делает Соник самонаводящейся атакой) или зацепиться за какой-нибудь крюк и перелететь через пропасть (часто тоже на автомате).
Различия висп-пушек заключаются в специальных функциях. Спец.атака позволяет уничтожить сразу нескольких противников на одной линии (огнемёт) или вокруг (электрокнут) или в пределах конуса атаки (звуковой импульс). Спец.приём чаще всего имеет мирное применение — создание платформы в воздухе, чтобы не упасть, мгновенное перемещение вдоль цепочек колец (в том числе и в места иначе недоступные), дрель для закапывания.
Собственно ОП тоже можно кастомизировать. В зависимости от видовой принадлежности у него (или неё) будет небольшой бонус — дополнительный прыжок или возможность сохранить часть колец при ранении (вы ведь помните, что именно наличие колец защищает вас от гибели во всех играх франшизы?).
А вот одежда и аксессуары — не более чем декор. При этом его ещё и получить надо за прохождение миссий и дополнительных заданий. Но это как раз нормально — по прохождении вы как раз соберёте себе неплохой гардероб. Плохо, что опций по внешности явно не хватает.
Ёж, птица, кошка, волк, собака, кролик и медведь — все имеют по-сути одинаковые габариты. И никого нельзя сделать ни толще, ни тоньше. Ах да и девочки отличаются от мальчиков только наличием одежды. Никаких округлостей — то ли потому что игра для детей, то ли разработчикам просто было лень. На последнее указывает и то, что вариантов для глаз и рта (клюва) тоже не сильно много.
Тем не менее, любители придумывать собственных героев и собственные истории про них в любимой вселенной в большинстве своём остались довольны. В меньшинстве остались люди вроде меня — те, чей аватар в «рекруты Сопротивления» не попал, либо не мог попасть в принципе.
Сценарист, который не напрягался
Почему я пишу о сюжете в последнюю очередь? Дело в том, что история в играх про Соника всегда стояла на особом месте. Она не только рассказывала о милых зверушках, которые отвешивают тумаков роботам доктора Эггмана, но и содержала послание для юных игроков.
Собственно уже само противостояние ёжика и машин в первой Sonic the Hedgehog — это аллегория на отношения человека и природы. И заявление против бездумной эксплуатации ресурсов Земли. Дальше с появлением новых персонажей появилась тема дружбы и доверия.
Игры «второго поколения» тоже подросли и начиная с Sonic Adventure во многих из них присутствует и антивоенный посыл. Причём это не стандартное «война — плохо», а мысль о том, что есть в нашем мире силы, с которыми лучше не шутить и тем более не употреблять на военные нужды. И речь не только о мистических артефактах и боевых машинах, построенных древними цивилизациями.
Например, в Sonic Adventure 2 источником главной угрозы было простое человеческое чувство. Профессором Джеральдом двигала любовь к его внучке Марии. И когда её убила команда спецназа, посланная подчистить результаты его же экспериментов, он сошёл с ума. То, что всего лишь один человек (пусть и гениальный учёный) способен уничтожить всю Землю в отместку человечеству за смерть своей любимой внучки — это ли не пища для размышлений?
Не скажу, что прямо все игры той эпохи были на подобном уровне. Где-то авторы больше ударялись в комедию, где-то история вообще оставалась за кадром. Но главное, разработчики не боялись экспериментов и подходили к делу творчески.
Увы, это закончилось в 2006 году, когда вышла Sonic the Hedgehog, которую впоследствии стали называть Sonic 06. Или по-другому, «Самый Эпичный Провал Серии». В ней сценаристы пошли дальше всего во взрослую тематику. Правда причиной провала стала далеко не она (хотя роман Соника и принцессы Элис отхватил пачку обвинений в пропаганде зоофилии). В игре было плохо всё — начиная от жутчайшего дизайна уровней (см. пример из Sonic Heroes, умножаем на все уровни и добавляем кривых новых фич) и сюжета, состоящего из противоречий и белых пятен, заканчивая техническими проблемами, вроде загрузки уровней по несколько минут(!).
И с тех пор Sonic Team так и не оправилась от удара. Никаких серьёзных (во всех смыслах) экспериментов более не предпринималось, а уровень сценариев медленно, но верно опускался всё ниже. Поэтому когда объявили, что Sonic Forces предложит историю серьёзнее или по крайней мере мрачнее обычного, все затаили дыхание. Всех волновало — смогут ли?
На первый взгляд сценаристы решили остановится где-то посередине между детским и серьёзным. В начале игры Соник сталкивается с новым оружием доктора Эггмэна. Его зовут Инфинит и он способен искажать восприятие реальности. С такой силой он легко побеждает сверхзвукового ежа и через шесть месяцев без своего героя весь мир уже стоит на коленях перед безумным учёным.
Правда на свободе остались друзья Соника, которые и организуют движение сопротивления. Ваш «аватар» становится новым рекрутом. А его первое задание — спасти Соника, которого как оказывается Эггмэн не убил, а держит на своей космической базе.
Доктор Эггман и Инфинит — два злодея этой истории (Разумеется перевести руководство игры на русский никто не удосужился, но учитывая качество перевода Sonic Forces жалеть об этом не стоит)
И по мере того, как раскрывается сюжет и выясняются новые подробности, начинаешь понимать, что сценаристы на самом деле ничего не решили, а может даже и не пытались. Потому как претензии на что-то серьёзное просто виснут в воздухе, сменяясь детским лепетом.
Вот нам говорят, что Соника пол-года держали в клетке и пытали. А в следующей сцене нашего ёжика показывают абсолютно жизнерадостным и беззаботным. И спокойно сбегающим из плена, перед этим побив очередного босса.
Или взять историю ОП. Оказывается наш путь в «Силы Соника» начался, когда Инфинит расправился с партизанским отрядом, но решил пощадить оказавшегося неподалёку нашего зверёныша, поскольку его забавляло, как дрожит от страха беспомощный подросток.
И при этом поступок Инфинита оправдан! Его желание заставить других бояться, чувствуя свою беспомощность, объясняется историей его происхождения, которую можно узнать из DLC «Эпизод Шэдоу» (хорошо хоть оно бесплатно). Но от этого только обиднее становится, когда авторы просто забывают о связи двух персонажей. Собственно в конце даже не говорится, что стало с самим Инфинитом!
Дыры в сценарии органично дополняют диалоги, страдающие синдромом СП. Забавно кстати, что я даже читал статью на эту тему, но там речь шла об RPG, где игрокам предлагают стены текста «для погружения в атмосферу», которые на деле совершенно бесполезны и не информативны. Так вот на самом деле сегодня избыточным словоизвержением страдают игры всех жанров. И нудные разговоры «говорящих голов» в SF тому пример.
Эту реплику надо вставить во все диалоги. Желательно в начале.
И ролики ничем не лучше — в большинстве из них персонажи просто говорят друг другу одно и то же. А характеры вообще не раскрываются — лишь один раз я увидел, как Эми уговорила Наклза послать ОП на миссию и это был верх драматургии.
Я даже думал, что как и в случае с Dishonored 2: Death of the Outsider разработчики Sonic Forces просто наняли фанатов для написания истории. Ведь это же типичный сюжет фанфика — добавить своего ОП и написать о том, как он спасает Соника и остальных, после чего становится мега-крутым героем!
Но потом я зашёл на форум Сеги чтобы высказать, что думаю о сценарии и может даже оставить пару советов. И оказалось, что не я один такой — сразу в нескольких темах были предложения по альтернативному сюжету. И знаете что? Все фанатские истории были лучше предложенной сценаристами Sonic Team! За что им зарплату платят, если за неделю с момента выхода Sonic Forces люди забесплатно придумали больше и лучше, чем штатные писаки?
Похоже своих денег в команде стоили только композиторы. И да, я по-прежнему говорю об игровой истории — музыка и песни из звуковой дорожки уровней Park Avenue или Spaceport передают тот самый дух сопротивления и борьбы за свободу из последних сил. И если во время игры попытаться забыть обо всех коряво написанных диалогах (а это стоит сделать), то на мгновение можно ощутить себя бойцом-подпольщиком, полным решимости идти до конца, несмотря на атмосферу отчаяния. Иными словами то, что нам обещали.
Как видите, есть множество способов раскрыть сюжет и мир игры. Например, через задания Сопротивления, где нужно освободить пленных или разрушить вражескую инфраструктуру. Или показав соратников, которые пробираются по уровню вместе с вами. Но как раз их-то в игре и нет! И ладно бы технические ограничения не позволяли. Однако в Sonic Generations были и необычные задания и персонажи, как в виде статистов на уровнях, так и помощников, необходимых для прохождения. А в Sonic Forces, главный посыл которой «один в поле не воин», мы пробегаем каждый уровень от начала до конца без посторонней помощи!
Хотя может что-то всё-таки добавят в DLC? Ведь не случайно же в коде игры уже нашли Суперсоника! Над игрой ещё работают, правда? Наши желания, как говорится, вечны.
В чём сила, Соник?
Короче, сюжет игры откровенно подкачал. Но если отвлечься от него, то сам процесс беготни по уровням вполне увлекательный. Хоть и короткий — от 4 до 8 часов на прохождение всех 30 уровней (включая «боссов»).
Впрочем, хардкорщики могут заняться выполнением особых заданий. Жаль только, что по сравнению с Sonic Generations они утратили разнообразия — сбор красных колец, сбор лунных колец, сбор колец с цифрами, добежать до конца уровня ни разу не умерев.
Зато возможности «аватара» и его висп-пушки довольно интересны. Вы можете достаточно долго экспериментировать с ними, чтобы занять место повыше в онлайн-таблице рекордов. Или оттянуться в редакторе внешности.
Иными словами кое в чём Sonic Forces лучше Generations. В чём-то хуже. Но в целом эти две игры стоят друг друга. Почему же оценки Forces ниже? Именно потому что Generations уже была. И она вместе с Sonic Mania насытила изголодавшихся по «старому доброму Сонику» фанатов. Третья попытка выехать на ностальгии уже не впечатляет.
Так что SEGA и Sonic Team должны придумать что-то новое или хотя бы более качественное. Иначе следующий раз может стать последним.
Обзор сделан при поддержке Gamer.ru
Лучшие комментарии