18 сентября 2017 18.09.17 5 1466

Спасибо пользователям за участие в исследовании! Результаты для любопытных =)

+6

Всем доброго времени суток!

Может, кто помнит, я пару лет назад проводила опрос для своей курсовой работы, которая позже перешла в дипломную, и она касалась интернет- и игровой зависимости и социальной адаптации stopgame.ru/blogs/topic/65375

К сожалению, мне пришлось использовать только данные тех респондентов, которые подходят под подростковый и юношеский возрасты некоторых классификаций (к сожалению, не удалось сменить название диплома чтоб включить данные взрослых респондентов )

Стартанем с пары интересных графиков, а потом немного выводов (сомневаюсь, что кто-то захочет смотреть на таблицы корреляций)

Начнем с предпочитаемых видов деятельности.

Для проверки гипотезы о связи интернет зависимости с поведенческими особенностями применения Интернета были проанализированы полученные данные о видах деятельности, предпочитаемых респондентами с разным уровнем зависимого поведения. Для анализа были выделены группы зависимых, склонных к Интернет — зависимости (группа риска) и не зависимых от Интернета участников исследования.

Группа А: Минимальный риск возникновения интернет зависимого поведения, общий балл CIAS меньше 42, 45 испытуемых; Группа В: Склонность к возникновению зависимого поведения, общий балл CIAS от 43 до 64, 90 испытуемых; Группа С: Выраженный и устойчивый паттерн Интернет зависимого поведения, общий балл CIAS выше 65, 8 испытуемых.

Аналогичным образом было проделано разделение на группы для пользователей с разными уровнями адаптации.

Но при этом, самым забавным является то, что, несмотря на наличие видимых различий на графиках, сравнительный анализ по t — критерию Стьюдента значимых различий обнаружено не было. Если что, Т-критерий это такая статистическая штука, которая очень надежная и имеет большое доверие в научном мире.

Перейдем к некоторым выводам работы, основанном на корреляционном анализе данных.

Целью было обнаружить связь между Интернет- и игровой зависимостью и соц адаптацией и попытаться это интерпретировать. И вот что вышло (краткие выводы): Наличие связи между Интернет-зависимостью и социально-психологической адаптацией подтверждает гипотезу о существовании тесной связи зависимого поведения с социально-психологическими факторами. Особенно интересно отметить, что самый высокий показатель у шкалы «Эмоциональный комфорт», что позволяет предположить, что это может быть вызвано как снижением адаптации в целом, так и, например, кризисом подросткового возраста. Любопытными также являются положительные связи шкалы «Эскапизм» с практически всеми шкалами двух методик, за исключением такой шкалы как «Слияние с персонажем». С одной стороны, можно предположить, что это также снижение адаптированности личности, а с другой – возможно, что среди респондентов не сформированы продуктивные механизмы совладания. Несколько неожиданным стало отсутствие связей с доминированием (шкала методики социально-психологической адаптации). Интерпретация этого явления достаточно сложна, хотя можно предположить, что, так как Интернет предоставляет особую среду для общения и реализации себя в межличностных отношениях, то потребность в доминировании может удовлетворяться в ходе, например, ролевых игр и потому лишь в незначительной степени выявляться во время взаимодействий в реальной жизни. Наличие связи между игровой зависимостью и социально психологической адаптацией также подтверждает гипотезу о существовании связи зависимого поведения с социально-психологическими факторами. Лишь шкала «Слияние с персонажем» оказалась не связана с шкалами других методик. Можно предположить, что причиной этого является особое психологическое состояние, описанное этой шкалой. Автор методики так комментирует данную шкалу: «Под эффектом «слияния» имеется ввиду «уворачивание» от ударов, выкрики, вегетативные проявления, например, покраснение, изменение позы тела в соответствии с позой персонажа». Данное описание, по нашему мнению, больше подходит под поведение ребёнка, нежели подростка или тем более юноши – возможно, причина отсутствия связи может быть в этом.

Ну, в целом, наверное, э то все, что я хотела бы рассказать про эту работу. Если что-то непонятно или интересно — feel free to ask. Тем, кому обещала обратную связь — я помню о вас.

И, кстати, всех с очередным понедельником =)


Лучшие комментарии

В клинической психологии есть критерии зависимости, плюс последнее время говорят об ИЗ как нарушении влечений. То есть, в любом случае, если один просто вечером проводит пару часов в игре, а другой на пару часов в неделю выходит из игры — то эти люди рассматриваются по разному =)
Учитываются ли конкретные действия как часть общего времяпрепровождения? «Сидеть в интернете» – общее понятие, и, упоминая интернет-зависимость, говорят, как правило, об уже свершившемся факте – «он/она проводит дни напролёт в интернете», – а не о причинах, лёгших в его основу. Один человек посмотрел фильм в кинотеатре, пару часов почитал книгу на диване, а потом отправился на встречу, подразумевающую общение; второй – посмотрел фильм, пару часов почитал книгу, встретился и пообщался с людьми – всё, разумеется, с помощью компьютера и интернета. Разница между ними, безусловно, есть, но она не настолько значима, чтобы относить её к влияющим факторам. Если один на всю неделю уйдёт в поход и будет жить в лесу, в палатке, а второй на всю неделю уйдёт в игру, то разница между ними, опять же, есть, но она, как и в первом случае, относится к конкретным выбранным занятиям, а не к общей сути. С точки зрения общества, оба тратят время без пользы – не производят, не создают, не развивают; с точки зрения самих участников, они, участники, проводят время с пользой – занимаются любимым делом. С учётом этого факта, в обоих случаях больше сходства, чем различия, и между ними можно поставить знак равенства, а значит, называя одного «интернет-зависимым», второго также стоит называть «зависимым» – но от чего?
по поводу конкретно Интернет-зависимости: сейчас из последних проверенных методик мы выбрали шкалу Чен, она включает в себя такие шкалы как шкала компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем со здоровьем, управления временем. то есть, в целом, это последствия чрезмерного увлечения интернетом.

по поводу времени — мы не стали включать вопрос «сколько времени вы в день/неделю проводите в интеренете», потому что на него большинство не могут ответить (в моем предыдущем исследовании была такая проблема) и либо не пишут ничего, либо выдумывают. для количественного исследования это не подходит.

про виды деятельности — мы это добавили, так как нам было интересно посмотреть, будут ли различия по выбранным видам деятельности в интернете у зависимых и не зависимых. оказалось, что, в общем-то, нет (про это есть в самом посте).

что касается конкретного приведенного примера про поход и игру — тут на самом деле не все так просто, т.к. например, чувак в походе может не вылезать из мобилки, так что, возможно, на опросе Чена даст вполне высокие (зависимые) баллы.

actually, эта тема не настолько сильно разработана, есть даже мнение одного из основоположников этой темы, что вообще интернет-зависимости почти нет, а есть технологическая зависимость, но тут я ничего сказать не могу, тк занимались мы соц адаптацией и зависимостью.
Никоим образом не ставя под сомнение результат и ценность работы, хотелось бы отметить, что явление, называемое «интернет-зависимостью», имеет столько же от зависимости, сколько и обычный досуг, коим оно, по сути своей, и является. Лет 50-30 назад дети и подростки пинали мяч, клали ужей на рельсы, тискали девчонок в лесу (секса-то в СССР не было, вот и ходили туда, где он был). Сейчас делают то же самое (даже больше!), что и раньше, но с помощью интернета – банальное удобство. Через 30-50 лет продолжат делать – в большем количестве и разнообразии, через новые (сообразно текущему на указанный момент времени) возможности. Потому что досуг, как бы он не выглядел и каким бы именем ни назывался, – неотъемлемая часть жизни человека любой эпохи.
Читай также