8 сентября 2017 8.09.17 3 2113

История, драйв и рок-н-ролл

+5

Кому из любителей аркадных гонок не известен поджанр гонок боевых? Ну, где гонщики активно взрывают, поджигают и творят прочие гадости машинам соперников. Правда сегодня бои можно встретить в основном в разных картинг-кроссоверах вроде серии Mario Kart, Sonic&All-Star Racing, где отношения выясняют герои (и злодеи) различных игр. А ведь есть среди гонок на уничтожение весьма любопытные образцы, и даже целые серии, которые сегодня незаслуженно забыты.

Когда EA была тортом

Эта история началась в далёком 1987 году, когда Electronic Arts выпустила Racing Destruction Set — один из первых образцов жанра аркадных гонок. Однако было в этом «Наборе Гоночного Разрушения» для Commodore64 кое-что, делавшее из игры нечто большее.

В игре был редактор уровней, позволявший не ограничиваться десятком (или сколько там ещё обычно тогда в играх делали) трасс. Надоело мотаться по знакомым извивам и холмам? Пожалуйста — за пять минут можно собрать (в том числе используя имеющиеся в программе шаблоны) любой гоночный трек — ровный, как в Формуле-1, или со множеством препятствий и трамплинов, как в гонках на выживание, или даже покрытый местами коркой льда. Да что там лёд! В настройках можно было сменить даже гравитацию, как если бы гонки проходили на Луне или какой-нибудь чужой планете.

Вообще-то это редактор из RPM Racing. Не нашёл я нужного скриншота в интернете, а на эмуляторе запустить игру не получается.
Почему же тогда игра называлась Destruction Set, а не Construction Set? Всё дело в том, что авторы помимо обычных гонок добавили в игру Destruction Mode — режим, где можно было не только обгонять соперников, но и мешать им вырваться вперёд, сбрасывая из машины мины и выливая на дорогу масло.

В общем, учитывая все фишки, не было ничего удивительно в том, насколько игра была популярной. И тем более не было удивительным желание EA делать ремейки и порты игры на другие платформы, чтобы охватить аудиторию побольше. И вот, спустя три года после выхода оригинала, маленькой и никому неизвестной фирме Silicon&Synapse поручили сделать версию игры для Super Nintendo.

За дело берётся Blizzard

Разработчики постарались на славу — вышедший в 1991 году ремейк был достойным своей предшественницы. Правда цветовую палитру пришлось урезать, чтобы повысить разрешение (да-да, то самое ограничение мощности консолей уже тогда). Но в целом это был старый добрый Racing Destruction Set. Правда название игры сменили — теперь она стала Radical Psycho Machine Racing или сокращённо RPM Racing.

RCS и RPM Racing — почувствуйте разницу!
Но будущие близзы на этом не остановились. Было решено сделать продолжение. Пусть не в таком высоком разрешении, зато в лучшем цвете. Пусть без редактора уровней, зато с прокачкой, колоритными персонажами и… музыкой. Для игры было лицензировано несколько треков от легенд американского рока. Так RPM Racing 2 превратилась в Rock'n'Roll Racing.

Впрочем, драйвовые музыкальные треки, вроде «Born to be wild» были не единственным, что добавили в новые гонки. Теперь у игры было даже что-то вроде сюжета. О простом парне с планеты Земля (или не с Земли и даже не обязательно парне — играбельных персонажей было 6 плюс два секретных), участвующем в гоночном чемпионате космического масштаба.

Snake Sanders – герой землянин, прототипом внешности которого послужил вокалист группы Witesnake. Ну, а Олафа (секретный персонаж) знают все, кто играл в Lost Vikings.

Помните ведь, что в первой части можно было гравитацию и прочие параметры менять? Так почему бы не обосновать это пребыванием на различных планетах с разными условиями и климатом?! Так рассудили в Silicon&Synapse. Более того, в каждом мире гонщика ждали свои тонкости, свои трассы и даже отдельная колоритная личность в качестве соперника.

Разумеется, при таком антураже не было никакой нужды заниматься реализмом и правдоподобием. Так что к обычным джипам присоединились гоночные болиды с реактивным двигателем, ховеркары и даже лёгкие танки. Да, с пушками. Впрочем, теперь все машины были увешаны оружием, ускорителями, а некоторые даже выбрасывали на дорогу мины вместо обычных шипов и масла.

Пусть побоище начнётся!

Если говорить чисто о фане, то его игра приносит море. Хотя в гонке участвует всего четыре машины, этого достаточно, чтобы на трассе творится настоящий хаос. Кто-то кого-то таранит и прессует, кто-то врезается, кто-то взрывается.

Как-то так это выглядит… Только на самом деле здесь небольшой секрет — игра немного ускоряет отстающих гонщиков, чтобы шансы на подобную кучу-малу увеличились.

Уже в самом начале заезда на трассе разбросаны шипы, разворачивающие машины, а в некоторых местах даже мины. Так что даже без применения оружия соперникам можно попортить тачку, просто толкнув их в нужном направлении. Учтите правда, что любое столкновение вредит и вам.

К счастью по треку также разбросано и несколько бонусов полностью восстанавливающих защиту машины. С другой стороны, можно уже на первом круге попробовать собрать их, чтобы не дать подлечиться соперникам (после того как вы их основательно побили).

В общем, тонкостей для тех, кто захотел (бы) посвятить игре достаточно времени — масса. Помимо «аптечек» на трассе также лежат денежные бонусы, позволяюшие получить дополнительно к призу за подиум по штуке баксов на улучшения. Или новую, более быструю и мощную машину.

Деньги выдаются игрокам также за обгон соперника на круг и его уничтожение (как и в Доте важно было лишь то, кто сделает последний выстрел).

«Прокачка» в общем стандартна — более мощный движок, улучшенные подвеска и сцепление, увеличение боезапаса. Последнее, кстати, имеет ещё одну тонкость — хотя количество зарядов ограничено, на каждом проезде стартовой линии боезапас пополняется. Так что решение когда стрелять (вначале круга или подождать на случай более удобного момента) тоже надо принимать с умом.

Вообще говоря, проигрыша как такового в игре нет. Если вы не набираете победных очков, чтобы перейти в более высокую лигу или отправиться на другую планету, вы просто заканчиваете старый сезон и начинаете новый. При этом всё купленное снаряжение и заработанные деньги остаются, а значит вы просто прокачиваетесь до тех пор, пока лучшая тачка и обвес не будут компенсировать недостаточные навыки (или вам не улыбнётся удача). В любой момент можно посмотреть пароль для текущего состояния — это по сути аналогично сохранению/загрузке игры на случай, если вы играете не на эмуляторе.

Но, конечно, когда речь заходит о мультиплеере — это уже совсем другой разговор. Он правда тут только для двух игроков, зато есть и режим кооператива (те же гонки по сезонам, только вдвоём), и состязание «кто-кого», с выбором планеты и другими настройками. Правда я бы всё-таки не советовал слишком уж увлекаться состязательной стороной — слишком уж многое зависит от случайной мины или пули. Зато выпустить пар с приятелем — самое то.

В добавок к рандому неприятностей добавляет и не совсем совпадающая с графикой система столкновений. Особенно при прыжках, поди пойми, заденешь ли ты мину или нет.

И тут нитро закончилось...

Увы, но после выхода Rock'n'Roll Racing слава серии продлилась не долго. Blizzard (Silicon&Synapse сменила название как раз во время выпуска игры из-за чего в версии для Sega Megadrive фигурирует уже новое название компании) сосредоточила свои усилия на создании клона Dune 2 новой стратегии про войну орков и людишек. А ресурсы на продолжение старых проектов выделяла по остаточному принципу.

Сиквел Rock'n'Roll Racing, Red Asphalt был не то чтобы совсем плох. Просто не тянул он на приемника. В принципе там были и новые персонажи нарисованные под комикс, и расширенная система прокачки, и заставки перед каждой гонкой… Но ведь не это было главным в оригинале! И проблемы оригинала в сиквеле как раз и не решили. Всё те же четыре машины на трассе и отсутствие редактора (а ведь игра уже была для первой PlayStation) — это первое, что видел фанат RnRR, запуская игру. Какой смысл был приобретать новую игру если старая уступала ей лишь в графике? А если игра досталась не фанату? То ли из-за изменённой перспективы, то ли из-за иного соотношения мощи оружия и брони, но драйв в гонках также сильно уменьшился.

Догнать противников и расстрелять их стало ещё сложнее. А ведь выгода от уничтожения машины не так уж и велика — через несколько секунд она восстановится и соперник поедет за вами.
Не сложилось у серии и с «духовными наследниками». Вышедшей в декабре 2013 Motor Rock стала первой игрой, продолжившей традиции и перенявшей… Увы перенявшей слишком много от оригинала. На столько, что Blizzard подала в суд на авторов ремейка. И буквально через неделю игру убрали из Steam.

Собственно, авторы даже и не скрывали откуда растут уши. Изначально игра вообще называлась Rock'n'Roll Racing 3D.
Судя по обзорам Motor Rock была не так уж плоха. И даже есть определённые шаги вперёд (машин на трассе уже шесть, например). Но всё равно слишком мало у неё отличий от оригинала. А кроме того удовольствие от гонок мешают получить глюки с синхронизацией мультиплеера и прочие недоработки. Судя по обзорам опять же. Убедиться самому не получается — игра просит денег за стим-ключ, несмотря на своё отсутствие в стиме. Не знаю, может заплатив я получу не-стимовскую версию, но не хочется рисковать. Что-то всё это попахивает шельмовством. Алчность, мда…

Есть ещё, правда игры BlazeRush и SpeedKills. Может я даже сделаю их обзоры, если меня окончательно в минус не загонят.

***

В общем, на сегодняшний день оригинальная Rock'n'Roll Racing — скорее музейный экспонат, чем игра. Если вы, конечно, надумаете скачать её (кстати на сайте Battle.net лежит совершенно легальная демка с тремя треками), то получите заряд положительных эмоций, погоняв в одиночку или с другом. Но не более того.

Есть ли надежда на то, что кто-то снова попытается возродить серию? Не знаю. Вряд ли это будет Blizzard – их не особенно интересуют свои корни. Сторонние разработчики? Ведь есть удачные примеры — «Возрождение» Deathtrack (причём, как и Motor Rock от наших с вами соотечественников) и Road Redemption (да, наследница Road Rash не один год отстаивалась в Раннем Доступе, но это того стоило). Но опять-таки, «Метелица» уже отказалась от предложения сделать Motor Rock официальном ремейком.

Проблема также и в том, что RnR Racing держалась на сочетании безбашенных гонок, визуального стиля и музыки. Оно сделало игру хитом, но сегодня музыкальные вкусы другие, да и к геймплею требования изменились. Тем не менее, если кто-то решит сделать гоночную игру в рокерской стилистике, где на трассах далёких планет гонщики поджаривают конкурентов из плазмомёта, а в дополнение к игре будет идти ещё и редактор трасс — я буду ждать выхода этого проекта. Хотя вряд ли в его названии будет фигурировать слово Rock. Большие компании сегодня требуют за связь со своими сериями слишком много.


Rock N' Roll Racing

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | GBA | SNES | NSW | SMD
Жанры
Дата выхода
4 июня 1993
233
4.5
197 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Когда я только зарегистрировался на сайте и заполнял графу любимые игры, с удивлением обнаружил, что инфы по Rock'n'Roll Racing вообще на сайте не было. Спасибо за столь подробный рассказ о этой, безусловно, отличной игре из детства, да и вообще, что напомнили о ней)
Если покупаешь ключ непосредственно у разработчиков — получишь именно стим версию. Она не удаляется у тех, кто ее уже имел на тот момент. Во всяком случае я заплатил — и у меня в стиме мотор рок есть и никуда не делся. Ну и на момент прохождения я там столько глюков и багов вредных увидал, что скорее попортил себе ностальгическое настроение.
А оригинальная РРР была сверхтоповой игрушкой, это да.
Читай также