Позвольте рассказать про новинку из мира видеоигр под названием Hellblade: Senua's Sacrifice.
Разработчики, известные по чудесным и новаторским, но всегда встречающими провал в прокате, играм решили донести до мира тему, которая считается табу всю историю человечества. От которой отворачиваются и стараются не замечать, задвинув на задворки памяти и общества. Речь в игре идет о ментальных заболеваниях: психоз, шизофрения, расстройство рассудка.
Главная героиня, Сенуа, жительница Британских островов и представительница древнего народа Пиктов, что тоже редкость в масс-культуре, но об этом позже. У девочки с детства имелись отклонения, которые с годами глубоко укоренились в её голове. Не без помощи порицаний племени, загонявшее её всё глубже в изоляцию и одиночество. Благодаря шаману-отцу, который держал её взаперти и убеждал, что она проклята. Смерть матери, которую чертов отец и сжег за то же самое «проклятье». Но был и свет в её разуме – мальчик, который понял её, дал всего лишь немного «поддержки и понимания». Но мир жесток и ужасен, и вишенкой на торте, который рухнул на хрупкий разум героини, было нашествие викингов, уничтоживших все, что она знала и принесших в жертву своим богам единственного важного для неё человека, её возлюбленного. С этой точки начинается путешествие в воспалённый разум Сенуа, которое она видит, как спуск в чужой, иноземный для неё Хелльхайм, чтобы вернуть душу её друга из лап скандинавской богини смерти Хелль. Таков премис, достаточно обычное путешествие героя в ад, показанное нам во многих произведениях разных культур. Но важно исполнение.
Разработчики из Ninja Theory привлекли к разработке именитых профессоров Гарварда, психиатров и самих больных, что бы максимально достоверно донести до игрока что такое безумие. Используя новую технологию записи звука, игра поистине позволяет «услышать голоса». Создатели не зря советуют играть в стереофонических наушниках. Сенуа слышит голоса постоянно, со всех сторон. Это могут быть советы, издевки, размышления, угрозы или просто болтовня. Я часто ловил себя на мысли, что я один из этих голосов, иногда вскрикивая «заткнитесь!», ибо игра начисто выбивает тебя из зоны комфорта. Оно и логично, в шизофрении нет места удобствам и спокойствию. Героиня сама часто ломает четвертую стену, заглядывая игроку прямо в глаза, неожиданно начинает с ним диалог. Все верно, «Мы сидим тута. Вдвоём тута». Короче, уже только за достижения в саунддизайне с игрой стоит ознакомиться.
Но авторы не остановились в донесении знаний о безумии только лишь голосами, о нет. Больные рассказывали им свои истории, которые бережно наносились на механики игры: больной говорил, как видит все как в калейдоскопе, стены плывут, мир красив и ужасен одновременно? Героиня посещает захватывающие локации, с невозможной архитектурой, изображение покрыто кучей фильтров, которые сложно увидеть даже в самых интересных и тяжелых трипах. Больные видят в окружающем мире головоломки, которые надо решить, видят в обыденных вещах символы, лица, одушевляют предметы? Героиня с завидным постоянством должна смотреть на предметы с разных перспектив, чтобы увидеть руну, ключ, проход или лицо матери. Но главное, что игрок должен принять эти правила игры, ведь нужно пройти дальше. Тем самым сея в своем разуме частичку безумия. Больным, героине, игроку такой мир кажется реальнее, чем тот, из которого они ушли. И эти правила логичнее привычных нам. И с этим приходит понимание людей с ментальными отклонениями. Они другие, они особенные. И все что им нужно, это «понимание и немного тепла», а не стигма порицания и изоляция, которые, так или иначе, существовали всю историю. Страшно представить, через что прошли сотни тысяч «других» людей за нашу долгую историю. И дать обществу понимание их мира – важная задача, решение которой положили разработчики. Кинематограф пытался играть на этой теме, но в его арсенале нет и не может быть инструментов, перечисленных выше.
Я не написал о боёвке, которая весьма лаконична и брутальна. О малой продолжительности игры, которую ставят в минус. (7-8 часов вполне достаточно, чтобы ощутить всю палитру эмоций, рассказать историю и не поехать самому). А вот о шикарной актерской игре я должен сказать. Вложив все возможные деньги в motion capture, Ninja Theory достигли высот, каких достигали немногие. Главная героиня преодолевает Uncanny Valley с легкостью и её взгляд надолго останется в моей памяти. Удивительно, как актриса – видеомонтажер, по профессии, смогла передать столько страсти, горя и смятения. Думается, что и на её жизненном пути были подобные «путешествия» и утраты.
Выбрав Пиктов – как народность Сенуа, разработчики совершили интересный и благородный поступок. Про этот народ известно катастрофически мало, ввиду разорения викингами и отличия языка от соседей. Но известно, что ментальные заболевания часто фигурировали в их культуре. Имея только эти данные был создан эпос, который убивает двух зайцев: Напоминает миру о культуре Пиктов и приподнимает табу с тематики психических расстройств. Очень надеюсь, что на этот раз авторов ждет коммерческий успех, что позволит высказываться на эти темы другим людям.
Также стоит упомянуть, что игра создавалась без издателя, преследуя цель возродить нишу между AAA-гигантами и инди-сценой, что отражено в цене и продолжительности. Так что если Вы устали от 80-ти часовых марафонах по вышкам\открытым мирам\мультиплеерам\ древам скилов all in one, но и в ламповом инди-мирке надоело, то тем более стоит поддержать игру, и мы увидим новую эру видеоигр, которые не хотят быть всем на свете, а хотят рассказать историю прежде всего.
Читай также
Лучшие комментарии
> На блогах сайта… посвященного видеоиграм
Какой любопытный манёвр.
Мало того, что этот ПОТОК СОЗНАНИЯ выглядит просто ужасно, ибо является просто пластом графоманского текста, так он ещё и продукт возводит в абсолют, абсолютно игнорируя минусы и даже не пытаясь упоминать о них. Подобное критике не поддаётся, ребята, хватит.
«AAA игр/разделить/ниша etc.» — Чего вообще? По сути, единственное, что сделала Hellblade в плане подводки cвоей псевдо-индюшности к AAA — это технологии, хотя я почему-то всегда думал, что это ещё и вопрос БЮДЖЕТА вложенного в продукт. Но по сути, что помимо этого-то Сенуя сделала? Сколько хвальбы не читал, так и не понял этого. Собственно, также и не понял изречения про «НОВУЮ ЭРУ», которую Сенуя вообще никак не зародит, ибо это не так работает. Не быть бы у NT опыта с другими играми, даже подобного они бы добились ещё очень не скоро.
«Которые хотят рассказать историю» — Господи, мало того, что любой не пиксельный-инди платформер делает это уже не в первой, так ещё и Японские разработчики творят подобное ГОДАМИ, но их все игнорят, ибо «Японщина», да и бюджетов у них тоже особо нет. Господи, да Persona 5 по сути своей выпускалась без издателя, как минимум в Японии, она выглядит не нишево, даёт минимум 60+ часов истории, ну и тд — что ж к ней-то похвал за подобные попытки «СОЗДАТЬ НОВУЮ ЭРУ» я не видел?
Короче, судя по блогам, подобное закончится ещё не скоро :(
А другая аудитория как отреагировала? Заинтересовалась игрой о психических расстройствах?
Разве большинство приличных инди-проектов не подходят к этой категории «новой эры видеоигр»?