22 июля 2017 22.07.17 1 4773

Ведьмак: исторические параллели. Женщины в романах о Ведьмаке [Записки старьевщика]

+5

Анджей Сапковский создал литературный мир, сочетающий в себе массу противоречащих друг другу вещей. Но большинство из этих вещей благодаря таланту автора и грамотной работе с персонажами нивелировались, а потому мир не рассыпается у читателя на глазах и не кажется, чем-то противоестественным. Даже наоборот мир Геральта навсегда остается в памяти читателей. Впрочем, есть в нем некоторые вещи, которые никак кроме желания автора объяснить не получается. Лучший пример тому положение женщин в мире белого волка.

Перед прочтением ознакомьтесь с первой частью данной статьи. Данная статья полностью продолжает прошлую, затрагивая темы, которые не вошли в первую часть об исторических параллелях романов о Геральте.

Слабый пол в мире белого волка занимает весьма специфическую позицию. Женщины выступают в незнатных кругах большей своей частью как ущемлённая в правах социальная группа, подчиняющаяся мужчинам и полностью зависящая от них. Однако в то же время Анджей Сапковский показывает читателю женщин, активно борющихся за свои права и имеющий серьёзный политический и социальный вес. Более того автор подробно описывает социальные лифты доступные женщинам, благодаря которым они за счет своего терпения и некоторой изначальной предрасположенности женщины имеют возможность выбираться из крестьянской среды в высшие слои общества и получать гигантское даже по сегодняшним дням влияние на окружающих. При прочтении подобная двойственность их положения, мягко говоря, вызывает вопросы. Подобная разница состояния одной социальной группы в различных слоях населения противоестественна и воспринимается с трудом. Дело всё в том, что такое состояние противоречит законам логики, так как достижения одной социальной группы в одном сообществе в любом случае должны распространяться на всю социальную группу. Может не полностью, может в каких-либо специфических формах, но должны. Но в этого в не происходит и женщины в основной своей массе остаются бесправными и возможность изменения в ближайшем будущем не предвидятся, хоть борьба есть, причем успехи в ней гигантские. Это и вызывает вопросы, так как создает когнитивный диссонанс у читателя. Поэтому феминизм таким, каким он показан в романах о Геральте, на деле невозможен и является сценарным ходом автора, на который он осознанно пошел для развития определенных интересующих его идей.

Чародейская ложа
Но подобный ход автора можно понять, если погрузится в историю. Дело всё в том, что женщины вплоть до рубежа 19-20 веков были серьезно дискриминированы в своих правах. Далеко ходить не надо: девушки получили право свободно обучаться в университетах наравне с мужчинами только во время первой мировой войны. В эпоху же позднего средневековья, а именно в стилистике него разворачиваются события романов о белом волке, положение их было просто ужасающим. Права женщин были серьезно ограничены юридическими законами и весьма специфической позицией церкви по отношению к ним: на них возлагалась ведение хозяйства в доме и продолжение рода, но в то же время они считались неполноценными людьми и во всё должны были подчиняться мужчинам. Муж обладал монопольным правом на власть в семье, поэтому мужчина мог распоряжаться своей половинкой как ему заблагорассудиться, вплоть до того, что он мог её просто продать. Законом это не воспрещалось, как не воспрещалось и насилие в семье. Единственным путем как-либо освободиться от власти мужчины и занять хоть какую-то роль в обществе была церковь. Никаких иных путей не существовало, поэтому о возможности какого-либо культурного или другого образования женщины и речи не могло идти.
Впрочем, положение женщин в средневековом обществе вполне объяснимо, но чтобы понять причины, почему оно было именно таким нам необходимо отправиться в более глубокое прошлое, в Римскую Империю, так как именно там лежат корни ущемленного положения женщин в средневековой Европе.
Наверное, необходимо начать с того, что Римская Империя была рабовладельческим и людьми в ней считались не все представители нашего вида. Рабы людьми не считались, а потому римское право на них не распространялось. Хозяин имел право делать с ними все, что ему придет в голову, окружающие на это смотрели сквозь пальцы. Женщины людьми считались, но на них распространялся институт опекунства. То есть в Римской Империи женщины не могли юридически существовать без мужчины, к ним всегда был привязан опекун, которым мог быть отец, муж или мужчина, назначаемый решением республики. Тот, кто являлся опекуном, имел власть над девушкой, а потому диктовать её свою волю. Но римское право в то же время ограничивало степень воздействия на женщин, не позволяя наносить им серьезный вред, и позволяло женщине просить заменить ей опекуна при наличии законом обозначенных оснований. Более того женщины, родившие трех и более детей, освобождались от опекунства и были вольны полностью самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Возраст замужества в Римской Империи был 12 лет, хозяин семейства, начиная с этого возраста, имел право заключить сделку с хозяином другого семейства, на основании которой его дочь передавалась из юрисдикции одного семейства в юрисдикцию другого. Вместе с передачей девушки из одной семьи в другую передавалось и права опекунства. Хозяином семьи являлся отец, он обладал полной властью над всеми членами семьи. Только после смерти отца власть переходила к сыну, и он становился хозяином семейства, до этого сын также находился в бесправном положении, что и женщина. Женщины в Римской Империи не были ограничены в праве на передвижение и на участие в общественной жизни, но не допускались ни до образования, ни до участия в обсуждениях по политическим вопросам. Правда могли получать образование частным порядком на дому. В общественном сознании римлян женщины не считались ущербными, а потому формальная дискриминация их прав по некоторым вопросам была менее критична, чем в средние века. Завершая, мы можем сказать, что женщины хоть и не имели полноценной юридической и реальной свободы, но могли вполне прилично существовать.

Женщины в Римской Империи
Но время шло и в какой-то момент империя пала, а на его месте начали возникать новые государственные образования. Но они образовывались уже на несколько ином базисе, чем Римская Империя, хоть и вобрали в себя из империи очень многое. Государства эти были феодальными, а не рабовладельческими. Но они попытались заимствовать и заимствовали систему правовых отношений из Римской Империи. Но бытие средневековья существенно отличалось от бытия общества имперского, поэтому при перенесении системы правовых отношений из одного общества в другое, при сохранении внешних свойств и обычаев, изменилась суть. И тот шаткий баланс, который сохранялся в Римской Империи и позволял женщинам распоряжаться своими жизнями самостоятельно, исчез. Помимо самого изменения условий существования людей активнейшую роль в исчезновении этого баланса сыграла церковь. Будучи законодателем мысли, церковь активно выступала за неполноценность женщин. Церковь приводила целую серию аргументу в пользу их неполноценности и ущербности. Во-первых, женщина, говорили они, от природы неразумна и легковерна, а это является основой для чародейства. Во-вторых, благодаря своему сложению женщина более подвержена влиянию духов. В-третьих, женщины ненасытны в плотских наслаждениях и потому вынуждены прибегать к помощи дьявола, чтобы утолить свою страсть; В-четвертых, женщина болтлива и передает свои заблуждения другим женщинам; В-пятых, силы женщины невелики и потому она жаждет отмщения с помощью чародейства. Одним из аргументов церкви звучал так: «Уже при сотворении… она была взята из кривого ребра, а именно — из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины». Но самое ужасным грехом всех женщин было грехопадение совершенное Евой, именно основываясь на нем церковь, агитировала к насилию. Естественно, для современного человека подобные вещи выглядят дико, но для человека в средние века, где церковь обладала монополией на мысли, подобное считалось единственно верным и активно шло в массы.
В итоге та система правовых отношений, которая была в Римской Империи, преобразовалось в средневековье в вполне реальную и осязаемую систему дискриминации. Женщины всё также были привязаны к отцу или мужу, но теперь насилие в семье не только не было запрещено, но и поощрялось церковью. Более того сложилась даже такая ситуация, что законы были более мягки к женщинам, так как настаивали на умеренности в насилии, чем церковь. Находясь сначала в доме отца, а потом и мужа, девушки фактически приравнивались к домашнему имуществу, поэтому мужчина имел над ними власть практически равную власти хозяина над своими рабами. Брак сохранял черты имущественной сделкой двух семей, а потому все также имел мало чего общего с любовью. В большинстве случаев даже наоборот девушки после женитьбы в 12 лет попадала в кромешный ад без конца и края. Положение их усугублялось ещё и тем, что противопоставить женщинам мужчинам было нечего, так как насилие со стороны женщин к мужчинам считалось серьезным преступлением и сурово каралось законом. О свободе перемещения женщин также стоило забыть, так как за время в одиночестве девушка могла связаться с дьяволом. Юридических прав они также не имели, поэтому долгое время вдова, оставшаяся без мужа и детей, не имела доступа к правам на имущество. В таких условиях говорить об их участии в политической и общественной жизни и говорить не приходиться. К позднему средневековью конфигурация положения женщин мало изменилась. Упомяну лишь только, что теперь закон стал более жестко относиться к «дьявольской стороне» женщин, а потому выступал на стороне церкви. Последствием тому были многочисленные костры и плахи.

Женщины в период Инквизиции
Картина получилась не сильно радужной, но на её фоне мир романов Анджея Сапковского о белом волке с его странным положением женщин в обществе и вовсе выглядит как вполне нормальный и человечный. Обозначенная польским писателем на страницах романов, борьба женщин за свои права просто не могла существовать в реальности. Она просто не имела под собой никаких оснований, поэтому полноценное феминистическое движение, существующее на страницах романов, вызывает при чтении легкую улыбку. Впрочем, на фоне всего выше сказанного становится понятой мотивация писателя при создании такого противоречивого самому себе положения женщин. Польский писатель создавал мир, в который можно поверить, прорабатывал образы персонажей, которым читатель может сочувствовать, а при перенесении реальности он бы добился лишь непонимания и, возможно, отвращения.


Лучшие комментарии

Читай также