Нет более близкого к человеческой истории по форме и более далекого от неё по сути литературного жанра, чем фэнтези. Этот жанр обладает историческим сеттингом, но писатели, работающие в жанре фэнтези, не утруждают себя анализом тех исторических условностей, в стилистике которых развиваются и существуют их произведения. Наполняя литературный мир персонажами, писатели наделяют их сознанием дня сегодняшнего, мыслями свойственными современной эпохе, а потому зачастую события, разворачивающиеся в романе, абсолютно не соответствуют своему времени. Эта условность жанра фэнтези не является ни отрицательной стороной жанра, ни положительной. Это черта свойственная жанру, наполняющая его собственным неповторимым колоритом.
Впрочем, это отнюдь не значит, что этот жанр не может быть реалистичным. Как и любой другой литературный жанр фэнтези за годы своего существования рос вглубь и вширь, постепенно порождая в себе совершенно различные поджанры. Наиболее близким к исторической действительности поджанром является «постмодернистское» фэнтези, самым известным его приверженцем является польский писатель Анджей Сапковский. В серии своих романов «Ведьмак» писатель отошёл от классического фэнтези, перенеся акцент повествования с эпических баталий и судьбоносных решений, от которых зависит будущее целого мира, на внутренний мир главного героя и на его проблемы. Этот ход писателя позволил автору несколько иначе подойти к созданию литературного мира своих произведений: автор исполнил мир Ведьмака в оттенках серого, наделив каждого персонажа собственной историей и переживаниями. Более того, в романах о ведьмаке автор не брезгует апеллировать к реальным историческим процессам, имевшим место в нашем прошлом. Подводя итог, можно сказать, благодаря этим решениям, Анджею Сапковскому удалось создать интересный мир во многом похожий на окружающую нас действительность, полную противоречий, но живущую по собственным внутренним законам. А посему именно отталкиваясь от саги о Геральте из Ривии мне бы хотелось сегодня провести краткий экскурс того как разворачивалась исторические процессы имеющие место в романах в реальности. Так как действие романа разворачивается в стилистике позднего средневековья, сравнивать события книг я буду именно с этой исторической эпохой.
Серия книг «Ведьмак» в чешском исполнении
Сага о Геральте из Ривии
Главный герой, Геральт из Ривии, ведьмак – человек, принадлежащий к касте профессиональных наемников, специализирующийся на убийстве чудовищ. Его, как и других ведьмаков, в детстве забрали из семьи в Каэр Морхен, обитель ведьмаков, где после прохождения специфической подготовки и серии мутаций он стал мутантом. По итогу этих мутаций Геральт обрел нечеловеческие способности, получил доступ к магически искусствам, а также стал медленнее стареть, но при всех этих плюсах были и минусы – он стал бесплодным. На протяжении серии романов Геральт путешествует по миру и принимает различные контракты на убийства чудовищ, в ходе своих путешествий он знакомится с различными людьми, в число которых входит как лица королевской крови, так и необразованный крестьянский люд. В силу специфики своего характера и профессии ведьмак становится отцом и попадает в различные передряги, по итогу которых оказывается в центре нескольких политических конфликтов.
Геральт со своей дочерью Цириллой
Мир белого волка ограничивается одним материком, населенный несколькими расами: людьми, эльфами и краснолюдами и гномами, а также целым бестиарием чудовищ. Ведущую роль в этом мире играют люди, сменившие на этом посту эльфов, в свою очередь сменивших краснолюдов и гномов. Люди активно развиваются, осваивают новые пространства и двигают вперед научно-технический прогресс. К несчастью, свойственная людям воинственность и эгоистичность, а также свойственное эльфам высокомерие привели к тому, что между этими двумя расами прошло несколько кровопролитных войн, в ходе которых эльфская раса потеряла способность к самовоспроизводству. Естественно, люди, вышедшие из этой войны победителями, снизвели эльфов до положения рабов. Большинство эльфов проживает в гетто в города, те, кто отказался вступить в контакт с людьми, проживают в отдаленных лесах и ведут с людьми партизанскую войну. С гномами и краснолюдами несколько другая картина: они хорошо встроились в капиталистическую систему человеческих отношений, став хорошими производственниками и ремесленниками. Однако эти расы отличаются от людей и эльфов, так как являются ярыми приверженцами своих традиций. У гномов и краснолюдов существует несколько центров, вокруг которых концентрируется большинство населения их рас. Представители этих раз редко покидают свои обители, тех же, кто отправляются сожительствовать с людьми, зачастую настигает участь эльфов, так как не выражают симпатии к людям. Воинственность людей никуда не исчезла после победы над эльфами. Люди начали активно осваивать разрушенные за годы воины эльфские города их имущество и культуру, но это не могло продолжаться вечно. Вскоре, люди начали соперничать друг с другом, сформировались квазигосударственные образования, позже переросшие в полноценные государства со всеми свойственными им структурами. Сформировалось одиннадцать государств, ведущими из которых являются Нильфгаардская империя, королевство Темерия, королевство Редания и королевство Каэдвэн. Большинство государств ведут захватническую политику, поэтому только за годы путешествий Геральта по миру его политическая карта изменялась не один раз.
Политическая карта королевств Севера
Повествование ведется от лица Геральта, поэтому мир предстает перед читателем отнюдь не в лучшем свете. Ведьмаки, несмотря на вою исключительную полезность обществу, неприятны большинству людей.
Ведьмак. Некоторыми ведьмином прозываемый. Вызывать его оченно опасно; токмо тогда надобно, когда супротив чудищев и поганцев разных ничего поделать уже не можно, ведьмак справится. Однако ж следить надыть, чтобы к ведьмаку не прикасаться, ибо от оного запаршиветь можно. И девок от него прятать, потому ведьмак охоч до них сверх меры. И хоча он весьма до злата жаден, не давать ему больше как за утопца серебряный грош либо полтора; за котолака — два серебряных гроша; за вампира — четыре серебряных гроша.Последнее желание, Край Света IV
Поэтому Геральт, будучи ведьмаком, постоянно сталкивается с неприязнью, как со стороны людей, так и со стороны других рас. Это выработало у него своеобразный жизненный кодекс и абсолютно, по крайней мере, если судить по его словам, отбило веру в доброту и честность, сделав его предельно циничным и жестоким. Геральт посещает не только разного деревушки и тракты, но и места где обитают люди из высшего общества, поэтому нам, читателям, наглядно видна разница между жизнью разных слоев населения.
Кратко о позднем средневековье
Позднее средневековье – это историческая эпоха, пришедшая на смену зрелому средневековью и предшествующая новому времени по времени. Исторические рамки позднего средневековья определены 14 и 16 веками. В это время началась постепенная реформация всех сфер человеческого общества. Завершение формирования феодализма привело к ужесточению взаимоотношений между крестьянами и землевладельцами. Последствием этого стали массовые крестьянские бунты и последующее высвобождение крестьян от власти феодала. Помимо этого зрелый феодализм вкупе с научно-техническим прогрессом позволил землевладельцам сосредотачивать в своих руках большие, чем за предыдущие несколько столетий ресурсы. Это в свою очередь привело к централизации власти на местах и к постепенному выхождению многих государств Европы из периода феодальной раздробленности. Церковь также не обошли процессы реформации, царствовавшие в то время в обществе. За годы средневековья церковь обросла многими элементами не свойственными изначально, одной из главных её функций к концу эпохи стала идеология. Став идеологическим базисом общества церковь получило влияние практически на все сферы жизни людей, а потому церковный клир получил возможность диктовать властным структурам общества свои требования. Пока в обществе сохранялся статус-кво, церковь имела монополию на власть, но процессы реформации общества и развитие книгопечатания привели к тому, что люди начали самостоятельно изучать церковную литературу и видеть несоответствие церкви с христианскими постулатами. Начались процессы реформации церкви, повлёкшие за собой церковные войны, следствием которых стал раскол Европы.
Быт города позднего средневековья
Исторические параллели
На страницах романов Анджея Сапковского о Геральте литературный мир предстает перед читателем в привычном для него виде: все страны уже закончили своё формирование и обросли свойственными им институтами, порками и условностями. Государства представляют собой монархии на позднем этапе своего развития, когда идет постепенной омертвление государственного аппарата абсолютистского типа и постепенный переход общества к конституционной монархии. Несмотря на то, что монарх все еще обладает всеми свойственными ему правами, за исполнение своих указов и предложений ему уже приходится бороться с элитами и убеждать их в своей правоте. Подобная ситуация приводила к самым неоднозначным последствиям, одним из которых является деспотизм некоторых своенравных монархов. Впрочем, для населения этих государств это не меняет ничего, до эпохи парламентаризма ещё очень далеко, а потому обычные люди не имеют никакого влияния на власть и находится в подневольном положении. Хотя некоторые государства выделяются из общей массы. К примеру, Нильфгаард за счет изначально лучшего начального базиса и иного подхода к наработкам эльфского общества вырвался далеко вперед в общественно-культурном развитии. Как государство, Нильфгаард, полным ходом шел к созданию республики парламентского типа и лишь благодаря своевременной и жесткой борьбе с элитами своей страны император Эмгыр вар Эмрейс смог сохранить свою власть в объемах сравнимых с объемами власти его предков.
В истории подобные процессы вполне имели место, правда, происходили они не во времена позднего средневековья, а в эпоху новому времени. То есть на временной шкале они должны разворачиваться где-то между 17 и 20 веком. На деле же в эпоху позднего средневековья страны переживали завершение периода феодальной раздробленности и переходили к так привычным для нас нормальным централизованным государствам. Наиболее сильные феодальные образования подчиняли себе более слабые, шло постепенной выстраивание единой монополии власти. Свойственная феодальной раздробленности вольница в позднем средневековье обрела свои рамки и к началу эпохи нового времени в некоторых государствах завершила своё существование. Монархи в ту эпоху, естественно, боролись за власть, но проистекало это на несколько иной почве и в несколько другом виде. В истории редко случается такое, что люди добровольно отдают принадлежащую им власть другим. Вот и монархи получали её далеко не всегда по доброй воле. Аристократия имела влияние над монархом, но это влияние было сильно ограничено. Диктовать монарху свою волю, а тем более задумываться об его устранении как главы государства, тогда было совершенно невозможно. Если первое обычно заканчивалось на плахе или в ссылке, то ко второму общество тогда ещё просто было не готово. В эпоху позднего средневековья власть полностью ассоциировалась с государем, а государства строились на основе личной преданности и единства в вере. Поэтому об уничтожении монархии как таковой и преобразовании её в республику в то время не могло быть и речи. Аристократия боролась внутри себя за приближенность к монарху, зачастую пренебрегая всеми другими своими обязанностями. Поэтому возникшая благодаря укреплению капиталистических отношений в обществах Европы того времени буржуазия, вскоре оттянула на себя влияние аристократии вскоре сменила её.
Монарх и приближенная к нему аристократия
Из уровня развития политической мысли того времени также проистекает и то, что люди просто не знали таких понятий как нация или национальность, появятся они позже — в 17 веке. Как я уже писал выше, государство строилось на несколько ином базисе, поэтому люди, жившие в ту эпоху, отождествляли себя с государством посредством единства в вере и верности к государю. Отправляясь на войну, люди бились за свою веру и за своего монарха. Именно поэтому когда Европа разделится на протестантскую и католическую начнутся такие жесточайшие и кровавейшие войны. Но события романов польского писателя открывают нам несколько другую картину. Люди погибают не во имя своей веры или во имя своего короля, а во имя своей страны. Отправляясь в атаку, солдаты кричат «За Темерию!». Это всё знакомо нам по нашей недавнему прошлому, по 19-20 веку, но эпохе, в стилистике которой разворачивается действия романов, это не свойственно.
Вообще роль церкви в романах Анджея Сапковского несоизмеримо мала, фактически она имеет власть только в некоторых городах-государствах в сельской местности. На властьдержащих влияние церкви практически не распространяется, хотя церковь на их территориях имеет свое влияние. Логика автора при формировании такого образа церкви понятна: роль церкви в жизни современного человека сведена к минимуму, поэтому в своей жизни мы не руководствуемся религиозными постулатами и советами священников при принятии свои решений. Но это свойственно современному человеку, а не человеку 16 века. В реальности церковь был идеологическим базисом общества того времени, именно вопрос веры был ключевым в системе отношений свой — чужой, именно на его основе люди определяли кто им друг, а кто им враг. Именно церковь создавала смыслы, именно, обращаясь к ней, люди формировали своё мнение практически по всем вопросам. Поэтому в обществе церковь имела власть большую, чем многие европейские монархи. Церковный клир во главе с папой римским вмешивались практически во все аспекты жизни общества того времени, диктовали свою волю монархом, мирили и сталкивали целые государства.
Одну из главных ролей в развитии событий романов о Геральте играют разведки разных стран. В романах они есть у всех государств и все государства ими активно пользуются. В жизни Геральта разведки занимают особое место, так как в силу некоторых обстоятельств они гоняются за его дочерью. Именно поэтому читатель видит целый ассортимент различных разведок, начиная от самых непримечательных и заканчивая сильнейшими разведками Редании и Нильфгаарда. Реданская разведка, к примеру, опутала все государства Севера, имеет влияние на все правительства и всех королей, отвечает за военную разведку и гражданскую. Дийкстра, будучи её главой, создаёт и разрушает целые государства, возводит нужных людей на престол, имеет право заключать договора от имени государя в его отсутствие. В общем, найти более могущественного человека, не являющегося монархом, в мире ведьмака сложно. Эта картина знакома нам по 19-20 веку, когда разведки обрели свойственные им сегодня глубину и влияние. Но на момент 16 века разведки как государственной структуры просто не существовало, её функции исполняли купцы и священники. Будучи очень мобильными и влиятельными людьми, торговцы путешествовали по миру и попутно осведомляли свои правительства об «интересных» местах и вещах. Священники наоборот являлись далеко не самыми мобильными элементами общества того времени, но благодаря разветвлённости системы церквей и тому, что население поголовно исповедовалось перед ними, они имели влияние и связи по всему миру. Структуры, отдалено напоминающие современные разведки, начали появляться гораздо позже, на рубеже 18 и 19 веков. И то, в то время они обладали влиянием несоизмеримо малым, по сравнению с разведками Редании и Нильфгаарда. Влияния же равного влиянию Дийкстры не обрел не один глава разведки ни в одну эпоху, так как разведка всегда находилась в подчиненном положении по отношению к своему правительства и никогда не замещает его.
Аллюзии и аналогии
В серии романов «Ведьмак» Анджея Сапковского внимательный читатель найдет множество аллюзий и аналогий с человеческой историей. Большая их часть, так или иначе, связана с Нильфгаардом, поэтому начнём с него.
Нильфгаард выступает в романах о ведьмаке передовым государством, на голову опережающим государства Севера в общественно-культурном развитии. И видимо, поэтому автор сконцентрировал на нем столько внимания читателей и создал настолько неоднозначный образ. Наверно наиболее заметной аналогией с историей является то, что для королевств Севера Нильфгаард выступает как Третий Рейх для стран Восточной Европы и Советского Союза. Вот одна из цитат фельдмаршала Нильфгаарда Менно Коегоорна в его выступлении перед командованием армии:
Мир хижинам, война крепостям. Вам известен такой принцип. Этому вас учили в военной академии. Принцип этот действовал до сегодняшнего дня. С завтрашнего вы должны его забыть. С завтрашнего дня вы обязаны руководствоваться другим принципом, который отныне станет девизом нашей войны. Девиз этот и мой приказ таковы: война всему живому. Война всему, что горит. Вы должны оставлять за собой выжженную землю. С завтрашнего дня мы переносим войну за пределы той линии, за которую отойдем после подписания мирного договора. Мы отойдем, но там, за линией, должна остаться выжженная земля. Королевства Аэдирн и Лирия должны быть превращены в пепел! Вспомните Содден! Сегодня пришел час возмездия!
А вот уже слова самого императора Нильфгаарда Эмгыра вар Эмрейса:
…Но военные и аристократия активно подталкивали меня к войне и нападению на Цинтру. Клялись, что этого жаждет народ, что народу требуется жизненное пространство, что следование vox populi будет чем-то вроде императорского испытания…
Как можно заметить Анджей Сапковский практически дословно цитирует некоторые исторические события, но сходства Нильфгаарда с Третьим Рейхом на этом не заканчиваются. Политика ведения войны и последующая манера заселения захваченных территорий также перекликается с нашей недавней историей. Война велась на уничтожение, нильфгаардцы выжигали на своем пути жизнь, оставляя за собой выжженную землю. Позже на наиболее плодородны плодородные и удобные территории приходили переселенцы из Нильфгаарда и осваивали их. Деление Нильфгаардского войска на три армии: Центр, Запада и Восток, а также название дивизий (Наузика, Импера, Дейтвен и так далее) и их манера ведения боя перекликаются с Гитлеровской Германией.
Конец устремлений Третьего Рейха
Чтобы объяснить следующее сходство мира ведьмака с реальным миром необходимо сделать небольшую вводную. Мир ведьмака, по своей сути, является миром переселенцев, практически все главенствующие расы его населяющие приплыли из-за моря. Читателю известно лишь об одном материке, на котором разворачиваются все события романов. Люди приплыли на него одними из последних, а потому им пришлось силой отвоёвывать у местных жителей жизненное пространство для себя. Раньше приплыли люди, населяющие северную часть материка, позже южную, но люди населяющие юг материка иначе подошли к использованию накопленных эльфами знаний и культуры, а потому смогли вырваться вперед в своем развитии. Люди южных кровей впитали в себя культуру и знания эльфов, более лояльно относились к ним, в то время как люди севера отказались от всего эльфского и начали обустраивать свою жизнь с нуля. В истории подобные события также имели место: после открытия Америки туда потянулись поселенцы со всего мира, начиная от Российской Империи и заканчивая Португалией. У разных стран были разные подходы к контактам с местными жителями и обустройством жизни переселенцев, из которых можно выделить два основных типа установления контактов с поселенцами, которые главенствовали в то время. Первый тип это выстраивание отношений на основе исключительности переселенцев. Переселенцы считались людьми, а местное население нет, поэтому переселенцы выдавливали местных с насиженных территорий, не впитывая их культуру и быт, и фактически вырезая их. В основном так выстраивали отношения переселенцы, приплывшие в Северную Америку, то есть англичане и французы, позже организовавшие Соединенные Штаты Америки. Второй тип это выстраивание отношений на взаимовыгодной основе с симбиозом культур переселенцев и местных жителей. Этот тип взаимоотношений главенствовал на южных территориях, куда прибывали люди из Португалии и Испании. Конечно, и там не обошлось без воин. Но в итоге в Южной Америке враждующие стороны смогли прийти к миру и начать продуктивно развиваться на взаимовыгодной основе. Правда, история сделала несколько иные выводы и сегодня Северная Америка сильнее Южной, в то время как у Анджея Сапковского Нильфгаард сильнее королевств Севера.
Встреча переселенцев и местных жителей Америки
В мире романов Анджея Сапковского о Геральте большинство людских городов основано на руинах эльфских поселений. Подобный подход людей к строительству своих городов имел место в реальности. В свои лучшие годы Римская Империя раскинулась по всему средиземноморью, основав сотни городов по всей Европе и тысячи поселений от Африки до Крыма. Но годы шли, а положение в империи становилось всё хуже и хуже. После того как гигантская империя распалась, торговля на её просторах захирела, а потому жизнь в городах вскоре сошла на нет, а люди перебрались обратно в сельскую местность. Но плодородные земли Западной Европы не закончили своего существования, даже наоборот, постепенно они начинали приносить большие урожаи. В силу своего территориального положения эти земли не могли долго оставаться бесхозным, а потому вскоре на месте Рима появились новые государства. Центром торговли всегда были города, поэтому, как только люди обрели новую государственность, они начали возникать снова. Во времена империи римляне создала разветвлённую инфраструктурную сеть, которая не прекратила свое существование и после распада империи, поэтому большинство городов европейцы строили на месте руин старых римских поселений. И в силу того, что большая часть этих поселений были связаны друг с другой сетью разветвленных дорог, европейская цивилизация получила фору в развитии, благодаря которой в будущем Европа стала локомотивом мирового развития.
Карта Римской Империи
В заключении
Начавшаяся из мрачной адаптации детских сказок, сага о ведьмаке по своей проработке и глубине на голову превосходит большинство современных фэнтезийных романов. И не мудрено, исторический бэкграунд произведение находится на достаточно высоком уровне. Конечно, не все исторические отсылки исторически уместны, но благодаря таланту автора они не выглядят лишним в нем. Даже наоборот это обилие аллюзий и отсылок создают неповторимый образ Ведьмака. Произведения, в котором вместе уживаются как откровенное фэнтези с его магией и эпическим противостоянием добра и зла, так и драматический роман, имеющий за собой реальный исторический базис.
Лучшие комментарии
Эльфы живут в расизме со стороны людей. Как и краснолюды. Автор как читал книги?.. Да, эльфы не любят людей. Но у эльфов нету своего королевства, где они бы имели своего правителя, не человеческого короля а эльфийского. Понятное дело, что Доль Блатанна это марионеточное государство но как будто это что то такое плохое. Если жители этого государства живут на совсем других правах, нежели в соседних королевствах. да, политически, Доль Блатанна зависит от Нильфгаарда но и?.. Нильфгаард культурно вообще ближе к эльфам. А нордлинги нет. Все логично. Автор видимо забыл про погром в Ривии и Лирии.
И вот прямо из официальной вики кусок:
Северные королевства (также Королевства Севера, ориг. Nordlingowie) — термин, описывающий группу человеческих государств, расположенных к северу от гор Амелл и реки Яруги.
В Нильфгаардской империи жителей этого региона называют «нордлингами». Помимо людей, эту область населяют и представители Старших рас, чьи права всячески ущемляют.
Как бы мне что, брать книжную сагу, листать ее и выписывать куски сюда с примерами? Я бы мог но я не думал даже что когда в книгах и играх прямым текстом говорится что нордлинги — расисты, кто то будет спорить. Смешно
Насчет Нильфгаарда автор не учел один факт — Нильфгаард не имеет столько расизма, как Северные Королевства. Конечно, Эмгыр использовал Скоя'таэлей в интересах своей войны но факт остаётся фактом. Именно поэтому Народ Гор и симпатизировал Нильфгаарду. К тому же, благодаря Нильфгаарду возникло свободное государство эльфов в Доль Блатанне.
Тактика выжженной земли тоже не предналежит одному лишь Третьему Рейху. В разное время к ней кто только не прибегал, как наступление, так и для самообороны. СССР использовал ее на своем фронте Второй Мировой. А в средние века она так вообще была повсеместной. Армия средних веков именно и существовала и продвигалась за счет разорения территорий, по которым она шла. Моральные устои Средневековья вообще сильно отличались от нынешних. Автор столько пишет о Средних веках но не учитывает таких очевидных вещей.
Нильфгаард скорее больше похож на Римскую Империю. Но с другой стороны, найти точный реальный прототип невозможно. Т.к. Сапковский и не задумывал полностью копировать реальный мир.
Они-то расистами не были. Зато всех d'hoine хотели вырезать эльфы. Т.е. нильфы, считающие нордлингов отсталыми и дикими, поддерживающие расистов-эльфов, сами не имеют к расизму никакого отношения? Спорно, как минимум. А Дол Блатанна, если не ошибаюсь, задумывалось как государство-марионетка, на которое в последствии можно будет повесить всех собак.
Нильфгаард неоднократно упоминается в романах саги, однако события книг не проходили на его территории, а потому оценка степени расизма этого государства может быть произведена только на основании политики этого государства во вне, то есть на захваченных территорий. Безусловно, его меньше, чем в северных государствах, в силу иных культурных коннотаций, однако это не значит, что он там отсутствует. Дол Блатанна не является свидетельством иного отношения к эльфам со стороны Нильфгаарда поскольку образование этого государства обусловлено политической игрой в конкретный момент времени.
Тактика выжженной земли и правда применялось не только в Третьем Рейхе, но в романах она присутсвует вместе с идеологической накачкой, которая имела место в этой стране. Пан Сапковский цитирует приказ «П.48. Приказ командующего 6-й армией генерал-фельдмаршала Рейхенау «О поведении войск на востоке» от 10 декабря 1941 г.» в речи фельдмаршала Коегоорна, а после и вовсе вкладывает в уста Эмгыра такое понятие как «жизненное пространство». Поэтому глупо отрицать, то, что поход Нильфгаарда на север в романах автора имеет аллюзии к Третьему Рейху.