3 июля 2017 3.07.17 106 32K

Терроризм в видеоиграх | Компьютерные игры про террористов, спецназ и теракты.

+151
Лучший блог недели
1000 ₽

Терроризм — тема довольно серьезная. Сейчас она особенно плотно вошла в нашу жизнь. Прямо или косвенно, но с каждым годом мы все чаще соприкасаемся с этим явлением. Конечно, в первую очередь посредством СМИ, но задумывались ли вы как часто мы имели возможность наблюдать терроризм в видеоиграх? Мы вот задумались и сделали на этот счет целое видео эссе. Что ж, приятного вам просмотра

 

Текстовая версия. Для тех, кто совершенно не переваривает формат видео:

Существуют ли игры про террористов? Дают ли нам за них поиграть? Кто виноват и что делать? Примерно такие вопросы вертелись в наших головах в процессе работы над данным материалом. Ведь терроризм в последние несколько лет, к сожалению, довольно часто на слуху. Само-собой, он нашел свое отражение и в культуре. А коли большинство из нас согласно с тем, что игры — ее часть, то логично, что он есть и в них.

При слове “террорист” воображение тут же рисует человека откуда-то из стран Ближнего Востока. В последнее время они и их действия становятся главными темами многих новостных выпусков. Вот уже несколько лет к ряду они существенно подрывают безопасность мира и оказывают влияние на информационную и политическую повестку. Не обходит это влияние и игровую индустрию. Вот к примеру совсем недавно депутат от Единой России заявил, что с помощью видеоигр террористы мало того, что вербуют себе бойцов, так некоторые сами по себе пропагандируют терроризм. В качестве примера он привел С&C Generals в силу наличия там играбельной фракции “Глобальная Армия Освобождения”. Думается, не стоит пояснять на какую организацию околорелигиозных террористов они похожи. Но упомянутый депутат по фамилии Ковалев напоминает, что Generals еще и вышли на следующий год после атаки 11 сентября. И всё его пламенное выступление случилось на антитеррористической конференции ОБСЕ.

К тому же, сей товарищ в прошлом был ни много ни мало директором ФСБ. Наверное, человек понимает хоть что-то в механизмах вербовки и для нас загадка, как такая игра как Generals способна привести человека к запрещенным организациям. Тем не менее как бы мы ни относились к тезисам депутата госдумы, тему он поднял интересную. Игр, в которых в том или ином виде задействованы персонажи-террористы, достаточно. Splinter Cell, Assassin's creed, Spec Ops, ArmA, Medal of Honor 2010-го и 2012-го годов… В Battlefield 3 ядерная бомба была подорвана в Париже. Причем взорвалась она, по сюжету игры, 13 ноября 2014 года. В свою очередь в реальном мире 13 ноября 2015 года в Париже произошли крупнейшие по числу жертв теракты во Франции. И даром, что даты отличаются на год, совпадение все равно безумное. В CoD: Black Ops 2 у нас была возможность поиграть за лидера террористической организации Кордис Ди. К слову, это одна из самых мощных сцен в шутерах от первого лица.

Нельзя не вспомнить и про теракты из Modern Warfare 2 и 3. Вторая часть нам продемонстрировала известную миссию “Ни слова по русски”. В ней игрок расстреливал толпы мирных жителей в российском аэропорту. Пример сам по себе интересный, ведь в нем теракт инсценируется для разжигания агрессии между двумя странами. Шуму в СМИ касательно этого тогда было достаточно. А вот теракты из 3 части как-то обошли вниманием. Если вы помните, там террористы для атак на различные города Европы использовали… грузовики. В каком то смысле, как и Батлфилд, Колда также смогла предугадать что-то из ближайшего будущего, хоть автомобили в игре и взрываются, а не давят людей.

К слову, Activision также отметилась в не самой приятной истории связанной с террористами. Всё дело в том, что в рамках рекламы посредственной Black Ops 3 эти гении маркетинговой мысли додумались вести с фейкового твиттера фейковую трансляцию фейкового теракта во вполне себе реальном Сингапуре. Это был однозначно перебор. Таким жестом палку не просто перегнули, а сломали к черту. И всё ради рекламы игры, о которой и вспоминать то толком не хочется.

Примеров масса, миллионы геймеров каждый день играют за “теров” в Сounter Strike. Но в каждой из вышеупомянутых игр террористы имеют ряд примерно одинаковых отличительных признаков. Нет проблем с тем, чтобы их опознать. Но стоит выйти немного за рамки этого стереотипного образа, как индустрия видеоигр начинает играть новыми красками.

Вот возьмем Assassin's creed — ни много ни мало главная игра про терроризм на сегодняшний день, по нашему мнению. Целая франшиза, с многомиллионной фанатской базой, собралась вокруг идеи террора, заботливо обернутой ушлыми маркетологами Юбисофт в приятную упаковку. Многие с удовольствием поглощают каждую новую часть даже не задумываясь о том, насколько зыбким является идеологический фундамент и методы, которыми пользуются абсолютно все герои тайтла.

Ведь за этими пафосными фразами вроде “ничто не истинно, все дозволено” сокрыта насильственная деятельность, которая направлена на изменение решений власть имущих, на устранение должностных лиц и руководителей стран, а также на изменение настроений в обществе. Вдобавок еще и политически мотивированная. Всё в точности согласно определениям терроризма, которые прописаны в законах различных стран и международных организаций. И не нужно романтизировать и оправдывать пафосных носителей крутых шмоток с капюшонами тем, что, дескать, тамплиеры-то вообще мрази полные. Ведь все зависит исключительно от точки зрения и тот же Assassin's Creed Rogue нам прекрасно продемонстрировал, что и у “благородных” асcасинов тоже рыльце изрядно в пушку. К тому же, злополучные тамплиеры в большинстве из игр предстают перед нами уже вплетенными в государственный аппарат той или иной страны и добиваются они своих целей, внезапно, намного более скрытно, чем асcасины. Там, где тамплиер устроит подковерные игры, ассасин скорее перережет глотку неугодному на глазах у изумленной публики. А вообще, давайте попытаемся отвлечься, и представить себе условную ситуацию.

Предположим, кто-то, движимый идеей, проник на прием, на котором публично устраняет высокопоставленного представителя враждебной организации, которая ответственна за смерть “собратьев” нашего условного персонажа.

Вот что вы представили когда услышали эту зарисовку? Трейлер второго Assassin's Сreed или убийство российского посла в Турции? А ведь и то, и другое вполне себе подходит. И дело тут не в подмене понятий и никаких инсинуаций тут тоже нет. Абсолютно сухое описание теракта коих множество в франшизе от Ubisoft. К слову тут отдельно отмечаем, что никаких параллелей между персоналиями мы не проводим, только между событиями. Эцио в Assassin's Сreed Brotherhood так и вовсе занимается созданием локальной террористической ячейки и ведет подрывную деятельность.

Вы скажете, что он делает и много хорошего, а я вам отвечу, что, к примеру, в законах Украины и Беларуси написано, что “организация является террористической если хоть одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководителей (руководящих органов) всей организации”. В Syndicate мы снова занимались в первую очередь шинковкой представителей органов власти и давлением на нее же. Что, кстати, не всегда приводило к однозначно хорошим результатам. И ведь проблема даже не в том, что серия на этом построена, а в том, что персонажи не особо-то и задумываются над своими действиями. Даже если их мотивы благородные. Зачастую главным героям достаточно просто узнать про человека, что он тамплиер и это уже повод его мочить. Конечно бывали проблески осмысления происходящего, вроде того же Rogue или, в меньшей степени, Unity, но это исключительно проблески. Хотя как раз этот момент можно вполне легко объяснить. Тут важно также держать в голове, что терроризм как инструмент борьбы был включен в политический процесс и воспринимался… как вполне себе нормальный рабочий инструмент этой самой борьбы. В том смысле, что от него не открещивались как от чего-то совсем уж из ряда вон выходящего с чем стоило бы бороться на общемировом уровне.

Это сейчас, когда бывший премьер-министр Франции Мануэль Вальс говорит, что “Франции придется научится жить с угрозой” это воспринимается странно и с опаской. Но еще пару сотен лет назад Максимилиан Робеспьер во время Великой Французской Революции заявлял“Террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость“. И это было в порядке вещей для многих политических деятелей революционного толка. Тот же Гай Фокс, чья ехидная рожица украшала многие аватарки, был террористом. Не стоит забывать и про декрет “О красном терроре”. Потому ассасины со своими методами достаточно органично вписываются в эпохи в которых разворачивается сюжет. Но это никак не отменяет того, кем они являются по своей сути, тем более что оцениваем мы их с колокольни современного права. Не поймите превратно, нам нравится серия Assassin's Creed. Но важно понимать, это замечательная без пяти минут культовая серия игр… про террористов. Ситуация становится особенно пикантной если вспомнить, что настоящие ассасины, действительно существовавшие, были как раз-таки исламистами-

смертниками. Но по какой-то причине никто пока толком не затронул этот вопрос ни с правовой, ни с идеологической стороны. Связано ли это с недобитым стереотипом о том, что игры это просто “побегать-пострелять” или проблема кроется глубже?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к еще одной игре. Mass Effect. Замечательная трилогия подарила нам превосходный сеттинг, увлекательный сюжет, немного смазанный финал, но чёрт возьми… это одна из тех серий игр которые стоит пройти, а Шепард — один из самых запоминающихся персонажей. А еще он воскрес, благодаря террористам.

Конечно речь идет об организации Цербер. Радикальные расисты, которые лоббируют идею того, что человечество просто обязано занять своё, само-собой лидирующее, место в галактическом сообществе. Терпеть не могут турианцев за войну первого контакта и Альянс за мягкотелость, бездействие и излишнюю лояльностью к Совету на Цитадели. У этих ребят есть свои колонии, развитая инфраструктура, научные центры, впечатляющие военные силы и очень много денег. Настолько много, что они способны вернуть кого-то с того света. А вишенкой на торте является лидер организации — Призрак. Харизматичный чёрт, которому вполне можно симпатизировать во второй части, его идеи понятны, а методы одно время даже кажутся оправданными.

Что, в общем-то, не отменяет факта экстремистской направленности Цербера в целом. И с этой точки зрения Шепард, как непосредственный участник событий, сам технически является, если не террористом, то как минимум пособником. Уже по той лишь причине, что Совет объявил всех членов организации вне закона. Казалось бы, вроде, всё очевидно, но многие фанаты, слыша о том, что Цербер — террористы, как-то резко делают очень большие и круглые глаза. А в отличии от случая с Ассасинами, это всё не какие-то наши диванные рассуждения и выводы, а официальный лор игры. Канон, если хотите. Но “продвинутой общественности” подчас почему-то на порядок интереснее обсуждать гендерный вопрос чем то, что во второй части приказы главному герою отдает лидер мощнейшей террористической организации.

Сделаем тут акцент, это совсем не значит что игра плохая и мы тут не для того чтобы разбрасываться обвинениями. Это повод задуматься. Поразмыслить и разобраться в сути того, что важно. Но всё же кому-то интереснее обсудить как внешность женских персонажей серии ущемляет чьи-то там права. Почему так и где зарыта собака? Во-первых, как уже было сказано

выше, внешний образ типичного террориста. Для многих кажется дикой сама мысль о том, что того же Призрака в модном костюме можно поставить в один ряд с бен Ладеном. Настолько это идет вразрез со стереотипом. Во-вторых — в играх частенько кого-то убивают вообще-то.

Конечно это ни для кого ни секрет и Америку я не открыл. Но мы имели возможность играть за серийных убийц, богов, преступников, солдат, этот список можно продолжать бесконечно. Жестокость в целом становится объектом нападок. А вот идеологическая сторона вопроса, которая связана с мотивацией, почему-то остается в тени.

В том числе и по этой причине даже в западных серьезных СМИ при попытке найти какие-то материалы по видеоиграм и терроризму вы наткнетесь в лучшем случае на миссию “Ни слова по русски”. Но чаще обсуждается тема того, как террористы могут между собой общаться через PlayStation (или онлайн игры) и правда ли то, что одна запрещенная организация сделала свою модификацию GTA. В некоторых случаях в поле зрения попадают под анализ как раз только те проекты, в которых террористы изображены “согласно стереотипу”.

Но чем дальше мы позволяем себе отодвигаться от этого шаблонного восприятия, тем больше случаев терроризма в играх можно заметить. Вот взять к примеру биотерроризм. Одним из признанных экспертов в этой области заслуженно является Алекс Мерсер. Главного героя первой части Prototype вначале нам пытаются подать в большей степени как жертву обстоятельств, но суровая истина заключается в том, что это не совсем так. Видите ли, Алекс доктор наук, он ведущий специалист и благодаря ему вирус, заразивший Манхэттэн, вообще появился на свет. Но что же делает наш герой, когда ему угрожают на вокзале? Разбивает ампулу с опаснейшим вирусом в людном месте. Знал ли он, что это может за собой повлечь? Да. Было ли ему абсолютно на это плевать? Ещё раз да. Можно ли его назвать террористом? Ну… вот тут пожалуй, спорно. Стал он им не сразу. В первой части у него не было никакой особой мотивации, кроме желания поднасрать тем, кто за ним гнался и в последствии убил, но уже во второй игре Алекс перевоплощается. Во втором Прототипе вирус выпускается абсолютно целенаправленно, противоядие заражается совершенно осознанно и за каждым действием уже стоит злой умысел, который в итоге должен привести его к созданию нового мира без войн, насилия, смерти и страданий. Порыв столь же благородный, сколь мерзкими являются методы нашего пациента.

Еще один пример — корпорация Umbrella, всегда готова “укрыть будущее человечества под своим зонтом” известная нам по серии игр Resident Evil. Список продукции, которую готов предоставить этот производитель поразительно богат, начиная от питания и тонального крема и заканчивая биологическим оружием. Да и сама корпорация не гнушалась экспериментов в данной области, что привело к уничтожению города тактическим ядерным ударом. Как и Цербер, Амбрелла обладала множеством ячеек и боевых подразделений, большим количеством секретных баз, широкими возможностями для различного рода операций и даже собственными спутниками. Но в сухом остатке руководством корпорации в целом и господином Вескером в частности, двигали вполне себе четкие корыстные мотивы. Деньги и власть. Всё же как-никак, а стремление Вескера стать “богом нового мира” кажется очень внушительным. Чего не скажешь о мотивации создателя Нео-Амбреллы, впрочем это к вопросу не относится.

Свою лепту в развитие темы биотерроризма внесла и Call of Duty. Если вы хорошенько вспомните сюжет Advanced Warfare, то в памяти определенно всплывет в первую очередь группировка “КВА”. За этой аббревиатурой прячутся чеченские террористы. Безусловно довольно мощная глобальная организация со своими штабквартирами, которая довольно серьезно отметилась в игре атаками на АЭС. С ними всё достаточно очевидно.

А вот про то, что персонаж Кэвина Спэйси — Джонатан Айронс, тоже является террористом — упоминается, прямо скажем, нечасто. То есть в игре его так никто толком не позиционирует. Тем не менее одиозный глава частной военной корпорации имеет в своем распоряжении вирус убивающий мгновенно. В совбезе ООН он угрожает делегатам тем, что может уничтожать отдельные этносы, а после нападает на США. Более того, он заранее знал о всех действиях вышеупомянутой КВА, но не предотвращал их. Терроризм ли это? Определенно да.

Куда более приземленной кажется Tom Clancy's The Division, в которой террористы заразили деньги опасным вирусом. Благо, обошлось без зомби и, что немаловажно, такой сценарий кажется вполне вероятным. К тому же эта игра раскрывает еще и тему эко-терроризма, которая сама по себе пока не имеет широкого воплощения в культуре. Размышляя о ней на ум приходит разве что средненькая игра семилетней давности под названием Hydrophobia. Для справки, экологическим терроризмом принято называть радикальные действия “зеленых” и различных защитников окружающей среды.

В большинстве своем всё ради привлечения внимания к загрязнению природы или убийству китов, это к примеру. Особенно активно практикуются поджоги или затопления кораблей. Казалось бы, звучит не так громко в сравнении с недавними терактами, но тем не менее ущерба уже нанесено на сумму более 100 миллионов долларов только в США, а ФБР признало эко-терористов “угрозой нации”. В свою очередь в Гидрофобии, это движение показано в своей самой радикальной форме. По сюжету игры, к середине 21 века населения слишком много, это привело не только к голоду и разрухе, но и к зарождению террористической группы чей лозунг довольно красноречив: “Сохрани мир — убей себя”. И ведь такая ситуация тоже не кажется чем-то из разряда фантастики. Чем больше население Земли — тем выше риск зарождения подобных движений.

Интересно также поразмыслить и над другим аспектом. Очевидно, что уже сейчас корпорации набрали вес, сопоставимый с той же злополучной Амбреллой, ведь мы живем в дивное время, в котором частная компания способна иметь собственную космическую программу. То есть мир, который нам пророчит тот же киберпанк, уже совсем не за горами, пусть сейчас он и напоминает больше Syndicate, чем какой-нибудь Deus Ex. Из чего следует, что вполне возможно именно наше с вами поколение сможет застать расцвет “корпоративного терроризма”.

К слову о киберпанке и Deus Ex. У серии “Бога Из” весьма плотные подвязки в сфере терактов. Достаточно вспомнить хотя бы случай с башнями-близнецами и первой частью. Кто не знает, их в первом Дэусе не было, ибо технологически их было не так-то просто вставить и когда разработчиков спросили куда же делись башни, в ответ они сказали, что их разрушили террористы. А годом позже случилось 11 сентября. Можно ли назвать разработчиков провидцами? Очень вряд ли, но случай знаковый, тогда они, пусть, на мой взгляд, и случайно, смогли угадать ближайшее будущее. А в Invisible War так и вовсе есть религиозный фанатик-смертник который бомбой стирает целый город. Что же мы имеем сейчас, в последней части серии с подзаголовком “Разделенное человечество”? Всё дело в том, что в последней части серии терроризм нам подают как метод борьбы угнетенных групп над угнетателями. Условно, обычные люди без крутых протезов всячески ущемляют “модифицированных людей” по признаку наличия имплантатов. Система целиком направлена на их подавление. Вследствие чего, вынуждает их прибегнуть к самым крайним методам борьбы.

И какими бы ужасными эти самые методы ни были, люди порой проникаются сочувствием к тем, кого довели до края. К тем, кто оказался жертвой. К угнетенной социальной группе, которую с одной стороны притесняют, а с другой манипулируют. Отчасти похожая вещь воспроизводится и в Assassin's Creed. Налицо прослеживается очень явный посыл. Так происходит не только в играх, это отражение общих настроений. Стоит обратить внимание, что при каждом новом теракте люди ищут проблему в первую очередь в себе. Чувствуют себя виноватыми за то, что довели меньшинство до такого. К примеру Кэтти Пэрри заявляет, что теракты случаются от недостатка любви, а Роулинг обвиняет СМИ в том, что они вообще посмели отражать теракт в Манчестере. И это далеко не все примеры. А ведь это лидеры мнений. Их поддерживают широкие массы населения. Политики с подобными тезисами зарабатывают голоса в Европе и США.

И еще немного о доведенных до белого каления социальных группах. Судя по прошедшему Е3, скоро на эту тему выскажется и Дэвид Кэйдж в своей Detroit: Become Human. Революция андроидов, которые обрели сознание тесно перекликается с борьбой аугументированных людей из Deus Ex. Правда в Дэтройте нам самим будет предоставлен выбор, опускаться до подобного рода методов борьбы, либо нет. Информации пока крайне мало, но взрывы, погромы и расстрелы уже можно наблюдать в трейлере. Более того, за всем этим мы вольны не просто наблюдать, а принимать участие превращая подконтрольного персонажа в террориста.

Конечно очевидным является то, что терроризм — это, в сухом остатке, лишь один из множества инструментов. Но вне зависимости от того как к нему относились в прошлом, сегодня его смело можно назвать варварским. Вы можете сказать, а как насчет партизанской борьбы? На что я отвечу, есть разница между оккупантами и легальной легитимной властью. По этой причине Сопротивление из Wolfenstein: The New Order, хоть и называется тамошними нацистами террористическим, таковым по своей сути назвать нельзя. Сложнее дела обстоят с “белками” из Ведьмака. Борьба нелюдей за независимость и свои “исконные территории” — тема непростая. С одной стороны их претензии понятны. С другой большинство представителей Старших Рас все же признают верховенство людей, обеспечивая достаточную легитимность режиму. А с третьей борьба “белок” приводит к гибели мирных жителей. Многих мирных жителей.

В общем, если рассуждать трезво, то их можно легко причислять к террористам в полном смысле этого слова. Знаю, многим это может не понравится ведь в игре они таки вызывают некоторую симпатию. Но проследите, почему? Потому что они угнетены? Этого достаточно чтобы проникнуться сочувствием и оправдать все их деяния? Но у них есть вариант жить мирно. Сосуществовать. Вместо этого они ступили на кривую дорожку в поисках ответа на вопрос “во сколько жизней можно оценить свою мнимую гордость?”. Тема сложная. Впрочем за подобные вещи мы Ведьмака и любим. Неоднозначность и мир в серых тонах без четкого всепроникающего разделения на добро и зло.

Игры — это замечательный вид искусства, Assassin's Creed, Deus Ex, Mass Effect и прочие — восхитительные серии, оттого еще интересней становится их разбирать.

Вообще я подозреваю, что есть люди, которым в принципе странно и, возможно, отчасти как-то неловко слышать рассуждения о такой серьезной теме как терроризм в контексте видеоигр. Это и понятно, опять же, накладывается то, что еще не все и не в полной мере привыкли относится к видеоиграм как к серьезному виду искусства, а не только развлечению на вечер. Тем не менее я все же настаиваю на том, что раз уж мы признаем за играми право быть краеугольным камнем мировой культуры, то должны признавать за ними способность отражать нашу с вами действительность, пусть гротескно и иносказательно, но, подчас, довольно метко.

Я еще раз напомню, что данный материал не призван обвинять игры в чём-то или в пропаганде чего-то, оно не призвано навязать какие-то выводы. Это скорее приглашение к обсуждению. А автор текста будет только рад вступить в активное обсуждение этого вопроса в комментариях.


Лучшие комментарии

Нет XCOM 2 это всё таки симулятор лидера террористической организации, потому что:
1) Ко второй части пришельцы уже как 20 лет не являются захватчиками-оккупантами. Они уже давно захватили Землю и создали своё государство. Т.е XCOM борется с правительством.
2) Все операции что проводит XCOM очень похожи на террористическую деятельность. Например: убийства и похищения политиков, подрывы заводов и памятников. Игра даже не наказывает игрока за смерти гражданских которые намеренно или случайно могут быть убиты в бою с пришельцами.
3) Большая часть бойцов XCOM имеет криминальное прошлое (прочти их биографии). Сбежавшие преступники, террористы, психи, мстители самоучки и прочие отбросы общества (биографии оправдывают существование DLC «Anarchy's Children» на все 100%).
Написано там не про всех эльфов, а всего про одну группировку. Это раз. Второе — «захватчик» не приравнивается к «террорист». И наконец Белки по своим действиям подпадают под определения террористов.
Все-таки добавили текстовую версию для тех, кто совсем уж не приемлет видео.
Дело в том, что за последние несколько лет по данной теме мною было опубликовано две научные статьи в журналах «Terrorism and Political Violence» и в «Journal of Aggression, Conflict and Peace Research». Собственно поэтому я и мню, что в теме разбираюсь (но на самом деле это ЧСВ) :)
Просто моя научная деятельность непосредственно связана с данным явлением и так хотелось хоть к чему-то придраться, но не получилось:)
А ещё тема терроризма и войны в целом очень неплохо раскрыта в серии Metal Gear Solid, где почти в каждой части главные герои угрожали миру огромным шагающим танком во имя якобы благих целей, но по сути — ради воплощения собственных безумных идей, непомерных амбиций или обиды на весь свет. Особенно показателен тут Peacewalker — хотели всех уравнять, а в итоге всё переросло в обычный террористический акт, чуть не развезавший войну.
Спасибо за годный материал, читал в частности именно текстовую версию)
во второй части приказы главному герою отдает лидер мощнейшей террористической организации.


Тут есть важный для контекста момент. Призрак не отдал Шепарду ни одного приказа за игру. Он предлагал разделить его точку зрения и воспользоваться информацией.
Охох, коллега политолог?
В таком случае я особенно доволен проделанной работой, если человек с публикациям к моему материалу докопаться не смог. :)
Не согласен с тем, что преподносится в данном видео. Все излагается с позиции терроризм — 100% плохо, все должны 100% соглашаться с большинством. Это не правильно. Что делать тем же кибернетикам из Дэус экс? Их в гетто сгоняют, лишают прав и против них идет целенаправленное насилие. В их случае терроризм это защитная реакция зажатых в самый угол людей. Я не считаю что кто-то вправе требовать от людей безропотного повиновения даже когда большинство явно занимается их физическим уничтожением. Это схоже с оправданием уничтожения евреев в Германии. НСДАП ведь тоже была легитимной властью в Германии и по логике этого видео (и блога) раз она была легитимна то уничтожение евреев тоже не является чем то плохим.
Про ГЛА так и вообще не правильно, там такая же ситуация как и в новых Вульфах. ГЛА борется против оккупации ВСЕГО МИРА силами США и Китая. Вспомните сюжет Генералов. Почему Китайские и Американские войска спокойно разгуливают и имеют базы в Казахстане? Почему войска Китая и США спокойно бомбят и ведут боевые действия на Урале? Почему Китай свободно вторгается своими силами в Узбекистан, проходит всю Россию и «освобождает» Европпу? Потому что они оккупанты и ГЛА используя партизанские тактики воюет против этих оккупантов.
Отличное видео, хорошая подача, подписался на канал.
XCOM 2 забыл упомянуть — самый что ни на есть симулятор терроризма.
Ах, ты об этом :)
Ну тут случай такой, что лучше перебдеть, чем недобдеть. В тексте даже нету названий никаких конкретных запрещенных организаций. Мало ли чего, сейчас на ютубе особенно остро стоит вопрос с хэйт спичами и всяческими спорными темами.
Замечательное видео, удачи каналу в развитии. Только оправданий можно было вставить поменьше, в самый конец, например, как заключение.

З.Ы. отдельный царский лайк за плэйлист.
Очень большое спасибо. Послезавтра будет еще одно. :)
Террор — это акт устрашения мирного населения. Справедливый терроризм — это оксюморон и подмена понятий на уровне оправданий этнических чисток третьего рейха.
Альянс уж точно считает Фримена террористом. Молчаливым психом с монтировкой в руках способным только на убийства и разрушения.
Обращение Брина к Гордону Фримену в Цитадели это подтверждает:
Скажите мне, мистер Фримен, если сможете. Вы так много разрушили. Создали ли вы хоть что-нибудь? Можете назвать хоть одну вещь? Я так и думал.
Очень хороший пост. Отдельный плюс за текст — гораздо удобнее, чем видео.

А терроризм — да, в первую очередь инструмент. Точно так же как и религия. И то и другое способно сильно повлиять на общество, но есть много нюансов, сомнительных с моральной точки зрения. Действительно жаль, что в играх, которые затрагивают подобные темы, она чаще всего не раскрыта.
Читай также