17 июня 2017 17.06.17 1 37K

ТАЧКИ 3 или проблемы «детскости» в кино про антропоморфных машинок (мнение)

-6

Тачки… Как много в этом слове! С 2006-ого года эта франшиза радует нас годными мультипликациями о бытовухе антропоморфных спортивных (и не только) тачек. Первые Тачки, Тачки 2, даже серия короткометражек про Метра и его байки – всё это лично мной воспринималось и воспринимается по сей день крайне положительно. Качество анимации, годный юмор, захватывающая история (особенно это прослеживается во второй части франшизы), ну и конечно же – то, на чём зиждется вся серия – биты персонажей. Ведь если в первой части можно было придираться к простенькому и штампованному сюжету, а во второй – к через-чур комичному и уж крайне несерьёзному главному герою, то сложно спорить с тем, что на протяжении всей истории серии образы персонажей всегда были интересны и на достойном уровне (даже по меркам детского мультика) раскрыты. Они всегда были ясны зрителю вне зависимости от того, сколько зрителю лет. За персонажами вольно или невольно всегда было интересно наблюдать. Ты мог ассоциировать себя с ними. На мой взгляд – это самая сильная часть мультфильма. Что же с новыми Тачками? А с ними всё, как всегда. И на третий раз это уже не совсем однозначный плюс. О чём я?

Начнём с положительных сторон. Анимация по-прежнему радует. Качество картинки если не сильно заметно растёт, то уж точно не падает. Тон истории о Молнии Маккуин сменился с солнечного и яркого, на более серый и тусклый. Вперемешку с яркими и красочными сценами теперь присутствуют и сцены весьма нейтральных тонов, я бы даже сказал полу-мрачные, навивающие серьёзностью и какими-то зачатками драмы. Гамма, как вы поняли, теперь не столь однозначная, что в какой-то степени символично. И это тот момент, с которым трейлеры точно не обманули, что не может не радовать, однако, далее по списку всё будет не столь хорошо и однозначно.

Гибрид Ferrari и Lamborghini соревнуется с гибридом Dodge Viper и Mazda MX-5. Выглядит всё это действительно красочно и ярко!

Нынче сюжет картины крутиться вовсе не вокруг конфликта двух друзей или избавления от звёздной болезни. Картина не пытается быть столь однозначной стёбной комедией. Теперь всё куда серьёзнее. Маккуин сталкивается с жестокой реальностью – он устарел, и ему на замену приходят новички, которые с лёгкостью вырывают у него из шин статус чемпиона, заставляя Молнию копаться в себе и весь фильм пытаться доказать, что он ещё на что-то годен. Всё это действо, конечно же, происходит не в вакууме, а потому, помимо собственных сомнений в самом себе, на Спорткар сваливается и общественное мнение, которое лишь прибавляет сомнений и дизморалит уже далеко не юный Автомобиль. Да, в целом сюжет и без шуток не обходится, однако значительная часть уделена личностной драме протагониста, что радует. Радует так же и то, как показан так называемый автомобильный социум, который представлен «толпой», что следует за всем новым без оглядки на «подумать». Это неплохое решение – добавить в мультфильм частичку жестокой реальности на пару с весьма жирной, но всё ещё актуальной аллюзией на наше с вами общество, однако, на этом смелость сценаристов заканчивается, и вот уже из этого вытекает то, что называется «Как есть – неплохо, но могло бы быть и лучше», но забегать вперёд я не стану.

Возвращаясь к похвалам – персонажи. Как я и упомянул ранее – персонажи всегда были сильной стороной франшизы и 3-ая часть приключений Молнии Маккуин – не исключение. Главный протагонист (то бишь Маккуин) снова отлично раскрыт с какой-то новой стороны. Его самокопания, его попытки доказать в первую очередь самому себе, что он ещё не сдулся, его страх перед неизбежным забвением в мире спорта – всё это показано просто превосходно. Тебе интересно за этим наблюдать, ты сопереживаешь герою. С протагонистом в этом плане всё замечательно. К сожалению, далеко не все новоприбывшие персонажи могут похвастаться тем же. И если Круз Рамирес – это персонаж тоже достаточно раскрытый, хотя и слегка заштампованный со своими комплексами, вытекающими из того, что в неё никто не верит, то вот с остальными героями мультфильма всё не настолько хорошо. Новый антагонист – 2 минут, 2 фразы, ноль образа. Остальные новые персонажи (бывшие чемпионы, нынешние гонщики, и т.д.) – это просто очень красивые 3D-модельки очень дорогих и/или раритетных машин, некоторые из которых и 2-ух фраз не сказали, что уж там о каких-то образах говорить, за исключением лишь бывшего механика/тренера Дока Хадсона, в (оригинале его зовут Smokey, а вот как его обозвали в нашем дубляже я уж и не вспомню) поскольку это самый яркий персонаж из остальной массовки хрен знает, какого плана. На этом плюсы у картину заканчиваются. Что же до минусов?

А это Мэтр. И в новых Тачках его куда меньше, чем обычно. Плюс это или минус — решать вам. Я вот больше переживаю за то, что за весь фильм Маккиун ни разу не произнёс своё коронное «К-чау!»

Начну с лайтовых недочётов. И тут у меня претензии не к создателям мультфильма, а к нашим прокатчикам. На протяжении всего фильма периодически мелькает халтура на уровне перевода/адаптации имён, халтура на уровне липсинка и самый, видимо, страшный сон всех режиссёров дубляжа, актёров и Дениса Карамышева (ака. Админ МДК, Сладкий Пидрила и т.д. по списку) – акцент в нашем дубляже. С липсинком всё не так плохо, мною было замечено всего-то пару моментов, где наши актёры/укладчики ну прям совсем в губы не попадают, однако осадок даже от такой мелкой халтуры всё равно остаётся. Переходя к именам – переводчики либо не сильно старались адаптировать, либо не старались вообще, поскольку есть ряд персонажей, чьи имена были изменены и с оригиналом мало общего в итоге имеют, что не есть хорошо. Ну и самое страшное – обратите внимание на имя главного персонажа второго плана – Круз Рамирес. Это молоденькая тачка, которая своим именем так и намекает на имеющийся у неё акцент (и в оригинале, если я не ошибаюсь, у неё таковой имеется), но вот в нашем дубляже она говорит на чистом русском без каких-либо вообще намёков на своё не самое чистое произношение. Забавно, что у того же Луджи и его друга акценты имеются (пускай и сатирически-карикатурные, но имеются). В чём была проблема и мисс Рамирес акцентов наделить – не ясно. Ну да ладно. Восприятие это, конечно, портит, но не критично. На этом лайтовые минусы заканчиваются. Возвращаемся непосредственно к нашим Тачкам.

Но, не смотря на халтуру и просчёты, наши локализаторы иногда не хуже сценаристов оригинала способны доставить немного рофлов. Вот вам пример. Есть мнение, что локализаторы отлично понимали, на какую аудиторию рассчитан фильм, а потому отрывались как могли...

Концепция чеховского ружья очень часто используется как в литературе, так и в театре на пару с кинематографом. Приём этот весьма действенный и при умелом использовании свой эффект оказывает. Причём тут Тачки 3? Знаете, не так давно (да, я человек, у которого и 2015-ый год был не так давно) Бэдкомедиан выпустил обзор на Притяжение за авторством Фёдора Бондарчука, где высмеял тот факт, что некоторые элементы и эпизоды повествования ни на что не влияют и фильму вовсе не нужны. Бэд обозвал это явление «Ружьём Бондарчука». Знаете, я, кажется, нашёл нечто противоположное этому ружью — «Выхлопная труба Диснея» назовём это так в рамках рецензии на фильм про живые машинки. В чём суть концепции этой выхлопной трубы? Да в том, что некоторые элементы в фильмах от Дисней (и в частности, в Тачках 3), которые призваны являться тем самым «ружьём» не просто повешены на стену, они заявляют о себе (буквально выбрасывают зрителю клубы выхлопных газов в лицо), чтобы он не дай бог не не заметил их раньше времени. Я серьёзно. Все крючки/ружья/выхлопные трубы в фильмы либо слишком клишированные, либо через чур сильно привлекают к себе внимание, из-за чего концепция чеховского ружья рушиться к херам. Лично я заметил и, как оказалось потом, угадал абсолютно все таковые элементы из-за чего даже финальный твист не кажется столь неожиданным. Это серьёзнейший просчёт сценария и позиционирования в определённых сценах. За такое ни один зритель (даже самый недогадливый), как мне кажется, спасибо не скажет. Это весьма и весьма жирный минус, скажу я вам. Даже если рейтинг у фильма «6+» — это ещё не значит, что на него пойдут не самые догадливые люди, а дети и вовсе не обратят на это внимание. Мультипликация – это всё ещё искусство, на какую бы аудиторию это искусство рассчитано не было!

Фууух! Ну всё. Кажись, с более-менее объективными минусами разобрались. Переходим к тому самому «Как есть – неплохо, но могло бы быть и лучше». И действительно. Тачки 3 – это неплохой, удобоваримый мультфильм, в котором есть свои положительные стороны, и которые, слава Христу, перевешивают минусы. Я не могу сказать, что Тачки скатились, но и лучше они не стали. А вот могли бы стать? Могла ли серия получить своё финальное развитие и, вероятно, на этом закончить франшизу? На мой взгляд – ещё как ДА! Проблема лишь в одном – рейтинг фильма. Создатели Тачек слишком уж боятся отойти от формата ну совсем детского мультика, в который они, как ни странно, порой добавляют не самые детские посылы. И вот тут очевидно, что студии не хватает смелости. Да, именно смелости. Просто представьте, насколько бы лучше могли бы быть Тачки 3, если бы из местами через-чур семейно-детского мультфильма превратились бы в относительно серьёзную (вероятно, спортивную) драму! Повторюсь, то что есть – неплохо, но почему не пойти дальше? Почему не показать закономерный итог совокупности отношения гнилого социума мира Тачек и личностного кризиса того же Молнии Маккуин? Почему не показать, что бывает, если кто-то не знает, когда вовремя остановится, когда кто-то настолько зависим от мнения «толпы», что готов пойти на всё ради того, чтобы оправдать чьи-то ожидания? Почему не умертвить Молнию Маккуин? Такой исход был бы просто бомбой! Сильнейший и серьёзнейший посыл на пару с серьёзной драмой. «Ну это же детский мультик, так нельзя, не по рейтингу!» — Пффф. Король Лев – это тоже детский мультик. Бемби – это всё такой же детский мультик. «Войны Клонов» — точно такой же сериал, ориентированный всё ещё на детей. Есть и другие картины, ориентированные на детей, но содержащие в себе драму. Они своей аудиторией и своим рейтингом не оправдываются, потому что «Ну это же детский мультик…» — это не оправдание. Да, вероятно, страх отойти от зашкаливающей детскости объясняется нежеланием потерять какую-то часть аудитории и прибыли, однако именно это и мешает серии развиваться в данный момент. Хотя, казалось бы, так называемые «олд-фаги» и фанаты первых частей тачек сейчас находятся в возрастном промежутке между 15-ю и 20-ю годами и вполне себе способны уловить и переварить какой-то более сложный посыл, чем тот, что есть в Тачках сейчас. Эти люди и могли бы составить тот костяк людей, которые восполнили бы ряды потенциальных зрителей, но всё это лишь предположения, спекуляции и прочая ересь, так что сильно серьёзно мои мечты и надежды лучше не воспринимать.

Эх, а какой бы мог выйти поворот. Действительно неожиданный, нереально крутой, позволяющий задвинуть такой посыл, что… Эх, мечты-мечты!

Что же мы имеем в итоге? Имеем замечательную франшизу, которая всё ещё не скатилась, но которая толком и не развивается. Имеем неплохой триквел со своими положительными моментами, не самыми тривиальными сюжетом посылом, и хорошо проработанными персонажами (пускай этих персонажей в новых Тачках всего и два, но они есть, и для мультфильма с рейтингом «6+» их образы не столь просты, насколько могли бы быть). Очень жаль, что из-за страха потери какой-то части прибыли и аудитории серию, вероятно, ожидает стагнация и дальнейшее скатывание. Переходя к оценке – 7/10. Фан-сервис, юмор, персонажи и яркая картинка – это, конечно, хорошо, но серия, на мой взгляд, нуждается в свежем (более серьёзном) взгляде на саму себя со стороны сценаристов.

P.S Всё, выше написанное — моё личное мнение, не претендующее на звание истины в последней инстанции!
#ДокХадсонЖив


Лучшие комментарии

Читай также