В марте этого года я получил ключ к ЗБТ (закрытому бета-тесту) игры «Гвинт». CD Projekt RED вместе с этим бесплатно предоставила игру The Witcher: Enhanced Edition (как сами разрабы написали, просто потому, что они любят Меня :)). 3 июня я наконец-то я прошёл её и готов поделиться своими впечатлениями.
Примечания
1. Игра Witcher вышла в 2007 году, когда были совсем другие стандарты качества.
2. Я проходил игру на сложном уровне сложности, так что все претензии к боёвке и прочим вещам относятся только к этому уровню сложности, что на других я не знаю.
Оправдание для геймплея
Сюжет. The Witcher — прежде всего игра по мотивам серии романов Анжея Сапковского «Сага о ведьмаке». На момент создания игры существовало 7 книг из этой саги (сейчас их уже 8), последняя из которых заканчивалась без всякого намёка на продолжение истории Геральта из Ривии (это если без спойлеров).Но несмотря на это мы всё равно играем за Белого волка, единственного в своём роде седого ведьмака, укротителя чудовищ и чародеек.
Игра начинается спустя некоторое время после окончания событий, описанных в 7-ой книге. Нас, лежащим без сознания, находят другие ведьмаки и отвозят в Каэр Морхен, где оказывается, что у Геральта амнезия. Хоть и начало оставляло очень много вопросов, однако таким образом разрабы смогли заманить новую аудиторию, которая без проблем смогла играть.
Из-за амнезии Геральт практически ничего не помнил, в том числе то, чему его научили в Каэр Морхене, вследствие чего ему во время игры посредством книг и свитков придётся вспоминать чудовищ, рецепты эликсиров и алхимические компоненты (добываемые из чудовищ и растений). Также в игре есть магия, а если быть точнее, ведьмачьи знаки: аард, игни, квен, ирден, аксий, первому из которых вас обучат в прологе, остальные ведьмак будет изучать по ходу игры, дабы ими можно было пользоваться в бою и зажигать костры, не расходуя кремень. Это, малого такого что привнесло дух исследования в игру, но подстегнуло новых игроков читать книги, описывающих не только перечисленные выше вещи, но и подробности о мире ведьмака.
Стоит также отметить внимание к первоисточнику. По ходу игры вы встретите наёмника, восхваляющего Лео Бонарта, корчмарь расскажет трогательную историю Цири, а другой ведьмак предположит, что некогда вы сломали ногу. Такие мелочи кого-то ещё сильнее погружат в мир ведьмака, а другим напомнят о прочитанном в книгах.
Единственным минусом сюжета, как по мне, является цикличность. Весь сюжет разбит на пролог, 5 глав и эпилог. Однако, если пролог и эпилог проходятся на одном дыхании, то главы можно чётко разделить на части (завязка, кульминация, развязка). Причём завязка, как правило очень долгая и достаточная скучная, а кульминация вместе с развязкой фактически ставят точку в достаточно длинном куске приключений Геральта (собственно самой главе). Из-за этого игра кажется затянутой, вследствие чего между главами очень легко отойти от игры и не скоро вернуться, попутно забыв обо всём произошедшем. Если верить GOG, где мне и подарили игру, я провёл в игре меньше 10 часов, однако мне удалось растянуть игру почти на 3 месяца! Также из-за этого к концу плюёшь на доп. квесты, так как хочешь, чтоб всё поскорее кончилось.
На заборе не усидишь
Ролевая система. По ходу сюжета вам будут встречаться всё новые и новые персонажи, у каждого из которых будут свои мотивы и взгляды на вас и ваши действия. Более того эти самые персонажи будут постоянно между собой конфликтовать, а вы будете выбирать ту или иную сторону. Конечно, вы будете вольны и сохранять нейтралитет, однако я лично не вижу в этом смысла (да и в этом случае в конце придётся воевать не за своих, а тупо со всеми, что не очень-то приятно).
В игре не будет очевидно правильных или же неправильных решений, однако все они будут иметь долгоиграющие последствие и влияние на сюжет и концовку (их всего 3). Более того, когда всплывут последствия вашего выбора, вы увидите с любовью нарисованную картинку!
Вот одна из них
Более того, по ходу игры можно будет как убивать, так и щадить некоторых чудищ. С одной стороны с них падает какой-нибудь ценный ингредиент, из которого можно приготовить уникальный эликсир, с другой они, возможно, станут вашими друзьями и верными помощниками.
Единственное, что не понравилось мне, это то, что как бы главные редиски не пытались вас переманить на свою «тёмную» сторону, Геральт, как истинное бревно, невероятно брутальным голосом Владимира Зайцева с pokerfaceом сначала пошлёт их куда подальше, а потом начнёт бить им морду.
О, как горит мой очаг
Боевая система. Это полный п*здец. Реально, я не понимаю, какими ещё словами можно описать это. Witcher — это слэшер, то есть ваш герой, как и подобает ведьмаку, будет драться на мечах и лишь изредка на кулаках (но об этом позже). Помимо этого можно также пользоваться магией, то есть использовать 5 знаков (как и было подмечено выше).
Ну, во-первых в игре есть 3 стиля боя: медленный, быстрый, групповой. Последним вы будете пользоваться где-то 60 — 80% времени, 2-ым — 15 — 35%, и лишь жалкие 5 — 10% 1-ым. Почему? Да потому, что большую часть времени вы дерётесь больше чем с 1 противником. Иногда, конечно, вы дерётесь и с 1, в основном это битвы с боссами (и то не все), однако в этом случае вы будете чаще всего использовать быстрый стиль, потому, что большинство врагов интуитивно заставляют это сделать. Более того вы будете делать это и из осторожности, так как лучше дольше мутузить врага, чем между ударами получать оплеухи.
Во-вторых ближе к концу будут появляться такие враги, которым будет либо насрать на то, что вы их бьёте, либо они будут настолько быстры, что будут вставлять свои удары между вашими, я подчёркиваю, быстрыми атаками.
В-третьих присутствует еб*чия система эффектов. В игре на вас могут наложить такие эффекты, как: кровотечение, нокдаун, ослепление, боль и т. д. Они крайне мощны, так как большинство из них временно не дают ведьмаку ничего делать. Казалось бы, такие эффекты должны накладываться сильными ударами врага, но нет. Всё это выполнено через жопу (разве что кроме кровотечения). В большинстве случаев эти эффекты будут накладываться, когда неожиданно ваш противник извергнет «ауру» которая наложит 1 из этих эффектов. Либо (но это я заметил лишь у 1 босса) у вашего противника таки будет сильный удар, накладывающий какой-либо эффект. Однако, когда врубается анимация этого мощного удара, вы уже ничто не сможете сделать. Если вы попытаетесь отбежать или прервать этот удар, эффект всё равно наложится. С этим ничего не сделаешь!
Следует отметить, что у каждого эффекта, как положительного, так и отрицательного, есть время действия написанное, я подчёркиваю, в часах и минутах, однако это время будет уходить гораздо быстрее. К примеру, заявлено, что эффект от эликсира «ласточки» действует в течение 2 часов, однако он действует 20 — 30 минут! Нах*я так было сделано?!
В результате из-за этих 3-ёх вещей игра поначалу кажется крайне сложной (особенно на высоком уровне сложности). Но это не так. Всё что нужно нужно, это забыть, что вы супер убийца с молниеносными рефлексами и иммунитетом почти ко всему, и представить, что вы маг. Я не знаю, как обстоят дела на других сложностях, но на сложном только так можно пройти игру. Вы просто, пока копится энергия и восстанавливается здоровье, бегаете от врагов, а после наносите удар знаками и несколько быстрых тычков. Думаю, вы сами догадались, насколько в этом случае «интересными» становятся бои.
«Мать всех наук» — Калькштейн
Алхимия. Как и было сказано выше в течение игры ведьмак будет находить книги и свитки, в которых будут описываться алхимические ингредиенты и эликсиры. И вы вольны (а на высокой сложности и должны) готовить эликсиры из добытых ингредиентов.
Для любого эликсира требуется основа, которой служит высококачественный алкогольный напиток, и ингредиенты (индивидуально для каждого эликсира). Однако, этого мало для приготовления эликсира. Необходимо будет также найти костёр и помедитировать рядом с ним. Во время этой медитации и готовятся все эликсиры.
Стоит отметить, что, есть 4,5 реально полезных эликсира. Среди них: ласточка, филин, белый мёд, кошка и, тот что 0.5 — ива (так как я много про неё слышал, но рецепта я так и не нашёл :().Все остальные бесполезны почти полностью.
Также в игре есть масла и даже бомбы, однако 1-ые увеличивают урон по группе противников (вроде трупоедов, вампиров и т.д.) из-за чего крайне ситуативны, а 2-ыми я вообще не пользовался.
Развлечения
Мини игры. В игре их 2 вида: кулачные бои (во время которых ведьмак дерётся без мечей) и игра в покер с костями. Все они хорошо разбавляют игру и дают шанс отвлечься от основной сюжетной линии, однако ничего особенно примечательного в них нет.
Мир, дизайн окружения, музыка
Мир. Мир игры Witcher полон многих интересностей. В нём вы встретите множество персонажей, как знакомых, так и новых, многие из них дадут вам интересные доп. задания. Но, даже с просто стоящим рядом NPC тоже может перекинуться с вами парочкой фраз.
У большинства локаций есть 2 состояния: безопасное и опасное. Эти состояния привязаны к местному времени. Поэтому, если днём всё светло, радужно и безопасно, то ночью просыпаются опасные твари, готовые убить любого неосторожного. Однако, есть локации, которые опасны всегда (к примеру болото) и наоборот (к примеру замок короля).
Стоит также отметить, что у большинства второстепенных персонажей нет уникальных моделек, из-за чего по городам гуляют где-то 10 — 15 однотипных людей. Я бы мог также рассказать про заборы, которые не в состоянии перепрыгнуть Геральт, но всё это такие мелочи, что о них даже заикаться не стоило.
Дизайн окружения. Он шикарен. Игра генерирует море красивейших пейзажей. От игры 2007 года я ожидал гораздо меньше.
Вот один из таких пейзажей
Музыка. Думаю вы и сами слышали, как хвалят все музыку в Witcher и как много наград за это было получено. От себя добавлю, что мне музыка понравилась, а из-за скоротечности игры надоесть не успела.
Конец
Итог. В результате мы имеем: интереснейший, но цикличный сюжет, толковую ролевую систему, отвратительную боёвку и бои как следствие, полный интересностями мир, замечательный дизайн мира и музыку.
Лично мне понравилась Witcher и я могу смело рекомендовать её пройти вам на, подчёркиваю,среднем или низком уровне сложности. В ином случае вы лишитесь кучи нервом и времени, так как по ходу игры поменять сложность нельзя.
Ну что ж, с вами сегодня был я, Пётр Любар. Прошу не судить строго, так как это мой 1-ый обзор. Всего вам доброго!
P.S. Все скриншоты, которые я вставлял в обзор, были найдены мною в Интернете, так как я не знаю, как делать скриншоты в играх. Буду рад, если вы подскажите в комментариях. И ещё, 9 июня у меня будет День рождения. Поздравления на словах принимаются там же :).
Лучшие комментарии
Но проблем хватает, например на болтах постоянно спавнятся эти ёбаные утопцы, эхинопсы и иная дичь. Это просто маразм какой-то, 100 метров не пробежать, чтобы они не напали. Ну и ещё некоторые недостатки, что упомянул автор. Но в целом игра хороша, сессия кончится, непременно перепройду все 3 части.
Однако, я не считаю это своей виной. Повышение уровня сложности должно давать игроку испытания, вызов, или же, как это модно сейчас называть, challenge. Приведу пример, возьмём шутер. На низком ты можешь тупо валить всех, на среднем ты так или иначе должен укрываться от вражеских пуль, пытаясь выбрать наиболее удачный момент, чтоб начать палить в ответ. На высоком же шутер должен приобретать тактичность, а вы должны действовать разумно: обходить врагов с фланга, использовать особенности ландшафта и т. д. Я конечно привёл пример «идеального» шутера, но так или иначе разработчики должны стремится к этому.
В Witcher же на высоком уровне сложности нет challengeа, она просто превращается в тупое кружение вокруг врага в ожидании восполнения жизек и энергии. Более того, теряется ощущение, что вы ведьмак. Вы превращаетесь в чародея-дилетанта с мутациями.
Я прям специально сейчас нашёл выпуск разбора полётов про игру «Wet». Цитирую Василия Гальперова: «На высоком уровне игра абсолютно не сбалансирована, она начинает ломаться, она начинает неправильно играть сама в себя, геймдизайнерские пути, по которым игрок должен идти, они ломаются к чертям потому, что ты умираешь, когда идёшь по ним, приходится как-то криво очень эти моменты проходить, просто „абьюзить“ (не до конца понял, что это значит) какие-то вещи, и это так не должно быть». Случай с Witcher очень похож. И я так же считаю, что так не должно быть!
Надеюсь, что смог объяснить и аргументировать своё видение. В любом случае, мне приятно, мой обзор заставляет людей спорить. Так, как мне кажется, и должно быть. Спасибо за комментарий!
Где-то рядом должна лежать ссылка на ISO-образ диска с патчами и демо-версиями игр.