14 мая 2017 14.05.17 1 3135

Иные цивилизации космоса [Записки старьевщика]

+6

Человек замкнут в собственном мировосприятии. Подходя к какой-либо проблеме, человек анализирует её, основываясь на собственном жизненном опыте и на тех знаниях, которые человечество накопило за тысячелетия своего развития. Этот подход позволяет человечеству двигаться в будущее, развивать науку и культуру, модернизировать средства производства и общения, даёт возможность более эффективно использовать своё время. Однако он же накладывает свои ограничения на наше виденье мира. Начиная интересоваться какой-либо темой, мы в первую очередь ищем источники информации, позволяющие наиболее быстро изучить проблему. Зачастую, в угоду простоты и понятности такие источники излишне упрощают вопрос, низводя его до уровня легкого к восприятию мифа. Мифа имеющего практическую ценность только тогда, когда он пропущен через сито критического анализа и законов логики. Но массовому сознанию не свойственен критический анализ, лишь единицы, по-настоящему интересующиеся вопросом, способны на это. А потому сегодня массовое сознание оперирует мифами, не позволяющими объективно и предметно подходить ко многим проблемам, как насущным, так и возможным в будущем. Это касается как научной сферы, так и сферы общественной жизни. Человек же, как существо биосоциальное, зависим от массового сознания общества, поэтому на веру принимает многие мифы, некоторые из которых даже противоречат законам логики.
Космос так же находится в плену подобных мифов. Размышляя о нем, мы мыслим категориями, заложенными в нас массовой культурой. Приведу один из наиболее очевидных примеров: образ иных цивилизаций и контакт с ними. Вы когда-нибудь задумывались, как они должны выглядеть? Большинство людей с ходу ответят, что либо инопланетяне должны быть подобны человеку внешне, либо похожи на людей по принципу своего мышления и социального устройства общества. Однако так ли это?
Человек в частности и человечество в целом сформировались под воздействием ряда определенных факторов, каждый из которых оказал влияние на развитие человека. Наличие или отсутствие этих факторов кардинально изменяет человеческую сущность и мировосприятие. Нормальное атмосферное давление Земли составляет 101325 Па. Благодаря такому давлению люди сформировались как существа гуманоидного типа, обладающие подвижными конечностями и достаточно гибкой опорно-двигательной системой. Плотность окружающей среды позволяет передавать механические колебания на небольшое расстояние с малыми помехами, поэтому тип устройства органов восприятия человека позволяет передавать и принимать звук. Земля долгое время была полна различных хищников, смертельно угрожавших человеку, поэтому люди на протяжении тысячелетий формировалась в жесточайших условиях естественного отбора, а потому обладают мышлением, способным быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Это наиболее очевидные примеры того как условия среды повлияли на формирование человека, но измени хотя бы один из них, и в определение слова человек сегодня мы бы вкладывали совершенно иной смысл. А таких факторов миллионы. Иные условия окружающей среды вкупе с совершенно отличным от человеческого путем эволюционного развития сводят на нет возможность того, что инопланетяне хотя бы отдаленно могут быть похожи на людей. Как в плане мышления, так и в плане существования.

Земля, колыбель человечества
Литература является наилучшим источником информации в этом плане. Так как действительных контактов с иными цивилизациями человечество не имело, а в космос летали лишь единицы, тема контактов с иными цивилизациями лежит в плоскости умозрительных заключений, что дает фантастам фору в плане её анализа, формирования и наполнения. Вообще в литературе тема контактов с иными цивилизациями довольно подробно описана, десятки писателей работают на ниве научно-фантастических произведений. У каждого из них есть собственный стиль, перед каждым стоят определённые задачи, но за годы существования этой темы у писательского сообщества сформировалось несколько подходов к описанию иных цивилизаций и к их практическому применению для развития сюжета. На сегодняшний день можно выделить три концепции использования иных цивилизаций в литературе.
Первая. Внеземная цивилизация похожа по типу своего устройства на человеческую, отличия если есть, то незначительные. Произведения, использующие эту концепцию, обычно сфокусированы на анализе человеческих проблем, иная цивилизация выступает в них как соперник людей, конкурент человечеству в нашей экологической нише, сравнивая себя с которым фантаст размышляет на проблемные вопросы устройства человеческого общества. В произведениях такого типа нередки прямые аналогии с человеческой историей. Примером хорошего произведения использующего эту концепцию можно назвать дилогию романов «Звездные тени/Звезды-холодные игрушки» русского писателя Сергея Лукьяненко. В своих романах он умышленно обостряет насущные проблемы человечества путем вовлечения людей в галактическую жизнь. Люди вырвались в космос, начали его активно осваивать, однако столкнулись совершенно не с тем, чего ожидали и о чем мечтали. Покинув Солнечную систему, люди встретили жесткое сопротивление. Галактика поделена между сильными мира сего и новый игрок на галактической арене не обрадовал никого. Человечество подлежало уничтожению. Однако люди оказались полезными сильнейшим расам, а потому избежали этой участи. Более того они смогли встроиться в жесткую капиталистическую систему галактического общества. Правда, не в роли господствующих субъектов политики, а в роли наемных работников, не имеющих права голоса в галактическом совете. Обострение человеческих проблем с помощью выведения их на совершенно иной уровень позволило Сергею Васильевичу провести краткий анализ нашей недавней истории, дать оценку нынешней системе устройства человеческого общества и спрогнозировать её будущее при усугублении нынешних проблем.

Классическое представление людей об иных разумных расах
Вторая. Внеземная цивилизация обладает другим типом организации разума, имеющим аналоги в окружающей человека природе. Благодаря этому люди могут понять тип её устройства и обладают возможностью, пусть и не без проблем, контактировать с ней. За другой способ устройства разума наиболее в таких произведениях обычно принимают организацию жизнедеятельности у насекомых: существуют единые центры принятия решений и отдельные особи, обладающие минимальным уровнем сознания и выполняющие поставленные перед ними задачи. В таких произведениях фантасты делают акцент на вопросах сосуществования и взаимопонимания разных соседствующих видов. Зачастую, апеллируя к опыту человеческой жизни, писатели делают главной составляющей такого сосуществования с цивилизацией подобного типа конфликт разной степени тяжести. В данном случае конфликт происходит не на фоне конкурентной борьбы в экологической нише, а на фоне фобий и страхов людей перед чужим, непонятным и угрожающе опасным. Наиярчайшим примером произведения использующую вторую концепцию является роман Орсон Кард «Игра Эндера». На Землю совершается несколько нападений насекомоподобной расы. Пережив многомиллионные потери во время первого вторжения, люди организуют сопротивление во время второго, и, сплотившись вместе, уничтожают нападавших. После кровопролитной войны все ресурсы Земли были брошены на создание защиты, способной отразить новое нападение. Все локальные конфликты были заморожены до лучших времен. На место национальным правительствам пришел международный космический флот, управляемый триумвиратом: Гегемоном, политическим лидером объединенного правительства Земли, Полемархом, главнокомандующим флота, и Стратегом, главнокомандующим войск защиты Солнечной системы. Важнейшей частью любой армии является управляющий состав. Это прекрасно понимали в МКФ, поэтому по всей Земле была запущена программа по набору гениальных детей, самых лучших из которых отправляли в Боевую школу, где их готовили к руководству флотом. Повествование в книге идет от лица одного из воспитанников этой школы — Эндрю Виггина, обладающего высокими аналитическими способностями. Благодаря этому роман выделяется среди других произведений этого жанра, подобный ход позволил автору сменить акценты в своем произведении. Мир взрослых людей, военных при исполнении, глазами ребенка. Ребенка, будущее которого было предопределено в момент его рождения, ребенка потерявшего детство и не имеющего права на ошибку. Такой подход наложил свои ограничения на происходящие в романе события и на проблемы, затрагивающиеся в произведении, однако это не помешало писателю обозначить многие болезненные точки человеческого общества, кризисные моменты нашего мироощущения и неимоверный страх перед тем чего мы не понимаем. Контактов с другой расой в произведении минимальное количество, но это не помешало фантасту раскрыть проблематику взаимоотношений с иными расами.

Жукеры, насекомоподобные инопланетяне
Третья. Внеземная цивилизация, полностью отличающаяся от человеческой, как в плане мышления, так и в плане существования. Аналоги в окружающей человека природе отсутствуют, контакт с данными разумными существами невозможен. В произведениях данного типа писатели обычно отстраняются от насущных проблем и переходят к философским вопросам нашего существования. Произведения, использующие данную концепцию, наиболее редко попадают на полки книжных магазинов, однако если попадают, то зачастую становятся бестселлером. Наверное, самым известным произведением написанном в данном ключе является роман польского писателя Станислава Лема «Солярис». Люди осваивают космос на протяжении долгого времени и не встречают никаких признаков разумной жизни. Человеческие колонии растут и ширятся, пока однажды люди не натыкаются на планету Солярис. Планету, которой по законам физики существовать не должно. Планета находится вблизи двух небесных светил, каждой из которых влияет на орбиту планеты таким образом, что рано или поздно она должна была упасть на одну из звезд. Естественно, такое открытие не на шутку разогревает научную среду — на планету тут же отправляется десант ученых. По прибытию оказывается, что практически всю поверхность планеты занимает океан. Причем не обычный океан, а обладающий разумом. Во время нахождения на планете ученых обнаруживается, что разумный океан способен образовывать на своей поверхности организовывать замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Дальнейший анализ электромагнитных и гравитационных волн, излучаемых океаном, выявляет некоторые закономерности. Более того, выясняется, что океан стабилизирует орбиту планеты, не позволяя ей столкнуться ни с одной из звезд. Сомнений в разумности океана у ученого сообщества нет. Ученые пытаются связаться с этим разумным организмом, но не одна из попыток контакта с разумным океаном не увенчивается успехом. Ученые строят десятки теорий, как и почему, выдвигают идеи разного пошиба и качества. Появляются люди, пытающиеся обратить соляристику в религию, кто-то начинает заявлять, что океан и вовсе не разумен, но не в силах доказать ни одно предположение ученое сообщество начинает отстраняться Соляриса. Постепенно людской интерес к планете начинает спадать, а после смерти ученых в невыясненных обстоятельствах и вовсе сходит на нет. На лицо кризис соляристики как науки и как идеи. Именно в это время на планету отправляется молодой ученый Крис Кельвин. По прибытию на Солярис ученый встречает апокалиптическую картину. Станция, выстроенная когда-то учеными и зависшая над поверхностью океана, находится в запустении, один из обитателей станции мертв, а два других постепенно сходят с ума. Молодой ученый пытается разобраться в происходящем, но он еще не знает, что океан пошел на контакт с людьми. Скоро Крис в полной мере ощутит на себе влияние иного разума. Станислав Лем решительно отходит от классических научно-фантастических произведений. Его произведение совершенно об ином. «Почему люди решили, что космос должен быть похож на них?» — именно этим вопросом можно охарактеризовать книгу Станислава Лема. В романе «Солярис» писатель выходит за рамки обычного представления о разумной жизни, затрагивая базовые представления человека об окружающей его природе. Создав совершенно иной разумный организм, писатель подробно объясняет, что не так с представлениями людей о космосе, почему мы так стремимся в космос и что не так с нашим целеполаганием. Наиболее полно и цельно позицию автора по этим вопросам формулирует один из главных героев его произведения:

Мы отправляемся в космос приготовленные ко всему, то есть к одиночеству, борьбе, страданиям и смерти. Из скромности мы не говорим этого вслух, но думаем про себя, что мы великолепны. А на самом деле, на самом деле это не всё и наша готовность оказывается недостаточной. Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, хотим только расширить Землю до его границ. Одни планеты пустынны, как Сахара, другие покрыты льдом, как полюс, или жарки, как бразильские джунгли. Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Достаточно одного этого, и он-то нас уже угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого, в то же время по ту сторону есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. А ведь мы принесли с Земли не только дистиллят добродетели, героический монумент Человека! Прилетели сюда такие, какие есть в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность — не можем с этим примириться.

Солярис, разумный океан
Впрочем, все эти подходы являются условными, писатели, избирая любой из них, вовсе не ограничены какими-либо рамками. В своих произведениях он царь и бог, у него есть определённая идея и он, используя имеющиеся возможности и методы, развивает её и доносит до людей. Апелляция к космосу и контактам с иными цивилизациями, лишь один из методов писателя, ведь описывая внешний контур событий, взор автора всегда направлен внутрь, на человека. Что, впрочем, отнюдь не мешает писателю, а вместе с ним и читателям, задумываться о том какие могут быть иные цивилизации и о том, какое будущее нас ожидает. Человеческое мировосприятие всегда ограничено какими-то рамками, а общественное сознание всегда полно различных мифов, но это совсем не означает, что отдельные люди не способны к критическому анализу и объективному восприятию реальности.


Лучшие комментарии

Читай также