Слово в защиту «Андромеды»
Чуть запоздало, но я хотел бы поделиться своими впечатлениями насчет недавно вышедшей «Mass Effect: Andromeda». Встать на защиту, так сказать. Прохожу ее потихоньку, и в целом игра мне нравится. Сразу надо упомянуть, что я не новичок в серии и хорошо знаком с основной трилогией. Казалось бы, после такого признания говорить то уже больше и нечего. Самое время встать в ряды «ветеранов» и поливать, ведрами и ушатами… Но есть небольшой нюанс, оговорка, которая может хоть как то поправить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к этому неоднозначному и однозначно не тому продукту, который все так ждали. Дело за малым: надо всего то полностью отречься от прошлого игры, забыть командора Шепарда, и воспринимать эту игру не иначе как весьма отдаленный спин-офф. Вообще убрать из названия само упоминание «Эффекта массы», оставив одну лишь «Андромеду». Только так ее возможно оценить непредвзято и по достоинству.
Игру намеренно (как мне кажется) перенесли аж на 600 с лишним лет вперед, и вообще в другую галактику. Сценаристы явно пытались «отвязать» «Андромеду» от основной трилогии. Хотя казалось бы, при должном желании, в старом времени и местоположении, нашелся бы уголок для новой игры. Почему же «Bioware» решила начать все «с нуля»? Вероятно потому, что по неведомым причинам проект отдали подразделению, которок раньше в принципе не занималась проектами такого масштаба и не имеет никакого касательства к созданию оригинальной «Mass Effect». И вроде бы дело в том, что корифей жанра заняты разработкой новой «Dragon Age», вроде бы это была попытка «поднять легких денег», прикрыв громким именем некомпетентность разработчика, который обойдется «Electronic Arts» куда как дешевле. Может быть и так… В итоге, мы получили то, что получили. И это шокировало игровую общественность, обидело и разозлило, подняв волну несусветного хайпа. Неужели же «Bioware» и «Electronic Arts» оказались настолько безразличны к многолетним ожиданиям миллионов фанатов и просто сочувствующих? Вопросы без ответов… Тем не менее, «Андромеда» занимает далеко не последнее место в рейтинге игр по всему миру. Имя «тащит» игру, отбивая издателям вложенные в нее миллионы. Сдается мне, вот и весь расчет. Ничего личного, просто бизнес…
В игре, тем не менее, есть интересные персонажи, есть квесты, участвовать в которых действительно интересно. Есть чем местами «цепануть». Да, конечно, основной недостаток игры перешел по наследству от «Dragon Age: Inquisition», и даже вырос на ее фоне. В обеих играх сюжет сильно растянут и разбавлен постоянным «дрочевом» (извините за выражение). Причем, во всех смыслах и ипостасях. В случае с «Инквизицией», только где то с середины игры начинается действительно интересный геймплей (причем дрочево никуда не девается). В «Андромеде» это все примерно на таком же уровне, хотя и гораздо сильнее бросается в глаза. А бросается потому, что в отличие от «DAI» мы начинаем в мире с минимальным смысловым и сюжетным наследием. Все наследие в «Андромеде» — это, в сущности, «Кодекс», да и то исправленный и видоизмененный относительно оригинальной трилогии. В «DAI» я мог прощать многое: пустые «побочки», зачистки огромных локаций, утомительное собирательство. Мог, потому что приходил в ТОТ ЖЕ САМЫЙ мир, даже примерно в то же самое время. Чуть позже относительно предыдущих частей. Я помнил их и действительно ощущал преемственность, ощущал, что действую в той же самой вселенной, которая уже успела мне полюбиться. Плюс к тому — общая глобальность происходящих в игре событий, приумноженная возможностью выбора своей линии и ответственности за этот выбор. Это заставляло закрыть глаза на многое.
В «Андромеде» такого нет и в помине. Мне не на что опереться и поэтому приходится привыкать, временами прилагая усилия к тому, чтобы продвигаться дальше. И если «Инквизиция» в таких ситуациях «тащила» меня вперед общей канвой происходящего, парралелями и отсылками к прошлым частям, плюс банальной инерцией «прокачки», то в новой «Маss Effect» «тащить» меня особо то и нечему. Во всяком случае, не в той мере, в какой это удавалось игровому процессу «DAI». Здесь можно у помянуть еще много чего — ярких персонажей, отличную музыку… Однако ж я собирался по возможности защитить «Андромеду», а не добавить лопату земли к ее могиле.
В сущности, нам ни на йоту не соврали обещая далекую галактику, новые миры и исследование. Во всяком случае, в той части, которая касается обилия контента и того, что с этим самым контентом можно делать. Все это в игре есть. Даже больше — игра на это заточена. (Вспомнился почему то «Fallout 4»). С другой стороны, в ней пока очень мало чего есть кроме этого самого исследования. Интересные персонажи присутствуют, но в них маловато неординарности и харизмы. А главное — нет того трамплина, которым был интригующий и захватывающий сюжет первой «Mass Effect». Нет глобальности. Нет ощущения личной ответственности за свои поступки, драмы во взаимоотношениях и мире вокруг. Нет наполненности. Поэтому пока нет и сильной мотивации. Тем паче для ветеранов серии…
К слову сказать, старт «Инквизиции» тоже не был безоблачным, и обвиняли ее по сути в том же самом, в чем сейчас обвиняют новую «Mass Effect». А до нее «Dragon Age 2». Тем не менее, игру приняли и она прочно заняла свое место в пантеоне «Dragon Age». Возможно, так же со временем примут и «Андромеду», но она неизменно будет «нет, не совсем та, другая». Слишком силен отрыв от оригинальной трилогии. С другой стороны, именно к этой отвлеченности нас загодя стали готовить, стараясь привить странную и противоречивую в основе своей мысль: «Да, это „Mass Effect“. Но нет, это „Андромеда“».
Вообще, конечно, раз уж я стал упоминать вовлеченность и погружение, не могу не упомянуть серию «Ведьмака». Не могу, потому как это было бы несправедливо (и небезопасно). Упомянуть только лишь для того, чтобы сказать, что эти игры не следует сравнивать в принципе. Почему? Мне кажется, дело тут в славянском происхождении и культурном багаже тех людей, которые создавали «Ведьмака», равно как и литературном первоисточнике. Тысячах мелочей, которые кажутся нам чем то знакомыми в этом игровом мире, начиная от речи распоследнего NPS и заканчивая мироукладом в принципе. Где то все это уже было. В сказках, песнях, в былинах. В нашем прошлом. Не так, но похоже. И тем не менее было… Легкий привкус чего то родного. Именно в этом, мне кажется, и заключается феномен «Ведьмака» как игровой серии конкретно для славянских культур. И конечно же, нельзя не вспомнить о литературной основе этого мира — романах Анждея Сапковского, поляка по происхождению.
Но вернемся к нашей галактике и, пожалуй, начнем уже обобщать.
Да, у «Mass Effect: Andromeda» много недостатков. Да, это уже совсем не тот игровой мир, который многие помнят и любят. Но это совсем не повод ставить на серии жирный-прежирный крест. Сюжет «Андромеды», и основной, и несколько смысловых «хвостов», никак не заканчиваются в игре, открывая простор для множества вариаций. Создается ощущение, что «Андромеда» — это базис, площадка для создания чего то большего. Новой истории и новой игры, просто на старой и хорошо продаваемой закваске (Ну как тут не вспомнить седьмые по счету «Звездные войны»). Да, получилось пока не очень. Да, делала неопытная в жанре студия. Но рейтинги не дадут соврать — «пипл хавает», а имя «тащит». И раз уж во главу угла становятся не ожидания фанатов, а исключительно прибыль, то именно она и сможет изменить ситуацию. Не координально, конечно, но хотя бы в части продолжения жизни вселенной «Mass Effect», ее расширении и углублении. Но это, конечно, исключительно мое мнение…
Пожалуй, это все, что я хотел сказать в защиту новой «Mass Effect». Нет, сказать то на самом деле можно было бы еще очень многое и многом, но, боюсь, в рамках выбранной темы, это уже будет чересчур. Так к чему же я пришел? «Mass Effect: Andromeda» — это фундамент, основа для совсем другой истории в относительно старой вселенной. Сосуд, наполнить который у разработчиков банально не хватило опыта, а главное времени. Игра, тем не менее, получилась даже очень неплохая. Просто пока ее плохо видно в тени именитого предка. Но сосуд ждет наполнения, а новая история своего дальнейшего развития. Необходимо подождать. Сколько? Надеюсь, что немного. Меньше, чем потребуется, чтобы некогда славное имя кануло в лету.
Лучшие комментарии