Прислушайтесь к своим чувствам. Heroes 3 — уродство. Космические рейнджеры — мелкая игра. Half-life ничего не сделал. Doom — ничтожен. WOW – незначительный проект. PS4 -безделушка. Uncharted 4 уныл.
Что вы ощущаете? Я жду раздражения. Очень надеюсь, что попал хотя бы в одну вашу любимую игру, иначе вам будет тяжело понять, что я пытаюсь сказать. Я пытаюсь вызвать сильную реакцию — яркую эмоцию. И приношу за это извинения. Задумайтесь над тем, что вы ощущаете? Действительно ли все эти игры нуждаются в вашем праведном гневе? Ведь все и так знают, что они прекрасны.
К сожалению, у поколений моложе тридцати, которые выросли уже в России, очень тяжело найти символы, темные или светлые, которые объединяют действительно всех. В каждом регионе была своя атмосфера, да так и остается по большому счету. Сколько не пытался придумать аналог феномену Зельды в наших реалиях, так ничего в голову и не пришло.
Я захотел написать эту заметку, когда нелегкая занесла меня в комментарии к обзору Breath of the wild. Помимо того, что я вернул себе мой 2002, когда фанаты Готики и Морровинда бились не на жизнь, а на смерть, там я встретил один вопрос, на который не было достойного ответа. За что Зельда получает настолько высокий бал от всех? И я могу понять это недоумение, сам я 100 из 100 никогда бы не поставил Зельде. Как и любой другой игре, ибо нет такой игры на свете, которая объективно заслужила такую оценку. Однако для себя я нашел ответ.
Понимаете ли, здесь неверная постановка вопроса. Проблема не в том, что недавней Зельде ставят высокие оценки. Проблема в том, что мы не в состоянии присоединиться к общему безумию — вся история The Legend of Zelda прошла мимо России. Так что позвольте мне рассказать эту историю.
История
Кто такие Nintendo, как они оказались там, где они сейчас? Начало 80-х в США было временем коллапса индустрии видеоигр. Его символом стала как бы самая ужасная игра в истории — E.T. Строго говоря, игра была не то чтобы плохой, предыдущую игру от того же разработчика очень даже тепло приняли, а E.T. по сути рескин той игры.
И вот тут можно почувствовать проблему. Рынок был завален абсолютно одинаковыми играми, клонами в худшем их проявлении. И однажды их просто перестали покупать, потому что в этом не было никакого смысла. Так начался коллапс игровой индустрии 80-х. В те дни со всей серьезностью говорили, что игры умерли и больше не воскреснут. Ну знаете, как немые фильмы. Первая «вомгла», в общем.
Но тут случается чудо. На сцену лихим прыжком врывается герой — коротышка в красной кепке и с грибами на поясе. И имя ему — Марио. Вскоре в поисках принцессы придет еще один герой, в зеленой куртке, с мечом и щитом. А еще гранатами, веревками, бутылками и бог знает что еще уместилось в его карманах. Имя ему Линк, и шел он спасать принцессу Зельду.
И начинается феерия, подобные игры были раньше, но столь масштабные, столь удивительные, столь выверенные — никогда. И каждая прогрессивная семья покупала своему чаду домик, в котороми жили эти герои — великую Nintendo Entertainment System. Она же Famicom.
К чести японской компании, они хорошо поняли причину своего успеха. Создай нечто хорошее и удивительное — и люди к тебе придут. И с переменным успехом они следуют этому правилу на протяжении всей своей последующей истории. Nintendo была в каждом доме, Зельда была первопроходцем, и именно так западные дети познакомились с настоящим эпиком от мира видеогр…
Dendy
Однако вся эта история проходит мимо России по стечению обстоятельств. Вернемся в наши реалии. Первой проблемой была цена. Ближе к середине 90-х, когда мир немного успокоился, и у людей появилась возможность платить за новые развлечения, в ходу уже была SNES, скоро появится Nintendo 64. Безумно дорогие консоли по меркам тогдашнего российского рынка. Поэтому мы обратились к дешевому аналогу — Dendy. И ПК, но это отдельная история.
В наше время любят говорить, что Dendy — это пиратский клон NES. Проблема в том, что консоль была пиратской по форме и сути своей, но она не была клоном. Пираты ищут простейшие методы наживы, и ключевым тут была батарейка в картридже, которая позволяла делать сохранения, но которая стоила бессмысленно дорого по мнению пиратов. Проще говоря, на российский рынок хлынуло огромное количество игр из богатейшей коллекции NES, но ни в одной из них нельзя было сделать сохранения. Только вдумайтесь, в какой пласт игр было невозможно по факту играть: Final Fantasy, Dragon Quest, Castelvania, Metroid и JRPG как жанр в принципе. А это все величайшие игры своего поколения. Среди этих несчастных оказалась и The Legend of Zelda, прародитель всех современных игр с открытым миром.
Время шло. Сначала закрепиться на российском рынке Nintendo мешали Dendy и более элитарная Sega, которая почему-то была дешевле. Потом Playstation, которую оказалось удивительно просто взломать. Ну а параллельно развивалось доминирование ПК как игровой платформы, поскольку всем был нужен компьютер для работы. Да Nintendo и не торопилась к нам, наблюдая всю эту вакханалию.
Сдвиг в России произойдет только где-то на середине поколения Xbox 360 и PS3, когда те, кто приобщился в к играм в детстве, начали самостоятельно зарабатывать, и обнаружили, что за игры проще, приятнее и быстрее платить, чем мучиться с прошивками, репаками и прочей ерундой. Плюс в стране началась нормальная маркетинговая политика от платформодержателей.
Эмоции
Тем временем, Nintedo как появилась, так и не исчезала из западного мира. Для многих само слово “консоль» равняется Nintendo. Когда сам жил в Лос-Анджелесе, я находил Wii на каждом углу. И те дети, что когда-то приобщились к Марио и Зельде в 80-е, ныне уже выросли, и многие стали журналистами, которые пишут статьи, попадающие в Metacritic.
Помните раздражающий пассаж в самом начале заметки? Ранние привязанности делают странные вещи с нашими мозгами. Пробовали ли вы когда-нибудь пересматривать мультики из детства? Как человек, который провернул такой трюк, могу сказать, что Черепашки-ниндзя выдерживают испытание с честью, и за это я проникся к ним еще большим уважением. А вот Вольтрон и Трансформеры уникальны по своей вязкости и глупости. Но с каким кайфом я выходил с первых Трансформеров Майкла Бея. И с каким интересом я смотрю Вольтрона от Netflix. Зельда делает то же самое с западными игроками, и в этом суть ее высокого рейтинга.
Понимаете, это как в мультфильме Рататуй — почувствовал вкус детства, и на все стало наплевать. У игры сложное обучение? Оружие без конца ломается? Загадки нарушают темп игры? Лошадью нет никакого желания пользоваться? На все плевать. Ты попал в мир, где расцветает радуга, и тебя ничто не остановит.
И давайте вспомним, когда в последний раз выходила большая новая Зельда? Портативки не в счет, там принципиально другой формат игры. Если ничего не путаю, то это был Skyward sword в 2011 году. И это было время истерии. А до этого истерия была с Twilight Princess. А до этого с Ocarina of Time и т.д. Почти у всех игр серии безумно высокий рейтинг. Мы бы столкнулись с этой истерией и раньше, но впервые российский игрок массово обратил внимание на Nintendo с выходом Wii U, как минимум потому, что именно в это время появилось русское отделение компании. А в недавнем поколении не было большой Зельды, только ремейки классики — одна из причин, почему консоль провалилась. Но Зельду ждали, и вот она пришла. И ярость фанатов сокрушает все на своем пути.
***
Что я пытаюсь сказать всей этой заметкой. Если вам важно знать, почему у Breath of the wild настолько высокий рейтинг, то не пытайтесь искать ответ в объективной плоскости. Игра хорошая, игра замечательная, игра уникальная, игра изумительная, но это не имеет никакого значения для тех, кто выставлял оценки, потому что Nintendo подарила им детство.
Лучшие комментарии
Бесит своей массовостью и зализанностью, что критики не хотят, а нарочито даже выставляют свою привязанность.
В общем, лично у меня просто происходит тупейшее по своей природе, но рефлекторное отторжение %)
Я не преуменьшаю вклад старых игр о зельде, в игровую индустрию и мышление людей. Мы говорим о новом проекте, который должен рассматриваться с учетом нового опыта, с учетом других проектов которые выходили за все это время. Создаётся впечатление, что игры про Зельду сравнивают с другими играми про Зельду, в отрыве всех остальных. Да эта серия сделала многое, но и остальные на месте не стояли!
Так же эта игра должна подавать новую консоль, которая на старое оказалась более чем сырой, из-за чего требования к ней должны быть более строгими. Это выходит какое то кумовство, мы тебя мол давно знаем поэтому рады, а вот ты новичек и как бы ты не старался, мы тебе так не рады.
В принципе правильная мысль. Но она работает не только с чем-то, что нам могло полюбится в детстве, оно работает вообще со всем, что нам дико сильно нравится. У этой стороны две медали: мы готовы восхвалять объект обожания, ставить ему 10/10, выражать искренние эмоции, что всегда приятно, делиться радостью наконец. В то же время мы забываем про то, что существуют люди с альтернативным мнением, которые способны разглядеть адекватно недостатки в чём-то, что нам нравится. Поэтому мы и видим всяческие споры не то, что о карандашах с фломастерами, а просто споры со своими чувствами, что идёт только во вред окружающим. Критик тоже человек, но это не значит, что его оценка должна нам что-то подтверждать, это просто сухая констатация факта «мне понравилось». Очевидно, что найдется другой человек с крайностью «мне не нравится», во что такие встречи выливаются мы знаем.
(шутка)НЕ ШУТКА Я ИЩУ ТЕБЯПросто, как я уже объяснял, Зельда, да и Марио — это символы детства на западе. Я не знаю, это как начать выкрикивать мой вступительный пассаж, только уже абсолютно серьезно. Или объяснять родившимся в Советском союзе, что 90% советских мультиков унылы. Просто захлебнешься в поднятой волне.
Не уверен, что тоже применимо для поколений, которые большую Зельду только во времена Wii застали. Подростки не любят, когда им все вокруг говорят, что нечто является крутым, а сами они к этому нечто не прикасались.
atomgribА вот при Wii U — да, я знал о факте существования Нинтендо в России только потому, что мне было до этого дело. Ранее работы в России просто не было.
Задумайтесь какие серии Вы любите? И как Вы относитесь к Новым играм в этой серии.
Я, например, с детства подсажен на Might&Magic, и сломать меня юбики смогли только на 20-ом часу игры в 6-ую часть Героев, когда все, стало ясно, что все плохо и ничего не подчинят. До этого я стабильно покупал все игры серии.
Зельда же никогда не ломалась.
Да корпорации сами отчасти виноваты, в том что у нас так развито пиратство. Ни каких региональных предложений не было, игры официально никто не локализовал. Оно и понятно это требовало бы долгосрочных инвестиций, в довольно рисковое на тот момент предприятие. Но Nintendo проиграла на нашем рынке с треском, ибо пришла на него с неоднозначными и откровенно проигрывающими идеями, на фоне конкурентов. В то время как западные игроки знали о революционных и интересных идеях японцев, нас же это не коснулось. И теперь когда Nintendo отчаянно пытается прижится тут, выглядит это натужно и неестественно!