20 марта 2017 20.03.17 7 3105

Психоистория [Записки старьевщика]

+24

Людям тесно в настоящем. Сегодня, когда каждый из нас волен делать всё что захочет, находится всё больше и больше людей, мысли которых устремлены в будущее. Каждый из них видит будущее по-своему — как не найдется двух одинаковых людей, так не найдется и двух одинаковых взглядов на будущее. Наиболее значимыми для общества в этом плане являются люди умеющие облачать свои мысли в целостные концепции. Таких людей сегодня принято называть либо фантастами, либо футурологами. Они бывают разного толка. Как найдутся фантасты, которые представят читателю безысходное невзрачное будущее, так найдутся и люди, взирающие на будущее сквозь розовые очки. Но наиболее значимыми и полезными для культуры, в общем, и для каждого отдельного человека, в частности, являются произведения не несущие четкой негативной или позитивной окраски. Более ценными являются произведения, развивающие концепции виденья мира сопоставимые с реальностью.
Одной из таких концепций является идея создания и развития общества, прогресс которого заранее запланирован и не подвержен случайным изменениям. Казалось бы, это утопия никоим образом не осуществимая в реальности, но обо всем по порядку.

bottom
bottom

Жители Бухареста приветствуют советских солдат

Эта концепция появилась нас свет у фантаста Айзека Азимова в сороковые-пятидесятые года двадцатого века. Постоянные войны, потрясения год за годом охватывающие человечество привели к тому, что люди захотели стабильности. Естественно, эта потребность моментально реализовалась в литературе – на свет появилось бесчисленное множество произведений разного толка и содержания. Айзек Азимов не стал исключением, но концепция, им описанная, несколько отличалась от всего, что имелось тогда на рынке. Вдохновившись работой «История упадка и разрушения Римской империи» Эдварда Гиббона писатель начал размышлять о возможности спрогнозировать будущее на долгосрочный период с высокой степенью точности, которая позволила бы предотвратить предстоящие кризисы. Будучи ученым, загоревшись идеей, фантаст попытался проецировать свои мысли на науку и вскоре заметил, что многие процессы в обществе можно предсказать, используя математическую модель молекулярно-кинетической теории газов. Соединив свои мысли с мыслями Э. Гиббона, Айзек получил рабочую концептуальную модель, способную с высокой точностью предсказывать будущее. Правда, писателю пришлось сразу сделать несколько важных оговорок, позже ставших аксиомами его концепции. Во-первых, фантаст установил, что количество людей, являющихся объектом прогнозирования, должно быть достаточно велико, чтобы результаты статистических подсчетов были достоверными. Во-вторых, понимая, что знание будущего вносит непоправимые изменения в это будущее и сводит на нет смысл самого предсказания, Азимов постановил, что объекты анализа не должны знать о результатах прогноза и, вообще, о том, что их анализируют. Правда, сама модель, а точнее один из её первоисточников, накладывала ограничения на масштабы прогнозирования: поступки людей подобно движению отдельных молекул газа предсказать невозможно, а потому концепция позволяла прогнозировать только общественные процессы, а не отдельно взятые поступки людей. Также писатель ввел ограничение на обилие рас во вселенной: основываясь на личном и историческом опыте, фантаст не стал выдумывать ничего нового и ограничился человеческой расой.

bottom
bottom

Цикл романов «Основание»

Созданная писателем концепция получила название психоистория. Сформулировав её основные постулаты, автор начал работу над серией романов «Основание». В этом цикле он помещал плод своих размышлений в различные ситуации, более подробно описывая свою идею. В цикле романов разработкой науки способной предсказывать будущее общества и манипулировать им занимались ученые Гари Селдон и Юго Амариль. Подобно Азимову Сэлдон заметил аналогии между прогнозированием развития систем в молекулярно-кинетической теории газов и прогнозировании процессов общественного развития. На основе этих мыслей группой ученых была начата разработка науки, способной, используя высокоточную сложную математическую модель, прогнозировать долгосрочное будущее. После завершения работы над созданием этой науки и применения её на практике выяснилось, что долгосрочный психоисторический прогноз относительно будущего существовавшей на тот момент Галактической Империи не утешителен – через пять столетий её ожидает неизбежный крах, а граждан её период варварства, который может затянуться на более чем двадцать тысяч лет. Впрочем, благодаря той же психоистории Гари Сэлдон и Юго Амариль смогли разработать план сокращения потерь от развала Империи для человечества и развития новой Империи на обломках старой. Идея эта заключалась в том, что на отдаленной от центра галактики планете, не обременённой никакими ресурсами, организуется небольшое поселение ученых именуемое Основанием, которое впоследствии должно стать центром будущей новой Империи. Согласно этому плану период упадка планировалось сократить с двадцати тысяч лет до одного тысячелетия.
Прибыв на планету и мало-мальски обжившись, группа ученых сталкивается с кризисом способным свести на нет все старания Гари Сэлдона – окружающие планеты, чувствуя ослабления хватки императора, начинают отделяться от империи, организуя конгломераты и разделяя окружающие территории на сферы влияния между собой. Под их чутким взором оказывается планета Основание, не имеющая практически никакого вооружения, но обладающая продвинутой наукой. Естественно, это лакомый фрукт, а потому окружающие её планеты начинают борьбу за влияние над ней. К несчастью, распад Империи привел к технологической деградации окружающих Основание планет, а потому разрыв в науке между Основанием и окружающими планетами непрерывно увеличивался. Благодаря хитрости и слаженной работе некоторых глав Основания, будущему центру империи удается сохранить свой нейтралитет и, мало того, получить влияние над угрожающими ей планетами. Подобные кризисы не раз случались в процессе развития Основания, в романах они получили название кризисы Сэлдона. Итогом всех этих кризисов, несмотря на их кажущуюся безвыходность, была голограмма седовласого старика объявляющего раз за разом, что все произошедшие события были запланированы заранее и итог их был предопределен.

bottom
bottom

Седовласый Гари Сэлдон

Постепенно события романов всё дальше и дальше отдалялись от начальной точки, появлялось всё больше и больше факторов, учесть которые заранее было невозможно. Поэтому фантаст пошел на неожиданный шаг – он ввел Второе Основание, в котором сконцентрировал психически одаренных людей, работающих над совершенствованием науки Психоистории. Второе Основание было прямым продолжателем идеи Сэлдона, однако оно в отличие от Первого оно не слепо следовало прогнозам математика, а сознательно редактировало его науку и видоизменяло её по мере своего развития. Второе Основание дает четкое определение термину психоистория:

Психоистория есть более обширный, чем история, взгляд наблюдателя на взаимодействие деяний людей, их духовного(ментального) пути и сознания, с окружающей их естественной и ментальной (духовной) средой. Обязана обладать большей степенью познавания развития цивилизаций, чем какая-либо иная дисциплина. Суть существования психоистории в предсказании вероятных будущих направлений развития сообществ и воздействия на них в ключевых точках, для помощи в выборе правильного пути дальнейшего развития.

Впрочем, Второе Основание, несмотря на кажущееся всемогущество, было лишь фиксатором, не позволявшим Первому Основанию отклониться от заветов Сэлдона.
Идеи Айзека Азимова не на шутку зацепили всю мировую общественность, идеи, им описанные, стали прообразом реально существующих научных концепций, а также породили целую серию книг написанных на основе концепции Психоистории. Возникли многочисленные споры относительно содержания романов Азимова — далеко не все люди соглашались с идеями фантаста, уповая на их поверхностность и необъективность. В итоге это вынудило автора самому высказаться о своем произведении:

Я хотел бы рассмотреть по существу психоисторию, как выдуманную мною науку. Это было, в некотором смысле, борьбой между свободой воли и детерминизмом. С другой стороны, я хотел бы сделать историю, аналогичную «Упадку и падению Римской империи», но в гораздо большем масштабе, целой галактики. Чтобы сделать это, я взял ауру Римской империи и преувеличенно её описал. Социальная система очень напоминает римскую имперскую систему, но это для меня было просто скелетом. Мне казалось, что если бы мы создали галактическую империю, в ней было бы так много людей – квинтиллионы, или больше – что, возможно, вы могли бы точно предсказать, как поведёт себя общество, даже если бы не могли предсказать, как будут вести себя люди, из которых оно состоит. Так, на основе шаблона Римской империи, я изобрёл науку психоисторию. На протяжении всего цикла мы будем наблюдать противоборство силы личного желания и той мертвой руки общей неизбежности.

После прочтения произведения Азимова многие задумались, а возможно ли вообще прогнозирование на долгосрочный период, ведь прогресс в наше время не стоит на месте, да и человек непрерывно эволюционирует. В связи с развитием технологий у людей появляется всё больше возможностей по собственноручному изменению своего организма, поэтому этот процесс многократно ускоряется. По данному вопросу Айзек Азимов придерживался позиции, что люди не меняются относительно времени. Однако так ли это? На протяжении всей человеческой истории каждое новое поколение людей вносит свои коррективы в нравственно-этическую оценку происходящего в обществе. Проще говоря, нравы в обществе изменяются с каждым поколением. К примеру, сегодня многие девушки спокойно ходят по улице с распущенными волосами и это считается нормальным явлением. Однако всего несколько столетий назад подобное считалось признаком нечистоплотности и девушки стыдились выходить так в свет. По этому поводу в истории даже сформировалось отдельное правило, именуемое принципом историзма, гласящее, что по отношению к прошлому нельзя применять современное мироощущение. Точно такое же правило применимо и к будущему. Поэтому, в силу того, что мы не обладаем знаниями о будущем, изменения нравов предугадать невозможно, а потому точные предсказания будущего невозможны. С другой стороны модель отношений между людьми, несмотря на внешние нравственные изменения, осталось точно такой же, какой она была во времена Древнего Рима: люди всё также торгуют, воюют, влюбляются, образуют семьи ну и, конечно же, плетут интриги. Сегодня мы ненароком можем заметить тенденции развития общества, свойственные Древнему Риму, или найти отражение современных событий в прошлом. Данный вопрос является сугубо дискуссионным и четкий и однозначный ответ, на мой взгляд, на него дать невозможно, всегда будут появляться какие-либо оговорки. Что же касательно прогресса: эволюция процесс непомерно долгий, а потому даже самые долгосрочные прогнозы не смогут застать качественно другого человека. На счет же редактирования своего организма: люди могут до неузнаваемости изменить свое тело, но наше сознание не подвластно никаким хирургическим изменениям. Поэтому говорить о таких изменениях человека не приходится, слишком уж эти процесс зыбки и медлительны.

Внедрение изменений в свой организм

Айзек во многом предвосхитил вектор развития общественной мысли, однако его произведения имели множество оговорок, не позволяющих нам дословно проецировать его мысли на объективную реальность. Впрочем, как литературный мир, живущий по своим внутренним законам, вселенная Основания является примером для подражания. Свойственное Азимову чувство внутренней логики происходящего здесь разыгралось в полной мере: мир лишь единожды глобально подстраивается под потребности писателя, да и изменение это хорошо объяснено автором. По мере написания цикла романов Азимов уходил всё дальше и дальше от психоистории, постепенно наука Сэлдона становится не концепцией, которую описывает роман, а спусковым крючком, толкающим события в нужную писателю сторону. На её место пришли метафизические рассуждения писателя, и тон произведения несколько изменился. Может быть поэтому, а может быть, потому что автор просто не хотел ставить точку в своей эпопее план Сэлдона в романах так и не был завершен. Фантаст самоустранился от завершения этой эпопеи, уйдя в написание предыстории появления Основания, оставляя читателю обширное поле для размышлений.
Как и всегда, писатель обозначил направление развития общественной и научной мысли, однако его концепция, так как её видел автор, и общество, выстроенное на основании этой концепции, не осуществимы в реальности. Идеи же писателя и его выводы сделанные автором вполне осязаемы и имею твердое основание под собой. Многие идеи синергетики, перспективного ныне направления научной мысли, нашли свои отражения в этих книгах. Говорить об исторических изысканиях, вдохновленных этим циклом произведений, и вовсе не приходится: десятки научных работ, множество книг и целое направление в истории, именуемое клиодинамикой, появились на свет благодаря творчеству Азимова.


Лучшие комментарии

В цикл «Основание» Азимова входят семь книг: «Прелюдия к Основанию», «На пути к Основанию», «Основание», «Основание и Империя», «Второе Основание», «Кризис Основания» и «Основание и Земля». Больше в этом цикле фантаст ничего не писал, но история Основания на этом и правда не заканчивается. Несмотря на то, что изначально цикл об Основании (его основная трилогия) и рассказы о роботах происходили в совершенно разных вселенных и не имели никаких отсылок друг к другу, на протяжении последних книг серии писатель планомерно связывал их. Серия книг, получившаяся при объединении этих двух циклов получила название «Вселенная основания». Помимо роботов и Основания серия также включает в себя также цикл о Транторианской империи и произведения о детективе Элайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо. Что же касается романа «Конец Вечности»: к ней имеются отсылки в романе «Кризис Основания» и она вполне вписывается в сюжетную канву, однако официально книга так и не была включена во вселенную Основания.
Не поклонник научной фантастики за небольшими исключениями, но материал прочел не без интереса. Уровень научного доклада. Возможно, даже ознакомлюсь при случае с этой серией, спасибо.
Цикл о Транторианской империи и «Конец Вечности» тоже входят.
Удивила информация о том, что предпринимались попытки создать реальную рабочую теорию на «психоисторических» основаниях. Хотя, ничего удивительного в этом нет, если подумать.
Стоит упомянуть, что в цикл можно включить «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» — как-никак, закладывается основа сеттинга и раскрывается история значимого персонажа. Кажется, сюда входят и другие произведения, но не уверен в этом.
Мой любимый цикл у Азимова. И, что самое интересное, стабильно раз в пять лет кто-то выделяет бабло на экранизацию, но постоянно проект сворачивается. То Дж.Дж.Абрамса позовут, то Дэни Вильнёва, то теперь Apple выделили бабло в прошлом году, но сериал никак не выйдет в свет. А ведь по такому мощному исходнику можно смело снять высокобюджетный сериал сезонов так на 8.
Спасибо за интересную информацию. Не знал, что у А.Азимова эсть такой цикл книг.
Читай также