Вышедший на днях трейлер 10 сезона сериала «Доктор Кто» привычно вызвал на зарубежных ресурсах старые-новые рассуждения о том, что Доктор уже не тот, шоураннер Стивен Моффат всё в очередной раз испортил и лично отнял докторскую невинность у каждого фаната эпохи Расселл Т Дейвиса (шоураннера 1-4 сезонов сериала).
Однако в этот раз дискуссии имеют ещё и более весомую почву. 10 сезон станет последним для Моффата, а также для текущей инкарнации Доктора под номером 12 в исполнении Питера Капальди.
Посему разговоры о качестве сериала быстро перетекают в споры ликующих противников Моффата, дождавшихся его ухода, и его яростных фанатов, готовых загрызть будущего шоураннера заочно (особенно учитывая послужной список его эпизодов «Торчвуда». Помните Кибер-Женщину?).
Где-то посередине расположились робкие и невинные хувиане, которые просто хотят, чтобы смотреть было интересно, а секции комментариев официального ютюб-канала Доктора Кто не тонули под тоннами говна.
Возьмём же перспективу этих бойцов невидимого фронта и попытаемся понять, что с сериалом вообще творилось в последние несколько лет и успешно выполнен ли хитроумный «План Моффата».
Сколько я не пытался ломать голову над тем, что же лежит в основе фундаментального различия Доктора эпох РТД и Моффата, осознать, где же зарыт К9, так и не получается.
В теории – оба шоураннера в целом не должны отличаться. Упор на почти что романтические отношения Доктора с его спутниками был одним из столпов, отличавшим ньюскул от классики сериала – и РТД и Моффат использовали «человеческий» аспект Доктора едва ли не больше, чем их коллеги из Big Finish в аудиопостановках с 8-м Доктором. Оба в равной степени использовали, как прошлое, так и будущее в сериале. Оба довели уровень эпичности Доктора до заоблачных вершин. Оба пытались делать большие сюжетные арки, меняющие «всё и навсегда». Оба делали очевидный упор на женских компаньонов, почти полностью лишая Доктора спутников мужского пола (которых — ради справедливости — и так было немного, но всё же…). Оба сделали свою интерпретацию Мастера. Оба затрагивали актуальные для своего времени социальные темы. Оба делали упор на «свою мифологию» Доктора. В конце концов, оба – отличные сценаристы, написавшие массу качественных эпизодов сериала.
На словах всё выглядит абсолютно одиноко.
И всё же…
Что-то в них кардинально отличается.
Осознать разницу можно моментально, начав смотреть 5 сезон.
Сериал на глазах лишается живого, эмоционального стиля РТД, становясь более приближенным по настрою к Шерлоку (вот так сюрприз, ага) и более традиционной научной фантастике современного образца.
Что, возможно, и является точкой отхода для многих фанатов, открывших для себя сериал в 2005-м году (когда тот вернулся из многолетнего небытия).
Однако лично я подозреваю, что проблема находится несколько глубже, чем просто нежелание части фанатов принимать изменения.
Упавшие рейтинги 5 сезона говорили сами за себя – с сериалом что-то случилось. Что-то, что далеко не все были готовы принять.
Возможно, многих отвратили сценарные изменения в сюжетах Доктора. Неподготовленному человеку довольно сложно отделить эпизоды РТД и эпизоды Моффата из эпохи первого, а ведь Стивен исправно трудился, выдавая кошерные серии – дебюты Капитана Джека, Ривер Сонг, Шепчущих Ангелов и т.д. Назвать его плохим или бездарным сценаристом у меня не повернётся язык. Но даже если мы примем как факт, что он не слишком хорош в своей работе, вот лично у меня куча вопросов к многим сериям РТД (например, почему ЮНИТ весь ньюскул сериала представляет собой полное посмешище. Особенно на фоне молодёжного Торчвуда, где сидят крутые детки, которые действительно решают проблемы. Нельзя же так с классикой, господа).
Однако я не буду отрицать, что сценарии 5-9 сезонов… странные. Подавляющая часть приключенческих эпизодов или затянута, или выходит в какой-то невнятный цирк вместо нормальной кульминации. Неоднократно пересматривая многие эпизоды эпохи Моффата, я осознавал, что мне искренне плевать – плевать на сторонних эпизодических персонажей, на их проблемы и все связанные с ними события. При этом, я могу вспомнить огромное количество хороших и запоминающихся персонажей из 1-4 сезонов. Пусть не всех я помню по именам, но, по крайней мере, запоминалось, чего они вообще хотели, что сделали и что в итоге получили. При этом никто из не был перегружен каким-то запредельным сюжетным багажом на 1-2 эпизода, в отличие от многих эпизодов Моффата, где у каждого камня есть свой детальный бэкстори.
Возможно, именно от отсутствия простоты теряется та возможность проникнуться миром и персонажами, которую многие находили в первых сезонах. В поддержку своей теории могу привести пример, что самые запоминающиеся серии эпохи Моффата (дилогия с Пандорикой, «День Луны», «Давай убьём Гитлера», двухсерийная премьера 9 сезона и потрясающий «Ниспосланный с небес») практически не использовали эпизодических персонажей или использовали их по минимуму.
Впрочем, я бы не стал отсекать проблему качества сценариев в принципе.
Как-никак, а главным показателем хорошей истории служит то, насколько она трогает человека, заставляет о ней думать. Хороший сериал хочется пересмотреть. У многих ли возникнет желание сейчас пойти и сесть за пересмотр всего пятого сезона? Шестого? Седьмого? Восьмого? Сомневаюсь, что желающих найдётся много.
А я вот, например, в любой момент готов прыгнуть за пересмотр 3-4 сезонов, и никто меня за уши не оторвёт.
Количество серий из 5-9 сезонов, которые бы действительно трогали за душу, к сожалению, в разы меньше, чем у 1-4. Даже учитывая, что большая часть действительно потрясающих (без преувеличения) серий эпохи РТД почти целиком приходится на четвёртый сезон.
Ещё одной крайней значительной проблемой сериала, на мой взгляд, стало его самопозиционирование. Точнее даже не столько желание сериала найти себя, сколько то, что это непременно приходит к чему-то ВАЖНОМУ. Началось это ещё с РТД, поскольку слушать о том, что конец очередной (12-й по счёту) инкарнации превращается чуть ли не ВО ВСЕЛЕНСКУЮ КАТАСТРОФУ выглядит как минимум странно + откровенно говоря, и вся затея с СуперДонной, Далеками, разрушающими мультивселенными и т.д. смотрится уж слишком натянутой. Простить РТД желание уйти на пафосной ноте можно, но, по-моему, проблема несколько более тривиальна.
Сериал попал в собственную ловушку.
Есть, знаете ли, объективные причины, почему никто даже не пытается составить единый и точный канон всего что Доктор понаделал, поскольку каждое событие и каждый «судьбоносный» поступок героев был трижды отретконен и изменён. Посмотрите хотя бы на Далеков, которые из расы забугорных пришельцев с отшиба галактики, занятых собственными, в общем-то, делами, превратились в галактических завоевателей-нацистов, сражающихся на равных с Таймлордами и почти сумевших уничтожить Галифрей. Классический Доктор очень сильно менялся на протяжении своей долгой (очень долгой) истории, но олдовый сериал никогда не был ВАЖНЫМ в том смысле, в котором сериал видят Моффат и (в меньшей степени) РТД.
Конечно, важные события в жизни героя и/или сюжеты, затрагивающие его прошлое, сериал само собой имел, но в старые дни у Доктора никогда не было судьбоносных арок, которые меняли всю судьбу персонажа и ежегодно переписывали чуть ли не весь канон мира под влажные мечтания шоураннера. Понять Моффата тоже можно – нельзя в 2017-м делать сериал так, как в 70-е и 80-е (чем в итоге закончила классика, все хорошо помнят). Современный зритель требует эпичности и масштаба, однако попытки ежесезонно ставить точку в истории персонажа выливаются в бесконечное многоточие, которое откровенно мешает сериалу нормально существовать и быть тем, что у него вообще получается лучше всего – Доктором Кто.
Было бы неплохо получить Доктора без нескончаемого потока Невозможных Девочек, спасающих вселенные, без пророчеств об избранности Доктора, о его роли в судьбе галактики (которая уже давным-давно исполнена, поскольку выше конца Войны Времени никто не возьмёт, не превратив при этом Доктора в какой-нибудь голливудский блокбастер).
Было бы неплохо дать зрителям перерыв от утомительной ВАЖНОСТИ сериала и вернутся на протоптанную тропу приключений и исследования, которая позволит нам нормально проводить время с персонажами и проникаться ими.
Вот этого лично я жду от нового шоураннера.
Однако, конечно, одним из самых острых камней преткновения в споре об РТД и Моффате всегда являлся и является сам Доктор. Как ни крути, все сценарные плюсы и минусы в итоге выливаются в то, насколько интересен Доктор как персонаж.
Оставим в стороне разговоры о том, какой актёр хороший, а какой нет (думаю, спорить о таланте Дэвида Теннанта не будет никто) и посмотрим на образы и их роль в сериале.
10-й Доктор является, пожалуй, самым популярным Доктором из всех – и вполне заслуженно. Это персонаж, которого сценаристы могли показать с самых разных сторон, заставить зрителей радоваться вместе с ним, сопереживать и сочувствовать ему.
Звёзды так сошлись, что сериал действительно «попал» с образом 10-ого так, как не попадал, пожалуй, никто со времён самого Тома Бейкера. Кроме того, 10-й имел много крайне хороших эпизодов, особенно в 4-м сезоне, а Донна Нобл была и остаётся лучшим спутником ньюскула сериала.
Нельзя, конечно, сказать, что абсолютно все серии 10-ого были прорывными, но действительно хорошие эпизоды установили для сериала высочайшую планку.
На этом фоне всё время Мэтта Смита в роли 11-ого Доктора выглядит… спорным. Лично у меня за все три его сезона создаётся навязчивое ощущение комплекса сценаристов перед персонажем. Ему ОБЯЗАТЕЛЬНО надо в каждой серии устроить звёздный момент, поблистать, привлечь внимание, что само собой нормально для эгоцентричного Доктора, но при таком форсировании упомянутой уже ЭПИЧНОСТИ, несколько теряется а) вау-эффект от происходящего; б) более человечная сторона персонажа. Лично для меня 11-й Доктор блистал не в его речах на Пандорике, а в редкие моменты, когда он становился серьёзным, холодным и проницательным. Да, это случалось нечасто, но создавало отличный контраст с прошлой версией, показывая, что за молодым лицом и глупым поведением действительно скрывается уставший старый человек, живущий свою последнюю жизнь, Если бы с 11-м изначально пошли по этой дороге (которая явно ближе к образу 7-ого Доктора, нежели попытки «Моффата и компании» сделать современную версию 2-й инкарнации), то, возможно, и отношение к нему среди фанатов было бы менее спорным.
Почти все попытки Доктора казаться глупым и смешным вызывают острое чувство фальши, особенно смотря на то, как хорошо у 10-ого получалось держать контраст между разными сторонами своей личности, не теряя при этом привлекательности и целостности персонажа.
12-й Доктор в этом плане вышел ещё более спорным. Говорить о нём окончательно ещё конечно рано, поскольку у Капальди впереди целый сезон, но самый новый Доктор пока что является и самым нераскрытым, имея за плечами один отвратительный для персонажа сезон (восьмой) и один потрясающий для персонажа сезон (девятый). В итоге, получать свои «звёздные сцены» 12-й Доктор только-только начал, а его время уже подходит к концу. Искренне сомневаюсь, что 10-й сезон подарит нам какие-то жуткие откровения, которые перевернут представления о персонаже, так что я лично испытываю большое разочарование в том, как такой многообещающий Доктор так быстро пролетел мимо нас.
Последнее о чём я бы хотел сказать, это мифология сериала двух эпох. И РТД, и Моффат (как и многие их предшественники) сознательно отходят от огромного сюжетного багажа прошлого, предпочитая ограничивать большую вселенную Доктора отсылками и стараясь развивать «своего Доктора». Это практично и понятно, поскольку, как уже было сказано, с каноном у Доктора всё довольно непросто. Здесь снова можно провести параллели того, как Моффат и РТД подходят к сериалу. Я всецело понимаю фанатов, знающих Доктора исключительно по новому сериалу, которым не нравится, что Джек, Роза, Марта, Донна и т.д. остались в прошлом сериала, но если бы Моффат и РТД поменялись местами, на последнего бы сейчас лились все те же самые обвинения, поскольку эмоциональную связь зрителей со всеми этими персонажами (через глаза которых они и познавали сериал) сложно переоценить (особенно учитывая, каким сильным был конец эпохи РТД). Оторвать фанатов от этих персонажей и заставить испытывать такие же эмоции к новым героям физически невозможно.
Однако и здесь меня подымает поныть о Моффате, поскольку у меня снова есть ряд вопросов к его креативным решениям. Толпы бессмертных, которые друг друга переживают, мы опустим – такой ерундой грешил и РТД, придумавший канувшую в небытие дочку Доктора.
А вот к персонажу Ривер Сонг у меня есть вполне конкретные претензии. Проблема персонажа — это проблема всё того же ВАЖНОГО подхода к сериалу. Само собой, Доктор должен теперь иметь супер-боевую жену, которая сначала хотела его убить, а потом влюбилась в него и по сей день продолжает бегать по его таймлайну. Здесь меня напрягает даже не попытки отректоннить её в прошлого персонажа (что в принципе является отвратительным способом сделать персонажа важным, но окей – как я и сказал, «канон» для Доктора понятие весьма условное), а, то что, будем откровенными, это совсем не персонаж, к которому Доктор должен тянуться. Разве причиной, по которой таймлорд тягает молоденьких и едва совершеннолетних девушек в свою будку не является банальное желание старика выпендриться? Сериал же неоднократно сам говорил о том, что Доктору всегда нужен кто-то, кто бы стоял рядом и слушал его с открытым ртом. Проникается Доктор именно к таким людям, поскольку с самой первой своей инкарнации он ненавидит оружие и надменных людей. Что у него общего с убер-крутым археологом, которая регулярно показывает, что она круче него? Разве не из-за этого Джек в кроссоверах с Доктором всегда спокойно принимает роль второго плана, чтобы «не мешать» главному герою быть крутым?
Ситуация с Ривер мне здесь больше всего напоминает фанатский фанфикшен, когда автору нужно показать насколько же хорош его персонаж, физически сделав его круче самого крутого персонажа истории.
Что, на мой взгляд, мешает как концепции сериала, так и нормальному развитию самой Ривер, которая заслуживает намного большего, нежели пост условной жены Доктора.
В эту же категорию я помещаю и проблемы с Мисси. Мисси – интересная вариация Мастера (особенно учитывая, что до неё в сериале было ровно два действительно интересных и самобытных Мастера – Делгадо и Симм), которая, к сожалению, абсолютно не подходит 12-ому Доктору по той же причине, по которой Мастер Эйнли не подходил для 5-7 Докторов – отсутствие динамики. У текущих Мастера с Доктором нет никаких особых пересечений. Тяга Мисси к Доктору работала бы, если бы это всё ещё был 11-й Доктор, склонный открыто привязываться к людям, ненавидящий насилие и т.д. Тогда Мисси выглядела бы неплохой пародией и извращением на него, тем образом, который бил бы в слабое место героя, его «тёмной версией» (что и является смыслом персонажа). У Теннанта и Симма идеально получилась такая динамика. Даже у Шерлока с Мориарти от всё того же Моффата она получилось. Но 12-й Доктор сам по себе суров, как крутосваренное яйцо и Мастер ему нужен помягче – более приятный, более открытый, не такой жёсткий, как Мисси. Это бы создало нужный контраст и баланс, который с текущим Мастером добиться у Капальди не получается.
Строго говоря, Капальди — это как раз тот тип Доктора, которому не нужны компаньоны вообще (предфинальный эпизод девятого сезона это показывает весьма красноречиво), а если и давать ему напарника, то кого-то вроде Рори – компетентного сдержанного персонажа, который бы не стал терпеть от него всё подряд, давая Доктору возможность развиваться и «дышать».
Чего явно не видно в новом трейлере. Молодёжная девчонка и простак-увалень – это далеко не те образы компаньонов, которые я хотел бы видеть в сериале, а с таким вот Доктором – тем более.
Подводя некий итог всему потоку мыслей, я обозначу, что у каждой эпохи Доктора были свои минусы и свои плюсы. Как я и сказал – Моффат отличный сценарист, написавший массу хороших эпизодов. Однако споры касательно его эпохи наглядно показывают, что даже незначительные, с виду, попытки увести сериал в другое русло далеко не всеми воспринимаются хорошо, и (что гораздо важнее) далеко не все из них в итоге оказываются оправданными и попросту нужными.
Что лично с моей стороны ещё сильнее подогревает интерес к новому шоураннеру и тому, что же ОН в итоге сделает с сериалом.
Не надо забывать, что совсем недавно у нас был отличный Класс – от свежей команды создателей – показывающий, что вселенная Доктора далеко не изжила весь своей потенциал.
Сейчас же нам остаётся только ждать лебединой песни Моффата и Капальди, благо 10-й сезон уже совсем скоро. На конец очередной эпохи мы посмотрим своими собственными глазами.
Лучшие комментарии
Уже где-то с начала поста чувствуется нелюбовь к Моффату, сейчас, после Шерлока, в него много каменей посыпалось, но вот уж за что я бы не стала его винить, так это за Доктора.
Опять же каждому свое, но для меня серии, написанные Моффтом лучшие в сериале, а 11ого доктора я могу пересматривать десятки раз. Все же у 10ого доктора было довольно много глупых и скучных для меня серий (клык и коготь, встреча в школе, фонарь идиота, любовь и монстры бойся ее — это уже половина 2ого сезона; в третьем и четвертом слава богу серии хотя бы смотрибельны, там даже есть мои наилюбимейшие серии «не мограй», библиотека, девушка в камине, поверни налево, которые, кроме последней, как потом оказалось, написал Моффат, их я уже смотрела 100 раз и готова еще посмотреть столько же), некоторые из серий, непонятно зачем, были растянуты на 2 эпизода (далеки на манхэттане+эволюция далеков, человеческая природа+семья крови, план сонтаранцев+отравленное небо). Пятый сезон действительно резко отличается от прошлых, и сначала мне не нравился новый доктор, но потом пересматривая сериал сначала, я поняла, что для меня 11ый доктор лучший, я даже не знаю почему, если я напишу, что он харизматичный, веселый и обладает какой-то изюминкой, мне напишут, что и 10 был таким, и будут, конечно, правы. Кроме того, если честно, спутники 11ого доктора нравятся мне намного больше, чем все предыдущие.
Я не скажу, что все эпизоды 5-9 сезонов гениальны, прекрасны и блестящи. Конечно, нет. Там своей тупости и скукоты тоже хватает местами. Но в данном случае я готова их пересматривать, хотя бы ради того, чтобы посмотреть на 11ого доктора со спутниками. Ну и не стоит исключать того, что в этих сезонах для меня очень много действительно интересных серий (чего только стоит пандорика и хороший человек идет на войну, ангелы захватывают манхеттен, плюс серии с ривер, да и с кларой было много хороших серий), и хотя я уже давненько не пересматривала их, проглядев список серий, я поняла, что с радостью посмотрю каждую серию 11ого доктора, тогда как в первых сезонах как минимум треть серий я обычно пропускаю.
Сериал же всегда был про то настолько офигенен главный герой — это в его ДНК.
Что происходит когда ты пересекаешь его с такими же крутыми спутниками можно было видеть ещё на примере Адрика из олдскула.
Ривер, Джек — их всех приходится искусственно ограничивать, чтобы они не затмевали Доктора.
Полагаю из-за этого, они так мало появлялись.