6 марта 2017 6.03.17 3 3721

Hearts of Iron IV [Обзор игры]

+1

Появлялось ли у вас желание оспорить решения сильных мира сего? Изменять исторические решения? А может вы не довольны судьбой отдельно взятой страны разорванной на части злыми соседями? В любом из этих случаев стратегии от Paradox позволяют достаточно достоверно реализовывать все свои пожелания. Сейчас пойдет речь о четвертой части серии симуляторов второй мировой войны под названием «Hearts of Iron», переведенным на русский язык как «День Победы».

В игре представлен период с 1936 года, всем известный своей насыщенностью в плане различных войн (Итало-Эфиопская, Японо-Китайская, Гражданская в Испании, Серверная, Вторая мировая). Основными участниками являются СССР, Германия, Франция, Италия, Англия, США, Япония. Взяв любого из них, на наши плечи ляжет ответственность за многие исторические решения. Подпишем ли мы Пакт Молотова-Риббентропа? Дадим ли Гитлеру свободу в расширении по Европе путем переговоров? Станем ли запрещать коммунизм во Франции? Разумеется, никто не запрещает отыгрывать всё в соответствии с действительностью. Взяв же кого-нибудь не из этого списка, мы можем как смиренно ждать своей судьбы (начать за Эстонию, ничего не делать, а затем принять требование СССР об аннексии, закончив свою игру), или взять Болгарию, и стать единоличным правителем Балканов, а то и всего мира.

Кто бы мог подумать что Афганистан будет последним шагом Гитлера перед мировым господством?

Но просто взять и начать творить беспредел не получится. Решили захватить своего соседа? Для начала нужно оправдать претензии на его территорию, но во время этого какая-нибудь страна может гарантировать его независимость, и в таком случае после объявления нами войны одной стороне, другая тут же объявит войну нам. Если нам повезло, и никто из больших стран не решил заступится за нашего соседа, и мы победили, аннексировав его, это поднимет мировую напряженность, и чем она выше, тем выше вероятность, что за нашу следующую жертву кто-нибудь заступится, но даже если и не заступились, то есть вероятность что эта жертва сама пойдет и напросится в какой-нибудь военный альянс.

В игре огромное число эвентов, и большая их часть завязана на Национальных Фокусах. Фокусы эти для основных стран (и Польши) (а после длс и для Канады, Индии, Австралии, Южной Африки, и Новой Зеландии) уникальные. За Германию аннексия Австрии, укрепление на западе, пакт Молотова-Риббентропа и прочее, за Францию исправление внутриполитической нестабильности, продление линии Мажино, укрепления в Альпах. У остальных стран там все одинаковое, выбор идеологии, развитие строительства, армии, флота, авиации. Вот из этих фокусов и выстраивается линия событий. Германия решила ремилитаризировать Рейнскую область, Франция попыталась помешать Германии, заручившись поддержкой Англии, но получив от нее отказ, не отступила, Германия, осознав, что она еще слабее, оставила эту зону демилитаризированной, в то время как Франция начала возрождать Малую Антанту. Все это результат одного ивента, вызванного одним национальным фокусом (кроме создания Антанты, это другой фокус). А есть за СССР линяя фокусов, которую если не трогать, то начнется гражданская война из-за заговора офицеров.

Часть дерева фокусов Германии, ответственная за экспансию в Европе.
Есть также дерева исследований. Они отвечают за то, чтобы ваша армия имела только современные образцы снаряжения, промышленность работала с максимальной эффективностью, генералы воевали с современным понимании этого дела, а ученые разрабатывали методы шифрования и дешифрования, и прочие ядерные бомбы с доктринами воздушного боя.

Вообще, перед началом военных компаний стоит озаботится снабжением армий, которое поступает от военных заводов, и снабжением военных заводов ресурсами, которые статичны, и разве что их можно увеличить благодаря одной ветке исследований. Если ресурсов нет, то придется идти к соседу и покупать за наши гражданские фабрики. Сами же фабрики нужны для строительства тех самых военных заводов, других фабрик и прочих бункеров и железных дорог. Без железных дорог не стоит удивляться, что ваши 50 дивизий умирают от нехватки снабжения в регионе, где инфраструктура нулевая.

Но какая военная компания без армии? Армии состоят из дивизий, и имеют удобный в использовании, но не простой в освоении интерфейс планирования операций. Именно там вы создаете линии фронта, линии наступления, полосы обороны и прочее, типа приказа контролировать береговую линию Польши. Дивизии мы, кстати, вольны комплектовать по нашему усмотрению, для чего существует конструктор дивизий. Он дает нам свободу в рамках 5 столбов по 5 ячеек, и еще 5 ячеек поддержки. Захотели чтобы у вас в армии было 13 дивизий в которых на 1 больше батальона артиллерии или танк не простой, а противопехотный? Ни в чем себе не отказывайте.

Случайные ивенты иногда и вот таким удивят.

Но нельзя просто взять, все автоматизировать, и пустить на самотек, в этом случае вас ждет только крах. Новые фабрики строятся, очередь строительства увеличивается, растет число военных заводов, все больше дивизий развертывается, все больше самолетов охраняет воздушное пространство вашей страны, и все больше кораблей составляют флот, защищающий ваши прибрежные моря. Во всем нужно ваше непосредственное вмешательство.

Но мало просто иметь армии на позициях, им нужно иметь планы операций. Никто не запрещает вам, играя за Германию, выдать всю армию одному фельдмаршалу, построить её у линии Мажино, нарисовать линию наступления на другом конце Франции, и отправлять людей на верную смерть. А можно вместо этого у линии Мажино выстроить пару генералов с дивизиями, ориентированными на прорыв укреплений (тяжелые танки, дивизии с артиллерией, и прочее), десанту приказать высадится за линией укреплений таким образом, чтобы отрезать её от остальной части страны, и в тоже время устроить высадки с моря на западном побережье Франции.

С таким планированием война завершилась менее чем за месяц.

Когда война закончилась, то наступает мирная конференция, на которой все страны, воюющие против проигравшего или проигравших, в зависимости от своих действий получают победные очки, на которые можно выдвигать требования. Чем больше очков, тем раньше твой ход в переговорах. Если все кто желал потратили свои очки, а простор для распила еще остался, и стороны не договорились о конце переговоров, то начинается следующий ход. Победные очки даются за оккупацию, потери и бомбардировки.

Вообще, мы вот о войне да о войне, а в игре есть не плохой такой пласт политики и дипломатии. Похуже, конечно, чем в Европе четвертой, но тем не менее. Есть 4 идеологии: фашизм, коммунизм, демократия, и нейтралитет. Фашизм позволяет вам отправлять добровольцев, беспрепятственно обосновывать цели войны, и при войне с ведущей державой снимает 80% времени с подготовки цели войны, и после войны могут создавать марионеточные правительства. Коммунизм дает тоже самое, только без бонуса от войны с ведущей державой. За демократию нельзя обосновывать цели войны против стран, не создавших мировой напряженности, и после войны можно не захватывать вражескую страну, а устанавливать там демократию, но не марионеточное правительство. За нейтралитет можно обосновывать цели войны только начиная с 50% мировой напряженности, и нет никаких бонусов. И страны не привязаны к этим идеологиям, никто не запрещает тебе в самом начале игры себе сделать Коммунистическую Америку и вступить в альянс с СССР. Можно менять идеологию другой страны, и даже подготавливать перевороты с целью её смены. Можно отправлять добровольцев и влиять на другие войны не вступая в них. Можно начинать ленд-лиз, чтобы поставлять другой стране, которая воюет необходимое ей снаряжение. Можно гарантировать независимость другой страны твоей идеологии. В целом все, но, согласитесь, это несомненно больше, чем в каком-нибудь Total War, или Civilization.

А теперь поговорим о не таких радужных вещах. ИИ в игре не то чтобы плох, но он не использует и половины возможностей, которые, очевидно, были придуманы для мультиплеера, вроде ленд-лиза (после длс марионетки начали им пользоваться, но они просто отправляют мне устаревшее оборудование в смешных количествах, так что не считается), увеличения популярности идеологии, совершение переворотов. Во время войны у них бывает что-то переклинит в голове, и они начнут гонят свои армии от одной линии фронта до другой (это один раз мне позволило за Польшу захватить Германию в 40 году почти без потерь), кажется они не реагируют на плохое снабжение и продолжают клепать новые дивизии, несмотря на то, что на единственной линии фронта их число и так сильно превышает возможности поставок и прочие нюансы, из-за которых против ИИ играть слишком просто, и шутки типа захвата мира за Люксембург не такие уж и шутки. И, традиционно для стратегии от Paradox, обучение в игре просто отвратительное, в духе «Разверните дивизию» и вы сидите такой, и тыкаете во все кнопки интерфейса чтобы понять где же тут разворачивание дивизий. Нет, интерфейс удобный, но тебя совершенно не учат как им пользоваться.

Система Нац. Фокусов иногда и вот такое вот выдает.

Еще хотелось бы отметить пользовательские моды, которые по большей мере добавляют странам фокусы, перерисовывают модельки и прочее, но есть действительно стоящие модификации, вроде The Great War, которая переносит действия в первую мировую, и сделана не хуже основной игры, или Millennium Dawn, который переносит уже в наше время, но мне не так сильно зашло.
Ну а под конец хотелось бы отметить, что далеко не каждая игра тебя чему-либо учит, или подстегивает к изучению. Я после часа в игре понял насколько не шарю в географии, да и во второй мировой войне в целом, после чего с завидным упорством наверстывал упущенное. После игры, задав знакомым часть вопросов, которые на поверхности, пришел к выводу, что люди не знают не то что о Венских Арбитражах, или о Мюнхенском Соглашении, они зачастую не знают в каком году война началась, гордо называя 41 год.
В общем, если вас не пугает малая динамика событий, перспектива одну игру играть часов 8 и не заметить, как день пролетел перед глазами, но в то же время вы испытываете желание взять СССР, и объединить весь мир под своим началом, то игра однозначно для вас. Если же вы далеки от истории, а стратегии для вас мертвый жанр, то лучше пройдите мимо, вы мне карту загораживаете.


Лучшие комментарии

Все, что я заметил, связанное с гражданскими товарами, то это их % при выборе экономики, и чем он меньше, тем больше фабрик доступно для строительства от их общего числа. С жильем просто, его нет. А инфраструктура нужна солдатам для более эффективного перемещения, и для увеличения поставок снаряжение.С населением тоже не заморочились. Есть только прирост ежемесячный: гражданских и призывников. Прирост гражданских увеличить без захвата территорий нельзя, а призывников можно, путем изменения закона о призыве на более жесткий.
Присоединяйтесь к Коминтерну!
Спасибо за обзор! А что в игре с внутренней политикой? Надо ли как-то заботиться о выпуске товаров потребления, строить гражданскую инфраструктуру, жилье, чтобы был прирост населения и т. д.? Или здесь все заточено чисто на войну?
Читай также