5 марта 2017 5.03.17 1 1689

Обзор Tomb Raider: От приключения к драме.

+6

Как часто вы хотите увидеть продолжение полюбившихся с детства приключений? А если вам предложат перезапуск с грандиозным переосмыслением? Давайте взглянем на один такой и разберемся сколько можно получить денег принести радости соскучившейся публике. Я приветствую всех и давайте отправляться в путь!

Ох, как я ненавижу этот перезапуск! Знаю, что можно подумать, будто и писать дальше я буду с этой позиции, но нет. Все претензии, как мне кажется, более чем обоснованные, а оценочный вердикт насколько все хорошо/плохо сделан максимально лояльно. И так как я выговорился, можно наверно и начинать :)

Разрабатывать серьёзный перезапуск — дело не просто трудное, но зачастую и не благодарное. В конечном итоге выходит скорее продукт «по мотивам». И даже, если команда разработчиков вкладывает душу, но имеет своё виденье, категоричными фанатами такой произвол, как правило, воспринимается в штыки.

Так в чем же объективные проблемы перезапуска серии Tomb Raider? Может быть, недовольство вызвано лишь фанатским осуждением? Хотелось бы, но нет.

Говоря о возвращении юной Крофт (британской аристократке, археологе и звезде PornoHab глянцевых обложек), не достаточно просто нарядить Индиану Джонса в юбку и отправить расхищать очередную гробницу.

Так во всяком случае решили и умельцы из Сrystal Dynamics в готовящемся перезапуске. Миллионы игроков застыли в волнительном ожидании. Вместе с перезагрузкой франшизы должны были измениться и акценты. Мир вокруг героини, следуя последними трендами, должен был стать реалистичнее, характер переписан и очеловечен. Но как будто и этого мало, развиваться внутренний мир Лары должен был перед зрительским взором от утенка до отважной расхитительницы. А что же оказалось в сухом остатке?

Именно после этого падения и начнутся все невзгоды Лары.

Прежде чем проанализировать это, взглянем на завязку: молодая и жадная до приключений Лара вместе с командой отправляется в экспедицию сразу после окончания колледжа. Цель экипажа добраться до «Треугольника Дракона» расположенного где-то у берегов Японии. Однако в планы вмешивается шторм, а искательница приключений и ее товарищи, подобно кораблю, разделяются.

Так оказавшись на берегу неизвестного острова перед девушкой встает не просто задача выжить, но еще отыскать своих друзей, а также придумать способ покинуть враждебный остров, попутно узнав о всех его секретах.

На сюжет года, конечно, не тянет, ровно как и не блистает новизной. Однако, вопреки расхожему мнению, для данного жанра этого и не требовалось. Обычный вопрос: что самое главное в приключении? Конечно же само приключение. Захватывающее, напряженное, динамичное, местами грустное, местами забавное – именно путешествие несёт основную долю эмоций, что останутся после того, как скроется последняя строка титров.

Как всегда, беда не приходит одна… Последняя спичка и всего один шанс.

С этим у перезапущенной серии Tomb Raider, к сожалению, не все удачно. Ориентир на реализм наполнил игру очертаниями действительности, сместив чаши весов в сторону драматизма. Но из-за отсутствия должного внимания к некоторым монетам вышло это несколько «по-дилетантски».

В попытке очеловечить госпожу Крофт её сделали хрупкой и ранимой, но игровые реалии совершенно не дают поверить в этот миф. Ситуации, в которых героиня еще минуту назад обессилившая и сломленная, стремительно сменяются на жестокий бой, где барышня скачет по всевозможным укрытиям и истребляет запредельные числа противников. На таком диссонансе «Лары сюжетной» и «Лары игровой» в глаза бьет фальшь. Фальшь не случайная, а фальшь намеренная и непродуманная. Возникает тот случай, когда не работает основная идея, из-за чего проваливается и концепция, на которую делалась ставка.

Страдать Ларе придется очень много. То на арматуру свалится, то упадёт откуда-то, вот только последствий от этого почему-то не будет.

Если же говорить о самих испытаниях, выпавших на долю девушки, то ей бы начал сочувствовать сам Джордж Мартин. Она и по голове тяжелым получала, и падала с больших высот, мерзла, мокла, голодала, а также неоднократно была проткнута инородными, острыми предметами. В попытках выдавить из аудитории сопереживание героине отвечавшие за сценарий люди забыли главную заповедь – не переборщи.

В целом большую часть проблем можно свести к нарушению данного правила, но про это далее.

А пока взглянем на другую важную составляющую истории – компаньонов. С ними вообще беда. Если до этого был конкретный перебор, то сейчас ситуация диаметрально противоположная.

Хоть многое в игре и объяснено, но зачастую неожиданные повороты случаются слишком внезапно, чтобы понять, что так и задумывалось. Вот, например, летит по чистому небу самолет …

Мало того, что все типажи укладываются в рамки шаблонов, в которых каждый персонаж имеет ровно одну отличительную черту: чернокожая стерва, ботаник, воздыхатель, трус и прочие подобные, так еще и вписаны в историю они более чем поверхностно. С первого знакомства становится очевидна судьба по меньшей мере половины из них. Другую же — вы просто забудете сразу, как завершите сюжет.

Самое ужасное, что такие клише дажене пытаются обыграть. Не пытаются выжать из этого хоть сколько-то иронии или поместить в необычную ситуацию. Все вышеописанное подается с абсолютно серьёзным лицом, от чего в происходящее не просо не верится, но порой и вовсе воспринимается как абсурд.

Несмотря на очевидные минусы такой подачи истории, все же в ней есть и сильные стороны. Игра не обделена ни зрелищностью, ни событиями. Очень много красивых и грандиозных сцен, к тому же вопреки домыслам главным антагонистом является не конкретное лицо или даже монстр, а сам враждебный остров. Такой вот нестандартный подход заслуживает по меньшей мере уважения.

… А всего через секунду появляется туча и сбивает его.

Но обольщаться не стоит, потому что все приправлено изрядной порцией глупостей и уже упомянутых ранее переборов. Например, с экшен-сценами, которые тут случаются при каждом удобном случае, а порой даже идут друг за другом. Вначале безумно круто и увлекательно, но спустя тройку часов это начинает изрядно утомлять, особенно из-за отсутствия разнообразия в них.

И раз разговор коснулся плюсов, то нельзя не отметить интересный подход к развитию характера Лары Крофт. По мере накапливания ею опыта, она будет открывать умения, символизирующие некоторый внутренний прогресс героини в сторону закалённой искательницы приключений. Со временем она переборет брезгливость и начнет вытаскивать из убитых врагов стрелы, начнет тщательнее обыскивать тела, а также безжалостно рубить в пылу схватки ледорубом.

Проблемы тут только две. Первая — техническая, заключающаяся в том, что около половины навыков просто совершенно бесполезны, а вторая – логическая: будучи даже зажатой в окружении врагов и расстреляв десяток дикарей Лара может побоятся применить к нападающему холодное оружие.

В чем игре не откажешь, так это в красоте некоторых видов …

Переходя от сюжетной составляющей к игровой, стоит отметить, что разработчики переработали ее до неузнаваемости. В первую очередь в глаза бросается измененная боевая система, осовремененная и перенявшая большинство модных на тот момент решений.

Прицел теперь находится в полном подчинении игрока, в след за чем героиня стала заметно «сильнее», но дабы сбалансировать это, сама девушка стала более хрупкой. Чтобы не полечь на поле боя в первой же перестрелке, Лара, завидев противника, начинает пригибаться, прислоняться к ближайшим объектам и вести себя более правильно. Эта особенность не только приятно ощущается, но и добавляет в атмосферу некоторого шарма.

… или эпичности других.

Сам же тип геймплея перекочевал в шутерную сторону. Если раньше было большое количество платформинга и пазлов, разбавленных стрельбой, то теперь — это дорога от одного места битвы до другого. Хотя в игре и осталось как лазанье по различным скалам, карнизам и прочим уступам, так и прыжки в стиле Assassins creed с балки на балку, все же в конце каждого такого этапа будет небольшая, но битва.

Если говорить про то, что пострадало – так это загадки. Нет, совсем их не убрали, но взамен исполинских, иррациональных механизмов в невероятных по размерам комнатах, нам предлагают простенькие головоломки, сводящиеся к перемещению и сжиганию некоторых объектов. Так сказать, «для разнообразия».

Зато, что из важного упразднили, так это сюжетные гробницы. Теперь они остались в виде небольших, как по размерам, так и по насыщенности, второстепенных бонусов, что определенно плюсом назвать не удастся.

Конечно, когда начинаются эшен-сцены, дух так и захватывает. Спуск по реке, побег из рушащегося храма или полет на парашюте. Вот только из-за их количества очень скоро они начинают раздражать.

Взамен утраченных линейных традиций пришел новый и «открытый» мир. Вот только его открытость – искусная иллюзия. Мир представляет собой череду связанных многоуровневых коридоров, которые местами еще разветвляются. Местами! Так же есть и по-настоящему большие пространства, но встречаются они не часто, да и изучать их стимула не много.

По мере нахождения требуемого снаряжения будут открываться ранее недоступные зоны, однако опять-таки смысла туда лишний раз соваться – не много. Сделав такие схроны, разработчики как будто бы в последнюю очередь, дабы оправдать их наличие, понатыкали туда коллекционных артефактов и записок, не представляющих для основной массы игроков никакой ценности.

Ну и наверно, финальным гвоздём в крышку гроба стало то, с чего в принципе нужно было начинать. Кто бы что ни говорил, а, по моему мнению, конечное впечатление о продукте во многом будет зависеть от маркетинга. Неправильное позиционирование или завышенные красивые обещания, конечно, поднимут продажи, но при разборе всплывет обман, который очень многих опечалит.

В игре есть второстепенные персонажи, только проку от них 0. Мало того, что скучные, так и встречаются только для того, чтобы дать очередное задание и снова исчезнуть.

Рекламный девиз игры был «Survivor is born» и во многом отсылался к возможному выживанию. Нехватка боеприпасов, ресурсов и неблагоприятные, смертоносные условия на поверке оказались не более чем слоганом. Всего необходимого будет более чем предостаточно, а отсутствие, скажем, запчастей для улучшения не станет трагедией.

Из этого всего можно подвести лишь один итог. У игры было море потенциала, который просто не довели до ума. Не смогли связать логику происходящего с сюжетом, образовав фальшь и недоумение. Некоторые сюжетные повороты случаются так резко и совершенно неоправданно, что не успеваешь понять, так задумывалось или просто случился баг. Очень много отведено на «рояли в кустах» и «так нужно сюжету». Персонажи недоработаны и пусты, а смещение к реализму превратило игру больше в драму чем в приключение. Раньше мир Крофт тоже нельзя было назвать дружелюбным, но перед нами была умелая и сильная героиня, а юная Лара слишком контрастирует с окружающим кошмаром своей детской наивностью и неправдоподобием.

Игра не на минуту не прекратит стараться убедить вас, что юной Крофт нужно сопереживать. Будет стараться настолько, что вы даже перестанете в это верить…

Другая проблема – регулярное злоупотребление удачными решениями. Красивые и зрелищные сцены применялись так часто, что после очередного забега начинали утомлять. То же касается и страданий героини: сколько бы она не падала, сколько бы не теряла и как бы много ранений не получила, ей не начинаешь сопереживать, а поражаешься ее «бронированности». Неумение вовремя поставить точку – в целом беда сюжета.

В довесок, львиная доля заложенных идей либо была вторична, либо не нашла подходящего исполнения. «Новаторское» раскрытие героини через просматривание записей на камере, призванное объяснить характеры и познакомить с предысторией – обычные флешбеки обставленные в другом свете. Открытый мир мало того, что таковым не является, так еще и не оправдывает своих зачатков, так как большинству просто надоест путешествовать по различным закуткам. Охота и прочие элементы выживания не награждают игрока в должной степени, чтобы ими заниматься, а рамки слишком обширны, чтобы чувствовать себя стеснённым.

Последний бой – он трудный самый… хорошо, что у Лары припасено QTE в кармане!

В конечном результате в новой Ларе Крофт нет ничего своего. Есть лишь куча заимствований, порой удачных, но в большинстве своем непродуманных и не работающих как должны.

Назвать, однако, игру откровенно плохой нельзя – просто разработчики за «своим виденьем» не уловили основную концепцию, которая была заложена в серии, а нагрузили множество ненужных для нее элементов, не доведя их до ума. Сама игра вышла вторичной, как и большинство идей в ней. Она посредственна и это, наверное, самый страшный вердикт для такой знаменитой серии. В нее вполне можно играть и получать удовольствие. Можно пройти и даже поизучать мир, но это не уровень именитой Tomb Raider. Это не та история, которую все ждали.

Жанр приключений сейчас не слишком популярен, а потому просто неплохой продукт совсем не похвала для такой ожидаемой игры. Если вы просто хотели скоротать время за данной игрой, она вполне понравится, но если вам хотелось взглянуть на нее как на возвращение великой расхитительницы гробниц, то скорее всего вы останетесь разочарованы.

Среднячек — самое, наверное, правильное описание итогового продукта. Из-за завышенных ожиданий и непонимания, что хотят в итоге увидеть игроки, вышло достаточно сумбурно и без отличительных черт. Красиво, драйвово, вторично.

Жаль, что прощаться приходится на такой ноте, но с другой стороны, это ведь еще не конец. До новых встреч! :-)


Tomb Raider

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
5 марта 2013
5.5K
4.1
4 804 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

История о Приключения госпожи Крофт, которые в итоге стали драмой.
Читай также