13 февраля 2017 13.02.17 5 4225

Тихий рай Silent Hill 2

+15

Да-да, никаких опечаток. Именно рай. Оговорюсь сразу, я веду речь конкретно о второй части. Той самой, где незадачливый Джеймс Сандерленд отправился искать умершую жену в маленький курортный город. Концепция Сайлент Хилла в этой игре более психологична, и мы не встречаем никаких мертвых девочек, которые отсылают прямиком к кайданам.

Да, тема не нова… Но таковы уж японцы, создают игры, которые можно обсуждать десятилетиями.

На самом деле, идея, что Сайлент Хилл – это скорее рай, чем ад, уже не раз высказывалась, так что я не оригинальна, но такая трактовка не настолько очевидна, как ад, поэтому менее популярна.

А теперь разберем все по полочкам. Разумеется, с огромным количеством сюжетных спойлеров, но если вы с 2001 года так и не имели дела с этой игрой, то… сами виноваты.

И сперва стоит сказать, что каждый из четырех персонажей игры видит Сайлент Хилл по-разному. Почему четырех, если есть пятый, спросите вы? Я вынесла Марию за скобки, потому как с ней все сложно.

Почему облик Сайлент Хилла разнится? И тут пришел черед скатиться в психологию. Зрение – это не только восприятие визуальной стороны физического мира, но и трактовка образов мозгом. То есть… по сути мы сами решаем, что мы видим, в зависимости от собственных желаний, опыта. То же и со слухом. Никогда не приходилось заменять слово в тексте песни на другое, более понятное и привычное для вас лично? Со мной подобное случалось в детстве довольно часто.
Проще говоря, мы видим и слышим подчас не то, что есть на самом деле, а то, что хотим видеть и слышать.

Но это все лишь пространное вступление.

Начнем мы, разумеется, с Джеймса, как с протагониста.

Каков же Джеймс? В целом, обычный человек. Да, он сорвался и убил свою жену, но настоящим чудовищем так и не стал, о чем говорит ряд поступков. Он пытается спасти Энжелу, он волнуется о Лоре… Примем это как факт, и посмотрим на саму сюжетообразующую ситуацию.

Итак, мы Джеймс и мы убили свою жену. Проблема. На самом деле, даже две проблемы.

Первая из них – мы скучаем по Мэри. Разумеется, не по той вечно кашляющей стерве, которая отравляла нашу жизнь, методично уничтожала в ней все хорошее. Скучаем мы по идеальной Мэри, оставшейся уже только в воспоминаниях, счастливой, улыбающейся и любящей.

Вторая проблема – чувство вины за убийство. Да, с одной стороны, часто говорят, что это желание быть наказанным за преступление, но, после долгих размышлений я склонилась к мысли, что это вина, а не жажда расплаты.

Но об этом позже.

Что нужно делать с проблемами? Решать. Именно этим Джеймс Сандерленд и будет заниматься на протяжении всей игры.

И тут нельзя пройти мимо уже всем известной цепочки отрицания «Я убил Мэри» — «Мэри умерла от болезни, я не виноват» — «Мэри жива и ждет меня». Просто, чтобы потом не возвращаться к этой теме. Уже из этой цепочки четко видно: герой пытается избавиться от чувства вины, а не наказать себя. Это логично, людям не нравится чувствовать себя виноватыми, и они старательно ищут себе оправдание, каким бы чудовищным ни оказался проступок. Так что попытка самообмана Джеймса органична и логична. Просто доведена до абсолюта.

Почему едем в Сайлент Хилл? Ну, помимо мистических причин, есть еще одна: Джеймс сохранил воспоминания о счастливых днях вместе с женой именно в этом месте. И наш главный герой даже находит свою жену в Сайлент Хилле в том самом особом месте, в парке.

«Позвольте, но это же Мария, а не Мэри!» – скажете вы.

«За кем приехал – того и нашел», – отвечу вам я.

Скажем так, именно ту Мэри, реальную Мэри, Джеймс точно получить снова не хочет. Ему нужна «такая же, но с перламутровыми пуговицами», усовершенствованная версия, которая будет более приятной и да, более сексуальной, поскольку у нашего протагониста явно большие проблемы в плане личной жизни.

Да посмотрите хотя бы на монстров!

Очень красноречиво название дополнения, в котором мы играем за Марию. «Рожденная желанием». Думаю, что никто не станет говорить, будто это не желание Джеймса, верно? Ему хотелось получить вроде бы Мэри, но Мэри без прежних проблем. И ему ее дали.

Итак, первая проблема вроде бы решена – у Джеймса есть его идеальная женщина. Казалось бы, бери — и уезжай.
Но у нас все еще осталась и вина, которая персонифицировалась во всеми любимого Пирамид Хэда.

Сначала кажется, он гоняется именно за нами, то есть за Джеймсом. Но ирония в том, что до появления Марии рядом с Джеймсом Пирамид Хэд поразительно равнодушен к персоне как бы своей жертвы. Зато прекрасно уничтожает местных монстров. И… как по мне, в этом тоже есть смысл, если видеть в Пирамид Хэде чувство вины, а не жажду получить наказание за преступление.

Посмотрите хорошенько на монстров Джеймса. Еще раз.

Ну как? Всем же очевидны сексуальные мотивы? Да об этом только ленивый не сказал, каждый раз рассказывая о том, что Мэри болела долго и…
Грубо говоря, перед нами материализация неудовлетворенности в лучшем случае и сексуальных фантазий в худшем. У Джеймса оказалось много желаний, и добродушный Сайлент Хилл не только создал идеальную женщину, но еще и материализовал для главного героя сексуальные фантазии. Бери и пользуйся. А что такие страшные… Ну, «я художник, я так вижу».

А чем у нас занимается Пирамид Хэд? Сперва убивает монстров. Потом… потом он методично убивает Марию. Мы достоверно знаем о двух убийствах Марии, но лично я считаю, что третье — тоже на его совести. Потому что больше некому.

И как по мне, раз за разом Марию убивают не для того, чтобы Джеймс переживал смерть Мэри, а чтобы Джеймс не стал счастлив рядом с Марией.

Пирамид Хэд – вина, вина за убийство Мэри, он не дает герою отвлечься от совершенного преступления, не дает забыть о душевных муках при помощи кого-то другого. Как только герой понимает значение монстра и решает, что с него хватит, Пирамид Хэд всем комплектом из двух штук совершает самоубийство. И… Джеймс свободен.

Зачем было материализовать вину, если Сайлент Хилл — рай? То, что материально — то и смертно.

И что же в итоге к концу занимательной экскурсии получает Джеймс?

Самый райский вариант – отъезд из города без вины за преступление с идеальной женщиной Марией. Неизвестно, сколько она протянет вне естественной среды обитания, но это дело десятое.
Можно прийти к выводу, что выданная в пользование модель нас не устраивает, да и прежняя была не так чтобы очень хороша, и уехать из города с девочкой.
Или попробовать воскресить прежнюю жену.
Ну, или самая эффектна концовка – Джеймс решает умереть. И… стало быть, пребывание в раю не смогло исцелить его от вины. Но Сайлент Хилл очень старался дать персонажу все желаемое.

Город дал Джеймсу все, что тот желал. И раз за разом возвращал ему Марию, пока герой, наконец, не разобрался с навязчивым чувством вины.

Эдди… Наш чудесный патологически лживый Эдди.

Первый вопрос, который возник лично у меня «Почему ему нестрашно?». Нет, конечно, всем героям как-то не особо страшно во вроде как кошмарном городе, но по шкале комфорта лучше, чем Эдди, только Лоре.

Если предположить, что Сайлент Хилл – все-таки место, где расплачиваются за грехи, то, черт, скажите мне, как именно расплачивается Эдди, который свободно ходит по городу? И с огромным удовольствием убивает… кого-то. Кого-то, кого ему щедро дает город. Почему? Потому что это именно то, чего Эдди не хватало для счастья.

Его всегда унижали, но он, судя по предыстории, не хотел, чтоб это прекратилось. Он желал отомстить. Пустить пулю в лоб человеку он так и не решился, но, похоже, хотелось. И вот Сайлент Хилл представляет ему возможность отвести душу: столько обидчиков, сколько хочет Эдди, и каждому он может вышибить мозги.

Нет, серьезно, Эдди мы встречаем в местах, куда не так уж легко попасть. А он там еще и умудряется кого-то убить.

Вокруг Джеймса шныряют его агрессивные сексуальные фантазии, а вокруг Эдди, выходит, – монстры-обидчики, которые подрабатывают мишенями в персональном тире.

И, как бы это ни звучало парадоксально, Эдди счастлив в Сайлент Хилле, пусть это счастье и извращенное.

Сложней всего доказать ту же самую теорию о рае для Энжелы. Она так несчастлива и напугана, мы понимаем это с первого взгляда.

Верно. Но тут стоит уточнить: она несчастна из-за города?

Очевидно, что нет.

Просто жизнь самой Энжелы не располагала к счастью. Девушка не бегает с криками «Помогите, монстры!», не считая того, что у нее тяжелая депрессия и суицидальные наклонности, Энжела спокойна. А первый и единственный монстр, от которого ее нужно спасти… Девушка зовет его папочкой и, вероятно, видит в этой уродливой куче мяса своего родителя, который точно не смог бы претендовать на звание «Отец года».

Чего хочет Энжела и что ей дает Сайлент Хилл?

Говорит девушка, что ищет мать. Но… мне одной кажется, будто у нее странный способ это делать? Сперва Энжела осматривает кладбище, потом лежит в комнате и смотрит на нож. В общем, шансы обнаружить хоть кого-то у бедняжки равны нулю. Но Энжела сообщает, что отца и брата она ищет тоже. Поскольку папочку ей город все-таки дает, похоже, именно отец ей был действительно нужен.

Чем Энжела резко отличается от Эдди и Джеймса? Сразу двумя вещами: во-первых, ее Сайлент Хилл максимально опасный (мне почему-то кажется, что когда вокруг все горит – это все-таки опасней эпизодической встречи с монстрами), во-вторых, у нее ярко выражена тяга к саморазрушению.

Что мы знаем о девушке еще? В ее прошлом было как минимум физическое насилие, как максимум еще и сексуальное со стороны отца и брата, которых она, вероятнее всего, убила. Как такие ситуации сказываются на психике? Жертвы сексуального насилия имеют дурную привычку обвинять себя в произошедшем: не то сказала, не так оделась, не так повела себя. А еще люди, прошедшее через такое испытание, начинают испытывать отвращение к себе.

Отсюда можно предположить следующее: девушка, которая считает, что сама виновата в происходящем с ней и ненавидящая себя, не выдерживает и кидается на своих мучителей… Но это ей не помогает освободиться. Потому что если она сама виновата, то у нее не было морального права поднимать руку на отца.

Что дает Энжеле Сайлент Хилл? Филиал ада и папочку, который на нее нападает. Джеймс и Эдди встречались со своими монстрами с завидной периодичностью, возможно, Энжела тоже раз за разом сталкивалась с папочкой. Я предполагаю, что это момент выбора: или продолжить свое пребывание в аду, который заслужила, или окончательно убить папочку и принять свое моральное право на дальнейшую жизнь. Она получает то, что хочет, а не то, чего заслуживает.

Что делает Джеймс? По сути ломает цикл общения с папочкой, сперва забирая у девушки оружие, а потом убивая ее монстра. Победить его Энжела уже не может, а вот ад никуда не девается. Если вспомнить последнюю встречу с девушкой… ничем хорошим для нее вмешательство Джеймса не заканчивается.

А Лора – душа светлая, безгрешная и без сильных страстей, поэтому она получает удовольствие от пребывания в курортном городе. Но это и так все знают.

В общем, возможно, мне удалось убедить кого-то что Сайлент Хилл – это рай. Да, для душ мятущихся, отягощенных грехами, но рай. Просто если давать людям именно то, чего они на самом деле хотят, порой возникают казусы.

Теперь в качестве финальной точки рассмотреть в целом поведение персонажей.

Что с ним не так? Да все. Они практически всегда ведут себя совершенно буднично, и это чертовски странно, если все-таки видеть в городе ад на земле. И даже на самые дикие вещи они реагируют так, словно они в обычном мире, без странностей.

Если вокруг ходят монстры, зачем Джеймс отнимает у Энжелы нож? Это ее единственное оружие. Да, она может совершить самоубийство. А может и не совершить. Но если вокруг монстры, то они-то гарантированно ее убьют.
Эдди, как я уже писала, вообще спокойно гуляет по всему городу без какого-либо дискомфорта.
Энжела не убегает из горящего для нее города с истерическими криками.
Джеймс при первой встрече с монстрами выдает «Что?» и спокойно берет трубу. А потом с поистине философским спокойствием вопрошает, с чем вообще имел дело.
Кому страшно в Сайлент Хилле? Игроку. Персонажи воспринимают большую часть происходящего как должное. Для них это не страшное место.

Кого-то я убедила, кого-то нет… Но это было чертовски много букв и достаточно моих мыслей, а также и не моих, но тех, с которыми я согласна. И не забудьте наведаться в Сайлент Хилл и проверить все на себе.


Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 709 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Имею по поводу того, чем является город и что он дает попавшим туда несколько иную точку зрения, но спорить не буду, потому как если имеешь дело с Silent Hill'ом, то никогда ничего не ясно до конца) Хотя с некоторыми тезисами всё же нельзя не согласится, особенно со взглядом на Джеймса — всё вполне себе логично.
А вообще просто было приятно почитать материал от человека, который любит игру — будто на некоторое время туда вернулся. И очень жаль, что серия теперь в достаточно неопределенном статусе.
Тем и прекрасен второй Сайлент Хилл, о нем можно спорить часами и одной идеальной точки зрения нет, есть только хорошая и плохая аргументация, просто для теорий.

Джеймс самый очевидный персонаж. Его просто анализировать, поскольку мы знаем о нем больше всех. Хуже всех с Анжелой. Тут больше догадок.
Лучший разбор метафизической концепции Тихого холма, что я видел!
Никогда не задумывался о «райской», положительной сущности СХ. Всегда был уверен, что город — это некое Чистилище, где ты будешь наказан за грехи и будешь испытывать мучение. Но теперь всё иначе.

На счёт, Энжелы- возможно, она нашла смысл своей жизни в страдании, и поэтому СХ для неё рай. В том плане, что постоянное саморазрушение, тоскливость, уныние настолько стали её неотъемлимыми частями, что она нашла в них себя.
Полностью поддерживаю. Спасибо автору за возможность вспомнить любимую серию.
Читай также