8 февраля 2017 8.02.17 6 5357

Вечный сон

+5

8 февраля в истории. Можно прочитать википедию и узнать, что много достойных мужчин и женщин родились сегодня, но нигде нет упоминания о ней… о нем… хотя все-таки ней — Анне Варни Кантодеа. А ведь именно сегодня она родилась.

Средневековье – один из самых плодотворных периодов в истории, он дал нам множество мистических историй, верований, ведьм, инквизиторов, религиозных догм и прочего. Средневековье как эстетическая категория подарило нам готический роман (Гофман, Бекфорд), готическую архитектуру (Собор Парижской Богоматери) и музыку. В первую очередь – это органные концерты, которые сотрясают своим громогласным звучанием не только церковные залы, но и души людей. Средневековье до сих пор служит источником вдохновения. Так, например, именно мрачность средневековой, а именно готической эстетики вдохновила нескольких человек на создание группы Sopor Aeternus and The Ensemble of Shadows.

Анна Варни и ее ручные тени

Sopor Aeternus переводится как «Вечный сон», таким термином обозначали период в Средних Веках, есть и другое иносказательное значение этого выражения – смерть, что вполне соответствует общему настроению творчества группы.
Sopor Aeternus and The Ensemble of Shadows состоит из Анны Варни Кантодеа и сессионных музыкантов, которых приглашают на запись альбома. Группа сделала оригинальный ход – музыканты почти не дают интервью, не играют концертов и вообще не выходят в свет. Анна Варни – солистка группы – пару раз дала интервью, и этими крохами информации все вынуждены «питаться» на протяжении долгого времени. По ее же признанию, она вовсе и не она, а он – биологически мужчина, душой и мыслями – женщина, отсюда, собственно, и следует вереница трагических тем для творчества. Родители не приняли «раздвоенного» состояния ребенка, в школе тоже никто такую оригинальность не оценил. Как итог – в 12 лет первые мысли о суициде. Позже творчество стало единственным способом выживания для Анны Варни. Сама певица говорит, что для нее музыка – это терапия, а создание музыкального произведения – крайне интимный процесс. Если слушать альбомы в хронологическом порядке, то можно ознакомиться с историей болезни отдельного человека – Анны Варни.

Животное, которое бушует внутри

Основная драма в музыке Анны Варни – это разделение души и тела. Тело – мужское, душа – женская, это порождает гигантские комплексы, и спасение от этого есть лишь в искусстве. Всего группа выпустила 12 студийных альбомов, из которых первые 6 представляют собой исповеди, крики о помощи, рассказы о детстве и просто мрачные истории. Будто человек прослушивает чей-то аудиодневник, густо сдобренный органом, средневековыми мотивами и оркестровой музыкой вперемежку с байками из склепа. Последние альбомы являются не столько «терапией», сколько вполне завершенными произведениями с точки зрения единой концепции. Иными словами, альбомы приобретают логическую завершенность и повествуют не только о боли Варни, но и обретают новую смысловую нагрузку. «Les Fleurs Du Mal» — торжество самоиронии, пародия на готическое творчество. «Poetica» — цикл песен по произведениям Эдгара Алана По.

Седьмой альбом — Les Fleurs Du Mal – показывает Sopor Aeternus and The Ensemble of Shadows в новом свете. Тут почти нет криков, нет открытой боли, есть едкий сарказм и море иронии. Например, песня «Some men are like chocolate». Название вполне многообещающее, в песне эта строка продолжается «but most of them are like shit». Что ж, это откровение не ново для текстов Варни, но ироническая форма в совокупности с вполне позитивным звучанием встречается впервые. Или другая песня – «Little bar of soap», в котором Варни выражает мечту стать кусочком мыла и скользить по чужим телам, очищая их душу и тело. И большинство песен из этого альбома сыграны в таком духе. Кроме одной. Пожалуй, это можно назвать гимном Варни, тут ее(его) мироощущение показано в очень откровенной манере. Этот гимн – «In der Palastra». (p.s. Palastra — палестра — частная школа для мальчиков в Древней Греции).
В этой песне Варни будто бы наблюдает за красивым юношей, который омывает свое тело. Это созерцание сопровождается откровениями певицы, ее отношением к миру и людям. Красивые тела мужчин заставляют Варни думать о своем несовершенстве, эта естественная красота порождает ненависть к мужчинам, окружающему миру. Ведь именно эта красота стала источником страданий Варни еще в юном возрасте, зависть к мужественности других рождала в ее(его) душе отвращение и страх к самой себе. К этим откровениям есть еще и клип, в котором Варни в типичной манере исполняет танец буто с застывавшей гримасой боли на лице. К слову, танец буто – это еще одна «фишка» Анны Варни, во всех клипах она исполняет этот необычный японский танец, заламывает руки, кривит рот в истошном крике или капризной мине.

Мрачная эстетика

Несмотря на порой отталкивающие темы и образы, музыку Sopor Aeternus and Ensemble of Shadows можно считать образцово-показательной, тексты — очень интересными с точки зрения поэзии и драматургии. Музыка — оригинальное сочетание средневекового звучания и современных «примочек», которые рождают оригинальный и довольно-таки узнаваемый ритм, классическая «Пляска смерти» на новый лад. Тексты отличаются разнообразием, одинаково только одно — общий мрачный и трагический тон, но, согласитесь, с таким мироощущением тяжело писать музыку о радугах и пони. Среди фанатов творчества можно найти и юных дев в готических одеяниях и ценителей-филологов и психологов – любопытно следить за развитием внутреннего конфликта Варни и анализировать тексты, искать отсылки к средневековым произведениям.
Пикантным моментом в творчестве группы является наличие табуированных тем, нередко в основу текста ложится какая-нибудь шокирующая история о маньяке викторианской эпохи или о человеке с сексуальными отклонениями. Типичный для поп-музыки «sex sells» безотказно действует и в довольно андерграундной готической музыке.

Еще одна «фишка» группы – это сочетание предельной откровенности Анны Варни и ее тотальное нежелание выходить на публику. Вроде бы все о ней уже известно, все тайные желания, все грешки, но при этом общение с фанатами, журналистами пресекается на корню. Будто Варни существует в совершенно ином измерении, ее мир создан из других материй и в нем играют другие краски. Пожалуй, это похоже на историю Волшебника Изумрудного города – если увидеть его вблизи, то и вся сказка разрушится. А мрачные сказки порой тоже нужны.


Лучшие комментарии

Охренеть. Извиняюсь. Но всё равно. Охренеть. Никогда не видел на стопгейме статей, связанных с музыкой, и уж точно не ожидал, что кто-то знает Анну Варни))

Я правда не большой фанат (по неизвестным причинам музыка не вызывает столько эмоций, сколько должна бы), но всё равно видеть тут знакомые имена приятно))

А статью как будто читал уже где-то, как минимум её фрагменты))
Прекрасная статья.
Люблю эту группу и их музыку (не прямо уж фанат, но всё же), знал, что у Варни некая весьма сложная жизнь и проблемы с самоидентефикацией, но никогда глубоко не копал, ибо часто знакомство с личной жизнью музыкантов вызывает негативные эмоции (взять тот же Nightwish). Но прочтение данной статьи не вызвало неприязни, а наоборот, помогло понять, почему творчество Sopor Aeternus такое надрывное. Надо бы переслушать некоторые альбомы, спасибо автору)
я замечала тексты на разную тематику, и подумала «почему бы и нет».
ну это вряд ли, так как текст ну очень мой. может, кто-то аналогичное выводы делал, что не удивительно. к тому же, Анна Варни с прессой общается мало, все используют фактически одно интервью для попыток как-то осмыслить творчество.
спасибо большое. мне в какой-то момент стало интересно, что же с ней такое случилось. все-таки в текстах много боли, много скорби и тьмы.
кстати, сейчас идет сбор денег на новый альбом. я даже начала оформлять предзаказ, но получилось печально — сам предзаказ альбома стоит 6 долларов, а доставка — 20 с лишним. и это огорчило. надо будет повнимательнее почитать, может, получится заплатить не за физическую копию, а за электронную. тогда бы было идеально.
www.fantotal.de/en/sopor-aeternus.html
Ну да, возможно)) Отсюда и знакомые фрагменты))
Читай также