6 января 2017 6.01.17 3 2481

Russian Stream

-5

Введение
Здравствуйте. Данная статья будет посвящена стримингу в целом. В ней вы найдете рассуждения стороннего наблюдателя, а проще говоря — зрителя, который, в общем-то, сам пока что не планирует работать на камеру, а лишь только смотрит и пытается делать выводы для себя. Здесь точно не будет ничего мудреного, только пространные размышления кухонного аналитика, которые ни в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции. Соглашаться с моим мнением по тому или иному вопросу или нет — личное дело каждого. Могу только надеяться, что заставлю вас задуматься. Если Вы зритель, и смотрите на стрим-индустрию с той же позиции, что и я, то Вы имеете возможность сравнить свои умозаключения с моими и найти в них, возможно, сходства или расхождения. Если вы ведущий, то, возможно, эта статья поможет вам взглянуть на свои стримы со стороны и улучшить их качество. Приятного чтения.

Итак, поехали.

Шуты
Не удивляйтесь названию. Я неспроста решил начать издалека.

Когда человек возвращается после тяжелого рабочего дня домой, ему хочется расслабиться и отвлечься от надоевшей рутины. И в этом ему как давным давно, так и сейчас помогали люди одной из древнейших профессий. Проститутки. Но в этой статье речь пойдет не о них.

Я бы хотел сказать пару слов о профессии шута и актера, дабы проследить развитие людей, работающих в сфере развлечений, так сказать, с зародыша. Открыв статью в википедии, вы узнаете, что наиболее стереотипным образом шута является шут средневекового образца. Это остроумный мужичок в смешной одежде и нелепом колпаке с бубенцами, который находился при короле, неустанно развлекая двор разнообразными выходками, которые зачастую выходили за рамки дворцовой цензуры(!).

Стоит отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту этого дела, к шутам предъявлялись довольно высокие требования. Любому уважающему себя шуту нужно было уметь танцевать, музицировать, сыпать остротами(желательно к месту), кривляться, показывать фокусы и многое другое. В общем, по нынешним меркам они представляли из себя довольно талантливых людей. Бездарные и несмешные шуты надолго при дворе не задерживались и, как правило, утилизировались популярным в те времена способом. Я рекомендую прочитать произведение А.Дюма «Графиня де Монсоро», где ярко раскрывается образ стереотипного шута.

«Шико имел вольность говорить с королём, как хотел, и тот на него никогда не гневался. Когда герцог Пармский прибыл во Францию, Шико сказал королю: «Друг мой, вижу все, что бы ты ни делал, ни к чему не приведет, если не станешь или не притворишься католиком». В другой раз: «Верь мне, пошли равно ко всем чертям, если то будет надобно, и папистов, и гугенотов, только бы тебе спокойно владеть королевством Французским. Ведь ваши братья, сказывают, притворяются будто чему-то верят».

А в наше время?
Исчезла ли эта профессия в наше время? Конечно же нет, ведь люди по-прежнему нуждаются в том, чтобы кто-то провоцировал выработку эндорфина в их мозгах. Профессия эволюционировала, видоизменилась в соответствии с развитием общества и технологий, но при этом общие «постулаты шутовства», на которых держится это ремесло, остались прежними. Давайте же проведем аналогии с современным обществом.

Хочется упомянуть нынешних шутов, которые оккупировали телевидение. Камеди клаб, кривое зеркало Петросяна… etc. — это плебейский юмор, который, как и все телевидение, не успевает за современными темпами развития общества, а потому и выглядит часто весьма жалко.

Кроме того, не будем забывать, что телевизионные программы скованы жесточайшими рамками цензуры. Разумеется, Вы можете со мной поспорить и сказать, что, например, Галустян недавно пародировал Кадырова, и ничего ему не было. Но ведь очевидно, что все это десять раз согласовано, что и является цензурой. И ответьте себе на вопрос: а так ли это было смешно? Не напоминало ли это больше рекламу Чечни? Помнится, прокремлевский Контр-тв закрыли из-за неосторожного выпада в адрес президента Российской Федерации.

 

Зачастую передачи, выпускаемые на ТВ, должны выходить строго в определенные сроки. Поверьте мне, как человеку, знающему подноготную съемок регулярных телевизионных программ. Из-за этого люди, обладающие отличным чувством юмора, хорошей фантазией, вынуждены конвейером штамповать идеи, которые неизбежно теряют в качестве.

И тут сразу вспоминается то, что шутам, находящимся при дворе у средневековых правителей, было дозволено игнорировать существовавшую в те времена цензуру (и в этом заключалась львиная доля обаяния этой профессии). Только им разрешалось шутить про короля, оскорблять вельмож, вести себя вульгарно и вызывающе. Но при одном условии: все это должно было быть смешно и актуально. Долго бы продержался унылый шут, поливающий своей желчью весь двор? Не думаю.

Какой можно сделать вывод из сказанного в этом абзаце? Очевидно, что юмор сильно страдает, если сковывать юмориста (уже не шута, заметьте) кандалами цензуры и/или временными рамками. В основном поэтому телевизионные юмористы не пользуются большой популярностью среди нынешней интеллигенции.

Специально для вас — чтобы слегка разбавить сухой текст — «лучшая» подборка из Камеди Клаб. Судите сами. Совру, если скажу, что ни разу не улыбнулся. В большинстве случаев все-таки делается упор на «кривляшки», которые так или иначе заставляют улыбнуться. Но общий уровень юмора, думаю, очевиден.

 

YouTube`s clown`s
Отбросив юмор телевизионный, перейдем к тому, что происходит в интернете. Там мы в поисках чего-то смешного натыкаемся в первую очередь на стендапы различных блогеров (пожалуй, не будем рассматривать кривляния на камеру Ивангая, они не нуждаются в излишних комментариях, хотя это также вид шутовства, имеющий право на существование).

В большинстве своем это копипаста западных (а еще хуже, если наших) стендапов, что удручает чуть более, чем полностью. Однако, хоть и нечасто, но встречаются люди, у которых это получается лучше остальных. Это скорее исключение, которое подтверждает правило. Русский ютуб-стендап — мертворожденное дитя. И в качестве примера неудачного опыта возьмем стендап Хованского.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что Юрий не особо напрягался, создавая эту программу. Он взял громкое название «Russian stendup» и начал под копирку переводить шутки западных стендаперов. Это тот случай, когда человек отбросил цензуру, но при этом не достиг определенного успеха (не в сфере заработка, а в сфере юмора).

К выступлениям российских юмористов, которые, на мой взгляд (!), тянут на «более-менее», я бы отнес выступления Ильи Мэддисона. Не то чтобы я нон-стопом смеялся от начала и до конца, но я с уверенностью могу сказать, что некоторые моменты были действительно смешными, а главное, от его стендапов не несло копипастой за километр. Разве что копипастой со своего более раннего творчества, но это не считается.

Если Вы смотрели его выступления, то знаете, что он делает акцент на иронию, сарказм и довольно редко шутит в лоб, именно поэтому я выделяю его выступления, имеющие хоть какую-то претензию на «разумизм». Так что нельзя записать абсолютно всех ютуберов в аутисты, порой среди них попадаются талантливые люди, хотя Мэддисона уже нельзя назвать ютубером.

Ютуб, как и телевидение, сковывает блоггеров некими цензурными рамками, что, конечно, тоже отрицательно отражается на качестве контента, хотя эти рамки существенно расширяются по сравнению с теми, что предлагаются на телевидении.

Одно из выступлений Мэда:

 

Выступления же таких людей, как Ларин, Поперечный, Кузьма я из принципа не буду подробно рассматривать ввиду их a priori неконкурентоспособности в этой сфере. Вы, конечно, можете со мной не согласиться, это, несомненно, ваше право, но если вам действительно нравится их творчество, то можете смело дропать статью и идти делать домашку на завтра вряд ли мы с вами поймем друг друга.

Ладно, чтобы убедиться в том, что там нет действительно ни одной смешной шутки, я отсидел от начала и до конца стендапа (нет):

 

Надеюсь, Вас не испугала такая длинная прелюдия к основной теме статьи. Но вы должны понимать, что затронуть тему ютубодеятелей и их творчества было необходимо, хотя бы потому, что многие из них эволюционировали в стримеров. Кто-то добился в этом большего успеха, кто-то меньшего, кто-то полностью перешел на этот формат, кто-то частично.

Russian Stream
И вот наконец, взяв во внимание все вышесказанное, я считаю, что стоит перейти непосредственно к стримингу, который являются неотъемлемой частью «интернет-шутовства»(сказано это, конечно, не с целью обидеть стримеров, ведь если вы внимательно читали меня выше, то поймете, что автор определяет понятие «шут» гораздо шире, нежели приходит в голову тому, кто может оскорбиться, и более того, автор в некоторой степени и себя ассоциирует с шутом в обществе).

Именно на стриме твои руки развязаны чуть более чем полностью (помнится, на ск2тв можно было стримить порнуху и тому подобный трэш-контент), и полет фантазии практически ничем не скован, кроме возможностей плеера и скорости интернета. Вот где ты можешь скрыться от телевизионной и ютубовской цензуры, вот где тебе никто не будет устанавливать временные рамки. Именно на стримах раскрывается творческое начало в человеке (при его наличии в принципе, конечно).

Можно ли сказать, что на стримах человек максимально приближен к тем условиям, в которых находились когда-то шуты при дворе? Вроде бы почти все дозволено, но это отнюдь не означает безнаказанность. Твое творчество автоматически отправляется на народный суд. Как когда-то двор не нуждался в неудачливых шутах, так и нынешняя аудитория не нуждается в бездарных стримерах, которые не могут или не хотят работать над качеством.

Думаю, очевидно, что стримы постепенно, медленно, но неизбежно заменят телевидение по понятным причинам. Однако сейчас это сравнительно молодая и еще до конца не оформившаяся, хоть и очень перспективная отрасль индустрии развлечения.

Что может быть лучше, чем прийти с доставш(ей/его) тебя работы/универа домой и, отправив жену/тян/маму/кота на кухню, закрывшись в комнате, придушить одноглазого ужа, наблюдая за анальными приключениями hotkinkyjo? Правильно! Включить любимого стримера и, растёкшись по дивану с бутылочкой пивчанского или чашкой ароматного чая, залипнуть в планшет или ноутбук.

Бесспорно, феномен стриминга слишком обширен, чтобы рассматривать его в целом, да и я не располагаю достаточной информацией для этого, поскольку некоторая подноготная часть стрим-бизнеса для меня остается загадкой, поэтому не рискну. Однако, будучи сторонним наблюдателем, я могу себе позволить рассматривать это явление с удобной для себя позиции. С позиции человека, который принадлежит к определенной группе зрителей. Именно так. Поэтому в своих мыслях на эту тему я буду отталкиваться от понятия «целевая аудитория».

Целевая аудитория
Тут возникает резонный вопрос: что лично тебе будет интересно смотреть на стриме? К какому разряду целевой аудитории ты себя относишь? Задайся этим несложным вопросом, читатель. Важен ли тебе косплей и интерактив, которые можно найти на нынешних стримах Денруса, или же ты хочешь обмазаться желчью саркастично-ироничного Мэддисона, или же отключить мозг на РГГ Гитамана, или послушать, как на своих лайв-стримах Адольф перетирает за жизнь?

Тебе может нравится либо что-то одно, либо все сразу, но по настроению. Рассуждая о стриминге, важно понимать, что каждый уважающий себя стример работает на определенную, так называемую целевую аудиторию. Целевая аудитория формируется непосредственно исходя из контента, который выпускает ведущий. В процессе стриминга очень многое зависит не только от личности самого стримера, но и от выбранной/ых им игры/игр. Если ты выбираешь ту же доту для фултайм стримов, то не удивляйся, что к тебе набежали мамколюбители из лоу приора. Поэтому к выбору игры стоит относиться с должным вниманием.

Лично для меня игра на стриме — это вторичный фактор, который лишь помогает ведущему как-то оформить свое выступление. Мне приятнее воспринимать стрим как радиоэфир. В идеале ты еще и можешь видеть того, кто с тобой общается по вебке. А стримера ты представляешь в качестве своего собеседника на этот вечер, который так или иначе делится с тобой своим опытом, своими взглядами и мировоззрением, выслушивает твое мнение, иногда вступает в полемику на дружеских тонах на кухонные темы мирового масштаба, шутит — когда смешно, а когда не очень, но ты ему это прощаешь, ведь ты веришь, что стример работает над собой, своей речью и своими ошибками. Это что касается меня. На деле же разным людям нравятся разные форматы стримов (поэтому и происходит разделение различной целевой аудитории у разных стримеров).

Таким образом, можно сказать, что целевая аудитория формируется, в основном исходя из трех факторов:

1.Тактика ведения эфира

К ней относится выбранный образ, способ общения с аудиторией.

2.Личность стримера

Человек в целом. Его голос, внешность, а также он сам как человек, если он решил отказаться от образа. Однако в некоторых случаях этот фактор может не учитываться в результате отсутствия конкретных данных о личности (Глад Валакас, Карина, Гобзавр и др.).

3.Фон, выбранный стримером

Как правило, это какая-либо комьютерная игра. Также нельзя исключать, например, фильмы или какое-либо творчество, однако это частные случаи и должны рассматриваться отдельно.

Формирование собственной аудитории является очень ответственным процессом. Если отнестись к нему легкомысленно, то в один прекрасный момент можно оказаться не в дружелюбном и толерантном чате, а в помойной дыре с мусором со всего интернета.

Классификация стримеров
На основании сопоставления выбранного фона для эфира, тактики ведения эфира и личности стримера представляю вам примерную классификацию стримеров с их описанием и характеристиками целевой аудитории, формирующейся в зависимости от вышеупомянутых факторов.
Денрусоподобные
Если ты, будучи стримером, очень круто подковал техническую часть, сделал невероятно красочный косплей, подключил войсморфер, заготовил реплики для очень милого общения с аудиторией, растянул вебку на пол-экрана, а донаты больше ста рублей закрывают остальную его половину, то, скорее всего, ты Вилавгеймс или его подражатель, и твоей аудиторией будут впечатлительные девочки и мальчики школьного+ возраста, лица и умы которых еще не обезображены интеллектом.

Ты, скорее, аниматор в детском саду, нежели серьезный и по-настоящему интересный стример, и захватываешь, в основном, визуальной частью, нежели внутренним контентом. Ты красиво оформляешь обложку, но зачастую содержание оставляет желать лучшего. Я уже упомянул Денруса как лучшего представителя данного подвида стримеров. Действительно, его стримы приятно смотреть и слушать, но лично мне прикольно первые 1.5 минуты, дальше смотреть не хочется, т.к. банально не интересно.

 

Игру ты можешь пройти и сам, а кривляния стримера и неоправданно навязчивые донаты/подписки больше мешают, чем помогают погрузиться в игру. Но это имхо, а у Дениса есть своя аудитория, причем довольно обширная и приносящая доход. Тут возникает вопрос: неужели в мире так много людей, которые ведутся на это дешевое представление и бегут отдавать свои деньги? Да.

Люди по природе своей attention whore. И порой для некоторых из них нет ничего приятнее, чем засветиться в эфире. А тем более на весь экран. Вспомните себя. Вы ведь не подписываетесь просто так, вы ждете, пока подрубят стрим, чтобы увидеть свой ник, чтобы услышать благодарность стримера, а еще лучше, чтобы что-нибудь огромное выскочило на весь экран, правда? Если вам не до конца понятно, зачем такие большие донаты, зачем такие громкие оповещения о подписках, то почитайте книгу кинолога Карей Прайор «Не рычите на собаку», или если вам лень, то вбейте в гугле «положительное закрепление». На эту тему писал работы ещё И.П.Павлов. Но осилить его труды — это совсем высший пилотаж, да и это не нужно для того уровня понимания, что сейчас необходим вам.

Тем не менее, это вариант проведения стримов, который вполне себе имеет право на существование. Человек нашел свое амплуа и, используя его, дает людям неплохое шоу, за что некоторые готовы отдавать деньги. (Коэффициент интеллекта этих людей, в принципе, никого не интересует, правда?) Чего, к слову, нельзя сказать о его подражателях (как о тех, кто типа его пародирует, так и о тех, кто нагло косит). Смотреть их стримы — все равно, что играть в корейские клоны овервотча или варкрафта или есть то, что перед тобой съел другой человек и переварил, а потом дал тебе попробовать. Короче, вы меня поняли.
Интеллектуалы
Если же ты эрудированный, интересный, начитанный и прожженный жизнью человек, умеющий работать на аудиторию (последний навык приходит определенно не сразу) и готовый делиться своим опытом, своими взглядами со зрителями, не обязательно сильно подкованный в техническом плане (оно и не всегда нужно), если проводишь свои стримы, душевно беседуя со зрителями на фоне игры или вовсе без нее, то ты наберешь себе аудиторию людей более зрелых в эмоциональном и физическом плане, которым в первую очередь необходим интеллектуальный отдых.

Вряд ли на таком стриме надолго задержится зритель, жаждущий красочное фаершоу с блэкджеком и донатами на пол-экрана. Поэтому зрителей будет немного, так как большинство людей идиоты (так было всегда, так будет и дальше. Вспомните историю России: 80+% крестьян при монархии, затем диктатура пролетариата, процент голосов за ЕР etc., но подробнее об этом не сейчас и не здесь). Такая аудитория — то ли в силу своей малочисленности, то ли в силу неплатежеспособности, то ли в силу наличия IQ выше ста — не приносит много денег. Достаточно посмотреть топов твича, дабы убедиться в том, что там нет людей, которые на своих стримах пытаются как-то просвещать свою аудиторию или делать контент с намеком на интеллектуальность.

 

Идеальный стример
Третий класс стримеров будет представлять собой синтез из первого и второго. На мой взгляд, это идеальный стример. Человек-стрим. Стрим-Чен-Ин от мира стримов.

Определенно, техническая подготовка должна быть на уровне, но без фанатизма. Меньше вебка, менее вульгарный грим (достаточно, чтобы он соответствовал общей атмосфере игры, да и все), донат тысячи от доната ста рублей должен отличаться лишь шрифтом и, может, по размеру, войсморфер совсем не обязателен, но и не будет шибко мешать. И так, сделав свой стрим визуально приятным, этот человек уже как минимум не будет отпугивать людей, придирчивых к обложке. Люди пришли на стрим, им нравится то, что они видят, однако дальше от ведущего требуется продуманная и интересная программа, которая будет держать умы зрителей в тонусе.

Внимание! Не следует расписывать каждую минуту. Очевидно, что во время стрима в процессе общения с чатом ты будешь сбиваться с программы и потом тупить, т.к. ты не помнишь, на чем остановился, или то, на чем ты остановился, уже не к месту. Однако если ты перед стримом, например, пройдешь игру, это будет тебе только на руку. Ты уже сможешь наметить для себя интересные игровые ситуации и даже заготовить на них шутеечки, дабы в глазах зрителей выглядеть оригинальным и смешным. Должно быть не просто прохождение игры с комментариями, но и отвлечение на посторонние темы, общение с чатом.

Все это должно быть естественно и ненавязчиво. Ты начинаешь игру, комментируешь происходящее (по возможности, смешно) и, допустим, взяв инфоповод из игры, развиваешь какую-то тему. Банальный пример: в Metro: Last Light главного персонажа предает чувак, который затирал про мушкетеров. Отлично! Замечательный повод поднять тему Павлика Морозова и множество вопросов Павликосрача, например, спросив у чата: «А существовал ли Павлик вообще? Как вы считаете?» И так далее. Быть может, не лучший пример, но он отражает суть интерактива. Однако стрим не должен ни в коем случае превращаться в лекцию. Лекций хватает и в универе, и в записях на ютубе, и слушаешь ты их с конкретной целью, а на стрим приходишь, в основном, с целью отдохнуть. Интерактив — очень важная тема. Люди любят, когда с ними общаются. Чем ближе ты к чату, тем ближе он к тебе. Подружись со своим зрителем, стример. Он непременно ответит взаимностью.

В идеале у тебя есть определенные таланты. Например, ты умеешь играть на гитаре. Это же очень круто! Не стесняйся разыгрывать эту карту. Что может быть ламповее, чем хорошая игра на гитаре под хорошую игру во время стрима?

Несомненно, все это красиво на словах. На деле же стать таким стримером, как мне представляется, невозможно невероятно сложно.

Следовательно, удовлетворяя как познавательные, так и социальные потребности своего зрителя, подобный стример охватывает бОльшую аудиторию, нежели первый и второй тип.

Про-стримеры, киберспортсмены

Собирают большое количество зрителей в основном за счет своего скилла. Не сильно интересуют лично меня. Однако неплохо зарабатывают и собирают людей, так или иначе интересующихся киберспортом. Аудитория показала себя вполне адекватной и платежеспособной.

Хайп-стримеры

Карина-стримерша, Глад Валакас, Вжлинк, Гоброзавр, Мопс и т.д. Люди, которые привлекают зрителей за счет своей неординарности и трэшового поведения на стримах. Аудитория формируется соответствующая. Как можно догадаться, не слишком развитая в силу возраста или каких-либо умственных отклонений. Однако они вполне способны донатить по 10 р., пытаясь невероятно оригинально опустить стримера своими сообщениями. Думаю, не стоит говорить о том, какая вакханалия будет твориться в чате. Кстати, ни для кого не секрет, что сами фрики зачастую фриками не являются, а лишь создают образ и очень хорошо играют свои роли, давая людям шоу и срубая гешефт в виде донатов, подписок и рекламы. Не буду ни в кого конкретно тыкать пальцем. Тут, к слову, можно вспомнить начало статьи. Да, шуты.

 

Классификация не претендует на идеальную. И вообще, в ней нет практического смысла, но, может, кому-то она будет интересна. Человеческий мозг любит все классифицировать. Я дарю тебе эту классификацию, читатель. Делай с ней что хочешь. Исправь, если тебе что-то не нравится, дополни, если считаешь нужным, перечеркни полностью, если не согласен, и напиши свою или оставь как есть. Дело твое, дружище.

Обобщение

Обобщая сказанное, можно убедиться в том, что целевую аудиторию стримера определяют, в основном, три фактора: фон, личность ведущего и выбранная им тактика ведения стрима.

Я придерживаюсь того мнения, что зрители чертовски (!) похожи на своего стримера. Причем похожи гораздо больше, чем он или они себе это представляют. Так что, проводя стримы определенного качества и настроя, ты будешь потихоньку обрастать аудиторией, близкой тебе по духу, которую понимаешь ты и которая понимает тебя.

Заключение

Как вы помните, я начал с разговора по поводу шутов. Со времен срединных веков прошло столько времени, а требования к человеку, который работает на публику, остались все теми же… Остроумие, актерская игра, умение красиво говорить и играть на музыкальных инструментах. Но стоит отметить, что едва ли средневековые шуты ставили себе целью как-то развивать свою публику. Если вы внимательно прочитали мою классификацию, то заметите, что единственные, кто заботятся об информативности своих стримов — это 2 и 3 типы. Хотя и не все люди идут смотреть трансляцию ради развития своих умов. Собаки редко едят таблетки просто так, однако если закопать их поглубже в аппетитную еду, то можно не сомневаться, что лекарства попадут по назначению. Так что…

Это мои мысли, они далеко не совершенны и далеко не лучшим образом оформлены. Однако они мои, и я очень хотел бы поделиться ими с тобой, читатель.

P.S.
И да, наверняка, вам в голову пришла мысль, что название Russian Stream является аллюзией на Russian Stend Up. Чертовски верная мысль.


Лучшие комментарии

Замах на рубль, выхлоп на копейку в лучшем случае. Слов много, вроде в предложения уложены, но почему-то тему постоянно штормит из «классификации стримеров» в «советы начинающим стримерам», потом в рассуждения о русском Ютубе и дальше по кругу, но ничто из этого не уходит достаточно глубоко. В итоге что хотел сказать автор, я так и не понял. И куда отнести стримы на том же СГ — тотально неясно, учитывая, что у нас нет вебок, например и игра, которая «фон» — является нифига не фоном.

О, и я нашёл первоисточник. Етосамое. Репост пусть и своего, но с других ресурсов — очень неодобрителен.
Какое же извращенное понимание стриминга… Автор пытается делать из себя «интеллектуала», мол донатят люди обделенные умом. А сам рассматривает стриминг только как площадку по выдаиванию доната из зрителей.
Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также