5 января 2017 5.01.17 14 2686

Чем удивляют киноделы. Формат в кинематографе

+26

Без лишних предисловий (в предисловии, ba-dum-ts), эту статью я писал для студенческой газеты. Если вы её уже видели, то привет, ну скажем так, ворона! На stopgame я решил её выложить, потому что:
а)портал посвящён не только играм
б)захотел срубить плюсцов показать свой богатый потанцевал поделиться творчеством с большим числом людей. Как раз все проснулись после Нового Года и могут читать блоги думать о прекрасном
Приятного чтения!

В кинематографе один из залогов успеха — выгодное отличие картины от конкурентов. В этом могут помочь сюжет, актёрская игра, операторская работа, саундтрек, спецэффекты… Налейте чаю, возьмите кота на колени и присаживайтесь. Сегодня мы поговорим о фильмах, которые выделяются из общего ряда форматом. Под форматом подразумеваются визуальные особенности подачи истории. Такие картины можно смело обсуждать без спойлеров, для понимания темы не требуются профессиональные познания, и будет трудно скатиться в субъективщину. Поэтому наша тема сегодня — формат, конкретно, многоплатформенные произведения, 4D-кино и фильмы, снятые от первого лица и панорамно.

Многоплатформенные произведения
За интересный сюжет читатели, зрители и игроки прощают создателям серьёзные огрехи. История может развиваться в течение нескольких произведений, которые необязательно будут только фильмами. Например, жизнь Гарри Поттера освещена в семи романах и восьми фильмах, показывающих одни и те же события с некоторыми отличиями, а теперь ещё и в пьесе. Сегодня анимационное кино может быть приквелом, игра — продолжением, а сериал — демонстрировать то же, но под другим углом.

Такие произведения отличаются тесной взаимосвязью элементов. В отрыве друг от друга они могут быть хорошими, однако наиболее объективная оценка складывается при синергии. При сочетании «частей» вопросы получают ответы, вселенная разветвляется и детализируется, становятся видны отсылки и прочий фансервис. К тому же, если история увлекательна, а персонажи проработаны, произведению попросту хочется посвятить больше времени.

Свежий пример «многоплатформенного» кино — сериал «Квантовый разлом» (Quantum break, 2016. Б. Катаи), дополняющий сюжет одноимённой компьютерной игры, и «Кингсглейв: Последняя фантазия XV» (Kingsglaive: Final Fantasy XV, 2016. Т. Нодзуэ) — анимационный фильм-приквел для «Final Fantasy XV». Эта серия не первый раз выходит из сферы видеоигр. Интересующиеся и любители найдут добавку в виде мультфильмов, сериалов и аниме.

Значит, Морфеус, здесь я могу быть кем угодно, даже персонажем компьютерной игры? (Quantum break, 2016)

4D
Герберт Уэллс в «Машине времени» пишет: «… на плоской поверхности, обладающей только двумя измерениями, можно представить чертеж трёхмерного тела». Но человек — существо изобретательное и выжимает максимум из ситуации. Вот и на плоской поверхности, а конкретно на бумаге, он запечатлевает четыре, а не три измерения: создаёт выдуманные и не очень миры, наполненные созидающими и разрушающими персонажами. Движущиеся картинки позволили сделать искусство ещё реалистичнее и фантастичнее одновременно, но никто не собирался на этом останавливаться.

4D-кинотеатры для лучшего погружения в действо используют дополнительные механизмы, никак, однако, не связанные с четвёртой координатой. Стандартный набор — двигающиеся кресла, брызги воды или воздуха, объёмный звук и изображение. Каждый механизм прибавляет единицу к названию заведения, счёт доходит до 999D. Большинство видело подобные заведения на причерноморских курортах.

Но и вдали от моря можно поучаствовать в погоне и быть обрызганным тюленем. В ТРЦ — например, в МЕГЕ Белая Дача, Гагаринском и Охотном ряду в Москве — оборудованы 4D-аттракционы и кинозалы, показывающие ролики длиной от 5 до 30 минут. В кинотеатрах сети «Синема Парк» ни разу не реклама в 4DX-залах крутят обработанные полнометражные картины. К примеру, в подобном формате шёл блокбастер «Грань будущего».

Как отдельный подвид 4D-фильма можно вспомнить «Детей шпионов 4D: Армагеддон» (Spy Kids: All the Time in the World in 4D, 2011. Р. Родригес). В кинотеатрах выдавали карточки с восемью ароматизированными полями. В определённый момент надо было стереть защитный слой, чтобы почуять запах «с экрана». Но от негативных отзывов ленту это не спасло.

37 баллов на Metacritic. Видимо, пукающая собака была лишней («Дети шпионов 4D: Армагеддон», 2011. Р. Родригес)

Фильмы от первого лица
Если хотите, чтобы публика полюбила героя, заставьте её сопереживать. В произведениях искусства эмпатия — древний приём, способный выдавить слезу или эндорфин из самых чёрствых зрителей. Современные технологии облегчают труд сценаристов, позволяя объединить наблюдателя и персонажа. Впервые увидеть мир чужими глазами можно было в 1900 году в фильмах «Что видно в телескоп», «Каково это, когда тебя переехали» и «Бабушкина лупа». Последний стал настолько успешным, что через два года У. Маккатчен выпустил ремейк «Дедушкина лупа».

Сейчас съёмка от первого лица — отнюдь не новый, но ещё не избитый операторский ход. Кроме того, не все картины полностью сняты в подобной манере.

Зеркало — клишированный способ сказать: «Глядите, у нас тут фильм от первого лица!» («Дум», 2005. А. Бартковяк)

В некоторых произведениях зритель только отдельные сцены видит глазами персонажа. К ним относятся «Доктор Джекил и мистер Хайд» 1931 года, «Чёрная полоса», «Хэллоуин», «Терминатор», «Дум». Целиком от первого лица сняты картины «Леди в озере» ладно, эта — ПОЧТИ целиком, нашёл, где хвастаться, умник; «Русский ковчег»; недавно вышедший «Хардкор»; с некоторым допущением — «Влюблённый Тома», где зритель видит экран компьютера главного героя, и «Монстро», стилизованный под любительскую съёмку. Из сериалов отметились отдельные серии «МЭШ» и «Доктора Хауса» и весь «Моими глазами».

VR-шлемы и 360॰-фильмы
Если в предыдущем пункте погружение — результат операторской работы, то в случае с виртуальной реальностью это заслуга техники и особенностей восприятия. Использовать VR-шлемы для развлечений начали ещё в 60-х (подробнее читайте здесь), и сейчас они ассоциируются скорее с видеоиграми. Неудивительно: большему взаимодействию большее погружение. В области кино пока приходится довольствоваться фильмами, переделанными под VR — раздвоенными для вывода изображения на оба глаза. Вдобавок, в интернете присутствуют панорамные видео и корометражки. Например, Oculus VR выпустила четырёхминутный Lost о руке робота. Посмотреть можно здесь или на Youtube, если подходящий шлем забыт в гостях у бабушки.

То ли рука, то ли собака ищёт хозяина — вот и весь сюжет мультфильма (Lost)

К слову, панорамное кино можно смотреть и без шлемов, но придётся пощёлкать мышкой по стрелочкам. Уже есть видео со строительного крана, съёмок фильма, из-за кулис концерта и из Лос-Анджелеса, разрушаемого космическим чудовищем. Приобщаться чуть ниже или по запросу «360» в поисковике:

Фантастика

Мультфильм

Историческое

Кроме того, видео на 360॰ доступно и на телеканалах: на российском «Russia Today» и французско-немецком «Arte». Вдобавок, недавно началось тестирование панорамных трансляций в Periscope, пока для ограниченного числа пользователей. Ну, и с порно можно ознакомиться в соответствующих разделах особых сайтов. Если вокруг слишком людно, чтобы приобщаться к подобному искусству, прочтите интервью с создателями VR-контента для взрослых.


Лучшие комментарии

Только согласиться могу. Действительно, не самый удачный пример.
с некоторым допущением

Суть допущения в том, что камера — глаза оператора и показывает то, что он видит. Строго говоря, вы правы и «Монстро», действительно, не от первого лица.
Вроде как принято оставлять тематический позитиватор, поэтому вот вам
Первая женщина-режиссёр

Поговорим Попишем Почитаем да что угодно, лишь бы о кино.
Благодарю, рад, что понравилось.
Здесь вопрос, есть ли фильмы, снятые целиком блюром или дёрганной камерой? Последние есть, конечно, но хорошими их явно не хвалят за это.
То есть то, о чём вы говорите, — это скорее приёмы для выделения эпизода, а не всего фильма.
Интересная статья. Могу добавить, что ещё одним приемом чем-то выделить фильм на фоне других является необычная цветовая гамма, как это было в «Городе Грехов», или вот та же «Матрица» с его зеленоватым оттенком. Или это всё-таки из другой оперы всё?
И да, по-поводу VR — когда-то давно, вроде ещё в 90-х, был сериал, который так и назывался вроде «Виртуальная реальность». Был там как раз шлем и ещё какое устройство, которое нужно было класть для подключения на определенную панель. Но если вместо этого положить трубку от телефона (вроде бы), то человек попадал в какую-то подреальность, где можно было творить дикие вещи, но и умереть по неосторожности можно было. Сейчас это наверняка смотрелось бы дико, но тогда впечатляло, даже самому хотелось попробовать этот эксперемент с трубкой)
Ну это очень мрачные какие-то допущения. Так-то фишка камеры «из глаз» как раз в том, что это чисто с точки зрения организации съёмочного процесса прикольный трюк. А просто дать камеру актёрам и заставить их там бегать — это кардиганно-другое ж.
необычная цветовая гамма
из другой оперы

Да нет, как раз из этой. Спасибо, как-то не вспомнил про фильтры, когда писал. Наверное, потому что не смотрел ничего, кроме «Матрицы».
Сериал вот этот, я так понимаю? Признаться, даже не слышал, отчасти потому что моложе его на 3 года. Спасибо за информацию, расширил кругозор.
Да, проверил по первой серии — точно этот сериал) Частично от первого лица, кстати, я уже и забыл об этом.
Эээ, каким боком «Монстро» от первого лица-то снят? Мы видим происходящее не глазами героя, а вполне себе объективом камеры, просто помещённой в ткань происходящего.
ещё одним приемом чем-то выделить фильм на фоне других является необычная цветовая гамма
— а ещё, наверное операторские и постановочные приёмы: дёрганье камеры (не обязательно на экшн-сценах); крупный план при диалогах, притом не всё лицо персонажа, а, например, в кадре находится только его рот или глаза; эффект блюра.
снятые целиком блюром или дёрганной камерой?
— по поводу дёрганой камеры — что-то подобное есть у «Во все тяжкие», они вообще по части постановки и операторских приемов один из лучших сериалов.
По поводу блюра: пример из того, что не так давно посмотрел — «Пуаро Агаты Кристи», серия «Убийство в Восточном экспрессе», так же встречается приём, который я описал
крупный план при диалогах, притом не всё лицо персонажа, а, например, в кадре находится только его рот или глаза;

Из этого же сериала, серия «Пять поросят» — необычная цветовая гамма (светло-жёлтая кажись, хотя точно не помню)…
Больше примеров навскидку не приведу, это если повспоминать, да попересмотреть…
Читай также