Старая добрая Дания известна своей торговлей. На продажу в разные страны идут продукты, разнообразные приборы, мебель и химия. Но сегодня нас интересует один из самых древних и самых известных продуктов датского экспорта — Викинги. И их экспедиции.
Создала игру про Викингов датская студия Logic Artists. Вообще удивительно, что до этого игры про суровых парней на драккарах делали кто угодно — американцы, англичане, но только не те, кому это положено. Даже всем известный сериал Викинги создали ирландцы с канадцами. Но теперь эта несправедливость устранена, ибо нашлись наконец-то парни, которые взялись за наследство предков всерьез.
Вот эти парни. Датчание правда не все :)
Основана студия в 2011 году тремя студентами в столице датского королевства Копенгагене. За прошедшие с момента создания пять лет, ребята не сидели сложа руки, а успели выпустить целых две игры. Шпионский экшн Clandestine, который нам не очень интересен. А также первую часть серии Expedition — Conquistador, про то как суровые испанские пацаны ураганили в Южной Америке. Игру публика встретила очень тепло, что принесло продажи больше чем в 200 000 копий. Что по мне так неплохо для маленькой компании. После чего парни вполне логично решили, что надо продолжать работать с железом, пока то не остыло. И для продолжения взялись за родную для каждого датчанина тему. Причем взялись со всей серьезностью, даже получив грант на разработку игры от Датского Института Кино. У меня ребята сразу вызвали симпатию, так как вдохновлялись они для разработки игры не чем-нибудь, а последним альбомом Металлики. Ну скажите честно, ну как могут не понравиться разработчики выкидывающие в своем Твиттере вот такой логотип игры?
Hell Yeah !!!
Если начать уже рассказ о самой Экспедиции, то с ней есть ровно одна проблема — достаточно сложно определить ее жанровую принадлежность. Скажем так — это симулятор жизни ярла небольшой деревни. Некий коктейль из РПГ, стратегии, тактики и менеджмента.
Завязка игры прямо скажем проста. Вы являетесь сыном ярла небольшого поселка. Отец ваш был бесстрашным воином, но достаточно посредственным правителем. Жизнь его безвременно оборвалась во время набега на Англию. Теперь вы остались в семье за старшего. На вашем попечении осталась престарелая матушка и непутевый брат, которому ближе творчество, чем война. Помимо них вы можете рассчитывать на поддержку только лишь пары друзей. Начинать же ваше правление вам предстоит на тризне по ушедшему батюшке, куда съехались ваши соседи.
Скромное средневековое застолье
Цель на первоначальном этапе игры становится понятной буквально сразу, ибо она достаточно нехитра. Пытаться удержать свое ярлское кресло под своим скандинавским задом. Тяжелые будни правителя начинаются для вас моментально ибо есть достаточно много людей считающих, что стул правителя вам не по размеру. Доказать вам это будут пытаться не только добрые соседи, но даже и ваши собственные дружинники. Когда вы решите эти проблемы, придется сводить на нет происки других соседей. Пополнять вашу личную дружину, или как она правильно называется — хирд. А также давать укорот дерзким грабителям. В общем, если вы смотрели сериал Викинги, то многие повороты сюжета покажутся вам знакомыми.
Все как на деревенских дискотеках — пятеро деруться, двадцать смотрят
Начинается игра, как и миллион других игр, с создания вашего альтер эго. Отсутствие себя любимого было одной из главных претензий к первой игре серии, где вы управляли вашим отрядом обезличено. Теперь же все по канонам. Генератор персонажа достаточно богат. Предлагают выбрать имя — свое и отца, чтобы величать вас на скандинавский манер. Я чего-то на этом моменте протупил и по привычке ввел Lazy Manul, поэтому всю игру щеголял знаменитым датским именем Lazy Manulson. И мне всю игру рассказывали какой мой отец Manul был отважный воин. Помимо имени вам предлагают определиться с такими базовыми вещами как пол, внешний вид, одежда, портрет, а также указать основные показатели характеристик персонажа. Эти характеристики уже не меняются и фактически определяют то, каким вы хотите видеть вашего героя. Ничего нового игра не предлагает — вы либо отличник дипломатии, либо повелитель штанги. Либо серединка на половинку — образованный физкультурник. Основной же ролевой частью игры является выбор умений персонажа. Дело в том, что в игре нет такого понятия как левел ап. Вы завершили квест или какую-то крутую схватку? Вы молодец — вот вам несколько очков на развитие скилов. Которые вы можете как потратить сразу, так и отложить на потом, чтобы выучить какое-то дорогое умение. Набор для изучения реально богат — тут и боевые скилы и защитные и сурвайвал и дипломатия и чего только нет. Сами умения делятся на две части. Одноуровневые умения — вроде удара с разбегу. Вы его выучили один раз и он у вас есть. И многоуровневые — например стрельба из лука. При повышении степени владения увеличивается урон, а также появляются еще бонус способности, вроде возможности выстрелить горящей стрелой и поджечь неприятеля. В общем, ролевая система игры предлагает нам классику с некоторыми вариациями и смотрится вполне достойно.
В зависимости от выбираемых параметров генерируется ваша короткая биография...
Викинг, несмотря на то, что в название стоит единственное число, это игра не про одного человека. Поэтому вполне естественно, что управление вашим хирдом занимает достаточно большую часть игры. Попадают люди под ваше начало различными путями. Кто-то верен вам с начала игры, кого-то надо победить в поединке, кого-то уговорами переманить на свою сторону, кого-то нанять. Большинство персонажей в вашем отряде это достаточно яркие личности со своими характерами и тараканами в голове. И вам приходится с этим жить, ибо с недовольной дружиной вы далеко не уйдете. Если вы решили обнести могильник, принадлежащий соседнему селению. То встретив в нем охрану, религиозная часть вашего хирда подумает, что это демоны. Вторая же часть будет их высмеивать и вам надо будет как-то решить этот вопрос. Или же вы заручились поддержкой ученицы ведьмы и попросили ее отравить перед поединком вашего соперника. Когда впоследствии оба присоединяться к вам, то понятное дело большой любви между ними ждать не стоит. Также ваши ребята периодически подкидывают вам сайд квесты. Такие мелочи изрядно добавляют человечности вашим парням и девчонкам. Что делает их не просто вашими подчиненными, а соратниками.
А иногда им приходится вправлять мозги в личной, так сказать, беседе...
Мир, лежащий за воротами вашего поселка, достаточно обширен. Тут есть и реально существовавший в те времена город Рибе и разнообразные деревни и много других локаций. Перемещение между ними требует времени — ваши ребята устают, поэтому необходимо делать привалы. Останавливаться на отдых можно не где попало, а в специальных стояночных местах, у каждого из которых есть свои характеристики. Где-то безопасней, а где-то охота лучше. Часто приходится выбивать из приглянувшегося вам места тех, кто оказался там первым. Диких зверей или других путешественников. На самой стоянке вас поджидает небольшой микроменеджмент, знакомый еще по первой части. Придется выставлять караулы, отправлять охотников за добычей, ремонтировать оружие и лечить раненых. Также время от времени надо будет вести задушевные беседы у костра, чтобы держать дух подчиненных на высоком уровне.
Управление привалом
Помимо путешествий по миру, надо не забывать о благополучии родного гнезда. Для этого необходимо улучшать здания, которые находятся в поселке. Или строить новые. Расширение вашей деревни увеличивает ваше влияние среди соседей, а также приносит еженедельно разнообразные ништяки. Сама стройка требует ресурсов, которые надо собирать в ваших странствиях, а также рабский труд. Причем что забавно — отдавать приказы строить что-то можно находясь за пределами деревни. Это как — почтовыми голубями что-ли? Типа батька награбил на новую избу — начинайте стройку? Не совсем понятно.
Средневековый прораб в действии
Игра правдиво освещает темные времена, в которые она происходит, поэтому в ней есть место и рабовладению и даже человеческим жертвоприношениям. Можно правда выступать светочем прогресса и отвергать насилие над окружающими. Но следует помнить, что ярл прежде всего должен быть крепким как рельса. И мягкости в те времена места было не место…
Последней важной составляющей игры является пошаговый комбат, в котором вам приходиться решать основную часть вопросов, возникающих на вашем пути. Битвы происходят по системе знакомой еще с ХСОМ. Сначала ходят все наши, а потом все ваши. То есть никакого тебе действия по инициативе. Зоны действия персонажа делятся на зеленую — где он может походить и атаковать. И желтую, где только походить. Если цель находится рядом, то вполне можно атаковать, а потом ходить — выбор действий в ход абсолютно произвольный. Правда если вы решите выйти из зоны действия соперника, держащего в руках холодное оружие, то моментально огребете атаку по возможности. Неплохо сделаны стили ближнего и дистанционного боя, основанные на разном оружии. Каждое имеет свой набор скилов и дает различные возможности. Щит дает, ясен пончик, бонус к обороне и возможность защищать товарищей, находящихся радом. Копье бьет через клетку. Оружие в каждой руке, позволяет поднимать щит врага одной рукой и бить второй, избегая блока. И так далее. Пока есть еще перекосы в балансе — так например стрельба из лука зачастую забарывает все — так как до вас тупо не успевают добежать. Но я думаю это поправят. Если у вас кончилось здоровье и вы прилегли отдохнуть, то это отнюдь не означает смерть. В случае выигрыша схватки, вы вскакиваете как ни в чем не бывало. Точнее не совсем так — есть вероятность получить рану. Причем чем дольше вы лежали на земле — тем больше вероятность быть раненным. Раны влияют на параметры ваших персонажей и с их лечением, лучше не затягивать. Комбат в игре если и не брызжет какими-то новинками, то не раздражает, он достаточно динамичен. И что самое главное не бесит через пару дней игрового процесса. Так что с этой частью игры у Викингов все в ажуре.
Битва за место стоянки в разгаре...
Внешние данные игры заметно улучшились со времен первой части. Модели персонажей и задники все сделали ощутимый и уверенный шаг вперед. Нарисовано все симпатично и сделано по тем же лекалам, что и Тирания. Задники статичные с несколькими динамичными объектами. Правда, в отличии от творения Обсидиан, здесь взаимодействие с бочками и трупами вызывает анимацию последних — что приятно. Ну а попытка зайти в любой сарайчик, вызывает экран загрузки, что в свою очередь печально. Любая смена оружия и доспехов, тут же отражается на ваших ребятах. Критические удары вызывают фонтаны кровищи и отрубленные конечности. Для достоверной анимации отрубания вражеских голов использовали Motion Capture — так что все как в лучших домах. За музыку ответственен серьезный норвежский композитор Knut Haugen, написавший в свое время музыку для Age of Conan. Так что звучит все как надо — желания выключить не было ни разу. Суровые будни скандинавского народа отражает здоровски.
Метко пущенная стрела и противник превращается в факел...
Игровой процесс обладает вполне себе приличной скоростью. У вас есть основная линия квестов, где вам надо укреплять свои позиции крутого ярла, а также разбираться как почил ваш батюшка. Действие поделено на несколько компаний. Вам обязательно придется наносить визиты в туманный альбион. А какими они будут: торговыми походами или безжалостными набегами — решать вам. Игра немного схожа с уже упомянутой выше Тиранией. Это такая историческая Тирания лайт. Тоже тонны диалогов, тоже возможность выбирать кто вы по жизни. На первых порах кажется простовато, но потом действие переносится в Англию и тут уж вам дают развернуться. Средневековые интриги, религиозные культы, одиозные барышни — полный флэш рояль. Постоянно приходится делать тяжкие выборы и решать какую линию поведения гнуть.
Вывод же мой будет следующий. Игра грядет отличная. Несмотря на то, что разработчики не самая большая и опытная компания, игра получается очень-очень взрослая. С большим вниманием к деталям. Фанатам тактических РПГ рекомендую уже сделать заметку в бюджете. Любителям исторических игр в целом и древней Скандинавии в частности, также советую присмотреться повнимательнее.
Лучшие комментарии
ЗЫ. Не увидел в тексте «Приветствую, соучастники», заволновался даже, но в видеоверсии все хорошо. Не пугай меня так больше.
Я думаю намекать уже поздно — основные игровые механики уже проработаны и теперь идет стадия правки багов вроде пропадающих квестовых вещей и так далее…
Но я тебе честно скажу, мне такая форма комбата нравится даже больше, так как сражение протекает быстрее.
А, да, забыл кое-что важное — спасибо за музыку в начале ролика, открыл для себя новую шикарную группу)
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации