Доброго времени суток тебе, читатель. Так как иных вариантов не нашлось – начну с банального. Нет, не с Марио. Обмазывайтесь краской, это обзор игры Splatoon.
Скорее всего, вы уже что-то слышали об этой игре, возможно даже читали и смотрели обзоры. Или нет. Выпущена она была в мае 2015 года, а уже в августе того же года получила крупное обновление. Впрочем, не будем забегать вперед, сперва обсудим в целом, что же эта игра из себя представляет. Это мультиплеерный шутер от третьего лица, где цель состоит не в набивании фрагов, а в, скажем так, захвате территории. Если быть точным – вам необходимо закрасить как можно большую поверхность для вашей команды. В конце каждого раунда производится подсчет очков, на основании количества закрашенной вашим отрядом территории.
С этим разобрались, теперь давайте конкретнее пробежимся по основным игровым аспектам. Первое что вы видите в игре – графика. С нее и начнем. Она есть, а это, учитывая то что мы играем на Wii U, уже неплохо. А если серьезно, то картинка вполне достойная, в мультяшном стиле. Некоторым придется не по душе, однако, на мой взгляд, это идет игре даже в плюс – подобная «рисовка» будет смотреться неплохо даже спустя многие годы. Не буду сильно разглагольствовать о графике, лучше посмотрим скриншоты и плавно перейдем к звуковому оформлению.
С музыкой все, увы, не столь однозначно. Первоначально в игре были веселые поп-панковые запилы и мне это нравилось. Но после уже упомянутого обновления почти вся музыка в игре была изменена. Она все еще довольно веселая, но значительно потеряла в драйве. Посему я считаю, что раньше было лучше. И краска ярче. И трава зеленее.
Прочие звуки не заслушивают особого внимания, хотя нечто медитативное в местных “плюхах” краски все таки есть. Они имеются, не отвлекают, этого достаточно.
Прежде чем рассказывать о чем либо еще – попытаюсь объяснить основные игровые механики. Единственный боеприпас в игре — краска. Она же способ захвата территории. Давайте я объясню как это работает. У нас в руках оружие, которое стреляет краской. С его помощью можно как убивать врагов, так и красить территорию в цвет своей команды. Чем больше ваша команда закрасила территории к концу раунда, тем больше очков вашей команде начислит судья, милый жирный кот по имени Judd. Учитываются только закраска горизонтальных поверхностей, фраги не учитываются вообще, хотя убитый вами противник оставит после себя пятно краски цвета вашей команды. Кроме того, в краске своего цвета можно довольно шустро плавать. Но я забегаю вперед, давайте сперва поговорим о игровом персонаже и его способностях.
Наш персонаж, называемый инклингом (inkling), имеет две формы: первая – гуманоидная, в ней мы можем бегать, стрелять и использовать особые возможности оружия, о которых позже; вторая превращает нас в кальмара, который не использует оружия, однако намного быстрее перемещается в краске своей команды. В краске вражеской команды такой фокус не работает, более того – она наносит урон и замедляет, в какой бы форме вы не находились. Используя карту на экране Wii U Gamepad’а мы можем отслеживать перемещения своих тиммейтов по карте и даже быстро перемещаться к ним, нажав на соответствующего игрока на экране. Это можно делать только находясь в краске своего цвета, с задержкой в 2-3 секунды от нажатия. Так что просто слинять из боя не получится.
Теперь поговорим об оружии. Оно разное, его много, оно делится на классы: есть тут и средненькие по всем параметрам краскометы, похожие на водяные пистолеты; есть распылители, которые выплевывают краску с огромной скоростью, но наносят небольшой урон; снайперские краскометы с лазерным прицелом, требующие времени на зарядку выстрела(чем дольше держишь кнопку, тем дальше выстрелишь), но стреляющие далеко и больно; полуавтоматические краскометы, стреляющие короткими очередями; здоровенные пулеметы Гатлинга, не стреляющие без предварительной раскрутки; дробовики, которые делают очень больно, но на коротком расстоянии, слабо пригодные для закрашивания уровня… Даже целый ассортимент валиков и кисточек, которыми могут плескать краской при взмахе и которыми, как раз таки, очень удобно красить уровень.
У всего этого оружия довольно много модификаций, отличающихся параметрами и набором дополнительных примочек – так называемые Sub и Special. К первой категории относятся разнообразные гранаты, стационарные разбрызгиватели краски(похожие на садовые разбрызгиватели), некие самонаводящиеся бомбы и некоторые другие подобные штуки. Вторая категория – как правильно нечто более ультимативное. К примеру, возможность пульнуть в определенное место карты ракету, которая оставит после себя огромное пятно краски и убьет всех в зоне поражения. Или возможность превратиться на небольшое время в кракена, который неуязвим и убивает игроков вражеской команды в одно касание.
Все это многообразие вундерфавель, как я уже говорил, использует краску, как боеприпас. Краска хранится в прозрачном баллоне за спиной у игрока, который служит визуальным индикатором её количества. Похоже на индикатор здоровья на спине героя в Dead Space. Чтобы восполнить краску достаточно в неё нырнуть – перейти в форму кальмара. Разное оружие имеет разный расход краски, разные sub’ы тоже. Special не расходует краску, но доступен только при заполнении особой шкалы. Она, в свою очередь, заполняется когда вы красите, при этом учитываются и вертикальные поверхности тоже.
Кроме широкого выбора оружия, в игре есть возможности для кастомизации персонажей: выбор пола, тип прически, цвет глаз. Все это ни на что, кроме визуальной составляющей не влияет. Зато влияет одежда, которую можно покупать в специальных магазинах на главной площади – местном аналоге главного меню. Типов одежды тут три: это обувь; верхняя одежда; и аксессуары, типа очков, бандан и кепок. Одежда может иметь до четырех слотов с способностями. Из них 1 основной (primary) и 3 дополнительных (secondary). Дополнительные слоты, точнее способности в них, на свежекупленных шмотках заблокированы, чтобы разблокировать их – нужно накопить на них некое количество опыта. Основная способность даст больший бонус, нежели дополнительная, однако их нельзя менять. А дополнительные можно, но только волею рандома, самостоятельно разложить способности, увы, нельзя. Кроме того, если на шмотке меньше чем 3 дополнительных слота – можно докупить еще, но все еще не больше трех. В этом вам поможет персонаж, по имени Spike, похожий на панка и живущий на свалке в подворотне. Он же меняет способности, если разблокированы все слоты. Все это стоит игровых денег, микротранзакций тут нет. Выбор шмотья довольно широк, всегда можно приодеться и стать первым хипстером на деревне. Или колхозным панком.
С оружием и одеждой разобрались, давайте поговорим об игровых режимах. Во-первых, тут есть режим одиночной игры, предлагающий довольно забавную, но не слишком продолжительную игровую компанию. Сюжет в этом режиме повествует о захвате недругами, называемыми октолингами (octolings), важных-важных электро-рыбок zapfish, они являются источниками питания в этой вселенной. Кроме того, играя в сюжетную компанию можно находить свитки рассказывающие о истории игрового мира, и чертежи некоторого оружия, которое потом можно использовать в сетевой игре.
Вторым одиночным режимом являются Amiibo-испытания. Три из пяти тематических фигурок откроют вам 15 дополнительных испытаний(по 5 на каждую фигурку), прохождение которых откроет небольшие игровые награды, недоступные иным путем. Но ничего особенного или дисбалансного там нет. Оставшиеся две фигурки, посвященные сестрам Callie и Marie (КалиМари, каламбур, ну вы поняли!), новостным ведущими, которые сообщают об обновлениях и ротации карт. Эти фигурки испытаний не открывают но дают возможность посмотреть клипы с зажигательными песнями и плясками сестер. Фансервис как он есть, я так и не сумел понять зачем это нужно.
Третьим не сетевым режимом является Battle Dojo, он для двоих игроков и он странный. В нем нужно расстреливать шары с краской, кто настрелял больше – победил. Никакого сплитскрина, второй игрок берет Pro Controller, в то время как первый скрючивается над экраном Wii U Gamepad’а. Неудобно, да и игровой процесс в данном режиме наводит скуку.
Так или иначе, все не сетевые режимы здесь сугубо вторичны, это все-таки многопользовательская игра. Основной сетевой режим в игре называется regular battle. В нем проводятся обычные бои 4 на 4, с целью закрасить как можно больше. Каждое сражение поднимает количество опыта, победа в сражении даст еще больше опыта. Копим опыт, повышаем уровень, открываем способности на шмотках. Чем выше уровень – тем больше доступно оружия. Ничего необычного.
К десятому уровню становится доступен Ranked Battle, ранговый бой. Тут есть система рейтинга от C- до S+, по идее сражаться между собой должны бойцы примерно одного ранга, на деле работает не всегда так. Победа в Ranked Battle повышает рейтинг, проигрыш его понижает. Ranked battle имеет 3 боевых режима: первый называется Splat Zones, в нем нужно захватить(закрасить) и удерживать одну или более точек на карте, похоже на режим King of the Hill в других шутерах; второй зовется Tower Control, он похож на режим сопровождения (Payload) в Team Fortress 2, но вагонетку могут толкать обе команды, каждая в свою сторону, по направлению к вражеской базе; последний режим называется Rainmaker и в нем обе команды хотят донести огромную одноименную вундервафлю до базы противника, но сделать это не так просто – игрок взявший эту штуковину ходит медленно, в краску нырять не может, зато может больно и довольно далеко стрелять, а касаясь земли(например, при смерти носителя), Rainmaker окружает себя слабым силовым полем, которое нужно уничтожить, чтобы поднять пушку.
Смена режимов, в соответствии с ротацией производится раз в 4 часа, вместе с ротацией карт. Вот в ротации карт кроется одно из слабых мест игры. Во-первых, карт всего 16. Во-вторых, в ротации в один момент времени всего 2 карты для regular battle и 2 карты для ranked battle. При имеющейся частоте ротации, карты очень быстро наскучивают, Nintendo стоило бы, либо сделать более частые ротации, либо расширить количество карт в них. Но чего нет, того нет. Карты, в целом, довольно разнообразны и имеют небольшие различия в структуре, в зависимости от режима игры.
Еще есть возможность поиграть по сети с друзьями, причем в трех вариантах. Первый вариант это закрытые настраиваемые матчи, от двух до восьми игроков, с выбором режима и карты. Начисления ранга или опыта в этом режиме не производится. Второй вариант – создать отряд от двух(в этом случае недостающие игроки в команду найдутся сервером) до четырех человек и двинуть набивать ранг в ranked battle. Подобные возможности есть в любом сетевом шутере. Необычно только то, что обоих режимов не было в релизной версии игры, оба этих режима были добавлены в крупном августовском обновлении.
Знаете о чем мы еще не говорили? Об управлении. Его трудно объяснить, лучше пробовать самому, но давайте я попробую. Есть две схемы, одна использует motion control для прицеливания, вторая для того же использует правый стик.
Как это не удивительно, играть с motion управлением довольно удобно. Вы машете геймпадом, прицел перемещается по экрану, кнопка “Y” сбрасывает положение прицела в дефолтное(центр экрана). При этом направлять геймпад на экран нет необходимости. Правым стиком в этом режиме управления мы вертимся вокруг своей оси(а нажатие на него использует special, если он заряжен), левым бегаем, нажав ZL(L2 или LT на прочих консолях) – ныряем в чернила, нажав ZR(R2 или RT) стреляем, R(R1 или RB) используется для sub-оружия, кнопка “X” отвечает за прыжок. Без motion control’а правый стик используется еще и для прицеливания, все прочие кнопки остаются без изменений. Сделано удобно, но не без странностей, к примеру если вызвать special – нет возможности убрать его не используя.
Это все замечательно, но главный вопрос – как это все играется? Вы знаете, играется весело и бодро. Бегаем, красим, убиваем врагов, снова красим, умираем, респаунимся, прыжок к тиммейту, отбиваем атаку противника, контр-атакуем, снова умираем… Как только привыкаешь к местному управлению – многие действия производятся уже просто автоматически. Темп у игры сумасшедший. Мне особенно нравится играть Ranked Battle в режиме Splat Zones, хотя тут должно повезти с командой – каждый должен знать свою функцию, соображать быстро, действовать стремительно, а стрелять метко. Ранг при игре так и скачет туда-сюда.
Есть у игры и проблемы. Некоторые довольно серьезны, и в самом деле мешают играть и получать удовольствие. Судя по всему, сервера сплатуна расположены только в Японии. Но это не точно. Возможно у игры просто большие проблемы с сетевым кодом. Но иначе объяснить, почему игра периодически начинает творить странные вещи, не удается. Иногда вас убивает снайпер до того, как вы видите наведенный на вас лазерный прицел, иногда – вы можете с упоением расстреливать игрока противника в течение нескольких секунд, а он даже не попытается умереть. Иногда эти и многие другие странные вещи происходят и в вашу пользу тоже. Можно предположить, что виноват мой провайдер, однако с другими сетевыми играми(например RE:R, Mario Kart 8 или SSB) таких проблем нет, все работает хорошо, даже разрывы соединения очень редки. А тут вот прям напасть. Как при таких раскладах Nintendo пытается ориентировать игру на киберспорт – вообще не ясно. Хотя, повторюсь, возможно это только мне не повезло.
Более объективными проблемами являются: малое количество карт; не слишком большое реальное количество оружия – большинство стволов оказываются всего лишь модификациями уже открытых, с измененным sub и special; и, пожалуй, самый главный недостаток – однообразие. Как это не печально, игра рано или поздно наскучит. Примерно после 20го уровня в игре, кроме вкачивания ранга(что довольно проблемно из-за сетевых проблем), делать то и нечего, новый контент уже не открывается, а старый к этому времени уже изведан и даже поднадоел. Но до этого игра очень и очень радует и веселит.
Пожалуй, стоит остановиться и подвести уже итоги. Скажу сразу – игра хорошая. Но иногда я ее ненавижу. Но она хорошая. Нет, правда, в нее очень интересно играть. Первые пару месяцев после покупки, от игры меня оттащить было нереально, хотелось играть больше и больше, было интересно, открывался новый контент, появлялись новые карты(да, с самого начала их было даже не 16), было бодро и весело. Сейчас ничего нового не открывается, интерес больше ничем не поддерживается. Даже добавление новых шмоток не сильно спасло. А вкупе с наличием сетевых проблем, игра бесит значительно чаще, чем должна. Но повторюсь, игра хорошая, она очень весело и бодро играется. А первое впечатление от игры вообще не похоже на что либо, во что вы играли раньше. Если есть Wii U или собираетесь покупать Switch – рекомендую обратить на Splatoon свое внимание, игра имеет все шансы вам понравится. Моё одобрение.
Лучшие комментарии
Часть материала была взята с сайта Splatoon Wiki.
Также хочу поблагодарить своего друга Buzzzoo Gravedigger’а за помощь в редактуре.