1794 год от Рождества Иисуса «Наше всё» Христа. Византийская Империя заняла свои исконные земли в Италии, Анатолии, Северной Африке и Иберии, заставив Оттоманов сжаться в клубочек и с посттравматическим синдромом смотреть стеклянными глазами на Каспийское море. Одоевское княжество скрутило в бараний рог Новгород и Москву, отправив Рюриковичей зимовать в Сибирь. В центральной Европе, Тевтонский Орден сожрал Швецию с Польшей и раздает свистуны Священной Римской Империии и Нидерландам. Вытесненная на побережье Франция пытается удержать контроль на колониальной Америкой, Африкой, Японией и Австралией. Империя Инков выбила Англичан из Южной Америки и стала безраздельно править целым материком. Мир изрядно отошел от той колеи, в который мы привыкли его видеть, но этим и прекрасна Europa Universalis IV.
Человек, сам по себе, существо азартное, но довольно ленивое и боязливое. Не многим выпадает возможность стать «сильным миром сего» и вписать свое имя в учебники истории. Не многие готовы прикладывать годы усилий ради крупицы власти и еще меньше готовы нести ответственность за последствия своих властных решений. И поэтому, еще с детства, некоторые люди высыпают на ковер солдатиков и выстраивает фигурки друг на против друга, представляя, как солдаты под его подчинением побеждают врага, без угрозы для его же жизни. Однажды ребенку в руки попадается какой-нибудь советский учебник про командирское дело, где добрый советский писатель на пальцах и в картинках показывает все самые кровавые и жестокие конфликты в истории, с точки зрения тактики и стратегии. Постепенно, чадо читает пару таких книжек, смотрит фильмы, сериалы, слушает рассказы и вот уже на ковре стоят не просто мешанина солдат, а настоящие формации, выстроенные в стиле Наполеоновских Войн. Теперь у ребенка есть понимание, что такое резервы, фланги, командиры. Теперь к солдатикам добавляются тележки, обозначающие пути снабжения. Из спичек строятся баррикады перед артиллерийскими батареями.
Но вот проходит время, солдатики надоедают. Заместо пластиковых фигурок приходят войска виртуальные. Но и их многотысячные битвы надоедают определенным людям довольно скоро. И у этих людей складываются немного другие предпочтения. Им все еще хочется иметь много власти, но власти более широкой. Более тонкой, нежели возможность выстроить прусских гренандеров в каре или спартанских солдат в фалангу. Постепенно, они уходят от стратегий и варгеймов, в дебри дремучие, тёмные. Дороги в этих дебрях непроходимы, опасны. Слабых духом здесь не почитают и отправляют обратно. Сначала ты не замечаешь, как строишь Чудеса Света или стравливаешь безымянных копейщиков с аркебузирами. Затем ты начинаешь задаваться вопросами инфраструктуры и экономики, выводя дивизии к границам Манчжурии и спешно перенося заводы на Урал… И вот ты уже сидишь перед картой Европы, с красными глазами и грызя ногти, пытаешься понять, как выжить с семью тысячами Византийских солдат супротив десятка тысяч Оттоманских янычаров, стараясь выдать все свое семейство замуж и собирая долги у каждого банка этого мира. Попутно, конечно же, усмиряя греческих националистов, ведя переговоры с ортодоксальной церковью и тратя драгоценные дукаты на заморских министров.
Europa Univeraslis IV определенно игра не для всех. Не поймите превратно и не сочтите за заносчивость, но это так. Сама по себе перспектива смотреть на статическую карту, на которой бывает по несколько часов не происходит ничего — привлекает мало народу. Добавьте сюда геймплей, которому натурально нужно учиться с учебником, плохо сделанную техническую сторону и «несправедливость» местного мира — получите игру с очень высоким порогом входа, которая требует от игрока натурального мазохизма, чтобы полюбить себя. Но если вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что в Total War вам больше нравится проводить время на стратегической карте, в Civilization вы выносите вперед ногами всех, вплоть до Императора, а в Settlers или SimCity вы готовы тратить сотни часов на вывод идеальной формулы самообеспечения города, то Европа может стать для вас самым опасным наркотиком по ту сторону экрана.
Но хватит растекаться мыслью по древу — что же такое Европа 4? Это стратегическо-политическо-тактическо-экономическо-генеологическо-финансовый симулятор. Это игра, которая позволяет вам за одну маленькую баварскую провинцию, щепотку удачи и вагон времени, сколотить Рейх и устроить покатушки для вашей армии по всей Европе в стиле «Вена — Париж — Лондон». Конечно, снабдив всю поездку великолепными мелочами: внутриполитические дрязги, дворянские перевороты, революции, технический прогресс, религиозные волнения, инфляция, долги, банкротство, крестовые походы, джихады, нашествие Московитов, нашествие Оттоманов, нашествие Поляков, борьба за торговые пути, борьба за трон и наследство. Мелочей, делающих каждую подобную поездку неповторимой — миллиард. И ваш туристический гало концерт не ограничивается матушкой Европой! Никто не мешает вам стать смуглыми Американским племенем, сколотить всю Южную Америку под флагом Инков и навалять колонистам с помощью боженьки, исконно американского авось и привезенного пороха, а потом приплыть уже к ним и откусить какой-нибудь кусочек Европы. Или Австралии. Или вообще стать первой республикой в мире и крутить всю мировую политику на своем Чилийском кончике.
И кто сказал что ваша поездка может быть удачной? Переполненная казна и самая мощная армия в мире не спасут вашу империю от всех напастей этого мира. Европа — это одна из тех немногих игр, что любит издеваться над игроком и чье отсутствие баланса более чем оправдано. Все как в реальном мире — есть сильные государства, а есть слабые. Есть те, кому нужно лишь протянуть руку и забрать себе половину мира. А есть те, которым нужно рвать свое седалище, чтобы хотя бы остаться на карте и не влиться в качестве какой-нибудь области к более сильным соседям. И никто не говорит, что у вас получится то, или другое.
Но если уж говорить с самого начала, то небезызвестные Paradox, которые уже на протяжении десятка лет поставляют свой товар любителям производственных цепочек и политических реформаций, не так давно решили сделать пятилетку в четыре года, выпустив новую часть для каждой из своей линейки игр, постаравшись сделать их хотя бы капельку дружелюбнее. И у них, черт возьми, получилось. Современные технологии, переработанный интерфейс, какое-никакое обучение — все это было лучше скудных таблиц из Excel'я и страниц из учебников на мониторе.
В Europa Universalis IV была переработана торговля, чиновничий гос. аппарат, шпионаж, экспансия и куча других вещей. Не то чтобы эти изменения делали игру проще, но опустим данный момент. Так или иначе, игрокам выдали неплохо выглядящую карту мира, на которой можно выбрать одну из множества стран в один из множества исторических периодов. От расцвета Оттоманов в середине века 15го, до Французской Революции, конца 18го. За четыреста лет игроку предлагалось внести свою лепту в активно меняющийся мир. И только от его способностей зависело, будет ли он оставлен на обочине истории или сам буде её вершить.
Новичку, конечно же, предлагается попробовать свои силы за Францию, Кастилию или Оттоманов — страны, уже обладающие высоким потенциалом на старте и способные с легкостью расшириться и стать региональной доминирующей силой. Если у вас получится добиться чего-то за эти державы, можно будет смело браться за нации, требующие более глубоких познаний в игре: за Австрию, Тевонский Орден, Швецию. Если же и за них вы смогли успешно править, то тогда с чистой совестью можно мигрировать за племена Ирокезов в Северной Америке или объединять Африку за Конго.
Если же у вас есть опыт в той же самой Civilization или стратегическом режиме Total War, то многое здесь вам покажется знакомым. Карта мира разделена на регионы и области, на которых существуют различные государства в медленно текущем реальном времени. Они зарабатывают деньги с налогов, производства и торговли, чтобы затем пустить эти средства на развитие инфраструктуры. На оставшиеся же копейки снаряжается армия, которая должна защищать или расширять государственные границы. Достаточно просто и понятно. С одной маленькой поправкой —
в Европе все на несколько порядков запутаннее.
Простой пример: в пятой части Цивилизации существуют караваны и торговые пути. Государства вольны торговать друг с другом, когда они захотят, лишь бы враги не разграбили. Просто строят определенный юнит и пускают торговый путь от одного города к другому, принося фиксированную прибыль, в зависимости от расстояния и развитости городов. Все достаточно просто. Европа же в свою очередь… Ух. Доставайте листочки и пишите лекцию, в конце пары будет проверочная работа по этой теме.
По всему миру существуют различные области. Торговые области. Например, Балтийское Море. В каждой подобной торговой области есть торговые узлы. Например, Венеция. Через эти узлы проходят торговые пути, заранее заданные по историческим записям, которые связывают те самые торговые узлы. Каждое государство, если оно владеет территориями на торговой области может претендовать на определенную часть денежного оборота в узле. Денежный оборот зависит от экономического развития региона. И так, государство вырабатывает торговый оборот, который вливается в торговый узел и вырабатывает торговое влияние, которое сравнивается с торговым влиянием других государств, тем самым определяя какая часть из общего денежного потока достанется тому или иному государству. При всем при этом, торговые пути фиксированы и направлены строго в одну сторону. Чтобы менее влиятельные страны могли зарабатывать больше, они вправе переправлять часть своего дохода из одного узла в другой узел, повышая общую стоимость второго узла. Если во втором узле они обладают большим влиянием — то они и получат большую выгоду. Ну как? И это лишь малая часть действующей торговой системы. Есть еще торговые корабли, борьба за влияние, торговые стычки, эмбарго, монополия на товары, торговые компании, торговые республики, сами торговцы в конце концов. Согласитесь, все несколько сложнее, чем просто отправка каравана из одного города в другой.
И так на протяжении всей игры. Вместо простого захвата городов и постройки в нем увеселительных заведений, для поддержания настроения, игроку придется национализировать земли, предъявлять на них права и отставить их же, бороться с еретиками и иноверцами, платить дотации и освобождать от налогов, вводить военный контингент и давить в крови бунтовщиков, даровать автономию и освобождать территории в качестве вассалов. А я уже говорил что самих бунтовщиков десяток видов? И все они обладают разной численностью, вооружением, интересами и тактикой? Ваши нервишики буду трепать и еретики, насильно меняющие религию в ваших землях. И недовольные крестьяне. И сепаратисты. И националисты. И сословия. И партикуляристы, етить их благоверную матушку. И если они все восстанут разом… Падет даже самая могущественная Империя на этом шарике.
А дальше — больше. Развитая политическая система позволяет выбирать десятки государственных строев. От всевозможных племенных общин, до монашеских орденов и парламентских республик. Тонкая система сословий и их влияния на страну. Экономическая система основанная на налогах, производстве и торговле, заставляет урезать бюджет собственной армии и флота, выделять деньги на погашение инфляции и коррупции, или консервировать форты и вливаться в систему банковских займов.
А как только вы сможете поставить на ноги свое новорожденное государство, на вас тут же обрушиться целый шквал возможностей уже ведения политики внешней. Тут вам и шпионаж, и династии, и государственные перевороты, и альянсы, и контр-агрессивные блоки, и крестовые походы, и джихады, и Священно Римская Империя со своими собственными резолюциями, в конце концов. Возможности игры широки настолько, что даже после пятисот часов игры, можно найти что-то, чего ранее не удавалось использовать.
И это еще даже не говоря о системе квестов для каждого отдельного государства, позволяющее мотивировать игроков на следование историческим реалиям. Или о сложной боевой системе, где учитываются род войск, их численность, однородность, дисциплина, боевой дух, жалование, пути снабжения, рельеф поля битвы и десятки других мелочей.
Но Paradox были бы не Paradox, если бы они просто выпустили хорошую игру. Во-первых, все это богатство возможностей доступно далеко не сразу. Почти три четверти из расписанных достоинств появляются только если отстегнуть солидную сумму на дополнения. Да, конечно, можно купить только саму игру, а уже сами дополнения безболезненно скачать и даже играть в официальный мультиплеер, но все же… Во-вторых, игра с технической стороны сделано из рук вон плохо. Она в лучших традициях игр нулевых, не может просто выходить в главное меню — для этого ей нужно перезапускаться каждый раз. И никто не останавливает её от случайного вылета посреди очередной многочасовой партии. В-третьих, она не собирается ничего объяснять. Вам придется самим шерстить различные форумы, вики и статьи, чтобы разобраться, например, сменить собственную культуру или заключить унию с чужим государством.
Вы когда-нибудь задумывались, что вы выносите в своей голове, после очередного сеанса времяпрепровождения перед монитором? После очередной партеечки в какую-нибудь MOBA, в голове остается полезной информации максимум об узколобости некоторых людей. После игры в какой-нибудь исторический шутер или стратегию, можно узнать, как выглядело какое-нибудь оружие или кто сражался в какой-то там войне. Европа же учит действительно многому. Географии, истории и даже политике. Да, глупо, конечно, говорить об исторической достоверности в игре, в которой Финляндия может захватить всю Евразию, но в какой еще игре вы узнаете, как сильно на Европу повлияла смерть последнего Героца Бургундии — Карла Смелого? Какой доминирующей силой в Восточной Европе являлось Великое Княжество Литовское. Как сословие янычар способствовали упадку могущественной Оттоманской Империи. Всё это оставляет приятное послевкусие.
Да, Европа 4 не лишена проблем. У неё действительно высокий порог входа и низкая динамика, которая отпугнет очень многих. У неё есть ряд технических проблем, которые расстроят тех, кто не готов с ними смириться. Но если вам хочется взять Новгород в свои руки, создать торговую республику, которая объединит Россию под своей звонкой монетой, а затем ровным строем Суворовской пехоты пройдет аж до самого Парижа, став протестанской державой с революционным строем — лучшей игры для этого не найти.
Лучшие комментарии
Короче, на будущее. Когда одна из этих кампаний, названий которых я не помню, в очередной раз выпуская нечто из линеек тех игр, названий которых я тоже не помню, умудрятся выдать конфетку — ты не стесняйся побольше напоминать о том, что это конфетка, и поменьше акцентироваться на том, что кто-то может не любить конфетки )
Обзор хороший + тебе.
Косарь!Плюсик за игру из Парадоксовой серии. Я пока в Крусейдерс Кингс усиленно расширяю территории, но где-то через 400 игровых лет экспортирую свою игру в Европку.Как я и предсказывал, Парадоксы — золотая жилаПоздравляю :)А я под присягой?Ба--Фича.Или это фича? :D