28 сентября 2016 28.09.16 12 6919

Кино современной Европы

+20

Всем доброго времени суток!

В настоящее время просмотр подавляющего большинства выходящих на киноэкраны фильмов можно сравнить с поездкой на американских горках: весело, потешно, да и голову включать нет необходимости. Хорошо ли это?
С одной стороны – да. Не каждый посетитель кинотеатра является заядлым гиком от мира кино, да и такие люди, порой, хотят чего-нибудь “приземленного” – не всякий же раз ломать голову над перипетиями сюжета, да и сопереживать героям в каждой новой картине нервных клеток не напасешься.
Но порой накатывает желание, дает о себе знать этакий голод, тоска, жажда – называйте как хотите – посмотреть что-нибудь более глубокое, меланхоличное, депрессивное. Что-то такое, что сможет дать вам пищу для размышления на ближайшие несколько дней, а может и недель.
В таких случаях настоятельно советую обращаться к европейскому кинематографу. Не то, чтобы у азиатских или южноамериканских стран кино на порядок хуже, нет, вовсе нет. Но о них речь пойдет как-нибудь в другой раз.
А пока предлагаю вашему вниманию небольшую подборку фильмов за период с 1995 года по 2015, которые, возможно, смогут поменять ваш угол обзора на современную действительность и на жизнь в целом. Возможно, сделают это беззастенчиво, хамовато и не по-европейски грубо.
Или же просто скрасят пару ваших осенних вечеров.

1. Ненависть/La Haine (1995)

Франция, Париж. Грязное и негостеприимное гетто – свой обособленный и закрытый от зажиточных парижан мир, в котором живут и коротают время твое друзей: молодой еврей Винс, арабский юноша Саид и чернокожий боксер Юбер.
Фильм охватывает 24 часа из жизни этой троицы после произошедших накануне беспорядков, в которых полицией до полусмерти был избит их знакомый Абдель, шансов на выздоровление у которого с каждым часом все меньше. Ко всему прочему, Винс в ходе столкновений украл у одного из служителей правопорядка револьвер…

Весьма депрессивная картина, снятая в черно-белых тонах, где можно увидеть молодого Венсана Касселя, для которого эта картина стала первым крупным появлением на экране.
По праву считается, что именно Ненависть является прародителем всех дальнейших картин о судьбах трудных подростков и подростковом насилии в целом. Да, все эти “Хулиганы Зеленой улицы”, “Шпана” и прочие “Околофутбола” черпают свое вдохновение из кинофильма Маттье Кассовица, даже несмотря на то, что канва вышеперечисленных картин немного отличается от творения французского режиссера.

2. Дипломная работа/Tesis (1996)

Не в меру любопытная студентка киношколы в процессе работы над курсовой работой на тему насилия в кинематографе узнает о существовании такого феномена как “мокрое видео” – оно же “snuff movie”. Решив, что, раздобыв пленку с реальной записью пыток и убийства человека можно будет написать гениальную курсовую, Анжела, сама того не ведая, попадает в водоворот ужасающих событий, из которых уже нет пути назад.

Несмотря на то, что данный фильм вряд ли претендует на глубинный смысл, он, тем не менее, разительно отличается от большинства тех хорроров, которые вы, дорогие читатели, успели посмотреть за всю свою жизнь. Здесь нет “boo” моментов, здесь нет скримеров, а уровень “расчлененки” едва ли впечатлит заядлого фаната слэшеров и джалло. Тем не менее, как и в случае Silent Hill на поприще видеоигр, Дипломная работа пугает своей гнетущей атмосферой, ощущением безвыходности положения и нарастающей тревоги. Любителям пощекотать нервы настоятельно рекомендуется к просмотру.

3. Забавные Игры/Funny Games (1997)

Благополучная семья из мужа, жены и десятилетнего ребенка приезжают в свой загородный домик, чтобы хорошенько отдохнуть от городской суеты. Они угадывают мелодии по радио, расслабленно шутят и предвкушают тихий уикэнд на природе. Неожиданно для всех, на пороге появляются двое очень вежливых юношей, одетых во все белое, которые по-соседски обращаются с незначительной просьбой – дать им несколько куриных яиц. Спустя несколько минут они берут все семейство в заложники, и предлагают им сыграть в игру.

Один из главных номинантов на золотую пальмовую ветвь Венецианского Кинофестиваля 1997 года. Уже не молодой австрийский режиссер Михаэль Ханэке, совершенно неожиданно для себя самого снял один из самых тяжелых и пронзительных фильмов 90-х, который по праву считается жемчужиной европейского триллера. В этой ленте нам снова предлагают взглянуть на проблему насилия в обществе, тем более что фильм снят предельно натуралистично и без каких-либо дополнительных эффектов, что делает просмотр ленты еще более неприятным и тяжелым для восприятия.

4. Долг/Dlug (1999)

Два друга, Адам и Стефан, решают открыть собственное дело – импорт итальянских скутеров в родную Польшу. Естественно, для таких целей нужны деньги, и они довольно быстро находятся – знакомый Стефана по имени Герард, человек с некогда темным прошлым, а ныне успешный предприниматель соглашается помочь новоиспеченным бизнесменам. Получив финансовую поддержку под очень большие проценты, друзья вскоре решают отказаться от услуг своего инвестора. Но Герард с таким положением дел не согласен…

Польский кинорежиссер Кшиштоф Краузе многими любим у себя на родине, но практически неизвестен российскому зрителю. Его криминальная драма Долг, которая, к слову сказать, ничем не уступает таким более именитым хитам как Подозрительные Лица и Револьвер, наглядно демонстрирует насколько далеко способна зайти человеческая глупость вкупе с жадностью, и какие кровавые последствия могут наступить, если в дружбу, даже в самую крепкую, вмешиваются деньги.
Фильм основан на реальных событиях.

5. Ничья земля/No Man’s Land (2001)

Югославская война окончательно рассорила между собой многочисленные и некогда дружные народы Балкан. И вот, в самый разгар конфликта группа боснийских солдат волею случая отклоняются от маршрута и оказываются у границ сербской территории, где их ожидает тяжелый и кровопролитный бой. Совершенно неожиданно в траншею на “ничьей земле” попадают двое боснийцев и серб. Сперва угрожая друг другу и обмениваясь ругательствами и колкостями, солдаты вскоре понимают, что между ними не так уж и много различий. Казалось бы, ситуация уже почти разрешилась, но вскоре выясняется, что один из боснийцев лежит на мине, и не может пошевелиться.

Первая полнометражная работа Даниса Тановича принесла ему “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Но даже если бы эта картина боснийского кинорежиссера не была бы замечена критиками, она нисколько бы не потеряла в своей ценности. Намеренное желание не выставлять какую бы то ни было из сторон в качестве главного злодея и зачинщика конфликта пошло картине на пользу: мы видим не сербов, хорватов или боснийцев; мы видим, в первую очередь, людей, отправленных своими правительствами в качестве пушечного мяса на убой. И эти солдаты, несмотря на приказы ненавидеть и убивать друг друга, находят в себе силы отбросить вражду и работать сообща над, казалось бы, заведомо гиблым делом.
Смерть, боль, ненависть, страдания – вечные спутники войны, и нет ничего страшнее вражды между вчерашними друзьями и соседями – между теми, кто еще вчера пожимал тебе руку при встрече и желал доброго дня. Война… Война никогда не меняется.

6. Дальний свет/Lichter (2003)

Граница между Польшей и Германией. Здесь удивительным образом переплетаются судьбы самых разных людей: беженец-нелегал и девушка-переводчица, отважившаяся ему помочь; некогда успешный предприниматель, потерявший все свои материальные блага, но нашедший здесь нечто большее; семья из Украины, которая видит в дальних отсветах фонарей Франкфурта спасительные огни; подросток, зарабатывающий себе на хлеб контрабандой сигарет. Именно здесь, на границе Восточного и Западного мира одних ждет разочарование, а других маленькое чудо.

Картину Ханс-Кристиана Шмида можно смело рекомендовать всем тем людям, которые свято верят в “молочные реки и кисельные берега” – в то, что где-то там, где их нет жизнь слаще меда, а из того места, где они родились нужно непременно уезжать, и сжечь за собой все мосты, предварительно бросив тех, кому они дороги и нужны. Правильно ли это?
Пусть каждый решает сам для себя. Однако выбранный путь, кажущийся верным и правильным в самом начале, может привести к разбитому корыту, а возвращение обратно будет роскошью, которая будет вам уже не по карману…

7. Таксидермия/Taxidermia (2006)

История о трех поколениях мужчин с изуродованной судьбой: лейтенант, ищущий похоти во времена Второй Мировой войны; его сын, сделавший карьеру профессионального едока; тихий и застенчивый внук, зарабатывающий на жизнь набиванием чучел мертвых животных.

Картина венгерского кинорежиссера Дьёрда Палфи считается одной из самых тошнотворных и мерзких, что когда-либо выходили в широкий прокат. Но здесь стоит оговориться – именно уродство и является основной идеей Таксидермии, к тому же операторская работа настолько хороша, что оторвать взор от экрана захотят разве что люди со слабым желудком. Однако, если такие картины как Сербский фильм или Экс-Ударник вызывают у вас ностальгическую улыбку, то творение Палфи крайне рекомендуется к просмотру.

8. Голод/Hunger (2008)

Северная Ирландия, 1981 год. В тюрьме “Мэйз” содержится группа боевиков из Ирландской Республиканской Армии. Они бастуют, требуют, чтобы их признали политическими узниками, а не террористами. Все как один отказываются от тюремной одежды, мытья, конфликтуют с охранниками и разрисовывают стены камер своими экскрементами. Но все это ни к чему не приводит, а начальство решительно не подает виду.
Одному из заключенных по имени Бобби Сэндс надоедает весь этот балаган, и он решает добиться своей цели во что бы то ни стало. Он объявляет смертельную голодовку.

Режиссерский дебют британского художника Стива МакКуина пришелся по нраву не только зрителям, но и кинокритикам: премия BAFTA и “Золотая камера” Венецианского кинофестиваля подтверждают эти слова.
Фильм снят в минималистичной манере, а произнесенных вслух реплик едва ли наберется больше чем на 10-15 минут всей картины.
Несмотря на это, Голод со всей ответственностью справляется со своей задачей, а именно рассказывает историю о волевом и непоколебимом человеке, который согласился на сделку со смертью, но не отступил от своих принципов.
Фильм основан на реальных событиях.

9. Охота/Jagten (2012)

Учителю Лукасу не очень везет в жизни: от него ушла жена, и вдобавок ему приходиться судиться с ней за опеку над собственным сыном. Спустя некоторое время, вроде бы, наступает белая полоса и он даже обретает новую любовь. Но весь его хрупкий мир рискует быть уничтоженным из-за невинной лжи маленькой девочки…

Несмотря на старание быть объективным с другими кинофильмами, в случае Охоты Томаса Винтерберга хотелось бы сделать исключение.
Из всего списка фильмов, пожалуй, эта картина является самой тяжелой для просмотра, и данное мнение я встречал среди других зрителей на просторах сети. Почему?
Не потому что там на манер Сербского фильма крупным планом насилуют младенцев, или поедают экскременты как в Сало, или 120 дней Содома, нет, вовсе нет. Просто от осознания того, насколько все это правдоподобно, а также по причине того, что события Охоты в наш с вами больной и лицемерный век могут произойти с каждым из нас, становиться действительно жутко и страшно.
Отдельно хочется отметить великолепную игру гениального датского актера Мадса Миккельсона, ибо с ролью загнанного в угол учителя он справился бесподобно.

10. Моя Земля/Under Sandet (2015)

Май 1945 года. Советские войска взяли штурмом Берлин, и голос войны постепенно утихает. Дания начинает приходить в себя после немецкой оккупации.
Западное побережье усыпано минами, и по решению главнокомандующих для разминирования решено использовать военнопленных. В подчинение сержанту Расмуссену как раз прислали группу немецких солдат. Но вот беда: почти все они 17-18 летние юнцы, которых на фронт отправили уже под конец сражений.
Теперь эти дети должны отвечать за грехи своих отцов, и молиться, чтобы ненароком не задеть мину, оставленную своими же союзниками.

В современной киноиндустрии сложилось так, что большая часть фильмов о Второй Мировой войне либо рассказывают о холокосте, либо полностью сконцентрированы на красивых и дорогих спецэффектах, и в принципе ничего в себе не несут.
В картине Моя Земля вы не найдете ни того, ни другого – она совершенно о другом. Она повествует о человечности, о вечных моральных дилеммах, и вопросе о том, должны ли нести повинность дети за грехи своих отцов, каким бы страшными и тяжелыми они не были.
Фильм пронизан простыми и понятными любому человеку желаниями: желанием вернуться домой целым и невредимым к своим близким; желанием забыть все те ужасы, что принесла с собой война; и главное желание – жить.
И при просмотре этой ленты ты веришь всем этим детям, которые ни в чем не виноваты, и сержанту, который скрепя сердцем вынужден посылать этих юнцов на верную смерть.

***

Искреннее надеюсь, что хотя бы один из этих фильмов вам придется по нраву.
Если считаете, что список можно расширить и дополнить, то не стесняйтесь делиться своими мыслями в комментариях.

Спасибо за внимание!


Лучшие комментарии

Странное название блога, ведь многие перечисленные тобой фильмы вышли более 10-и лет назад. Но тем не менее подборка довольно хороша:«Дипломная работа» один из любимых фильмов, «Забавные игры» круты, хотя ремейк нравится чуть больше, «Таксидермия» занятное кино, «Голод», «Охота» и «Ненависть» хороши. Остальные может быть посмотрю. Ну а если брать что-то более свежее из европы, то мне очень понравились «Виктория» и «Сын Саула».
«Вторая жизнь Уве». Вроде шведский, если ничего не путаю. Очень меня порадовал.
Могу посоветовать «Мед в голове». Легкий и позитивный фильм о пожилом человеке и его семье.
Очень хорошо и вкусно написано, спасибо автору, поставил несколько вещей в список к просмотру.
Ну современность понятие довольно растяжимое, да и 95 год не так уж и давно был.

Кстати говоря думал Сына Саула тоже внести в список, но потом вспомнил про Мою Землю, и как то отпало желание.

Меня ремейк Забавных игр наоборот в ступор ввел, Ханеке почти покадрово его переснял и непонятно для каких целей.
Меня ремейк Забавных игр наоборот в ступор ввел, Ханеке почти покадрово его переснял и непонятно для каких целей.
Я тоже не очень понимаю зачем, но мне чуть больше нравится за счёт актёров и картинки. Думаю, главная проблема ремейка, помимо его ненужности, в том, что он вышел в 2007-м и без особых изменений, но время изменилось и зрителя не удивить.
Спасибо автору, нашел кое что новое себе в копилку. От себя добавлю фильм Bastard (2011) немецкого производства. Весьма оригинальная драма с детективным уклоном, советую, если еще не знаком.
Таксидермию посмотрел через некоторое время после прослушивания полной дискографии Амона Тобина, который написал саундтрек к этому фильму. А Ненависть когда-то увидел по ТВ. До остальных фильмов из списка доберусь как-нибудь.
Фильмы из категории такие тоже должны быть))) Раньше сам смотрел подобное дерьмо, но в последнее время времени на такое совсем нет… хорошие фильмы, смотрю только всяких мстителей против бетмена)))
Читай также