24 августа 2016 24.08.16 68 39K

Косплей — инновационная форма досуга молодёжи

+118
Лучший блог недели
1000 ₽

Актуализация вопросов организации молодёжного досуга обусловлена тем, что, в соответствии со своими социокультурными потребностями, молодое поколение посвящает время досуга в основном таким факторам как: развлечение, общение, самообразование и др. В молодёжных компаниях, группах сверстников формируется особая молодёжная субкультура, влияющая на становление личности молодых людей. Досуг является важнейшим средством развития личности молодого человека, общения, познания мира, самосовершенствования, выступает в качестве средства развития новых форм личностного творческого самовыражения.

По мнению ряда исследователей, молодежь, как специфическая социально-возрастная группа, которая находится в процессе активного профессионального и социального становления, в силу возрастных и психологических особенностей, эффективнее приспосабливается к тенденциям постоянно меняющейся окружающей действительности. Многие современные учёные считают, что границы молодого возраста весьма условны. Весь этот интервал можно примерно разделить на три подраздела: подростки — до 18 лет, молодёжь — от 18 до 24 лет, молодые взрослые — от 24 до 30 лет.

Современная культурология определяет досуг как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Данный процесс определяется потребностями и интересами личности. Как отмечает белорусский исследователь И.Л. Смаргович, под досуговыми инновациями понимаются явления данной сферы деятельности, которых не было на предыдущих стадиях развития общества и которые нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений.

В своей книге «Основы культурно-досуговой деятельности» Смаргович И.Л. отмечает наиболее востребованные формы молодёжного досуга, а также подразделяет их на традиционные и инновационные. К традиционным формам относятся:фестивали, конкурсы (танцевальные, вокальные и др.), участие в любительских коллективах (музыкальные группы, театральные группы, танцевальные группы и пр.), конкусно-игровые программы, интелектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и др.),интелектуально-познавательные программы, летние лагеря отдыха и спорта, праздники, концерты, молодежные тематические акции, туризм, дискотеки.

К инновационным формам молодёжного досуга относятся: ролевые и сюжетно-ролевые игры («Схватка», «Фотоохота», ролевые игры любителей фентази, средневековья, рыцарские турниры), КВН, неформальные молодежные объединения, экстремальный спорт (турниры по пейнтболу, курсы экстремального вождения), экстремальный туризм, перфоманс, интернет-технологии (интернет-проекты, онлайн сюжетно-ролевые игры, общение и др.).

Среди наиболее востребованных инновационных досуговых форм с уверенностью можно выделить и косплей, который имеет схожие черты ролевой игры, позволяет индивиду реализовать свой творческий потенциал.

Термин «косплей» произошёл от английского «сostume рlay», что переводится как костюмированная игра. Косплей подразумевает полное перевоплощение в персонажа (аниме, манги, компьютерной игры и т.д.), переодевание, гримирование, ролевое «отыгрывание». Задача косплеера (участника косплея) – максимальное соответствие выбранному персонажу. Косплеер стремится полностью раскрыть своего героя, скопировать его поведение, манеру разговора, фразы и жесты, показать его характер.

Lara Croft, Tomb Raider (Косплеер — Eve Beauregard)

Косплей имеет схожие черты с ролевыми играми, но стоит отметить, что это не совсем верно. Ролевая игра – это игра обучающего и развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с заранее принятыми и оговорёнными правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Также одной из отличительных черт косплея от ролевой игры является костюм. Моделирование костюмов в историко-реставрационных клубах (пример — рыцарские клубы) ставит своей целью реставрацию исторических событий отдельной страны или конкретного общеисторического события. В рамках реализуемых историко-реставрационными клубами мероприятий производится моделирование исторических костюмов и проведение ролевых игр, а также различных костюмированных парадов, балов и турниров по определённой исторической тематике.

Косплей, в отличие от ролевой игры, не придерживается определённых правил и представляет собой целый творческий процесс от создания и воплощения образа до его непосредственного показа. Основными прототипами косплея являются персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов. Стоит отметить, что в качестве прототипов могут выступать и реально существующие персонажи — к примеру, музыкальные исполнители и коллективы.

В процессе становления косплей являлся феноменом японской культуры (изначально делился только на косплей по компьютерным играм, аниме и манге). В течение последнего десятилетия косплей обретает популярность в США, Европе, России и Беларуси (косплей по американским мультфильмам Диснея, фильмам, литературным произведениям). Во многих европейских странах косплей начинал формироваться на основе клубов и обществ любителей творчества Толкина, научной фантастики. Тем не менее в Японии косплей уже давно является частью национальной культуры. Под влиянием течения на территории Японии стали организовываться тематические выставки и фестивали, открылись мейд-кафе (тематические кафе в которых персонал в зависимости от «темы недели» перевоплощается в героев аниме, манги или компьютерных игр).

В настоящее время существует довольно много направлений японской моды, которые зачастую относят к косплею. К ним можно отнести такие направления как: лолиты, готика, фрутс, вижуал кей, когуро, гяру, гангуро и другие виды уличной моды, которые широко распространены в Японии.

Например, лолиты – носят платья, стилизованные под костюмы эпохи викторианской Англии и эпохи рококо, шляпки, бантики и т.д., а сам образ лолиты – это образ милой девушки близкой к принцессе.

Косплейеры демонстрируют свои костюмы либо на тематических фестивалях (возможны как групповые, так и одиночные работы), либо в сериях фотоснимков (фотокосплей) или на видеозаписи (видеокосплей).

На актуальный интерес молодёжи к косплею указывает широкое распространение косплей-фестивалей. Среди наиболее известных: «San Diego Comic-Con International» (Сан-Диего), «Star Con» (Санкт-Петербург), «Манифест» (Санкт-Петербург), «Hinode» (Москва), «Аниматрица» (Москва), «Comic Con Russia» (Москва), «UniCon» (Москва), «Animania» (Нижний Новгород), «Imagiro» (Липецк), «АзияБриз «(Екатеринбург), «Аниме-фестиваль» (Воронеж), «ОТОБЭ» (Киев), «Белые лисы идут!» (Днепропетровск), «Anicon» (Львов) и другие.

Впервые в Минске косплей-фестиваль прошёл в 2006 году. Ежегодно проводятся следующие тематические косплей-фестивали: «Хиган» (с 2012 года Ежегодный белорусский фестиваль современной молодёжной восточноазиатской культуры «Хиган»), фестиваль любителей фантастики «Universe Convention», фестиваль молодежных субкультур «Гансен» (последний фестиваль организован в 2011 году).

Среди причин повсеместного развития и распространения косплея можно выделить основной: высокая стоимость, что является существенным барьером для более широкого охвата потенциальной аудиторией. Для создания качественного образа косплееру приходится вкладывать значительную сумму для заказа или пошива костюма. Если на Западе появились фирмы, которые производят и продают специальные костюмы и атрибутику для участников и любителей косплея, то, к примеру, в нашей стране для приобретения качественного костюма необходимо заказывать его из-за границы или обращаться к индивидуальным предпринимателям по специальному заказу. Альтернативой приобретения костюма является самостоятельный пошив необходимого костюма самим косплеером, что также требует от него необходимых знаний и навыков.

Harley Quinn, Suicide Squad(Косплеер — Катя Косова)

Феномен косплея становится важным качественно новым элементом раскрытия личного творческого потенциала человека. Принимая во внимание и учитывая уникальность косплея как одновременно театрализованного и игрового явления, можно сделать вывод, что его распространение молодёжи способно обогатить творчество и расширить досуговое пространство.

В заключении хотелось бы отметить случай, который произошёл в начале сентября 2015 года конвенции (фестивале) «Dragon Con», который проходил в штате Джорджия (США). Бен Карпентер, студент инженерного факультета из Флориды, поразил своим косплей-костюмом на персонажа из одноименного фильма и серии компьютерных игр «Безумный Макс» (Mad Max), не только посетителей фестиваля, но и весь Интернет.

Все дело в том, что Бен родился с врождённым заболеванием спиной мышечной атрофией (СМА) и вынужден передвигаться в инвалидной коляске. Специально для образа парень сам занимался реконструкцией инвалидного кресла, сварочными работами, необходимыми для создания образа. Цепи и маска образа очень хорошо отражают ситуацию Бена – прикованного к инвалидному креслу, однако в образе это кресло превратилось в дополнение к вычурному автомобилю в стиле недавно вышедшего фильма.

1. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодёжи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышэнне ролi клубных устаноў у сацыякультурным жыццi рэгiёнаў: матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі (22-23 лiстапада 2006 г., г. Мiнск) / Беларускі дзяржаўны універсітэт праблем культуры. — Минск, 2006. — С. 73-76.
2. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
3. Введение в Косплей [Электронный ресурс] /Тематический интернет-портал «Serjetto». – Москва, 2001. – Режим доступа: serjetto.do.am/publ/5-1-0-47. – Дата доступа: 31.07.2015.
4. Кулагина, Н.В. Мотивация игроков косплея с разным стажем участия в ролевой игре / Н.В. Кулагина, М.А. Овчинникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 05. — URL: e-koncept.ru/2014/14115.htm.
5. Парень-инвалид сам создал себе образ для косплея последнего фильм Mad Max [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Культурология.Ру». – Москва, 2015. – Режим доступа: www.kulturologia.ru/blogs/120915/26245/. – Дата доступа: 10.09.2015.

Благодарю Даура за моральную поддержку!


Лучшие комментарии

Пока читал вступление, было ощущение, что это научная работа или реферат, но потом пошло легче.
Хорошая, информативная статья, автору плюс и вопрос, является ли она сама косплеером?
Пока читал вступление, было ощущение, что это научная работа или реферат, но потом


дошёл до списка литературы и понял, что это что-то из этой области и есть С: Для блоговых записей характерен чуть более простой язык всё-таки, однако, прочитано было не без удовольствия.
Пост хороший, хоть и написан научным языком, что в блогах смотрится довольно странно.
Но мне таки есть к чему прицепиться по фактике и не только.

В процессе становления косплей являлся феноменом японской культуры (изначально делился только на косплей по компьютерным играм, аниме и манге). В течение последнего десятилетия косплей обретает популярность в США, Европе,

Считается, что всё началось с США и активно там развивалось.

Считается, что слово «косплей» было придумано японским журналистом Такахаши в 1983 году, а сама субкультура переодевания в персонажей фильмов и комиксов якобы возникла тоже в Японии в конце 1970-х. Однако американский исследователь Рон Миллер доказывает, что косплей оформился в США уже в 1960-е – в жанре Sci-Fi. А самый первый «косплей», в современном смысле слова, датируется 1939 годом. На первой же World Science Fiction Convention некий Forrest J. Ackerman нарядился в футуристичный костюм. Именно это породило волну подражаний в будущем. Уже к 1956 году традиция бока безымянного «косплея», относительно, устоялась и всё тот же Forrest J. Ackerman в отчёте «Fantastic Universe» отмечал: «Монстры, Мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом». Он так же отмечал, что Ольга Лэй – жена писателя Вилли Лэя выиграла в номинации «Лучший костюм» и была первым высокопрофессиональным костюмером. В 1970 году в US Grant Hotel в San Diego прошёл первый Comic-Con. Всё было скромно – набралось чуть больше 300 посетителей, а костюмированных и вовсе почти не было. К 1974 году было уже около 1000 посетителей. А число косплееров немного подросло до, примерно, 10% от всех посетителей. Перенесённый в отель El Cortez, Comic-Con 1979 принял уже 6000 человек.

Так, исследователь коспеля и фотограф Рон Миллер считает, что данная субкультура возникла в США в 1960-е. И японцы (в том числе выше упомянутый Нобуюки Такахаши, часто бывавший в Америке на хайтек-форумах) просто скопировали её. Так что началось всё совсем не в Японии, просто именно там крупные корпорации раньше других догадались собирать всех косплееров для рекламы своих продуктов, пионером среди которых была Nintendo.

Для создания качественного образа косплееру приходится вкладывать значительную сумму для заказа или пошива костюма. Если на Западе появились фирмы, которые производят и продают специальные костюмы и атрибутику для участников и любителей косплея


Не уверен на счёт России, но в США очень чётко разделяются модели которых наряжают в костюмы и настоящие косплееры. Топовые косплееры сами шьют себе костюмы, или по меньшей мере с этого начинали.

Самое сложное в косплее (вот уж внезапность) – создание костюма. На некоторые могут уходить многие месяцы. Например у Alyson Tabbitha только на доспех Лайтнинг ушло больше месяца. Ведь одно дело сделать костюм и совсем другое надеть его, и так что бы он оставался удобным. В среднем, на работу в мастерской уходит около трёх рабочих недель в месяц.








Вся суть косплея — уникальный костюм.

Среди причин повсеместного развития и распространения косплея можно выделить основной: высокая стоимость, что является существенным барьером для более широкого охвата потенциальной аудиторией.

Это, как раз, причина не повсеместного развития и распространения косплея. Или я чего-то не понял? Может это я тупой, но ход мысли выглядит странно.

Здесь подробнее обо всём, что я написал. stopgame.ru/blogs/topic/64384
Спасибо за отзыв!
Статья писалась ориентированной на международную научную конференцию (являюсь магистрантом Белорусского государственного университета культуры и искусств).
К сожалению, в косплее себя не пробовала( Возможно у Вас есть предложения, кого я могла бы попробовать?) Ссылка на ВК есть в профиле.
Квинн выглядит круче, чем в фильме! Больше похожа на мрачную психбольную, чем просто стукнутая головой хохотушка из голливудского высера творения.
Инновационные формы досуговой деятельности современной молодёжи в Беларуси
Ужас какой
Ссылка на ВК есть в профиле.

Тоже глянул на фотографии в вк и список любимых игр на СГ. Попробуй вариант с Джулией Кидман из Evil Within. На неё и косплей просто сделать, так как не нужно отдельно костюм крафтить как для Трейсер. Косплей этого персонажа не часто делают. И внешнее сходство имеется.
К этому Игромиру уже н успею попробовать, НО стоит взять на вооружение) Спасибо)
Сухим канцелярским слогом повеяло )
Спасибо за отзыв! На момент написания данной статьи еще не была знакома с Вашей статьей. Я еще только начинаю прорабатывать эту тему. При подготовке нового материала обязательно буду ссылаться и на Вашу статью (с Вашего разрешения, конечно). Моя статья не идеальна, поэтому всегда рада конструктивной критике ^___^.
Надеюсь получится подготовить новый материал лучше с учетом ваших замечаний.
Спасибо за потраченное время и силы на изучение данной работы.
Интересный и хороший пост! Отдельно отмечу то, как автор подал материал — отлично!

Но позволь тебя немного поправить. Не историко-реставрационные клубы, а клубы военно-исторической реконструкции (Клубы ВИР). На самом деле я думаю, что не совсем верно относить реконструкцию к косплею и ролевкам. Сейчас поясню почему.

Нельзя отрицать то, что в косплее всегда есть некий соревновательно-показательный элемент. Как пример — различные конкурсы косплея и косплей-дефиле. Также довольно часто косплееров можно видеть на различных мероприятиях игровой тематики и «гик» фестивалей. Не думаю, что косплееры могут выезжать на какие-то мероприятия, чтобы пожить в той атмосфере и антураже, которая соответствует персонажу. Также в косплее и ролевках всегда есть большой элемент творчества и фантазии.

А вот в реконструкции такого свободного выбора нет. Если твой клуб занимается реконструкцией какого-то конкретного пехотного полка РККА, Вермахта, Армии США,… то выбор у тебя не большой. Форма, снаряжение и вооружение — строго по уставу, никакой фантазии и никакого творчества. Все-таки по серьезнее это все будет. Ведь реконструктор не только собирает форму и снаряжение, но и вагон прочих вещей — походное снаряжение, спальные принадлежности, «мыльно-рыльные дела»,…

Самый яркий пример — военно-исторические фестивали(кстати, так как автор живет в Минске, я очень рекомендую посетить фестиваль «Брестская крепость»). Тут тебе и исторически достоверные лагеря с кучей бытового и бивуачного барахла, и реконструкции боев в участием техники и большого количества солдат.


Мужчины и женщины всех возрастов не только примеряют форму 1940-х, но и проживают 2-3 дня в условиях, сильно приближенных к военным полевым лагерям, со всеми плюсами и минусами.
Также хотелось бы сказать пару слов о фестивалях и мероприятиях, посвященных раннему и развитому средневековью. На таких мероприятиях участники тоже живут в абсолютно исторически правильных лагерях, питаются из аутентичной посуды и одеты в абсолютно корректно изготовленные одежды и доспехи.


На самом деле наверное меня понесло в дебри различной реконструкции. Приношу свои извинения, если я слишком много ненужных фактов и примеров привел.

Может быть запилю пост чисто про реконструкцию.
Собственно ролик с прошлогоднего фестиваля «Брестская крепость».
Картинка «Ролевая игра Хроники Нарнии», на самом деле кадр из фильма.
Читай также