22 августа 2016 22.08.16 11 4330

«Серьёзные игры» или тактика войны

{3-й топик «Серьёзных игр». С предыдущими вы можете ознакомиться по ссылкам (тыц, тыц). И да, эта часть вышла длиннее ввиду специфики}

IRL
(Warning! В большинстве случаев я утрирую и стремлюсь показать схематично, а не исторично)

Вот мы и нагляделись на войну. На её реализм, «романтику» и кошмары. Но ведь это далеко не вся война. Войну выигрывают не только солдаты своими действиями и поступками, но и офицеры, которые руководят «юнитами» разных калибров. Про это мы сегодня и немного побеседуем.
И так, представьте. Вы — генерал. У вас есть масса «юнитов» (допустим, 5000 вояк разных специализаций, пару сотен танчиков, пару десятков самолётов и штучек 10-15 пушек). И вы, такой хитрый и мудрый стратег, замыслили врага поймать в «котёл» и в нём его и сварить. План у вас невероятно идеален и вы всё просчитали. Но я не зря упомянул слово «масса». Ведь вы проигрываете гениальный план в чистую и недоумеваете «Как так? Это же был идеальный план!».
И вы искренно не понимайте, какого винтика не хватает в вашей «массе», что бы она стала «армией».
Естественно, никто не мешает вам пытаться завалить врага «мясом». Ведь это удобнее! Солдат обучается ремеслу войны всего за КМБ (Курс Молодого Бойца — учебка для рядовых длиной в 3 месяца, после которого они принимают присягу). Это вам не академии, а целый «конвеер мяса» (да, обучение специальностей длится дольше, но суть вы поняли). Вот только кидаться мясом стало неактуально после изобретения пулемётов, а значит нужно было уже включать мозги. И таки это дало плоды!

Выяснилось, что если выбирать из этих рядовых самых способных и заставлять их сидеть в «учебке» чуть дольше и рассказывать им чуть больше (или находить способных и опытных из числа уже служащих), то они вполне способны управлять 7-10 рядовыми и маневрировать ими в соответствии с ситуацией. Стали таких людей нарекать «сержантами», а отряды во главе с сержантами — отделениями. Но и среди таких находились те, кто были способны на большее. Те становились старшинами и прапорщиками, управляя уже «взводами» — группой из нескольких отделений. Это повышало эффективность управления отделениями и позволяло оперировать более крупными, чем отделения, частями армии. Так родилось унтер-офицерство, на которое и ложилось управление доблестными «зольдатен» на поле боя.
Появились и младшие офицеры. Да, это дороже, чем обучить сержанта или прапорщика, но профитнее в разы, ибо знают они больше, а под пули — не подставляются. Ведь «летёху» можно сделать и из прапорщика/сержанта в специальном училище, и из гражданского, прошедшего военную академию или военную кафедру в ВУЗе. А он может командовать тем же взводом лучше «унтеров», а позже вырастет до старшего летёхи и капитана (командир роты — несколько взводов + отделение поддержки), майора (командир батальона — несколько рот и рота обеспечения) и так далее вплоть до генералов.
Причём выяснилось, что данные градации можно применять не только к «пехам», но и ко многим другим родам войск. По факту, унтеры и офицеры и есть носители этого странного слова "тактика" — умения управлять солдатами на поле боя для достижения целей "стратегии". Именно тактика является ниточкой между солдатским профессионализмом и грандиозными планами в масштабах армий и флотов.
Игры

Собственно, если мы будем говорить про игры, то рано или поздно игрокам может надоесть бездумно валить вражин налево и направо по указанию отцов-командиров и он сам захочет попробовать себя в роли сержанта/прапорщика/лейтенанта. Отсюда и появились тактические игры.

Тактические игры нельзя путать со стратегиями (хотя и стратегии разделяются на тактические и глобальные (стратегическими не назовёшь ибо тавтология, но суть та же)). Также, как нельзя путать тактику и стратегию. Всё же, такие игры уже более глобальные относительно обычных шутеров, но всё ещё не достают до стратегий (о которых — в следующий раз).
Тактические игры зародились давно. Оговорюсь сразу, игры, которые я упомяну ниже, я не считаю стратегиями по некоторым причинам. Понимаю, что это лютый субъективизм, но всё же.
Из старичков тактических игр «с видом сверху» мне бы хотелось вспомнить легендарные Commandos, Jagged Alliance и X-COM. А чуть дальше по временному отрезку будут «Soldiers of Anarchy», «Silent Storm» (к слову, русская игра), «The Fall: Last Days of Gaia» и… Fallout Tactics (не, ну а что? Тактическая? Да. Отрядом командуешь? Да). Были и другие, но они менее винрарные для нас. Поговорим мы лишь о некоторых, а именно о Commandos, Silent Storm и Jagged Alliance.

Элитный отряд

И начнём мы по порядку. Серия Commandos в понимании тактических игр есть 3,5 игры и польский шутер. И примером мы возьмём лучшую (ИМХО) часть — Commandos 2: Men of Courage (на православном русском — Коммандос 2: Награда за смелость).
В 2001 году испанцы из Pyro Studios cделали свою вторую с половиной игру (первыми были Commandos: Behind Enemy Lines и Commandos: Beyond the Call of Duty), которая вобрала в себя лучшее из первых частей и привнесла новое в серию. Суть игры — есть отряд элитных профессионалов своего дела (у каждого есть история и характер, но я постараюсь коротко и по делу):
1) Зелёный Берет — солдат. Невероятно сильная дубина (красуется на постерах ко всем играм). Задачи: таскать бочки, «мочить нацистов» ножом или кулаками, выбивать двери, лазить по телефонным столбам и выпрыгивать из окон, установка звуковой приманки, закапываться в землю, бегать быстро (быстрее, чем почти весь отряд)
2) Ястреб — снайпер. Британский аристократ, хладнокровен и расчётлив. Задача одна — «мочить нацистов» с дальней дистанции из снайперской винтовки, залазя в кусты, в окна и на столбы.
3) Тритон — морпех. Австралиец с уклоном в дайвинг и подводную охоту. Задачи: с аквалангом плавать под водой хоть три года, пользоваться подводным гарпуном, метать ножи, использовать крюк-кошку для подъёма на стену/здание/дерево.
4) Инферно — сапёр. Простой парень с Ливерпуля, увлекающийся химией. Задачи: бегать медленее всех, минирование/разминирование (владение миноискателем), работа со взрывчаткой, улучшенное владение гранатами, стрельба из гранатомётов и огнемётов. Может быть стрелком в танке.
5) Шина — водитель. Американец на службе британской армии. Задачи: управлять танком (единственный мехвод), ставить ловушки (растяжки и ямы), кидать дымовые и газовые гранаты.
6) Доцент — шпион. Умный француз из Сопротивления. Задачи: маскировка в солдата/унтера/офицера/генерала с целью обмана врага, пользоваться шприцем с ядом, неумение бить врага (оно и понятно).
7) Наташа — резидентка. Вумен фром Раша/Юкрейн. Задачи: очаровать врага, неумение бить врага.
8) Люпин — вор. Хитрый француз из Сопротивления. Задачи: бегать быстрее Зелёного берета, воровать у немцев из карманов, нейтрализовывать врага ногой с «вертухи» (при этом, не умеет связывать), взламывать замки, лазать по домам/проводам.
8,5) Виски — собака. Собака. Задачи: быть надоедливой собакой (отвлекать врага лаем), переносить что-то в маленькой сумке.
Спросите: «Ну и нах зачем нам всё это знать? Это что, обзор игры?». А вот зачем. Дело в том, что Commandos — некие шахматы. Где вы должны умело комбинировать умения своего отряда для выполнения той или иной задачи. Самый простой пример: Шпион отвлекает врага, Вор подходит к отвлечённому врагу сзади, глушит его, а Шпион его связывает. PROFIT Естественно, в игре приходится выворачиваться в более хитрые комбинации. Причём миссии разные из-за а) местности; б) комбинации членов отряда в данной миссии (например, Зелёный Берет + Инферно или Инферно + Шина + Вор и т.д.); в) ситуации на старте миссии (например в одной из миссий всех наших «коммандос» взяли в плен. Всех, кроме вора и теперь ему нужно сначала спасти камрадов, найти их имущество и только потом выполнять основную задачу) и т.д.
Игра действительно заставляет думать и просчитывать действия на шаг вперёд. Да, в игре есть игровые условности, такие как «угол обзора врага» (хотя у разных типов врагов он разный), но при этом враги вас слышат. И не дай бог они услышат, что кто-то шмалнул из пистолета или взорвал гранату. Ахтунг вам обеспечен. Короче, игра дико доставляет тем, что в ней тебе нужно решить тактическую задачу ограниченными силами и средствами, учитывая превосходство противника в количестве, технике и прочих свистелок. Поэтому игра и стала винрарной

Тихий Шторм

В нулевых наши решили, что не только западным игроделам можно делать тактические игры и выкатили свой ответ в виде «Silent Storm». Затем будет вторая часть и третяя (третяя уже про начало Холодной войны). Рассматривать мы будем эталонную первую часть.
Суть в чём: немцы/союзники (смотря, за кого мы начали игру) пользуются какой-то вундервафлей. Нам предстоит сколотить отряд из разных специалистов и разобратся с проблемой как можно быстрее и эффективнее. Игра чуть глубже по сюжету, чем я описал, но кто играл — знает, а кто не играл — пусть поиграет. Игровой процесс: пошаговый. Имеется 6 специальностей — медик, снайпер, разведчик, гренадер, солдат, инженер. Но в отличии от Commandos нету игровых условностей насчёт того, что «ну, он сапёр, а значит единственный умеет стрелять из гранатомёта». Медик тоже умеет стрелять из гранатомёта, но это — крайняя мера ибо делает он это из рук вон плохо. Существует прокачка характеристик персонажа (например, инженер набрал опыта, получил уровень и мы ему прокачали мед помощь. Или метание гранат. Кому как удобнее). На миссию может выйти до 6-ти солдат нашего отряда. Про бои можно упомянуть факт, что разнести в клочья можно вообще всю карту, то бишь — в игре полная разрушаемость (пример: фрицы засели на втором этаже и отстреливают всех. Решение — заложить взрывчатку под коридором, где засели вражины. Итог — пол под ногами и немцев взрывается и они падают на первый этаж. Если выживают — попадают под наш огонь). Игра тоже довольно лулзовая и в меру сложная. Категорически советую.
Разрушенный альянс

Старая добрая серия олдовых тактикульных игры. Игр в серии было достаточно, но возьмём мы вторую часть образца 1999 года. Фишка серии — совмещение глобальной стратегии и тактического экшона (через год до этого додумались господа, которые делают Total War, но там совмещаются 2 вида стратегий).
История простая: есть страна третьего мира. В ней есть диктатор, а за кордоном — законный правитель. Он то нас и нанимает для возврата страны под контроль «правильного» государя.
Наш отряд максимально включает в себя 18 наёмников, из которых одновременно «на дело» могут выехать 6 человек. По мере прохождения будет появляться авто- и авиатранспорт. Боёвка — пошаговая. На то, кто первый походит и как он походит влияют характеристики бойцов (наших и врага). Опять же, в игре есть разделение на специализации, но они показывают лишь то, с чем лучше обходится наш подопечный (а в принципе — наёмники умеют всё). Характеристики меняются от тренировок, ранений и подобного. Если в конце хода остаются очки действия, то персонаж может попробовать «перехватить» действие противника и использовать не потраченные очки действия. Бойцов надо вооружать и делать это можно а) за деньги у левых торгашей; б) использовать трофейное. На пушки можно вешать причендалы (оптика, подствол и т.п.). Ещё в игре есть фактор «союзников» в виде народного ополчения. Они помогают нам на миссиях, но так как они — голож некомпетентны в военном деле, обучать их нужно нам. Управлять в бою мы ими не можем, но при этом можем проводить ротацию отрядов ополчения по глобальной карте. Есть экономика, но на геймплей она не влияет (в отличии от первой части, где ты мог захватить завод, но если ты его разнесёшь на куски или это сделают враги — завод не сможет работать после освобождения -> ты не будешь получать валюту).
Короче, игра невероятно топовая и также советую ознакомится с ней, если вы не сделали это раньше.
Хе-хе, у нас ведь ещё остались тактические шутаны. Здесь я пожалуй упомяну о трёх «брендах»: Delta Force, Rainbow Six и SWAT. Ещё упомяну Brothers in Arms, но двумя словами (вся игра — пособие по тактике «прижми и обойди». По факту — обычный шутер с отдачей двух видов приказов двум группам солдат, иногда есть танк)

Отряд спецназначения «Дельта»

Дельта оставила после себя серию игр. Сегодня я буду её разбирать на примере той части, в которую залипал больше всего — Delta Force: Black Hawk Down (Падение Чёрного ястреба). Если вы смотрели фильм ПЧЯ — вам сюжет объяснять не надо. Остальным скажу, что в 1993 году в Сомали местные не очень обрадывались миссии ООН и американцам пришлось с оружием отбиваться от вооружённых банд формирований. Об этом и игра. Тактика в серии была, но ближе к концу начала угасать. Эта часть стала переходной между тактическим и «обычным» шутером и тактика в ней сводилась больше к правильным действиям игрока, нежели к правильным приказам подчинённых.
Упомянул только из уважения к серии
Радуга Шесть

Оффтоп: шутки про Радугу «вроде как» неактуальны ибо Том Клэнси сам где-то говорил, что Rainbow в американской армии/спецназе имеет другое определение, но всем давно плевать. Да и по его словам six тоже не цифру обозначает, но спросить у него мы не можем.
Легендарная серия старика Клэнси про бравый «спииицнаааз», состоящий (изначально) из специалистов стран НАТО, созданный для борьбы с международным терроризмом. В игре мы являемся командиром этого отряда и выполняем задачи, поставленные руководством. Постепенно к нашему времени серия эволюционировала в «Осаду», которая состоит из тактики чуть больше, чем наполовину. Посмотрите обзор Карамышева, если до сих пор не видели «Осаду» в действии. Скажу лишь, что по сравнению с прошлыми частями, она выглядит иначе. Но в серии можно проследить этот путь. Засиделись, идём дальше
Специальное оружие и тактики

Именно так и расшифровывается S.W.A.T. Последняя полноценная часть игры датируется 2006 годом и имеет наименование SWAT 4 The Stetchkov Syndicate (которые наши надмозги перевели как Синдикат Стечкина). В ней мы руководим американским аналогом ОМОНа, то бишь — пятёркой подготовленных полицейских, задача которых приходить на помощь обычным полицейским в критических ситуациях (захват маньяка, спасение заложников и т.п.). Мы, как сержант и командир отряда, имеем в подчинении 2 пары бойцов и можем приказывать им напрямую (пример: взаимодействие с дверью — открой дверь, выбей дверь и кинь гранату, прикрывай выход двери, посмотри, что за ней (при наличии у пары специального прибора) и т.п.). Приказов множество, а для удобства управления у SWATовцев на голове закреплены камеры, которые мы можем просматривать. В наличии на некоторых миссиях имеются снайперы. В миссях мы должны выполнить главную цель, не допусить гибели гражданских, арестовать вообще всех в помещении (включая гражданских) и найти все улики. Имеется летальное оружие и не летальное. У летального есть разные патроны (2 типа — пробивные и «разрывные» с оболочкой). Миссии в меру хардкорные и иногда нужно постараться, если хочешь захватить всех преступников живыми. Доступно кооперативное прохождение. Короче, годнота.
Подведение итогов

К чему я собственно толкал эту телегу. К тому, что не все знают, что победа в войне, на самом деле, в большинстве своём зависит от грамотного командования и чёткого понимания солдатами того, что доносят им офицеры и сержанты. А ещё от понимания тактики в целом: как, что и когда делать.

Естественно, пройдя все тактические стратегии/эшкены и прочее на максимальных уровнях сложности, вы не станете идеальным комодом (командир отделения) и комвзводом. Но такие игры точно заставят вас чесать репу и думать головой, в небольшой мере развивая ваши мыслительные способности. На этой ноте я прощаюсь.
P.S. Спасибо, что дочитали. Получилось длиннее, чем обычно, но следующая часть тоже будет достаточно большой.

Лучшие комментарии

mahahey 23 августа 2016, 0:04
Про стратегии — всё же стратегии в стиле Company of Heroes проигрывают в масштабе таким как, например, Hearts of Iron. Поэтому лично я их называю стратегиями тактическими ибо там в лучшем случае в оперативном подчинении у нас батальон (чаще всего — рота или две). Но опять же, это моё личное мнение).
Да, стратегия — действия не армии, а фронтов и направлений. Тут я согласен.
(Вообще, насколько я помню советскую военную науку — оперативное искусство и есть стратегия. Поправьте, если я не прав или российская военная наука отошла от канонов советского генералитета)
Про серьёзность — постараюсь в «серьёзных играх» по стратегиям.
mahahey 22 августа 2016, 23:10
Да ничего не упускаешь. Сидж на время оживил «направление», но вряд ли кто-то ещё будет такое делать. Со стратегиями ситуация лучше. Там есть мастодонты, которые продолжают тащить на себе жанр
mahahey 22 августа 2016, 23:42
ну вот они и держат фронт. Вместе с Firaxis. Ведь остальные разработчики приходят и уходят в этот жанр, а новые Total War, Цивилизации и «таблицы Excel» продолжают выходить
MrDarkGraf 22 августа 2016, 23:47
В военном деле помимо пресловутых тактики и стратегии существует оперативное искусство, которое находится как раз между ними. И те стратегии которые принято называть тактическими, стоило бы относить к стратегиям операционным, или как-то так.
К тому же стратегия — это не столько действия армий, а скорее групп фронтов и всей страны в целом.
Это что касается фактики. А в остальном годно, только бы серьезней немного.)
MrDarkGraf 23 августа 2016, 0:16
Если верить книге «История военного искусства» советского «воениздата», оперативное искусство считается отдельной полноправной частью военной науки как тактика и стратегия. Могу соврать, ибо книга дома а я от него в сотнях километров, но год издания у неё где-то 1983-й, менялось ли что-то в советской военной науке после я, увы, не вникал. Про российскую мне известно и того меньше.

Читайте также