{ALERT! Много «буков» и длинное вступление, заранее прошу простить меня ибо пишу первый раз}
4 года назад я познакомился с замечательной игрой «Красная капелла 2: Герои Сталинграда» (на расовом английском «Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad»). Игра буквально взбудоражила меня. Реализм, озвучка, люди и главное — атмосфера. Конечно, до этого была OFP, но там был лишь суровый реализм и ничего лишего. Для меня RO2:HoS всё ещё эталон подобных «реалистичных» шутеров размеров «взвод на взвод» (30на30+-5). С тех пор я заинтересовался подобными проектами.
Прошло время. Вышла ArmA 3, допиливалась ArmA 2 OA. Инди не отставало и порадило Insurgency и Squad (что примечательно, обе игры изначально были модами. Как и Red Orchestra, но к этому мы ещё вернёмся). Были и другие, менее популярные проекты. И я начал спрашивать себя: а зачем люди пытаются моделировать войну такой, какая она есть или хотя бы прикручивать к шутерам поправки на реальность? Вопрос риторический.
Война — двигатель прогресса. Мало кто задумывается, но раньше самые передовые технологии напрямую или косвенно касались военного дела. Если «научный проект» или изобретение могли дать пользу военным — то финансирование этого направления вырастало. В конце концов, даже атом ведь сначала научили не добывать людям энергию, а уничтожать целые города.
Ну и в целом, людям свойственно сражатся за идеи, идеалы и религию. Ведь даже сейчас по миру ведётся достаточно войн и гремят выстрелы. Сирия, Афганистан, Ирак, арабо-израильские «тёрки», Африка, индийско-пакистанские споры, пограничные перестрелки Вьетнама и Китая, конфликт на юго-востоке Украины. У всех стран есть армия и своя военная история. И несмотря на ужасы войны, она всё ещё… притягательная что-ли. Да, последнее время пацифизм распротраняется всё больше, но чёрт возьми, многих привлекает оружие, форма и железные коробки, которые военные почему-то называют танками и боевыми машинами. И что самое странное, многих завораживает это странное действо — война.
Мой отец, ефрейтор запаса пограничных войск КГБ РБ, всегда говорил, что ему нравится война. Но не нынешняя, а прошлая, средневековая. Когда ты выходишь на честный бой и вы с оппонентом дерётесь на равных. Тогда и война была повседневностью и умирало в ней мало. Не то что сейчас — одно неудачное движение и либо снайпер пробъёт черепушку, либо пулемётчик скосит очередью насмерть. А то и вовсе снаряд на голову прилетит. Согласитесь, в среденвековых битвах есть что-то романтическое. То есть любовь к честному поединку у мужчины всегда будет. Это попросту не вывести.
Да и не надо выводить. Не всем людям хочется жертвовать всем, в т.ч. и жизнью, ради каких-то идей. Ибо как говорил один человек: «Война — не про 'убивать'. Война — это про 'умирать'. Всё новые и новые средства уничтожения человеков просто заставляют инстинкт самосохранения трубить человечеству о том, что не надо горячится и лезть решать вопросы оружием.
Но вот, чёрт возьми, всё равно люди хотят войны. В глубине души. Им интересно, какого „там“, на поле брани. И тут на помощь приходят игры.
Сначала были т.н. спинно-мозговые шутеры (СМШ), которые характеризовались фразой: „отключаем мозг, включаем реакцию и тайминги“. Современными примерами таковых можно считать DOOM, Wolfenstein: The New Order и Call of Duty и вообще, ТЫСЯЧИ ИХ!
Но они не дают то самое ощущение войны. Так и появилась OFP. Да, до действильно симулятора настоящей войны её было далеко, но фанаты принялись исправлять это напильниками. Вскоре, самые смекалистые поняли, что тоже самое можно делать и с теми самыми СМШ. Отсюда появились модификация к Unreal Tournament (внезапно, да) Red Orchestra: Combined Arms, которая позже выросла до самостоятельной игры и сиквела к ней (сейчас разрабы вообще упоролись и делают сиквел к дополнению сиквела, причём он будет про Вьетнам).
Так же к винрарному шутану Battlefield 2 сделали не менее годный мод Project Reality, который относительно недавно перерос в полноценную Squad. На базе Source сделали мод Insurgency: Modern Infantry Combat, которой скоро перерос в самостоятельную игру, откинув 3 слова в названии.
Русское сообщество OFP и ArmA сообразило из различных модификаций к ArmA 2 свой „пак“, основав проект „Серьёзные игры на Тушино“, где реализм и атмосфера реальной войны и вовсе возведены в максимально возможный абсолют с той самой ролевой системой, где каждый занимается своим делом: командир отделения — командует ввереными 10-ю дЭбилами, танкисты — управляют большими и бесполезными железяками, гранатомётчики — охотятся за теми же железками, медики — вытаскивают и восстанавливают калек, командир стороны — пытается управлять вообще всеми и так далее. Короче, вы поняли. При этом, всё в соответствии с реальной организацией подразделений симулируемых армий. А перед самим „боем“ командир стороны собирает командиров отделений и танкистов и вооружившись картой проводит брифинг — кому, куда и что делать. Всё это происходит в тимспике с помощью специальных плагинов, которые в игре имитируют рацию и переговоры без неё „голосом“ (правда, после перехода платформы на ArmA 3 уже позникли проблемы с предславутой серьёзностью).
В таких играх всё без дураков. Моральное состояние солдата, реалистичная в меру баллистика, связь либо рацией, либо криком на всю округу. И что самое характерное — содружество игроков именно таких проектов является самым сплочённым. Они отзывчивы, готовы помочь новичкам, подскажут разрабам как надо, а если что — сами сделают и предложат им.
Вообщем, к чему я вёл весь этот бессмысленный трёп. К тому, что несмотря на всеобщий настрой на прогрессирующий пацифизм, война всё ещё будет привлекать людей. И всё ещё будут востребованы игры, в какой-то мере заменяющие нам настоящую, жестокую войну. Просто чтобы оставаться людьми. Не зря ведь конкурс модов для ArmA 3 имеет характерное название, хех.
P.S. Спасибо, что дочитали :)
Лучшие комментарии
Только там ты собираешься послужить отечеству, и из-за этого оказываешься в полной жёппе. Затем все твои друзья выбираются из этой жёппы, но тебя как последнего лоха обстреливают и откидывают обратно. Вернувшись назад, ты находишь кучку бичей, к которым присоединяешься лишь потому, что они стреляют в тех, кто стреляет в тебя. Некоторое время тусуешься вместе с ними, ибо больше некуда. Затем, ваши враги решают что эта самая кучка бичей что-то больно разогналась, и проводят жесточайшую акцию по выпиливанию всех несогласных. Ты снова чудом выживаешь. И вот, на волоске от гибели, тебя под шумок от своих дел спасают какие-то мутные типы, которые говорят: «ДА МЫ СВОИ, ЧЕ ТЫ!».
И вот ты сидишь на базе этих «своих», а потом бац-бах-трататах, чезахерня, френдли фаер, НАЙДИ ОМП, шо за говно?! Ну находишь ты это ОМП, подвозишь к братюням, а тебе: «Ну это… короч не твоего ума дела че это такое и чье оно — но его забираем мы. А ты тут будешь. Удачки.». И оставляют тебя на острове выбираться оттуда своими силами.
10 жиз из 10-и.
ммм, если снять розовые очки, и чутка присмотреться, то можно увидеть, что сейчас все абсолютно также
А статья хорошая. Пусть бы действительно война оставалась только в играх.