Искусство, в нынешнем его состоянии, иначе как проституткой и не назвать, однако же, разве любовь может быть грешна? Об этой девушке легкого поведения можно говорить, обсуждать её и осуждать, но можно с абсолютной точностью сказать только одно — она притягивает нас. Несмотря на свою легкомысленную сущность, она будто бы зовет, обещая согреть, приласкать, успокоить или же подарить новые впечатления от бурной ночи. И порой, она управляет людьми, побуждая их на абсолютно безумные вещи. Иной раз жертвы могут быть такими, что человеческое сознание не может попросту понять их, лишь порицая происходящее. Верно ли это? Отнюдь! Искусство без жертв не может существовать в принципе, эта тварь питается болью, страданиями людей. А как же жить без этого создания? Никак. Вывод один — время кормежки.
Понятие искусства очень растяжимое. Как определить, что можно назвать искусством, а что обычная поделка дилетанта? Как оценивать искусство, если его восприятие очень субъективно? И прочее. Как раз об этом и хочет поговорить с нами Скотт МакКлауд в своем новом произведении — настоящем явлении в мире комиксов — «Скульптор».
«Скульптор» — произведение неоднозначное, потому и отношение оно заслуживает особое, о нем не получится рассуждать так же, как и о прочих комиксах Marvel и DC. Здесь куда все более комплексно и не столь поверхностно. С одной стороны — это обычная история про неудачника-скульптора, который не получает заслуженной славы, с другой — трогательная и эмоциональная драма художника, пожертвовавшего всем, ради временного признания, с третьей — обыкновенный фанфик о том как женщина вселяет уверенность в мужчину. Однако, все не то и все не так, это нечто среднее, объединяющее и некоторую комедию, и драму, и роман, тем самым автор создает удивительный синтез, который превращается в настоящее украшение для вашей полки, или же, как минимум, становится тем, на что не жалко потратить свое время.
Работа эта поистине знаковая, она соединяет в себе точную композицию, великолепную подачу, плавное, грациозное повествование. Стоит отметить, что писалась эта книга на протяжении целых пяти лет и, знаете, ни дня не было потрачено зря. Скотт виртуозно обращается с окнами: все смотрится органично и, в итоге, создается цельная и яркая картина, украшенная различными отсылками, то к творчеству Ингмара Бергмана, то к диснеевскому мультфильму о Русалке.
Нам рассказывают про жизнь — сделайте удивленное лицо — скульптора, максималиста, интроверта и эгоиста по имени Дэвид Смит (но не тот Дэвид Смит — классик абстрактного экспрессионизма -, а совсем другой, о чем нам довольно часто напоминают), который испытывает острый духовный и творческий кризис. По стечению обстоятельств, мир искусств выбрасывает за борт нашего горе-творца, оставив его лишь с головной болью и маленькой мастерской, за которую заплатили на несколько месяцев вперед. Такая жизнь нашего протагониста ни разу не устраивает, в его черепной коробке поселяются идеи — вернуть во что бы то ни стало былую славу, а лучше и вовсе оставить след в истории. И, так уж случается, что в забегаловке он встречает саму смерть, которая предлагает Дэвиду сделку: на все про все у него остается 200 дней, но смерть дарует ему небывалую силу – позволяет менять форму материалов собственными руками. Скульптор, не долго думая, соглашается на это. Отсчет пошел…
Всего 200 дней. Достаточно ли этого, чтобы прожить всю жизнь? Все зависит от того, ради чего ты живешь, какова твоя цель. Цель Дэвида была ясна изначально, но внимания заслуживает тот путь, которым он идет к своей мечте, методы её достижения и, что немаловажно, люди, с которыми ему приходится встречаться. Люди же играют главнейшую роль в линии повествования.
Скотт МакКлауд провел грандиозную работу с персонажами, предоставив нам ярких и запоминающихся героев, каждый из которых со своими «тараканами в голове». Их поступкам веришь, они не кажутся глупыми, и даже самые гадкие не вызывают отторжения, ибо их действия предельно понятны и логичны. Даже главным героем, которого, при всем желании, не получается назвать положительным, (из-за его темперамента и принципов) предельно просто проникнуться почти что с самых первых страниц графического романа.
Несмотря на то, что события произведения прежде всего драматичны и даже трагичны, здесь присутствует приличная ложка юмора. И шутки, в самом деле, заставляют, если не засмеяться в полный голос, то уж точно улыбнуться. Также нужно отметить, что весь юмор выглядит не искусственно, вымученно, а, напротив, очень живо. Получается это из-за того, что все шутки происходят из ситуации, а не ситуация строится на шутках, что часто можно заметить в различных комедиях или сит-комах.
Рисунок же, в свою очередь, довольно выразительный, пусть и не отличается богатством цвета и глубокой детализацией. Множество оттенков синего, черный, белый — все краски, которые мы будем лицезреть на протяжении почти что пятисот страниц.
В России книга представлена от издательства «Азбука». И их сложно в чем-то упрекнуть, все выполнено на очень высоком уровне: приятная бумага, отличное качество печати, твердая обложка и хороший перевод.
Скотт МакКлауд создал нечто, что производит, поистине, будоражащее впечатление. Не хватит и тысячи слов, чтобы описать всю прелесть этого, действительно монументального произведения. Это первый случай, когда мне хочется согласиться с цитатами от разнообразных издательств, которые обычно пишут на обратной стороне книги. Сказать, что я в восторге, от «Скульптора» — ничего не сказать. Я влюбился.
Собственно, пришло время ответить на вопрос: что же является искусством? Так вот, если что-то и является, то мы это нашли.
Лучшие комментарии
и с девушкой под бокомчитать)