Ещё дымит обшивка корабля,
Ещё не просканирована местность,
Нога моя ступает в неизвестность,
Которой не видали до меня.
Кругом растения невиданной красы
Создания неведомой породы
Жаль, что всё это лишь частица кода,
Что увлечёт меня всего лишь на часы.
Оправдать большие ожидания, не разочаровав — это либо талант, либо огромный опыт. Грамотно провести пиар продукта, подготовить клиента так, чтобы он радовался покупке — это определенное умение. Немало проектов пострадали от того, что от них ожидали больше, чем они в принципе могут предоставить, равно как некоторым не хватило своевременной грамотной рекламы, чтобы заинтересовать покупателя. И на волне ещё не стихнувших колебаний срезонировавшего релиза No Man's Sky, говорить буду конкретно о нём (а конкретно о PC-версии), ведь так получилось, что разработчики несколько перегнули палку в обещаниях относительно своего детища. Помимо недостижимого для изучения игроком количества миров, процедурно генерирующихся и как бы не повторяющихся, игра во всём остальном представляет крайнюю посредственность, чересчур примитивность и максимальную казуальность. Но давайте все-таки обо всём по порядку.
Основная фишка игры. Та самая генерация звездных систем, планет, флоры, фауны, погоды, кораблей — всего, кроме ресурсов и товаров. Нам говорили, что мы не встретим две одинаковые планеты, или два одинаковых зверя — так оно фактически и есть. Но это первое, на что многие повелись и решили, что их ждут бесконечные новые открытия. Увы, это не так. Все планеты имеют атмосферу. Некоторые имеют «воду». Суша имеет примерно одинаковый рельеф, мне ещё не встречалась откровенно ровная пустыня, либо головокружительные скалы с исчезающими в облаках вершинами гор. Где-то своего рода деревья, где-то грибы, трава всех цветов радуги. Наземные твари представлены случайным «набором» частей тела, причем некоторые порой откровенно шлют всю нашу физику к чёрту и носят свои центнеры веса на лапах-зубочистках, «птицы» и «рыбы» — по тому же принципу. Проще говоря — возьмите фауну нашей планеты. Поделите её на три группы по месту обитания — вода, суша, воздух. Внутри каждой группы разделите всех гадов на части, перемешайте и запустите процедуру по случайному «склеиванию» этих частей. Всё, господа и дамы, практически это то, что мы имеем в NMS. То же самое относится и к космическим кораблям. Возможно, есть некоторые отступления от этих правил, и иногда что-то вас будет хоть как-то удивлять, но в целом картина выглядит именно так. Если вы считаете это разнообразием, если голова зебры и тело слона вместо прошлых головы слона и тела зебры для вас — Новое, то вы останетесь довольны.
Интерфейс. Так как играю я на самой православной платформе, то и оценивать буду со своей колокольни. Сначала я подумал «консольщина», но потом поймал себя на мысли, что всё куда хуже. Интерфейс сделан как будто для мобильных устройств. Костюм, корабль, мультитул — всё измеряется КЛЕТКАМИ. Не то, чтобы это плохо, или я имею что-то против самих ячеек, но исполнение реально неудобное и до амёбности простое. Клетку занимает стак ресурсов, 1 (!!!) единица товара, либо 1 улучшение. Рядом с пятью сотнями плутониевой руды в трюме вашего корабля будет установлен лазер и варп-двигатель. Если вам надо сделать 5 единиц какого-то товара, то вы никак не сможете сделать их сразу 5 — вы будете делать их по одной. Никаких программируемых горячих клавиш — лезьте в инвентарь, если вам надо в бою зарядить щит. Никакого даже дерева технологий или крафта. Максимальный минимализм, апофеоз казуальности, причем местами просто до абсурда. Если приноровиться, то, пожалуй, можно играть и одной ногой без особого ущерба игровому процессу.
Графика. Ожидать некстгена было бы крайне наивно. Объективности ради, она вполне приятная. Да, хотелось бы побольше острых граней местами, реалистичнее «воду», но когда рельеф насыщен растительностью, а на фоне «закат» соседней планеты или спутника — смотрится вполне себе здорово, хоть и мультяшно. Отсутствие мелкой растительности типа травы портит несколько впечатление, но, видимо, иначе не могли. Ютуб будет красноречивее меня в любом случае, этот аспект может оценить для себя каждый сам.
Звук. Как по мне, так одна из лучших сторон NMS. Зверьё курлычет по-разному, какие-то фоновые звуки, приятные мелодии, некоторые откровенно понравившиеся, отлично дополняет атмосферу. От себя скажу только, что меня люто бесит звук мультитула, а точнее перерабатывающего лазера. Для меня это как зубная дрель — и он всегда одинаков, изменить в игре нельзя. А так опять же, можно спокойно оценить самому по летсплеям.
Сюжет. Есть какая-то сюжетная линия. Причем слово «линия» имеет непосредственно прямое значение, это реально ломаная линия от Атласа к Атласу. Мной ещё не пройдена, может быть чем-то и удивит, но пока что начинает приедаться. Если бы хоть какая-то история при этом рассказывалась, но нет и того.
ГЕЙМПЛЕЙ
Исследование. То, о чем игра задумывалась и создавалась. Основная суть игры. Фактически всё крутится вокруг него, все остальные элементы игры лепились на эксплор. И по идее он должен быть интересен. И тут (строго моё мнение!) случился небольшой конфуз. Генерацию я описал выше. Принцип, по которому лепятся миры игроку становится реально понятен максимум через несколько часов игры. Когда это осознание приходит, а принципиально нового ничего не появляется — тяга к исследованию стремительно гаснет, игра «тухнет» в глазах игрока, и он идёт писать негативный отзыв. А принципиально нового и не произойдёт. Игра создает вариации из одних и тех же кусков, ощущения неизведанности больше не возникает. Нет элемента мистики, который тревожит умы первооткрывателей, нет явлений, которым ты не можешь дать логического объяснения. Из всего легиона геймеров, что рьяно ворвались на старте, за эту черту пройдут жалкие проценты, которых устраивает созерцание новых «суповых наборов». Не могу не упомянуть одну замечательную статью в блогах СГ, где дана классификация игроков: Кто вы есть в виртуальном мире? Классификация игроков по Бартлу. Рекомендую в принципе хотя бы бегло ознакомиться, т.к. весьма реалистично представлена картина градации геймеров, да и дальше буду ещё ссылаться на это творчество. Так вот только полные исследователи переступят этот порог, остальные неизбежно отсеются. Если вы ещё не купили NMS и сомневаетесь, а стоит ли — у вас есть возможность определить, кто вы в игровом мире, и если не относитесь к вышеупомянутой категории в высшей степени, то наверняка вашим деньгам найдётся более разумное применение.
Торговля. А ведь её обещали… Нет, её сделали, этот «модуль» в игре есть, но он такой же примитивный, как и интерфейс. Выполняет одну цель — переработку ресурсов в некоторые нужные товары. Можно при желании обойтись и без торговли вообще. Но если хочется торговать — то первый же удар по зубам приходится от тупого инвентаря. Я на старте наткнулся на неплохой способ срубить юнитов*, надо было лишь переливать ресурсы в устройства и продавать последние. Но лепить устройства по одному просто тоска смертная. Кроме того, торговля интересна тогда, когда ощущается нехватка чего-то, когда есть экономика, хоть какой-то менеджмент. О какой экономике может идти речь в игре, в которой всё «лежит под ногами» и средства не лимитированы фактически ни чем? Вот и вышло, что в удовольствие побарыжить просто хотя бы ради приличного баланса на своем счету не выходит по ряду причин, стимула в этом игра сама по себе не вызывает, выглядит как нечто немного чужеродное.
Боевая система. Как по мне так и вовсе полный абсурд. В продукт про эксплор влепили местами навязанную боёвку, которую ещё и выполнили, простите, убого, и кроме раздражения она у меня ничего не вызывает. Стрелять неудобно и неинтересно. И под «неудобно» я подразумеваю не какие-то технические проблемы со своей стороны, проседания ФПС или лаги — нет, с этим у меня всё в порядке. Просто уровень, наверное, майнкрафта. И любителям пострелять тут делать определенно нечего, имхо. Кого устраивает — спорить не стану. Опять же, моё мнение это моё мнение, а все должны иметь свой собственный взгляд на вещи.
Достижения. Скорее отображаемая статистика, нежели действительно какие-то достижения. Сколько ногами пройдено, сколько стражей убито, планет полностью изучено… Ачивки вытекают из самого эксплора — если он не подразумевает ничего Уникального, то и от этой системы ждать того не приходится. Вследствие чего «достигателям» тут ловить особо тоже нечего.
Челенж. Его нет. «Потеть» игра вас не заставит, потому что с самого начала она у меня упорно вызывает ощущение, что сделана для того, чтобы справился и первоклассник, никогда прежде в игры не игравший. Загадок сложных нет. Разбиться на корабле — НЕВОЗМОЖНО. Воткнуться штопором в землю при входе в атмосферу у вас не выйдет, борткомпьютер вас неизбежно выровняет. Можно зазеваться и разбиться в скафандре, или нахватать люлей от стражей\фауны, но это уже скорее про тех «кто ищет, то всегда найдёт». Азарта не возникает, элемент выживания всё на том же элементарном уровне, что прочие элементы геймплея. Всё относительно спокойно и размеренно, пульс не подскакивает.
Космос. Его нет. В некоторых играх 199Х годов он ощущался сильнее, чем здесь. Везде какие-то транспорты летают, чтобы игроку не пришлось искать цели для «пиратства», астероиды — для дозаправки топливом, порой раздражают другие пираты, а по сути место для перелёта от планеты до станции, которое хочется проскочить побыстрее. В безвоздушном пространстве интересного не происходит ничего. Космическое пиу-пиу… у меня уже словарный запас иссяк, в общем ТАКОЕ ЖЕ, маленький корабль у вас или побольше — разница не ощущается, симулятора нам не обещали, конечно, мы его и не получили абсолютно. Часто вижу вопросы в сравнении с Элитой — так вот сравнивать вообще нельзя. Игры хоть и об исследовании, но все-таки о разном. Элита о космосе. В ней он ощущается. И ощущается порой давящее одиночество, когда забурился куда-нибудь далеко от обитаемого сектора. Здесь этого нет ни капли. А ещё в этом космосе светлее, чем в открытом холодильнике.
Творчество. Его нет. Если в том же майнкрафте игрок может непосредственно творить, давать волю фантазии, перекроить мир так, как ему заблагорассудится, то тут такого нет и в помине. Ты никто, звать тебя никак, а всё, что ты можешь — это собрать ресурсов и валить дальше, куда хотел, да обзывать открытых существ и миры завуалированными ругательствами по своему желанию. Дома нет, судьба — вечная дорога, и места игрок себе не найдёт нигде. Ни один мир надолго зацепить не сможет, потому что способов взаимодействия с ним катастрофически мало. Ни о какой персонализации речи не идет. Даже свой корабль перекрасить нет возможности. Получил розовенький — судьба, значит, такая, страдай. А когда нет ничего, на что можно повлиять — трудно к чему-то привязаться. Творчества и не обещали, но минимальное все-таки должно быть, на мой взгляд. Один из тех крючков, что цепляет игрока — или вы думаете, что шапки в стиме для персонализации просто так завозят?
Мультиплеер. (?) Для меня этот вопрос открыт. Обещали, что встретиться можно будет, хоть и маловероятно, но можно будет. А по новостям прошло, что двое встретились… но не встретились. Радоваться, что ты назвал какую-то систему своим именем, учитывая, что её заметят в лучшем случае пара-тройка людей — сомнительный пряник. Сами разработчики что-то мутят теперь и четких ответов я пока не услышал. Может быть что-то и пропустил, но кооператив был бы полезен для NMS.
Баги, оптимизация и всякая мелочёвка, что раздражает. Про оптимизацию сказано уже достаточно помимо меня. Это, в принципе, естественно, так бывает, это разработчики правят, надеюсь, временное явление. Насчет вылетов — у меня стабильно при разговоре с гуманоидом, когда я даю «верный ответ», а он должен меня как-то вознаградить. Награду получить ни от кого не могу, если только эта награда не задумана как «работа программы прекращена...». Рандомные вылеты так же присутствуют. Но они не так критичны — игра сохраняется достаточно часто сама по себе, сильного «отката» словить едва ли возможно. Управление что кораблём, что скафандром — всё на ТОМ ЖЕ уровне. Логика получения технологий не ясна, скорее всего в случайном порядке или около того. Откуда брать некоторые материалы тоже не объясняется — приходится гуглить, а это, как по мне, явный минус — игра должна быть самодостаточна. Галактическая карта слишком неинформативна. На уровень физики я уже просто махнул рукой, бог с ней, игра действительно не об этом… Местами хочется сказать «да дайте мне хоть немного подумать» — но тебе уже всё разжевали и кладут в рот.
Итого:
Игра, в которой исследование ради исследования. Другие составляющие, которые должны были дополнять это и гармонично сочетаться — выполнены заведомо на настолько примитивном уровне, что скорее мешают или выглядят как минимум бесполезными. Вызвав резонанс в публике, на самом деле продукт нацелен на о-о-очень узкую аудиторию откровенных фанатов эксплора, причем тех, кого устроит такое упрощённое видение первопроходца. И я сильно сомневаюсь, что моды здесь кардинально что-то способны исправить. Предположу, что интерфейс можно вывести на съедобный уровень, может быть крафт, подправить боевку. Но все равно проект идеологически не располагает к тем изменениям, которые хотелось бы увидеть. Моя внутренняя тяга к изучению чего-то нового, увы, удовлетворена не была. Я не считаю NMS абсолютным провалом и что в это играть совершенно невозможно, но эта песочница едва ли способна вызвать яркие эмоции. Персонажи все безлики и никто не запоминается, событий никаких фактически не происходит, а оставить свой след можно лишь в виде малозначительной «таблички» с названием, которую не факт, что вообще кто-то прочитает. Банально не к чему привязаться. Что же касается цены — ни по какому критерию я не могу объяснить такой ценник. Количество контента — как бы то парадоксально ни прозвучало, но его мало для 2000р. Количество часов, на которое способна затянуть NMS среднего игрока — тоже едва ли отбивает эти деньги в сравнении с другими проектами. Какой-то новый игровой опыт вы тоже едва ли получите, всё это в том или ином виде уже было. 2000 за предсказуемую процедурную генерацию планет с флорой и фауной по известным правилам — ну, пусть каждый решает для себя сам. За себя скажу, что если ставить вопрос ребром, что надо потратить эти деньги на NMS или, например, повторно купить Ведьмака 3 — я бы лучше опять отдал их полякам. Пожалуй, правильно кто-то сказал, что контент надо делать руками, а не генерировать его кодом.
_____
*
Первые миллиона полтора я сделал в стартовой системе: мне повезло со станцией, которая скупала обходные чипы по х2 цене. Варятся они из 10ед железа и 10ед плутония. Трюм корабля забивал ресурсами, а перед терминалом варил чипы и сбывал их. Этого хватило на то, чтобы пересесть на корабль с 23-мя ячейками, что уже куда ни шло. Даже без двойного бонуса к чипам торговать ими на старте довольно выгодно. Но, как и говорил выше, варить их по 1 занятие такое себе.
PS Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то в чем-то помогло. Орфографические и пунктуационные поправки приветствуются.
Лучшие комментарии
Пссс, убери «манчкин», не подходящее слово.
Ну, да будет так :)
ЗЫ не случайную, а процедурную генерацию. Если я не ошибаюсь, то для компа нет абсолютного «рандома», он все равно берет что-то за исходник, от чего уже выбивает результат.