Долгое лето начинает подходить к концу, и ваш покорный слуга снова смог дотянуться до своего бложика, который давно не обновлялся. Да ещё и обнаружилось, что захайпаная а-о-чем-эта-игра No Man’s Sky уже на подходе. Релиз совсем не за горами, на радость тем людям, что захотели вслать полетать по процедурному космосу, исследуя его далекие уголки.
Впрочем, радость ли? Бурления на Реддите и утекшие материалы уже вызывают много споров. Брат идет на брата в попытках решить является NMS очередной песочницей с безжалостным гринданом, или же кому-то просто подкинули демо-версию с неактуальным геймплеем. И как всегда – ещё больше людей спокойно игнорируют эти форумные войны, просто скромно ожидая выхода очередной неплохой игры.
Трудно их за это винить. Космос манит своей загадочностью, красотой и масштабами. Но что делать, если No Man Sky вас уже не впечатлил и предзаказ отменен? Остается только сидеть на скучной Земле, смотря в пустой экран монитора?
Всегда можно найти игры, которые смогли бы стать достойной заменой NMS в деле освоения виртуального космоса! И если вас всегда манили лавры капитана Кирка в стремлении дойти до тех глубин пространства, где никогда не ступала нога человека — то у меня есть парочка интересных вариантов, что могли бы вас заинтересовать. Часть из них легко найти в Steam, а часть придется искать по задворкам Интернетов. Я постараюсь дать ссылки на них в любом случае.
-------------------------------------------
Space Engine
Сайт игры: spaceengine.org/
Многие игры гордятся своими масштабами. Daggerfoll из серии TES хвалили за самую большую доступную для исследования территорию: всего-то территория маленького залива на континенте Тамриэль, но воссозданную в реальных масштабах. Elite II: Frontier радовала нас уже огромной галактикой в натуральную величину, где можно было полюбоваться на поверхность любой пригодной для посадки планеты.
Space Engine работает с куда большими масштабами. Посмотрите на этот скриншот:
На фоне не звезды. Это галактики. И в каждой миллиарды звезд с планетами.
Space Engine — программа-планетарий, разрабатываемая в данный момент одним разработчиком из Санкт-Петербурга. “Планетарий” означает что ничего кроме любования красот космоса нас не ждет. Максимум из доступных возможностей игры это заспавнить небольшой корабль и дать им по управлять. В остальном мы просто выбираем планету и летим к ней. Снимаем пару скриншотов – и летим дальше.
--------------------------------------------------------------------
Масштаб легко переходит от скопления галактик к поверхности отдельной планеты
--------------------------------------------------------------------
В чем её преимущества? В том, что эти пейзажи в игре просто изумительны. Игра генерирует все, начиная от скопления галактики и заканчивая отдельным озерцом на каждой планете, позволяя переходить к любому интересующему вас масштабу по мановению пары кнопок. Что лучше всего — на любом из этих масштабов игра будет выдавать красивую картинку. И достигается она не за счет бесконечных эффектов туманностей и подкрашивания черноты космоса. Красота достигается за счет грамотного освещения и отличного генератора поверхности планет. Да, на планетах нет лесов, строений и хоть какой-нибудь жизни — только бесконечные поля и горы, пересекаемые редкими озерами и реками. Да, высокого разрешения текстур в игре нет. Как и их большого разнообразия. Но зато в игре есть грамотная работа с освещением и большое количество объектов. Северное сияние радует глаз даже в далеких галактиках.
А давайте я просто оставлю парочку скриншотов первых попавшихся планет, чтобы привести подтверждение слов:
Пожалуй, что при всех перечисленных недостатках, при взгляде на эти кадры они не так уж и вспоминаются.
Второе преимущество игры в том, что делает её астроном по образованию, и это сказывается. Системы хоть и генерируются, но реалистично: землеподобные и даже титаниды редки, почти весь космос заполнен пустыми безжизненными камнями и газовыми гигантами. Сами звезды имеют самые разные параметры свечения, размеров и прочего, а каждая планета прилежно выводит в описание давление, температуру на поверхности и даже состав атмосферы по элементам. Если вам когда-нибудь хотелось освежить свои познания в астрономии или увидеть планеты что могут находиться вокруг голубых гигантов Space Engine станет ещё и прекрасным справочным материалом.
--------------------------------------------------------------------
Кроме факта наличия жизни, мы получаем ещё и много другой информации об этом газовом гиганте
--------------------------------------------------------------------
Огромный масштаб, отличная графика (особенно среди других планетариев) и реалистичность вместе с подробной информацией по каждому небесному телу. Но кроме как смотреть на космос и его объекты в SpaceEngine делать нечего. Зато скачать программу можно свободно с сайта разработчика, ссылка на который дана выше.
-------------------------------------------
Outer Wilds
Сайт игры: www.mobiusdigitalgames.com/outer-wilds.html
Предыдущая игры делала ставку на процедурную генерацию. Хороший способ показать бесконечность космоса, но на уникальности локаций это сказывается.
Разработчики Outer Wilds пошли другим путем — система у нас одна. Каждая планетка прорисована вручную, каждый камешек положен на место заботливыми руками геймдизайнера, а любая тайна иных миров придумана сценаристом.
Глупо надеяться на то, что этот мир сможет завлечь игрока надолго. Зато мы можем полюбоваться на родной город героя, посмотреть диковинки этого мира в специальном музее, услышать первый инструктаж и отправиться на покорение космоса. Вся система доступна, исследуй не хочу!
Ровно до тех пор, пока её звезда не сделает бум, превратившись в сверхновую.
И затем герой с удивлением приходит в себя с полной памятью о прошлом, собранной информацией и пополненным дневником. Начинается новый цикл исследования системы, пока её звезда вновь не выжжет всю жизнь вокруг.
--------------------------------------------------------------------
Аккуратные домики, грезящая о космосе молодежь и устремленная ввысь стартовая площадка — все это исчезнет очень быстро
--------------------------------------------------------------------
Разработчики позиционируют свою игру как смесь Kerbal Space Program и The Legend of Zelda: Majora’s Mask. Поэтому ограничение по времени (всего лишь 20 минут) постоянно нависает над игроком. А ещё ему всеми силами мешает орбитальная механика движения планет, инерция при движении в вакууме и тупейший автопилот, предпочитающий исследовать глубины звезды вместо, например, прокладывания нормального курса в обход центральных светил! Что ещё добавить? Вместо движка у нас тут Unity. Да ещё и очень-очень ранняя альфа-версия.
Нынешняя доступная в интернете версия игры не более чем демо-версия с обрезанной графикой и моделями. “Сюжет” пройти тоже нельзя. Что же можно делать в игре? Да исследовать её вдоль и поперек! Даже в этой демо-версии разработчики спрятали очень много древних развалин, непонятных аномалий и остатков древних рас. Некоторые отыскать очень легко, другие только разобравшись с причудливыми головоломками, возникающие из-за специфичного климата планет. И все это завязано на времени существования этой вселенной — в течении 20 минут цикла жизни многие планеты меняются до неузнаваемости, скрывая или открывая новые места.
--------------------------------------------------------------------
Космическая беседка посреди космоса. Всего лишь одна из многих тайн этой системы.
--------------------------------------------------------------------
Но больше всего в этой игре запоминается ему атмосфера. Это не блестящий и переливающийся красками космос Starbound или серьезная пустота Space Engine. Планеты в игре очень маленькие, но сделаны с налетом пряничности и небольшой щепоткой сюрреализма. Местная “Земля” вмещает только один городок с тремя домами и большой обсерваторией-музеем, а на её Луне красуется бревенчатый домик с еловым лесом — и плевать, что спутник по идее не имеет атмосферы. Некоторые планеты в системе и не планеты вовсе — вместо Меркурия здесь два планетоида, перебрасывающих песок друг на друга, аки песчанные часы, отсчитывающие смерть системы. И модельки жителей этих мирков хоть и не высокополигональны, но смотрятся мило. Словно детские игрушки. От этого ещё обиднее, что весь этот мир не спасти при всем желании — игра всего лишь альфа-версия.
Зато она бесплатная. С сайта разработчиков её можно скачать бесплатно. Часть контента в ней как бы заблокирована, но по секрету скажу, что в интернете легко достать версию, где все засовы с системы снимаются и её можно исследовать в свое удовольствие без ограничений.
-------------------------------------------
Kerbal Space Program
Ссылка в Steam: store.steampowered.com/app/220200/
Надеюсь, вы не думали, что я обойду эту игру вниманием? Если что-то и может быть посвящено исследованию космоса больше чем KSP, то я таких игр пока что не встречал.
Сия игра, родом из далекой Мексики, повествует нам о прелестях развития космических программ примерно от 60х до 2000х годов. Только вместо серьезных лиц из NASA у нас целая раса неких зеленых гуманоидных огурцов. Ребята эти отличаются повышенным энтузиазмом, склонностью к космическим исследованиям и уникальной изобретательностью, позволяющей из деталей с ближайшей заправки слепить что-то похожее на космическую ракету. Звучит весело и интересно, пока дело не доходит до управления.
А оно умело балансирует на грани аркадности и симулятора. В переводе на русский это означает, что решать уравнения высшей математики на ходу не придется, но томик учебника по космомеханике и формулу Циолковского лучше все-таки держать под рукой.
--------------------------------------------------------------------
Результат расчетов и часов полета позволяет наслаждаться вот такими колониями на марсианских планетах. Но на первых этапах освоения игры такие достижения будут казаться невозможными.
--------------------------------------------------------------------
Научившись водить корабли их нужно куда-то направлять. А с этим в игре туговато. Задания с наградой есть только в не особо интересном сюжетном режиме. Планеты плоски и не особо интересны и исследование их заканчивается в один клик, хотя то там, то тут разработчики оставили специальные полу-пасхальные локации. И в чем смысл тогда?
А смысл в том, что KSP сама по себе один большой гимн космической гонке XX века, где техника строилась ради выполнения поставленных задач, а задачи ставились исходя из желания показать что мы можем, а не рационализма. Кербальская космическая программа легко позволит воплотить самый безумный или масштабный план в жизнь, выдавая на руки все нужные инструменты. Это единственная в списке игра где исследование заключается не в изучении того что в космосе есть, а в решении вопроса “Как до всех этих мест добраться?” и дороге к ним самой по себе. И вся эта серьезная наука происходит под градусом легкого безумия.
--------------------------------------------------------------------
Строительство станции хорошая тренировка для начинающих — но помните что каждая секция стоит несколько десятков тысяч местных денег, пару баков топлива маневровых двигателей и десяток-другой нервных клеток
--------------------------------------------------------------------
И не заходите на форум мододелов! Кракеном вас заклинаю, не ходите туда! Игра сама по себе обладает возможностями отнять у вас минимум десятки часов жизни, а накачав её модами можно спокойно потерять ещё сотню-другую. Все чего в игре нет (настоящей симулятивной физики, реалистичной системы связи, оружия) с помощью модификаций можно легко доделать по своему желанию. Оружейный полигон на спутнике стартовой планеты до сих пор остается моим любимым проектом в этой игре.
-------------------------------------------
Три игры, приведённые в пример, сильно отличаются друг от друга, несмотря на общую тему: первая об исследовании большого космоса, вторая об исследовании тайн конкретных мест, а третья и вовсе о процессе исследования самого по себе. Так как любую ситуацию нужно рассматривать с разных сторон, в статье и приведены примеры трех разных подходов к одной теме. Так что советую вам ознакомиться сразу со всеми тремя, если вы увлекаетесь сеттингом – для полноты ощущений.
Конечно, всегда найдется то, о чем я не упоминал по причине дырявой памяти. Ещё больше игр имеющих элементы эксплоринга, но не делающих их основными. В Stellaris наши научные корабли во время исследования аномалий рассказывают нам историю одну удивительнее другой, часто отсылающие нас к классике мировой фантастики. Серия X оставляет иногда немного места для приключений авантюристов, идущих в неосвоенные уголки Галактики. Ну и конечно можно вспомнить сюжетную линию Freelancer, полностью построенную на охоте за инопланетными артефактами и загадкой их происхождения. Впрочем, эти игры я упомянул скорее ради приличия — они не фокусируются на эксплоринге так уж сильно, оставляя его важной, но далеко не главной частью геймплея.
А многие другие хорошие игры пришлось обойти вниманием, чтобы не повторяться. Бесплатный проект NASA Moonbase Alpha неплох, как и Take on Mars от чехов из Bohemia — но Kerbal Space Program имеет куда более обширную, хоть и общую, направленность. Elite Dagerouse дает нам большую галактику для исследований, но в Space Engine ради полета к далеким звездам не нужно заниматься долгим гриндом кораблей. Что не означает, что эти игры чем-то плохи.
Если вы хотите поделиться своими впечатлениями о всех этих играх, или рассказать об известной вам, но не упомянутой в статье — добро пожаловать в комментарии прямо под блогом. А пока благодарю вас за чтение и прощаюсь!
… по первым стримам игра получается самой обычной песочницей про гринд. Даже обидно. И космос там не так уж и красив. Хотя генератор существ работает не иначе как под грибами.
Лучшие комментарии
Минутка личной боли: для каждой игры наснимал пачку хороших скриншотов, но в статью из-за её объема влезло не так уж и много. Может быть стоит закинуть их под спойлер в конце статьи для заинтересовавшихся играми?
Просто все игры довольно преземленные и скорее про действительность, поданную под своим соусом. Космос же для многих, воспитанных на хороших фантастах и любителей SW и Стартрека — несколько другой. Возможно стоило и для них описать хоть что то из космических игр?
Элитка дает какую-никакую возможность посмотреть поближе, почти «прикоснуться» к тем объектам, которые мы видим на нашем-реальном-звездном-небе. И для этого нужен в принципе один лишь топливозаправщик, баки топлива побольше, да прыжковый двигатель. Обойтись можно и весьма бюджетным вариантом, не требующим долгого гринда. И Элита, как раз таки, крайне подходит под название твоей статьи. Имхо, зря не включил в список — она реально про космос. У неё реально есть атмосфера.
Take On Mars: До сих пор пилится, но уже обладает более менее сформированным геймплеем. Есть 2 «режима» — исследование марса с помощью всяких гаджетов и роботов. Т.е. исследование атмосферы в разных местах с помощью капсул специальных, сброс дрона, который будет анализировать почву и т.п. Второй режим — выживастик, строишь домики, катаешься на марсоходе и т.п.
Evochron Mercenary: Относительно старенькая игра, 2010 года. Отличается продвинутой физической моделью со всякими там инерциями и прочим. Цели или сюжета нет. Есть некоторое количество звездных систем, в которых есть станции и планеты с городами. И там, и там можно брать квесты. Спуск на планету осуществляется в реальном времени без подзагрузок. Канонично, как и в любом другом космосиме можно заниматься добычей ископаемых из астероидов, перевозкой товаров между станциями и т.д. Стоит предупредить, что графика может не понравиться.