Братья по оружию.
Вторая мировая – это значимая часть мировой истории и соответственно культуры. И крайне важно уметь доносить до следующих поколений, насколько важным был этот период и что в это время творилось. Сначала это конечно же отразилось на литературе, например все мы с вами прекрасно помним “Повесть о настоящем человеке”, “А зори здесь тихие” и “Василия Теркина”. Их безусловно больше, но даже перечисленных произведений достаточно, чтобы понять довольно разнообразный подход. Затем, конечно же, начали создавать фильмы и сериалы. В основном, конечно же, документальные, но и художественных хватало. Понимали это не только у нас, но и за рубежом. И вот в начале двухтысячных вышел сериал из 10 серий “Братья по оружию” (Band of brothers), снимавшийся силами американских и британских работников киноиндустрии.
Если смотреть объективно, а именно используя топ IMDB, то получается, мы сейчас говорим о лучшем сериале в истории. Его оценка равна 9,5. Да, некоторые сериалы тоже подобрались к данной отметке, но видимо из-за меньшего количества голосов “Братья” остаются на вершине. Уж таковы механизмы работы топа. И этот сериал там абсолютно заслуженно. И я постараюсь объяснить почему.
Первое что мы видим, включая сериал – это заставка HBO, а это, на мой взгляд определенный гарант качества, который только укрепил свою репутацию в последние годы. Но, это 2001 год, у нас HBO еще не так известен, а уж сериал тем более.
Сериал рассказывает нам о бойцах роты “Изи” 506-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии США. Всё начинается в Англии, во время подготовки высадки в Нормандии, в которой 101-я сыграла довольно важную роль. И первая серия не рвет с места в карьер. Она знакомит нас с персонажами, рассказывает историю появления этой роты и раскрывает конфликт со старшим офицером подготовки.
И вот здесь хотелось бы остановиться и на этом примере объяснить, что же собственно происходит. Просто рассмотрев любую серию, можно понять довольно четкую и простую структуру сериала. Каждая серия сосредоточена на одном определенном персонаже или нескольких. Но это не значит, что другие пропадают из поля зрения, наоборот, они постоянно рядом. Просто сегодня не их звездный час. Зачем это делать? А для того, чтобы можно было в каждой серии показывать войну по-разному. И сериал справляется с этим. Сложно назвать две абсолютно одинаковых серии. В одной серии мы наблюдаем за офицером, которому приходится справляться с адом, творящимся во время высадки (формально, как раз он главный герой сериала), в другой за солдатом, страдающим заболеванием, которое прилично так мешает ему воевать, еще в одной мы вообще наблюдаем за медиком роты, которому приходится выживать вместе с ротой в лесах Бастони с минимальным снабжением, соответственно, в том числе и медицинским. Список я могу продолжать довольно долго, но смысл уже понятен. Сериал сосредотачивается на нескольких персонажах в каждой серии и через них раскрывает какую-то военную проблему: роль офицера, работа медиков, возвращение в строй после ранения и многое другое. Поэтому сериал интересно смотреть, он постоянно подкидывает тебе что-то новенькое, ты всегда получаешь новый опыт.
При этом все это обилие персонажей и сюжетов укладывается в десять серий по одному часу, что довольно мало по современным меркам, сравнивая даже с флагманами того же HBO. Вот уж воистину, краткость – сестра таланта. В сериале просто нет слабых, проходных эпизодов. Вы запомните каждый из них, так или иначе.
Не в последнюю очередь, этому помогут актеры. Актерский состав не блещет совсем уж известными именами. Готов поспорить, вряд ли вы вспомните какие-то их другие работы. Но если вы фанат некоторых актеров из сериала, то поздравляю, у вас неплохой вкус. Актерская игра на хорошем уровне. Актеры ведут себя как солдаты, им веришь. У них нет каких-то гипертрофированных реакций. Они могут посмеяться, когда располагает ситуация (хотя казалось бы, кругом война), они удивляются ровно настолько, насколько оправдывает ситуация (особенно в этом плане показательна 9 серия, которая происходит на территории Германии), они напряжены в бою, они меняются по ходу сериала. То есть в первых сериях мы видим еще иногда жестких индивидуалистов, то постепенно они на наших глазах превращаются в команду, которая действует и даже мыслит сообща. Мы видим не условных суперсолдат дяди Сэма и демократизаторов всего и вся, мы видим обычных людей. И это подкупает.
Интересно замечать в эпизодах актеров, которые в 2001 еще не были особо известными, зато они известны сейчас. Например, Саймона Пегга, Джеймса МакЭйвоя, Майкла Фасбендерра или Тома Харди. Сказал очень навскидку и примерно в том порядке, в котором они появлялись на экране. Ничего особо важного они не делают, просто эпизоды, но приятная мелочь для современного зрителя.
Технически сериал выполнен очень хорошо, даже сейчас не все так качественно снимают. Он сделан прямо-таки по киношным стандартам. Почему же? Ну, к работе была привлечена очень большая команда (финальные титры в каждой серии идут около 3-4 минут) и процессом рулили опытные продюсеры. Пожалуй двумя самыми знакомыми именами для вас будут Стивен Спилберг и Том Хэнкс. А именно они подарили нам “Спасти рядового Райана” в 1998 году. На самом деле, можно заметить общий стиль иногда (особенно в сериях в нормандии), но это не копирование ни в коем случае.
Хочется отметить довольно интересный приём, который я поначалу не заметил и осознал только в десятой серии. Это очень тонкая игра цветов и их насыщенности, соответствующая тону повествования. То есть, в мирное время (часть первой серии и десятая например) картинка более насыщенная, яркая и имеет больше теплых тонов, в то время как во время боёв и каких-то напряженных моментов картинка становится более мрачной и появляется больше холодных оттенков. Работает это очень тонко и незаметно, но очень сильно дополняет атмосферу. Ниже будет несколько скриншотов для примера.
Так же тону повествования очень помогает музыка. В драме про вторую мировую мы конечно же услышим симфонический оркестр. Он выдает очень правильную и своевременную музыку, соответствующую происходящему на экране (самый мощный эффект достигается в девятой серии). Конечно не гениальный уровень, переворачивающий ваше представление о саундтреке с ног на голову, но очень крепкий и достойный такого сериала.
Итак, можно сказать, что этот сериал по достоинству входит в топ лучших сериалов за всё время и его определенно стоит посмотреть всем и каждому, просто чтобы понять как можно и нужно показывать эту войну. Она здесь без прикрас. Она реалистична, насколько это возможно. Или по крайней мере, заставляет тебя поверить в реальность происходящего.
Лучшие комментарии
Сюжет последователен и логичен. Каждая серия интересна во всех планах. Но стоит сериалу перевалить за экватор своего повествования, как начинается откровенная чушь! Опять американцы победили фашизм; спасли свои задницы и «нах… этих русских — мы должны были взять Берлин» — примерная цитата одного из героев.
И опять же — в конце каждой серии приводится статистика о потерях за время той или иной операции! Я нисколько не принижаю заслуг этих солдат, но блин, сколько советских солдат было убито в эти же дни на восточном фронте?!..
В остатке мы имеем:
1. Хороший бюджет на волне успеха вышеупомянутой картины.
2. Сюжет — 4 из 10, в которые входят плюсы за режиссуру, съемку, работу художников и актеров, вот они то и получают жирный плюс!
3. Пафос — «мы должны добраться до „осиного гнезда“ быстрее этих гребанных „лягушатников“».
TuaregTuaregTuareg