С момента изобретения техники синематографа братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1883 году утекло немало воды, а, скорее уж, был отснят не один метр кинопленки. Так уж получается, что кино по своей природе способно вести диалог на любую животрепещущую тему, обращаясь напрямую ко всему миру, даже без знания иностранных языков. Но, увы, в связи с гигантским наплывом “попкорна” и откровенно второсортных/третьесортных фильмов, многие великие творцы визуального искусства и их творчество так и остаются неизведанными для большинства заядлых и не очень киноманов.
Пусть для кого-то это и будет открытием, но кино не всегда снималось и снимается по канонам и лекалам фабрики грез — читай, Голливуда. В этой рубрике будет производится анализ творчества малоизвестных, спорных, скандальных, либо же незаслуженно забытых (но не лишенных дарования!) кинорежиссеров, о которых вы могли когда-то слышать, но руки так и не дошли до полноценного изучения фильмографии. Так что, если вы немного подустали от ремейков, бесконечных сиквелов и высокобюджетной жвачки, то вы попали по адресу.
И честь открыть эту рубрику я решил предоставить немецкому кинорежиссеру Уве Боллу.
Кто это?
Прозванный “Эдом Вудом современности”, герр Уве одним своим упоминанием способен вызвать сильные боли чуть пониже крестца у многих почитателей игровой индустрии. Снискав дурную славу своими чудовищно халтурными киноадаптациями видеоигр, в числе которых Bloodrayne, Far Cry, Alone in the Dark и т.д., этот ушлый немец смог заработать целое состояние на, казалось бы, заведомо провальных фильмах. Как же ему это удалось?
Дело в том, что до недавнего времени законодательство ФРГ всячески поощряло своих соотечественников, которые хотели поднять на ноги немецкий кинематограф. Таким образом, получая деньги от инвесторов в Германии, Уве Болл ничем не рисковал: при кассовом провале государство возвращало большую часть денег инвесторам. Ко всему прочему инвестиции “засчитывались” как налоги, что в будущем положительно сказывалось на общей прибыли всех тех, кто решился проспонсировать проекты Болла. Как итог — все довольны.
К слову сказать, Уве Болл не только хорошо умеет находить дыры в законодательстве и умело ими пользоваться – что делает его человеком весьма изворотливым и прытким – он также владеет докторской степенью по литературе, что весьма похвально.
Помимо глубоких познаний в литературе, Уве Болл, как это не парадоксально, имеет очень хороший вкус и в кино: “Заводной апельсин”, “Апокалипсис сегодня” и “Гражданин Кейн” в списке его любимых фильмов. Тем не менее, режиссуре как профессии он не обучался.
Сам же режиссер в своем интервью Discovery Channel признался, что в видеоигры не играет. Решение снимать фильмы по популярным игровым франшизам принималось исключительно из маркетинговых целей: в игры играют по всему миру — значит, они популярны. А раз они популярны, то легче найти спонсоров, которых можно будет уговорить вложить инвестиции в свои проекты.
После того, как правительство ФРГ прикрыло «лазейку» в немецком законодательстве, Уве Болл переехал в Канаду и, по его заверениям, искать инвесторов и актеров на североамериканском континенте намного проще, чем в его родной Германии.
Тем не менее, помимо ужасных во всех смыслах экранизаций видеоигр, которые даже сам Уве Болл считает достойными “Золотой Малины”, у немецкого режиссера в копилке отснятых фильмов присутствуют действительно интересные и, да простят меня фанаты Нолана, действительно хорошие кинокартины. Но прежде чем приступить к обзору его самых удачных работ, хотелось бы заранее напомнить, что понятия “интересный” и “хороший” достаточно расплывчаты, и каждый из нас воспринимает их по-своему.
Что стоит посмотреть?
“Heart of America”; 2002
О чем фильм?
За год до обласканного каннским жюри “Слона” Гаса Ван Сента и за пять лет до выхода так горячо обсуждаемого в свое время в России “Класса” Ильмара Раага Уве Болл снял картину с очень похожей канвой.
В самой обычной средней школе два друга подвергаются издевательствами и унижениями со стороны одноклассников. Родителям нет особого дела до детей, учителя с упорством баранов видят вокруг все что угодно, только не очевидное. Всем плевать на Дэниэла и Барри (именно так зовут “угнетаемых”), но им не плевать друг на друга. Вскоре они понимают, что пришло время отомстить всем обидчикам и поставить во всем этом деле жирную точку. Ничего не напоминает?
20 апреля 1999 года в школе “Колумбайн” произошло массовое убийство, заранее спланированное двумя учениками этой же самой школы – Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом. Уве Болл, в свою очередь, явно черпал вдохновение из этих кровавых событий, хотя явно не захотел перенести эти события в полной мере на экран. Но это все лирика. Как тогда обстоят дела с самой картиной?
Критика
Фильм сам по себе не затянут, но, к сожалению, имеет немало филерных сцен и диалогов. Без стеснений показаны детская наркомания, жестокость, секс, всеобщее безразличие и прочие актуальные школьные проблемы.
Среди актеров почти нет профессионалов, разве что списанный голливудский актер Майкл Паре и заслуженный “ветеран” киноэкрана Юрген Прохнов, но им принадлежат лишь эпизодические роли. Но отсутствие профессионального актерского образования не помешало актерам довольно неплохо и реалистично показать себя в образе проблемных подростков.
Кинокартина, а точнее идея заложенная в ней, остается актуальной и по сей день. Если же вам близка подобная тема и картины с похожей канвой не оставляют вас равнодушными, то фильму стоит дать шанс.
“Rampage”; 2009
О чем фильм?
В один не очень прекрасный день простой парень по имени Билл Уильямсон вооружился до зубов и вышел на улицу вершить правосудие единственным верным, по его мнению, способом – убивать всех, кто попадется ему под руку. Пусть вас не смущает примитивная завязка всего основного действия: мотивация у главного героя пускай и заезженная, но, все же, присутствует. Дело все в том, что Билл считает виноватыми во всех бедах и несчастьях человечества, как это не парадоксально, само человечество.
Надо признать, что на момент выхода картины (2009 г.) ничего подобного на экранах еще не было. Можно, конечно же, вспомнить “С меня хватит”, но в случае с этим фильмом все было гораздо менее жестоко, да и сдобрили все политкорректностью.
Было бы более уместным упомянуть картину Боба Голдтуэйта “Боже, Благослови Америку”, но, увы, он вышла на два года позже, да и сам бесшабашный и “стебный” настрой фильма отличается от мрачного и депрессивного творения Уве Болла.
Критика
Даже те, кто откровенно недолюбливают Уве Болла и его творчество признают, что этот фильм никак нельзя назвать мусором. Более того, эта картина действительно получилась весьма добротной и захватывающей.
Несмотря на откровенно примитивную завязку и всего одного единственного запоминающегося персонажа, фильм достоин того, чтобы его посмотрели.
Отдельным пунктом хочется отметить сцены подготовки к «резне», а уж бронекостюм главного героя так и вовсе отрада для глаз.
Из откровенных минусов можно выделить отсутствие вменяемой и запоминающейся музыки и местами откровенная наигранность происходящего. В остальном же, если вы любитель добротных боевиков, или же если вы тайно мечтаете уничтожить все человечество, но по каким-то причинам у вас не доходят руки, то к просмотру крайне рекомендуется.
Стоит упомянуть, что Rampage (Ярость) является первым фильмом в трилогии. Этим летом готовится к релизу заключительная часть серии.
“Darfur”; 2009
О чем фильм?
Небольшая группа американских журналистов прибывает в Судан, чтобы снять репортаж об этнических чистках в регионе Дарфур. Там они становятся свидетелями настоящей резни, устроенной арабским вооруженным отрядом “Джанджавид” против негроидного населения. Перед ними встает выбор: уехать и постараться забыть, что они видели, либо же остаться и попытаться помочь жертвам геноцида.
Геноцид в Дарфуре не выдуманная, а, к сожалению, реальная трагедия, вспыхнувшая в феврале 2003 года и происходящая до сих пор. По данным ООН, за все время конфликта было уничтожено свыше 300 000 человек, лишились своего дома либо же пропали без вести около 3 миллионов человек.
В свое время фильм Уве Болла ввел в ступор кинокритиков: мало того, что он разительно отличается от всех его предыдущих фильмов, так и в нем прослеживается довольно сильный социальный подтекст. Какой именно – решать каждому, кто захочет ознакомиться с картиной.
Критика
Смена декораций с “небольших американский городов” на залитые солнцем пески Судана явно пошли на пользу. Сам фильм смотрится и воспринимается иначе, чем предыдущие работы Герра Уве, да и за всей этой кровавой резней, что творится на экране, есть не только правдоподобная история, но и социальный подтекст. Ко всему прочему, фильм снят предельно натуралистично, и не подготовленного зрителя картина может шокировать своей запредельной жестокостью. Стоит добавить, что первая часть фильма состоит из интервью, в которых участвовали не актеры, а настоящие жители Судана, которые были очевидцами гонений и геноцида, устраиваемых арабскими вооруженными отрядами.
В этом фильме Уве Болл смог сделать то, чего от него никто не ожидал – шокировать не столько жестокостью (в фильме, кстати, предостаточно шок-контента), сколько идеей, стоящей за всем происходящим на экране.
С другой стороны, в фильме присутствуют все те же проблемы, что и в предыдущих работах немецкого кинорежиссера. А именно невнятное музыкальное сопровождение, бюджетные спецэффекты и, пускай, уже не такие слабые, но все еще пресноватые диалоги.
Если вы готовы закрыть глаза на технические огрехи, то фильм вас точно не оставит равнодушным.
“Bailout: The age of Greed”; 2013
О чем фильм?
Финансовый кризис 2008 года. Жизнь простого американца Джима Бэксфорта полна трудностей, но он справляется как может. Жена больна раком, но болезнь отступила, и для улучшений нужны дорогостоящие лекарства. Ко всему прочему, нужны деньги на выплату ипотеки. Положение тяжелое, поэтому он вынужден работать “за троих”. Имея кое-какие сбережения, он решается вложить их в одно дело, но не по своей воле теряет все тяжело нажитое в одночасье из-за чужой жадности. И вот он обрастает долгами, и его увольняют с работы: якобы своим ужасным социальным и финансовым положением он портит имидж компании. И тут он достигает точки кипения…
Как бы странно это ни звучало, но это самый серьезный и “взрослый” фильм Уве Болла. За уже ставшим обязательным, атрибутом расстрела и убийства всех виноватых стоит не только смысл, но и по истине захватывающая и понятная многим не понаслышке история, которая вызывает и симпатию, и сочувствие.
Критика
Этот фильм прекрасно показывает, что Уве Болл действительно умеет снимать хорошее, качественное, не лишенное смысла кино. От фильма к фильму его картины становятся более выдержанными, более комплексными и сюжетно проработанными. Стоит упомянуть, что перед съемками этой картины он провел множество интервью с реальными вкладчиками, которые погорели во время кризиса 2008 года, а также консультировался с профессиональными финансистами из родной Германии.
Если же смотреть на фильм в “разрезе”, то можно увидеть, как постепенно эволюционируют ранее отстающие аспекты фильма, которые можно лицезреть в предыдущих работах немецкого режиссера.
Хочется отметить, что в ленте в целом соблюден идеальный баланс как довольно глубокой драмы, так и качественного экшена.
Во время диалогов рука уже не тяготеет прильнуть к лицу в характерном жесте, персонажи больше не похоже на скудоумных болванов, а музыка теперь радует слух – в особенности финальная композиция, без которой концовка фильма не держала бы так у экрана.
К сожалению, многие “критики” ввиду того, что режиссером картины выступил доставляющий им седалищные боли Уве Болл, не глядя самого фильма, решили выставили низкие баллы. Тем не менее, фильм действительно интересный и стоящий просмотра, и его можно рекомендовать вообще всем тем, кто любит хорошее кино.
Лучшие комментарии
А из сурйозного в планах Ярость 1-2, надеюсь на социопатский боевик аля Hatred.
До Туннельных крыс еще просто руки не дошли, но посмотреть тоже собираюсь на днях.
Насчет него, кстати, и слышал и читал, что если бы в 86 году вместо Оливера Стоуна и его «Взвода» пришел бы Уве Болл с «Крысами», то он бы отхватил Оскара.
Мол сейчас просто фильмы про Вьетнам уже никому не интересны, нужно снимать про рабство с холокостом.
В статье очень расстроил только один момент: отстутствие упоминания о «Стоике» :(
Пускай картина и куда более противоречивая чем все вышеперчисленные, но уж хотя бы за эту неоднозначность она определенно достойна упоминания.
Что до самой статьи — отлично написано и оформлено, прочел с интересом, автору успехов и продолжать в том же духе.
У Уве Болла «Стоик», вроде как, тоже неплохой еще. Есть еще про Освенцим у него фильм, но там, по слухам, кроме знаменитой сцены у газовой камеры, почти ничего интересного нет.
На будущее хочется подсказать автору идею про киностудию «The Asylum», которые снимают ТАКОЙ адовый трэш, что аж смеяться до коликов тянет. И они еще умудряются без долгов жить, и денег срубить.
зы Первый кадр к Rampage, чем то напомнил гта.
Я читал, что эти пародии как раз не намеренные и эти ребята делают все на полном серьезе)
Почитай вот это: redrumers.com/2015/06/29/5-ugly-asylum-facts/
Нашел чем себя занять в ожидании беседовского показа)
В Освенциме, кстати, Уве Болл сам снялся в роли охранника камеры
Про The Asylum в курсе, но они специально снимают в формате низкобюджетных пародий. Так же как и Troma Entertainment снимает только в формате треша. Поэтому даже не знаю как их можно разобрать, там ведь каждый фильм это разрыв всех мыслимых шаблонов, что приняты в сегодняшнем кинематографе.
Может быть, если рубрика придется читателям по вкусу, расширю формат и освещу особые жанры и поджанры, которые уже канули в лету — например, blaxploitation, или там итальянский неореализм.
Да, было бы очень интересно. Главное, чтоб не в ущерб вашему времени. (:
Я, кстати, долго сомневался, стоит ли включать Стоик в статью, и решил не упоминать о нем, так как не был уверен, что меня правильно поймут.
Хоть фильм и достойный, но в нем изобилует всякого рода шок контент, особенно сцена со шваброй
На самом деле, приятно видеть, что так много людей способно иметь свой собственный взгляд на противоречивые вещи