Посвящается всем экранизаторам игр — прошедшим, настоящим и будущим.
Тром'ка, воин! Перед тем, как ты приступишь непосредственно к чтению полотна текста ниже, обязан тебя предупредить:
1. Спойлеры. Их тут не будет. По крайней мере, относящихся непосредственно к сюжету фильма, однако то и дело тут и там будут всплывать факты, касающиеся вселенной WarCraft в целом, и первой войны орков и людей в частности, а также информация из трейлеров. Так что, если вы еще не смотрели фильм и хотите сохранить свое восприятие девственно чистым для наиболее полного впечатления от просмотра, рекомендую воздержаться от прочтения этой статьи.
2. Фактор мнения стражника у ворот. Я большой поклонник игр Blizzard и серии WarCraft, поэтому мне очень трудно оценивать киноадаптацию объективно, без фанатских розовый очков, но я постараюсь. При прочтении, главное, помните, что эта статья — субъективна. Ваше мнение может отличаться от моего, это нормально, и даже хорошо.
Да осветит твой путь вечное солнце!
Предисловие
Варкрафт… Как много в этом звуке для сердца геймера слилось! Как много в нем отозвалось! Воистину, это детище компании Blizzard стало уже куда большим, чем успешная долгоиграющая серия игр. Варкрафт — это целая эпоха в игрострое, я бы даже сказал, культурное явление. И в первую очередь, Варкрафт — это поражающий своими размерами проработанный красочный фэнтези-мир, полный интересных историй и запоминающихся персонажей, который не раз и не два находил свое отражение в литературе, комиксах, артах, машиниме, ну и конечно же, в играх, но на большом экране появляться никак не хотел. Однако всем было понятно, что торжественное явление Военного Ремесла на просторах киноиндустрии оставалось лишь вопросом времени… До недавних пор.
И вот свершилось! Спустя 10 долгих лет после первого анонса экранизации, на радость фанатов, вселенная Варкрафт таки получает свое заслуженное киновоплощение усилиями Legendary Pictures и незамедлительно отправляется покорять просторы кинотеатров всего мира. Но не успев еще толком выйти в прокат, фильм получил ворох чрезвычайно низких оценок от разномастных критиков, из-за чего его средний балл на всем известном Metacritic составляет на момент написания статьи печальные 37%. Похожая ситуация сложилась и на отечественном КиноПоиске, где по рецензиям критиков фильм получил позорный 21%.
Сразу же возникает целый ряд неудобных вопросов: Почему критики боевым маршем Орды прошлись по фильму? Действительно ли там все так ужасно? Что ж мы получили в итоге? Это тот самый Варкрафт, перекочевавший на большой экран, или же что-то на уровне поделок Уве Болла, а может даже похуже? Чего мы ждали 10 лет? Давайте разбираться. И чтобы точнее понять, как Данкан Джонс распорядился колоссальным Варкрафтовским наследием, я разобью свой рассказ на тематические блоки, дабы было проще ориентироваться.
Сюжет
И начну я, пожалуй, с самого неоднозначного аспекта фильма — сюжета. А неоднозначен он по ряду причин. Во-первых, присутствует значительное отступление от общих канонов серии, а именно от сюжетов игры WarCraft: Orcs and Humans и сопутствующей литературы. Во-вторых, весьма и весьма сумбурное повествование, делающее и без того не слишком-то крепкий сюжет еще более хаотичным.
Фильм не щадит неподготовленного зрителя, действие стартует с места в карьер, никакой предыстории и разбора полетов, на нас просто сваливают всего да побольше: орков, Гул’дана, Темный портал, вторжение, людей, экшен. Поначалу это обескуражило даже меня — человека, знающего подоплеку конфликта и хронологию событий. Те же, кто вообще не разбирается в истории мира Военного Ремесла, рискуют совсем не понять сути происходящих событий.
Но дальше — больше. Действие развивается довольно стремительно, набирая нехилую динамику. На нас сваливают гору разнообразных персонажей, находящихся по обе стороны конфликта, часть из которых появляется лишь для того, чтобы потом исчезнуть; батальные сцены резко сменяются диалогами; кто-то куда-то вечно спешит; мы постоянно переключаемся между Ордой и силами Штормграда, не успевая толком проникнуться ни теми, ни другими. Монтаж крайне рваный, сконцентрироваться на происходящем сложно: война-диалоги, диалоги-война. Из-за этого степень непонимания происходящего может вырасти до неприличных значений.
Во время просмотра создается стойкое ощущение, что создатели фильма стремились показать как можно больше всего в как можно меньшие сроки, чтобы уложиться в хронометраж. Поэтому на раскрытие персонажей дается мало, преступно мало времени, это происходит как бы невзначай, между делом, в результате чего мотивация многих героев либо обосновывается всего одной коротенькой сценой, из-за чего все дальнейшее действо выглядит слегка странно, либо остается за кадром или на страницах книг. От этого человеку несведущему может быть неясно, почему определенный персонаж поступает тем или иным образом.
Но начиная с середины и до самого конца темп несколько сбавляет обороты, монтаж перестает быть таким ошалевшим; пусть и вскользь, но даются необходимые пояснения и ответы на некоторые вопросы, которые могли возникнуть в начале просмотра. Как по мне, так вторая половина фильма куда сильнее первой как в плане подачи истории и развития персонажей, так и в плане экшен-сцен.
Если же касаться непосредственно сюжета картины, то… он все-таки неплохой. Да, звезд с неба не хватает, порой встречаются небольшие несостыковки и за его развитием бывает трудно уследить, но он все-таки интересный и самобытный. Фильм не дает заскучать, все время что-то происходит, даже толком не успеваешь перевести дух.
Канон
Дальше я хотел бы поднять еще один спорный вопрос — вопрос канона. Конечно, этот аспект не является первостепенным для большинства зрителей, но он безусловно важен для фанатов вселенной. Фильм создавался под тщательным контролем ЛОРовых колдунов из Blizzard, и все изменения оригинальной истории мира в угоду адаптации обширной вселенной Варкрафта для киноформата были одобрены великим и ужасным Крисом Метценом. Однако всегда найдется 3,5 ортодокса-знатока в красном, которые будут жаловаться на перевирание истории, дескать, у Гул’дана борода была на 3 см длиннее, Громмаш был зеленее и злее, у Гароны грудь была на полразмера больше и прическа уложена в другую сторону, неканон и вообще! Поэтому все же внесу необходимые пояснения.
Сюжет фильма поверхностно следует WarСraft: Orcs and Humans, все основные события и лица на месте, однако есть некоторое количество роялей в кустах, о которых, я, ясное дело, особо распространяться не буду. Скажу лишь, что оригинальные сюжетные решения фильма можно условно разделить на три группы. Первые — это те, что меня, как ярого фаната серии, вполне устраивают и нравятся даже больше, чем оригинальный сюжет; вторые — те, которые не вызывают никаких эмоций: ну, изменили и изменили, подумаешь; ну, и третьи — это те, которые провоцируют лишь фейспалм и невероятное желание задать вопрос сценаристам: “Почему нельзя было сделать так, как было в оригинале, е-мое?!”. Последних, благо, немного.
И чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример для каждой группы (не бойтесь спойлеров, все ситуации взяты из трейлеров и тв-спотов). Отличным примером изменений из первой группы может служить замена причины одержимости и кровожадности орков — с крови демона Маннорота решили перейти на некую Скверну, которой Гул’дан наделяет своих подданных по собственному усмотрению, что объясняет единовременное присутствие зеленых и коричневых орков на экране, а также изменение цвета их кожи походу развития сюжета (привет, Чернорук!), а также позволяет избежать многих вопросов в будущем.
В качестве иллюстрации изменений второй группы подойдет введение акта коллаборации части орков во главе с Дуротаном и Оргриммом Молотом Рока со Штормградом с целью свержения диктатуры Гул’дана. В оригинале, конечно же, ничего подобного не было и в помине, там все куда проще: орки поголовно злые, причем настолько, что даже все положенные по талонам сил Зла печеньки на вербовку рекрутов схавали сами, а люди все из себя добрые, белые и пушистые, успевай только доспехи от пуха чистить. Данный твист добавляет некоей глубины сюжету и лишает конфликт примитивной “черно-белости”. Я, в принципе, не против таких изменений, поскольку они позволяют сделать сюжет более закрученным, что позитивно сказывается на восприятии картины как обычными неискушенными людьми, так и проженными фанатами, знающими всю эту историю наизусть. Однако подобные преобразования не вызывают у меня особых восторгов.
А для демонстрации негативных изменений третьей группы так и напрашивается одна очень показательная сцена, связанная с Гароной Полуорчихой, просто выносящая мозг своей нелепостью, но я не могу ее использовать, ибо спойлеры (хотя, в данном случае они относятся к игре 20 летней давности, ну, да ладно), поэтому приведу другой пример — финальная схватка вождя Чернорука и Андуина Лотара, по итогу которой первый погибает. Стоит сказать, что в оригинальной истории Чернорук гибнет незадолго до окончания Первой войны от рук Оргримма Молота Рока, в результате чего тот становится законным вождем Орды. Все логично и четко. В экранизации же решили ради патетики или дополнительно экшена, уж не знаю, разрушить стройную историю прихода к власти в Орде Оргримма, и теперь мне решительно непонятно, каким образом сей коварный орк возьмет эту самую власть в свои коричневые руки в сиквеле. Ну, да и К’Тун с ним, если бы схватка была запоминающейся и эпичной, однако же нет! Все действо длилось от силы секунд пять, Чернорук, видимо, одурев от Скверны и собственной мощи, попер в традиционном орочьем стиле на Лотара тараном, а тот, не будь дурак, совершил ловкий перекат, аки матерый варфейсер, причем прямо между ногами вождя, в процессе еще и ловким движением руки отсек мечом ему силу и честь, отчего тот мгновенно погрустнел и продолжать бой не стал, чем Лотар и воспользовался. Конечно, бой выглядел комично… наверное, но, Саргерас побери, оно того не стоило. Однако это лишь ложечка дегтя в бочке меда и в целом в вотчине Криса Метцена все прекрасно, чего не скажешь про ЛОР Дренора, мде.
Картинка
Теперь рассмотрим что-то более однозначное и понятное. Что тут сказать, картинка в фильме просто великолепная, и это касается всех ее аспектов: от CGI до декораций и реквизита. Компьютерные орки выглядят фантастически: невероятная глубина проработки моделей, лицевая и не только анимация, детализация волос и прочей щетины просто поражают воображение. Действительно, местных зелено- и коричневокожих можно пристально разглядывать на наличие всяких деталей и особенностей очень и очень долго. Не подкачали и компьютерные животные, однако, от орков они несколько отстают.
Зато не отстают виды. Местные компьютерные красоты завораживают своей патетикой и молчаливым фэнтезийным величием. Нарисовано все толково, с чувством, художники явно вдохновлялись видами из синематиков оригинальных Варкрафтов. Задники, как это водится у некоторых современных фильмов, здесь не заблюрены, панорамы завораживают. За просмотром местных пейзажей можно провести немало времени.
Теперь, пожалуй, следует сказать и о спорной части всего этого великолепия, которая вызывала больше всего вопросов — о реквизите, который представлен оружием и доспехами доблестных воинов Штормграда. Особенно много сомнений вызывали их доспехи, ибо в трейлерах они смотрелись крайне искусственно и пластмассово. Я боялся, что армия людей будет напоминать какую-нибудь сходку Омских ролевиков 1995 года. Как же я рад, что мои опасения не подтвердились. Стараниями каких-то неведомых сил (магия кино, не иначе) доспехи пехоты человеческой расы преобразились и стали выглядеть подобающе. В грязь лицом не ударило и оружие, однако, на мой взгляд, от него еще отдает некоторой “игрушечностью”. Уж больно оно большое и гипетрофированное.
Также стоит обмолвиться и о магии. Не кино, а обычной. Ее тут не слишком много, а эффекты не радуют разнообразием, однако она выглядит весьма и весьма красочно, на уровне, хотя к концу фильма повторяющиеся эффекты начинают утомлять.
Актеры
Здесь также все достаточно просто. Актерский состав подобран, на мой взгляд, вполне сносно, хотя и без имён первой величины. На протяжении фильма никто не раздражал, и на том спасибо.
Но все же мне отдельно хочется отметить Радгара Лодбрака, ой, то есть Трэвиса Фиммела, сыгравшего Андуина Лотара. Его игра мне крайне понравилась, на мой взгляд, он отлично дополнил и оживил образ стойкого нордического командующего войсками Штормграда и героя будущего Альянса.
А если рассматривать другую сторону баррикад, то не могу не выделить Дэниела Ву, исполнившего роль Гул’дана, — главного злодея фильма. Киношный Гул’дан получился весьма мощным и запоминающемся персонажем, вызывающим трепет и даже некоторый страх, хотя, в сравнении с Гул’даном игровым, его образ несколько деградировал.
Музыка
Звучит музыка боевая, и орки двинулись в поход… Мда, музыкальная составляющая, пожалуй, самая разочаровывающая в этом фильме. И нет, музыка не то чтобы не в тему. Дело в том, что музыка… просто никакая. Она не раздражает, не вызывает желания оторвать себе уши, пробурить отверстие к мозгу отверткой или что-то подобное. Она вообще ничего не вызывает. Никаких эмоций, она даже не запоминается толком. А ведь в фэнтези-фильмах музыкальная составляющая крайне важна, а тут такое галимое исполнение. Обидно. И это не уровень Варкрафта, за что обидно вдвойне. Игры серии славились своей великолепной музыкой, отражающей в полной мере всю эпичность и весь масштаб этого сказочного мира. В экранизации ничего подобного нет. Композитор даже не удосужился использовать переработанные композиции из игры, ведь в одной сцене, где демонстрировалась панорама Штормграда, одна мелодия так и напрашивалась, но увы. Совместили бы приятное с полезным — фан-сервис и саундтрек… Однако это фанатские придирки, в целом, музыка нормальная, но хотелось бы, конечно, большего.
Фан-сервис
И вот мы добрались до лучезарного царства фан-сервиса, о котором я мельком упомянул выше. Вообще, я сильно опасался, что фильм, истошно пытаясь подтвердить свою непосредственную причастность к великой серии игр, будет усиленно пихать мне под нос разнообразный фан-сервис, как бы говоря: “Ну, че, фанат, хотел — получай, мы тут тебе еще на лопату навалим, а ты жри”. Или же, что он броситься в другую крайность, и никаких фишечек для поклонников серии не будет в принципе, чтобы лишний раз неподготовленного зрителя не загружать. Хорошо, что мои опасения и в этот раз не подтвердились.
Фильм Варкрафт — пример очень качественного распределения фан-сервисной составляющей. Его здесь немного, но он грамотно рассредоточен по хронометражу, им тебе в лицо не тычут, но то и дело по ходу повествования всплывают разнообразные приколюхи, и ты понимаешь, что это, мать его, Варкрафт и ничто иное. Отдельным развлечением является отыскивание в толпе орков знакомых лиц (Громмаш — лучший статист фильма, впрочем, он, так сказать, “на поверхности”, еще мне удалось отыскать Острорука, а кого нашли вы?). Подача фан-сервиса в этом фильме — пример для других экранизаций. Именно так нужно работать с материалом и подавать его фанатам.
Заключение
В общем и целом, фильм Варкрафт — это хорошее, действительно хорошее игровое кино, но, конечно же, не без проблем. Нестройное рваное повествование, перенасыщенность персонажами, странные сценарно-ЛОРовые решения, слабая музыкальная составляющая — это все есть, данные проблемы глупо отрицать, однако ничто не идеально.
Да, пусть, на мой взгляд, фильм берет на себя слишком много: силясь показать крайне масштабную и долгую историю вкупе с развитием и становлением целой плеяды разнообразных персонажей при таком небольшом по нынешним меркам хронометраже (2 часа ровно), он рискует оставить неудовлетворенными как искушенных фанатов, желающих видеть еще больше персонажей и событий, так и рядовых зрителей, у которых, скорее всего, останутся вопросы из-за ряда сюжетных недомолвок. По-моему, фильм мог смело оставлять себе те вырезанные полчаса в хронометраже, тогда многих проблем можно было бы избежать.
Но, в общем и целом, фильм оставляет крайне приятное впечатление. На мой скромный взгляд, Данкан Джонс справился со своей задачей. Он обошелся с Варкрафтовским наследием крайне достойно, и в попытках найти компромисс между запросами двух полярных категорий зрителей — требовательных фанатов и обычных людей, просто желающих посмотреть кинцо, — сделал все возможное, чтобы никто не ушел обиженным.
Киношный Варкрафт соответствует своему игровому прародителю: он очень красочный, насыщенный и обладает колоссальным размахом, типичным для эпического фэнтези. За развитием сюжета фильма очень интересно наблюдать, он смотрится на одном дыхании, не отпуская до самых титров.
Этот фильм — тот случай, когда первый блин получился не комом. Это лишь первая ласточка, и я очень надеюсь, что фильм не только положит начало для целой киноэпопеи по мотивам вселенной Военного Ремесла, но и даст старт эпохе действительно качественных экранизаций игр, вдохновив режиссеров своим примером.
Вердикт:
Мне, как преданному фанату этой игровой вселенной, потерявшему десятки часов за стратегиями WarCraft и сотни за всем известной MMORPG, трудно объективно оценивать сие творение кинематографа, однако я должен. И как бы мне не хотелось в фанатичном исступлении орать: “О господи, это шедевр, на кончиках пальцев, 11 Иллиданов верхом на Смертокрылах из 10 Артасов-мурлоков-пиратов-ниндзя из далекого космоса!!!!111адын11”, — я вынужден судить здраво. Варкрафт — нисколько не гениален и на лавры Властелина Колец он не претендует, однако фильм крайне качественный и сделан с любовью к первоисточнику. Лично для меня это лучшая экранизация игры на данный момент, идти в кино на него определенно стоит, особенно если вы фанат серии. Мой вердикт:
Не окажусь.
Плюсы: красивая картинка, интересный сюжет, отличная работа актеров, качественный фан-сервис.
Минусы: сумбурное повествование, слабая музыкальная составляющая, сомнительные изменения канона, отсутствие нескольких важных персонажей из игр.
Сюжет: 7/10
Картинка: 9/10
Музыка: 5/10
Актеры: 7/10
Итог: 7/10
***
Лучшие комментарии
ВК сильно скучный, ну прям дико скучный, а вот Варик я смотрел в запой. Хотя вкусовщина конечно.
А если серьёзно — основная ценность статьи пояснение почему орки и красные и зелёные.