Словосочетание «финская игровая индустрия» вряд ли вызывает какие-либо ассоциации у большинства игроков. Однако если углубиться в изучение данного вопроса, можно узнать, что финны подарили миру довольно-таки известные тайтлы, такие как Max Payne, Alan Wake, мобильный хит Angry Birds и даже Quantum Break.
Еще одним достойным представителем финского игропрома является FlatOut – серия аркадных гоночных игр, визитной карточкой которой стала возможность запуска водителя через лобовое стекло задолго до Grand Theft Auto IV. Студией, ответственной за создание данной серии, является Bugbear Entertainment, сотрудники которой, судя по всему, являются людьми достаточно скромными, так как известно о них не так уж и много.
Общее фото трехлетней давности
Bugbear Entertainment была образована в марте 2000 года в городе Хельсинки и примечательна тем, что занимается исключительно разработкой гоночных игр. Основателями студии являются дизайнер Янне Аланенпаа и программист Тату Бломберг. Большинство сотрудников Bugbear, включая ее основателей, были знакомы еще задолго до основания студии, так как в середине девяностых они являлись представителями демосцены и участниками демогруппы под названием Byterapers.
Демосцена — это сообщество людей (сценеров), которые занимаются созданием демо: компьютерных программ как вида искусства, главной особенностью которого является выстраивание видеоряда с музыкальным сопровождением, выводимых компьютером в реальном времени.
Несмотря на то, что Bugbear специализируется исключительно на гоночных играх, первой игрой, которая находилась в разработке, являлось нечто под названием Hat Trick Hockey — благо от этого проекта осталось только название. (:
Еще одной отличительной чертой Bugbear Entertainment является использование во всех проектах собственного движка, который за годы существования студии проделал путь от скромного и исключительно «компьютерного» движка, без каких-либо излишеств, до полноценного мультиплатформенного комбайна. Не так давно (одновременно с анонсом Wreckfest) впервые стало известно его официальное наименование – ROMU.
На своем сайте сотрудники Bugbear Entertainment разделяют существование студии на четыре временных отрезка различной протяженности:
Дебютным проектом Bugbear Entertainment стал исторический симулятор ралли – Rally Trophy, основными достоинствами которого являются очень точно воссозданные модели раллийных машин конца 20 века, а также детальная система повреждений, которая влияет не только на внешний вид автомобиля, но и на его ходовую часть. Серьезный подход к разработке был по достоинству оценен как игроками, так и прессой, поэтому работа над полировкой движка и разработкой новой игры закипела.
Вторым проектом Bugbear стал откровенно слабый симулятор кольцевых гонок на внедорожниках под названием Tough Trucks: Modified Monsters, вышедший летом 2003 года. Как показывает практика, разработка различных «4x4»-симуляторов – дело весьма неблагодарное, поэтому нет ничего удивительного в том, что о данном проекте слышали, наверное, только самые преданные поклонники творчества студии. О сомнительности проекта также говорит имя издателя – Activision Value – подразделение Activision, ориентированное на выпуск бюджетных и низкокачественных игр.
Поднабравшись опыта за время разработки первых двух игр, Bugbear Entertainment наконец-таки «выстрелили».
В конце 2004 года, усилиями Empire Interactive, была выпущена первая игра серии FlatOut, которая не только вобрала в себя все лучшее, что можно было почерпнуть из Rally Trophy и Tough Trucks, но и стала первым проектом студии, который выбрался за рамки «PC Only & Forever». Игровая механика FlatOut представляет собой всю ту же вариацию на тему кольцевых гонок с реалистичными моделями поведения и повреждения автомобилей. Однако FlatOut любим игроками далеко не за кольцевые покатушки. Славу серии принес так называемый режим трюков, в котором страдал уже не автомобиль, а его водитель, которому приходилось вылетать через лобовое стекло и показывать акробатические пируэты для того, чтобы заработать дополнительные «кредиты» на покупку новых машин или на апгрейд старых.
FlatOut была не только одобрительно встречена игроками и прессой, но и номинирована на премию BAFTA в области видеоигр в категории «Лучшая гоночная игра», но лауреатом данной премии стал Burnout 3: Takedown. Тем не менее, игре удалось собрать вокруг себя достаточное количество почитателей, поэтому ответ на вопрос о производстве сиквела был более чем очевиден.
Релиз FlatOut 2 состоялся в 2006 и сразу же разбил почитателей оригинала на 2 лагеря. Дело в том, что сиквел стал более аркадным: машины стали менее ретивыми на поворотах и в заносе, а повреждения автомобилей отныне и впредь являются лишь косметическими и никак не сказываются ни на скорости, ни на управляемости.
Бюджет сиквела заметно возрос, о чем можно судить по саундтреку, который щеголяет названиями всемирно известных групп и исполнителей. Да, в первой части игры саундтрек тоже был далеко не самописный, с той лишь разницей, что исполнители, задействованные в нем, были очень известны лишь в узких кругах (например, главной музыкальной темой игры стал сингл финской группы LAB). Саундтрек же FlatOut 2 мог похвастаться такими исполнителями, как Rob Zombie, Megadeth, а также популярными среди подростков (на тот момент времени) поп-панк командами Yellowcard и Fall Out Boy.
Релиз FlatOut 2 пришелся на переломный для игровой индустрии момент: PlayStation 2 уже готовилась выйти в тираж, ее место потихоньку занимали консоли нового поколения и Bugbear загорелись желанием выпустить FlatOut 2 хотя бы на одной из них. В то же время, они прекрасно понимали, что из-за технических ограничений PlayStation 2 графика в игре получилась не шибко передовой, поэтому было принято решение «немножечко» подтянуть графическую составляющую игры. Итогом этого самого «немножечко» стал релиз FlatOut: Ultimate Carnage – полноценного ремейка FlatOut 2, который включал в себя не только улучшенную графику, но и новый саундтрек, новую модель поведения автомобилей (которая теперь стала совсем уж утюжно-аркадной), а также увеличенное количество соперников, коих теперь стало 11.
Теперь на два лагеря разделились уже поклонники сиквела: одним Ultimate Carnage пришлась по нраву, другие же считали, что Bugbear просто решили навариться на игроках и дважды продать им одну и ту же игру.
Истина как всегда где-то посередине.
Помимо серии FlatOut, данный период существования студии также примечателен разработкой двух игр для портативных платформ Nokia N-Gage (сюжетные аркадные гонки Glimmerati) и Sony PlayStation Portable (портативная версия известного раллийного симулятора Sega Rally с подзаголовком Revo).
2009 год никак не отмечен в истории существования студии. Тем не менее, этот год является роковым для серии игр FlatOut: издатель Empire Interactive обанкротился и все права на серию перешли к весьма противоречивому издателю – Strategy First. Во что все это вылилось, все прекрасно знают: серию поочередно добивают разработчики десятков плохих гоночных игр с приставкой Racer – Team6 Game Studios и довольно-таки сомнительного шутера Bet On Soldier – Kylotonn, от которых, к счастью, имеются только угрозы в виде анонса новой игры серии.
Лишившись прав на серию FlatOut, студия, тем не менее, не осталась без дела. В 2012 году на прилавках цифровых и не очень магазинов появилась игра Ridge Racer Unbounded – первая, после продолжительного перерыва, «большая» игра серии, разработанная Bugbear Entertainment по лицензии Bandai Namco Entertainment. Надежды на эту игру в первую очередь возлагали поклонники серии FlatOut и в какой-то мере они оправдались, чего не скажешь об ожиданиях поклонников Ridge Racer, ибо Unbounded сильно отличалась от всех предыдущих игр серии. Стрит-рейсинг режим FlatOut: Ultimate Carnage, раздутый до полноценной игры – самое точное описание, которое можно дать Unbounded.
И щепотка Burnout Paradise
Параллельно с Unbounded разрабатывалась free-2-play игра Ridge Racer Driftopia, которая так и не вышла из стадии открытого бета-теста (серверы были закрыты в августе 2014 года) в связи с низкой популярностью проекта.
В 2013 году неожиданно для всех студия анонсировала новую игру, которая тогда так и называлась – Next Car Game. Анонс игры сопровождался демонстрационным роликом и технологической «демкой», в которых большинство игроков тут же разглядели очевидное сходство с серией FlatOut.
Удочка была успешно заброшена, начался сбор средств на дальнейшую разработку, который не увенчался успехом. После неудачи на Kickstarter, Bugbear решили пойти другим путем и стали распространять игру через Steam по программе раннего доступа. Тогда же игра обзавелась полноценным названием – Wreckfest. Из-за недостаточного финансирования разработка игры движется очень медленно – обновления хоть и выходят регулярно, но спустя почти два с половиной года с момента выхода Wreckfest в Steam, игра так и не обросла должным количеством контента. Остается надеяться на то, что игрой заинтересуется какой-нибудь платежеспособный издатель. В противном случае, исходя из политики Steam, касающейся системы раннего доступа, игра может остаться в том виде, в котором она представлена в данный момент. Особенно неловко в данной ситуации будут чувствовать себя обладатели Digital Deluxe Edition.
Bugbear Entertainment является достойным примером студии, которая за более чем десяток лет своего существования смогла не только удержаться на плаву, не поддаваясь при этом модным веяниям, но и изменила представление многих игроков об аркадных гонках раз и навсегда. Хочется верить, что студия сможет справиться со всеми трудностями и вернуть себе былую славу.
Поживем – увидим, как говорится.
Лучшие комментарии