2007-й год стал, возможно, переломным в истории видеоигр, когда старые идеалы рухнули, как колоссы с деревянными ногами под тяжестью собственных недостатков, а инновации, которые сейчас выглядят совершенно обычными и привычными, только-только показались из-за горизонта. В 2007-м году вышел знаменитый Crysis, 2007-й год дал начало одному из самых знаменитых конвейеров, а ещё в 2007-м году случился переломный момент для жанра RPG. Величайшая на тот момент знаменитая студия BioWare была выкуплена ЕА со всеми вытекающими. И вот на фоне всех этих событий в этом же году ни кому неизвестная студия из далёкой для западного игрока Польши выпустила игру, которая всего-то и хотела, что подражать проектам BioWare, а через восемь лет сама обзавелась триквелом, который заткнул за пояс игры канадской студии.
И это был Ведьмак. Игра, которая стоила полякам таких усилий и затрат, что они находились буквально на грани банкротства в тот год. Игра, которая объединила европейскую школу геймдева со столь знакомыми игрокам из Восточной Европы славянскими мотивами. Игра, которая повернула жанр RPG в сторону сюжета, а не только игрового процесса.
Однако, к сожалению, далеко не все игроки знают о том, что же именно это за игра. На них в первую очередь и ориентируется этот текст. Итак, Ведьмак – это шикарная RPG, которая при общем рассмотрении представляет собой каноническую версию этого жанра, но, если разбирать её по полочкам, обладает своими собственными аспектами, которые и выдвигают её в разряд культовых.
Прежде всего, Ведьмак славится своим сюжетом. Игра повествует о приключениях профессионального убийцы чудовищ Геральта из Ривии – главного героя рассказов, повестей и романов польского писателя Анджея Сапковского. Однако, в отличие от цикла «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина, книги о Геральте не связаны крепко едиными сюжетными линиями, поэтому сделать игру о Темерии и населяющих её жителях оказалось проще. CD Projekt RED решила не «игроизировать» книги напрямую, а создать своеобразное их продолжение (которое, правда, сам автор не считает официальным). Таким образом, игроки получили историю, которая часто отсылается к былым приключениям Геральта, но и дарит им новые впечатления. Студия убила сразу двух зайцев – если игрок читал книги, он будет получать удовольствие от встречи со знакомыми персонажами и посещать дорогие сердцу места, а ежели игрок не знаком с творчеством пана Сапковского, то он ознакомится с потрясающей своей проработкой историей.
Сценаристы CD Projekt RED смогли хорошо перенести на игровые рельсы персонажей книг и отлично развили их характеры. Все они: начиная от самого Геральта и заканчивая милашкой Шани и харизматичным Золтаном, озвученным неподражаемым Андреем Ярославцевым, получились очень живыми и интересными личностями. Они вплетены в сюжетную канву ловко и аккуратно, отчего у игрока ни разу не возникнет мыслей о том, что какой-то из персонажей появился в сюжете ни к селу, ни к городу. Да и сам сюжет не рассказывает о надоевшей борьбе Бобра с Ослом, а повествует о приключениях охотника на чудовищ, в силу обстоятельств оказавшимся ввергнут в пучину грязных политических интриг на фоне разворачивающейся войны. Вся эта магия, чудовища и проклятия в мире Ведьмака не являются основой – они лишь мрачные декорации ко вполне человеческим историям.
Надо отметить, что сюжету подвержены все квесты, которые выполняет игрок. Например, дополнительные квесты, которые, казалось бы, вообще являются необязательными, вроде заказа на убийство чудовища, могут сильно повлиять если не на сам сюжет, то на ваше его восприятие. То есть, каждый диалог, каждое действие реально здесь не отстаёт от основной сюжетной линии. Да, в конце игры вы всё равно окажетесь именно там, куда вас отправят сценаристы игры, но дьявол, как говорится, в мелочах, которые в корне меняют всю историю.
Вот тут-то можно поговорить о ролевой составляющей. Стоит заметить, что вы не можете выбрать ни имя главного героя, ни его пол или расу – Геральт уже прописан, как персонаж, и роль убийцы чудовищ так или иначе будет присутствовать всегда. Отыгрыш же заключается именно в сюжетном плане, в котором вам предоставляется возможность не фиктивного а-ля Telltale выбора, а вполне реального. Причём строго добряка или злодея вы не сможете выполнить – ведь тут чудовища и люди нередко суть одно и то же. Тут можно встретить как и благороднейших из людей, так и последних скотин, по сравнению с которыми даже самое кровожадное чудовище покажется милым котиком. В Ведьмаке вы можете отыгрывать именно характер своего персонажа. Будет ли он расчётливым хладнокровным убийцей или же позаботится о своих друзьях, постаравшись сделать всё возможное, чтобы избежать лишнего кровопролитий (но принеся в жертву кого-либо очень близкого) – зависит от вас.
Самое время перейти к разбору игрового процесса. Вот тут всё не так однозначно. Боевая система в первом Ведьмаке, мягко говоря, необычная. Искусственное желание сделать так, чтобы игрок не мог закликать противника, породило необходимость действовать исключительно расчётливо и не всегда адекватно. Кому-то понравится такая не сильно динамичная боёвка, когда мышкой нужно ткнуть только в определённые моменты, а кого-то она будет лишь раздражать. То же самое касается игрового процесса в целом: делать в игре, помимо того, чтобы раздавать лещей, в общем-то, нечего. Мир в игре не открыт, а разделён на обширные, но всё же ограниченные локации. Занятий в игре, помимо уничтожения супостатов, тоже не так и много, а значит, поискать, например, сокровища, как в третьей части, тут тоже нельзя. Интерес, короче говоря, держится в игре в основном на сюжете.
Но игровой процесс – это самое слабое, что есть в Ведьмаке. А ведь есть же ещё и эстетическая часть игры. Благодаря работе художников, игра выглядит очень красиво даже сейчас. Конечно, древний, как динозавр, движок ещё времён Neverwinter не способен был даже в 2007-м году выдать технологически сочную картинку. Но вот художники нарисовали поистине волшебные локации. Местные леса, города, деревни, луга, болота и горы выглядят завораживающе прекрасно. А плюс ещё и аниматоры хорошо поработали, чтобы всё это не выглядело статичным, как на картине, а было постоянно в движении. Кстати о птичках: сам Геральт и его бой анимирован тоже достаточно подробно, и наблюдать за его изящными движениями по умерщвлению супостатов – одно удовольствие.
Но самое, конечно, главное, помимо сюжета – это музыка. Лучший саундтрек 2007-го года по версии подавляющего большинства самых разных изданий да и самих игроков – это не просто слова. Музыка эта реально стала символом игры. Вам понравилась музыка из третьей части? Тогда послушайте (или вспомните), что было в оригинале. Дикая Охота почти по всем параметрам проиграет своему дедушке. Даже дополнительные песни, которые были на диске с саундтреком, оказались под стать оригинальной музыке и слушать всё это великолепие и отдельно от игры не стыдно.
Итак, Ведьмак – это шикарная RPG, которая не предоставит вам возможности настроить заранее своего героя и в которой есть неоднозначный игровой процесс, могущий не прийтись по душе значимой доле игроков. Но эта прекрасная игра предложит вам незабываемое приключение охотника за чудовищами, которому очень часто придётся ответить на самый сложный, наверно, вопрос: кто же стоит перед тобой? Чудовище или человек? Ведьмак рекомендуется в обязательном порядке всем ценителям жанра RPG, и желателен для ознакомления для всех остальных. Такие проекты – это алмазы в тысячи карат.
Лучшие комментарии
Кхе-кхе, если уж цитируете, то цитируйте правильно =)
"— Как дела?
— Старая Шлюха родила! Пошёл вон Ведьмак!"
И в третьем ведьмаке все на порядок выше в плане всего, в нем поляки планку всего подняли невероятно
Черт, мысли путаются, сказать есть много чего по поводу игры, но автор и так всё грамотно разложил. Кароч, 10/10. После книг 116/10.
Дриада — the best ^_^
З.Ы. Спасибо за обзор.
Поспешил слегка ) В общем кто бы что не говорил, но русская локализация просто бомба!
Ну возможно вы правы, но атмосферы у первого Ведьмака не отнять. Да и Азар Явед крутой злодей, не только в серии, но и в геймдеве я считаю
Третий стал более масштабным, не такой спокойный, но тем не менее он очень атмосферный, сильный в эмоциональном плане, и хоть главгад не блещет харизмой, в игре полным-полно персонажей, харизмой которых можно брать и обмазываться целиком))
Справедливости ради, в первой части (если, конечно, мне медведь на ушах не оттоптался) тоже было ускорение или искусственное замедление речи, как и в третьей части. Так что, Дэн и тут может найти себе почву для своих трудностей =)
Это касается как текста, так и оформления. Особенно оформления. :|
косарь. Потому как всё правильно сказал, словно мысли мои прочёл. У меня есть три любимых РПГ: это Ведьмак, Vampire Masquerade: Bloodlines и Mass Effect 2, и не смотря на устаревшую графику и геймплей (хотя в Массыче вроде всё норм) я люблю их переигрывать временами.
Не знаю как в третьей части, но сюжет, персонажи, квесты, игровой процесс, музыка, покер с костями — всё на высшем. 5 раз наверное проходил и карточки все собирал, старался ни одного задания пропустить. Или мне одному повезло, но багов и вылетов ни разу не встречал, правда бывали фризы в Купеческом Квартале, но они и на топовых компах были.
А Александр Зайцев в роли Ведьмака просто бесподобен.
Его реплики :«Мне нужен Кальций Экуум» или:
— Ааааааааааааааа
— Ты что? Никогда гулей не видел
— Видел, но не говорящих
А трактирщики такие перлы выдавали «Чёрт! Опять проиграл»
Ну и конечно же:
— Как дела?
— Старая Шлюха? Пошёл вон Ведьмак!